Текст документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тюменская областная Дума
ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Тюменской области от 14.03.96 N 30)
Принят на 18 заседании областной Думы 29 ноября 1995 г.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования Закона
1. Настоящий Закон устанавливает, на основе Конституции
Российской Федерации и законодательства Российской Федерации,
Устава Тюменской области и Закона Тюменской области "О местном
самоуправлении", гарантии избирательных прав граждан в области при
выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, а также
порядок выборов органов и должностных лиц местного самоуправления,
избираемых населением непосредственно.
2. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, а
также порядок создания формируемых органов местного самоуправления
регулируются уставами муниципальных образований.
Статья 2. Выборы органов и должностных лиц местного
самоуправления
1. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления,
избираемых населением непосредственно, проводятся на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Контроль за волеизъявлением голосующих не
допускается.
2. Выборы должностных лиц местного самоуправления на сходах
граждан могут проводиться открытым голосованием по решению сходов.
Статья 3. Избирательное право
1. Член муниципального образования, достигший 18 лет, вправе
избирать, а по достижении 21 года быть избранным в органы или
должностным лицом муниципального образования.
2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных
прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий
запрещаются.
3. В выборах не участвуют граждане, признанные судом
недееспособными, и лица, на день голосования отбывающие наказание
в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 4. Избирательные системы
1. В области при выборах органов местного самоуправления могут
применяться следующие избирательные системы:
- по одномандатным избирательным округам - мажоритарная;
- по спискам избирательных объединений (блоков) -
пропорциональная;
- смешанная (мажоритарная и пропорциональная).
2. Избирательная система, применяемая в конкретном
муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на
основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального
образования.
Статья 5. Сроки проведения выборов
Сроки полномочий органов и должностных лиц местного
самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования.
Дата выборов органов и должностных лиц местного самоуправления
назначается представительным органом муниципального образования.
В муниципальных образованиях, где не сформированы
представительные органы, дату выборов назначает областная Дума.
Статья 6. Финансирование выборов
1. Подготовка и проведение выборов органов и должностных лиц
местного самоуправления финансируется за счет средств местных
бюджетов.
2. В том случае, если при установлении источников доходов и
нормативов отчислений в местные бюджеты не были предусмотрены
расходы на проведение выборов органов и должностных лиц местного
самоуправления, подготовка и проведение выборов финансируются за
счет средств бюджета области.
Статья 7. Выборы органов и должностных лиц местного
самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало -
Ненецком автономном округе
Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления в
Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном
округе проводятся в соответствии с законами автономных округов.
Глава II. Избирательные округа.
Избирательные участки.
Списки избирателей
Статья 8. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа по выборам органов и должностных лиц
местного самоуправления образуются муниципальными избирательными
комиссиями на основании данных, представляемых местной
администрацией.
2. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом
округе определяются муниципальной избирательной комиссией и
утверждаются представительным органом местного самоуправления не
позднее чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ
избирательных округов после их установления не допускается.
3. Число избирателей в различных муниципальных избирательных
округах должно быть по возможности равным. Допускается отклонение
от среднего числа избирателей в округе не более 10 процентов.
4. Избирательный округ составляет единую территорию. Включение
в муниципальный избирательный округ не граничащих между собой
территорий не допускается.
5. При выборах органов местного самоуправления в
многомандатном муниципальном избирательном округе, а также при
выборах должностных лиц местного самоуправления единым округом
является вся территория муниципального образования, иные округа не
образуются.
Статья 9. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах
органов и должностных лиц местного самоуправления образуются
избирательные участки.
2. Границы избирательных участков не должны пересекать границ
избирательных округов.
Избирательные участки образуются из расчета не более 3000
избирателей на каждом участке и не позднее 45 дней до выборов
главой муниципального образования (главой администрации) по
согласованию с муниципальной избирательной комиссией.
3. Список избирательных участков с указанием адресов
избирательных комиссий подлежит обязательному опубликованию не
позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Статья 10. Списки избирателей
1. В список избирателей включаются все члены муниципального
образования, обладающие на день голосования избирательным правом.
2. Глава муниципального образования (глава администрации)
обеспечивает учет избирателей на территории муниципального
образования и передает избирательным комиссиям сведения об
избирателях.
3. Список избирателей составляется избирательной комиссией на
основе предоставленных главой муниципального образования (главой
администрации) данных в алфавитном или ином порядке (по населенным
пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес
избирателя.
Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее
30 дней до дня выборов, после чего списки должны быть представлены
для всеобщего ознакомления членов муниципального образования.
4. Член муниципального образования может быть включен в список
избирателей только на одном избирательном участке.
5. Органы местного самоуправления, а в период проведения
избирательной кампании - участковая избирательная комиссия -
обеспечивают гражданам возможность ознакомления со списками
избирателей.
6. Каждый член муниципального образования, обладающий
избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную
комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой
ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов
участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и
либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с
изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой
избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть
жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета
голосов избирателей запрещается.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 11. Статус избирательных комиссий
1. Для организации и проведения выборов органов и должностных
лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от
органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их
компетенции, установленной федеральными и областными законами,
обязательны для исполнительных органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений,
предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а
также их должностные лица, общественные объединения, предприятия,
учреждения, организации, граждане, средства массовой информации
обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое
для надлежащего выполнения их задач.
Статья 12. Система избирательных комиссий
1. При подготовке и проведении выборов органов и должностных
лиц местного самоуправления образуются следующие избирательные
комиссии:
а) избирательная комиссия Тюменской области по выборам органов
и должностных лиц местного самоуправления;
б) территориальные избирательные комиссии по выборам органов и
должностных лиц местного самоуправления в административных районах
области;
в) муниципальные избирательные комиссии по выборам органов и
должностных лиц местного самоуправления в муниципальных
образованиях;
г) окружные избирательные комиссии по выборам органов и
должностных лиц местного самоуправления в муниципальных
избирательных округах;
д) участковые избирательные комиссии по выборам органов и
должностных лиц местного самоуправления в муниципальных
избирательных участках.
2. Исходя из местных условий, полномочия различных видов
комиссий, за исключением избирательной комиссии области и
территориальных комиссий области, могут исполняться одной из
названых комиссий.
Статья 13. Избирательная комиссия Тюменской области
Полномочия избирательной комиссии Тюменской области по выборам
органов и должностных лиц местного самоуправления исполняются
избирательной комиссией Тюменской области по выборам депутатов
представительного (законодательного) органа области.
Статья 14. Территориальные избирательные комиссии
Территориальные (в административных районах) избирательные
комиссии по выборам органов и должностных лиц местного
самоуправления назначаются избирательной комиссией области по
представлению глав администраций районов.
Статья 15. Порядок формирования муниципальных, окружных и
участковых избирательных комиссий
1. Муниципальные, окружные и участковые избирательные комиссии
по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления
формируются не позднее чем за 60 дней до проведения выборов
решением представительного органа местного самоуправления. В
состав комиссии входят председатель, заместитель председателя,
секретарь и 5 - 11 членов из числа кандидатур, предложенных
органами местного самоуправления, общественными организациями,
избирательными объединениями.
Председатели, заместители председателей и секретари комиссий
назначаются представительным органом местного самоуправления по
предложению главы муниципального образования.
В случае, если назначение председателя (заместителя
председателя, секретаря) или всего состава соответствующей
избирательной комиссии представительным органом местного
самоуправления в указанные сроки не состоялось, их назначает
вышестоящая избирательная комиссия по представлению главы
муниципального образования.
2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а
также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
3. Каждое избирательное объединение, зарегистрированное в
установленном порядке, и каждый кандидат по соответствующему
округу вправе назначить одного члена избирательной комиссии с
правом совещательного голоса. Полномочия членов избирательной
комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после
официального опубликования полных итогов выборов.
Статья 16. Статус члена избирательной комиссии
1. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены
избирательных комиссий по выборам органов и должностных лиц
местного самоуправления имеют право решающего голоса при принятии
решений избирательной комиссией.
2. Представители кандидатов и избирательных объединений имеют
статус члена комиссии с правом совещательного голоса.
3. Все члены комиссии, включая назначенных кандидатами и
избирательными объединениями:
- заблаговременно извещаются секретарем избирательной комиссии
о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по
ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания вопросы в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами
избирательной комиссии.
Статья 17. Полномочия избирательной комиссии Тюменской области
1. Избирательная комиссия Тюменской области по выборам органов
и должностных лиц местного самоуправления:
- дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и
обеспечивает его единообразное исполнение;
- утверждает составы и руководит работой территориальных
избирательных комиссий по выборам органов и должностных лиц
местного самоуправления;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
районных и муниципальных избирательных комиссий;
- в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает
инструкции и иные правовые акты по вопросам организации выборов;
- осуществляет контроль за законностью проведения выборов
органов и должностных лиц местного самоуправления;
- устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков
избирателей и других избирательных документов, порядок их
хранения;
- получает от территориальных избирательных комиссий и
муниципальных избирательных комиссий протоколы о результатах
выборов органов и должностных лиц местного самоуправления;
- подводит итоги выборов в целом по области;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Решения избирательной комиссии области по выборам органов и
должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах ее
компетенции, обязательны для государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных объединений, предприятий,
учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей
содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и
материалы.
Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия по выборам органов и
должностных лиц местного самоуправления:
- осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на
территории своего района;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
муниципальных избирательных комиссий;
- получает от муниципальных избирательных комиссий протоколы о
результатах выборов органов и должностных лиц местного
самоуправления;
- подводит итоги выборов в целом по району;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Территориальные избирательные комиссии действуют до
истечения срока полномочий избирательной комиссии области по
выборам органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. Решения территориальной избирательной комиссии по выборам
органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в
пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов,
органов местного самоуправления общественных объединений,
предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны
оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы
сведения и материалы.
Статья 19. Полномочия муниципальной избирательной комиссии
1. Муниципальная избирательная комиссия:
- дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и
обеспечивает его единообразное исполнение на территории
муниципального образования;
- руководит работой окружных и участковых избирательных
комиссий;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним
решения в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов на
территории муниципального образования;
- осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
- регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им
удостоверения установленного образца;
- распределяет средства, выделенные на финансовое обеспечение
выборов, и контролирует их целевое использование;
- решает вопросы материально-технического обеспечения
подготовки и проведения голосования, в том числе обеспечивает
изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных и
участковых избирательных комиссий;
- утверждает текст бюллетеня для голосования, обеспечивает
изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
- устанавливает результаты голосования в целом по
муниципальному образованию и публикует их в печати;
- обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и
организацией выборов, в архивы;
- устанавливает лиц, избранных в органы и должностными лицами
местного самоуправления, и выдает им удостоверения об избрании;
- организует при необходимости повторное голосование и
повторные выборы;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Решения муниципальной избирательной комиссии, принятые в
пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов,
органов местного самоуправления, общественных объединений,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан,
которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять
необходимые для ее работы сведения и материалы.
3. Полномочия муниципальной избирательной комиссии сохраняются
до назначения очередных выборов органов и должностных лиц местного
самоуправления.
Статья 20. Полномочия окружной и участковой избирательных
комиссий
1. Окружные и участковые избирательные комиссии по выборам
органов и должностных лиц местного самоуправления:
- осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на
территории своего избирательного округа (участка);
- организуют составление списка избирателей по своему округу
(участку);
- проводят ознакомление избирателей округа (участка) со
списком избирателей, принимают и рассматривают заявления об
ошибках и неточностях в списках избирателей, решают вопросы о
внесении в него соответствующих изменений;
- оповещают население округа (участка) о дне выборов и месте
голосования;
- обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной
деятельности для всех кандидатов;
- контролируют размещение в округе (участке) предвыборных
агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных
настоящим Законом;
- обеспечивают подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
- организуют в своем избирательном округе (участке)
голосование в день выборов;
- производят подсчет голосов, определяют результаты
голосования в округе (на участке), передают их в муниципальную
избирательную комиссию, обеспечивают передачу документов,
связанных с проведением и организацией выборов, в архивы;
- рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования и принимают по ним решения;
- распоряжаются денежными и материальными средствами,
выделенными на проведение выборов по избирательному округу
(участку);
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Окружные и участковые избирательные комиссии сохраняют свои
полномочия до истечения срока полномочий муниципальной
избирательной комиссии.
Статья 21. Организация работы избирательных комиссий
1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если
на нем присутствуют большинство от установленного числа членов
комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо
его заместитель.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством
голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих
правом решающего голоса.
4. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов
(списков кандидатов) об отмене регистрации кандидатов, об итогах
голосования или о результатах выборов, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными принимаются большинством
голосов от общего установленного числа членов комиссии, обладающих
правом решающего голоса. Эти решения избирательной комиссии
подлежат опубликованию.
5. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,
принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое
мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до
сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в
трехдневный срок.
6. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать
представители средств массовой информации, аккредитованные при
них. На заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий
могут присутствовать представители любых средств массовой
информации.
7. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий
вправе присутствовать заинтересованные стороны или их
представители.
8. Протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
9. По решениям избирательных комиссий председатель,
заместитель председателя, секретарь и отдельные члены
избирательных комиссий могут работать в комиссии с отрывом от
основной работы.
Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований,
выделенных на содержание соответствующих комиссий.
Статья 22. Гласность при подготовке и проведении выборов
избирательными комиссиями
1. Подготовка и проведение выборов органов и должностных лиц
местного самоуправления осуществляются избирательными комиссиями
открыто и гласно.
2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе,
об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и
времени работы избирательных комиссий и списках избирателей.
Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги
регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных
кандидатов, результаты голосования по каждому кандидату и итоги
выборов.
3. На всех заседаниях избирательных комиссий, связанных с
выборами, вправе присутствовать представители избирательных
объединений, зарегистрированных в установленном порядке, кандидаты
и их доверенные лица, представители средств массовой информации.
В день голосования с момента начала работы участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об
итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать
наблюдатели, направленные общественными и избирательными
объединениями, кандидатами.
Статья 23. Обжалование решений и действий избирательных
комиссий
1. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий
могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в
суд в установленном законом порядке. При этом предварительное
обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является
обязательным условием для обращения в суд.
2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции
рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих
избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный срок
дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 24. Ограничения, связанные со статусом члена выборного
органа или должностного лица местного самоуправления
1. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа
или должностного лица местного самоуправления, не затрагивающие
гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской
Федерации и законодательством Российской Федерации,
устанавливаются муниципальным образованием самостоятельно и
закрепляются в уставе муниципального образования.
2. Кандидат, должность которого или род занятий несовместимы
со статусом члена выборного органа или должностного лица местного
самоуправления, дает письменное обязательство о прекращении, в
случае его избрания, соответствующей деятельности.
3. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей,
влечет за собой признание избрания соответствующих лиц
недействительным.
Статья 25. Право выдвижения кандидатов в органы и на
должностных лиц местного самоуправления
1. Кандидаты в представительные органы местного самоуправления
выдвигаются:
- по одномандатным избирательным округам (мажоритарной
избирательной системе) - самостоятельно, на собраниях избирателей,
избирательными объединениями (блоками);
- по спискам избирательных объединений (блоков)
(пропорциональной избирательной системе) - на конференциях
(собраниях) избирательных объединений (блоков);
- при смешанной избирательной системе - часть, избираемая по
округам, выдвигается самостоятельно, на собраниях избирателей и
избирательными объединениями (блоками); часть, избираемая по
спискам, выдвигается избирательными объединениями (блоками).
2. Кандидаты на занятие должностей выборных должностных лиц
местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях
избирателей и избирательными объединениями.
3. Выдвижение кандидатов начинается с момента образования
избирательных комиссий и заканчивается не позднее 30 дней до дня
проведения выборов.
4. Проживание кандидата на территории муниципального
образования или наличие у него на этой территории недвижимой
собственности, если это предусмотрено уставом муниципального
образования, является обязательным.
5. Контроль за выдвижением кандидатов обеспечивает
муниципальная избирательная комиссия.
Статья 26. Самостоятельное выдвижение кандидатов
1. Самостоятельное выдвижение в кандидаты при выборах органов
и должностных лиц местного самоуправления осуществляется при
выборах по мажоритарной и смешанной избирательным системам,
включая выборы органов местного самоуправления по многомандатным
округам и выборы должностных лиц местного самоуправления по
единому одномандатному муниципальному округу.
2. Правом самостоятельного выдвижения в кандидаты при выборах
органов и должностных лиц местного самоуправления обладает каждый
член муниципального образования, обладающий избирательным правом и
достигший на день голосования 21 года.
3. При самостоятельном выдвижении в кандидаты гражданин обязан
собрать подписи не менее 1 % избирателей, проживающих в
соответствующем округе, в подписных листах установленного образца
(приложение 1 к настоящему Закону).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих
избирательным правом, в том избирательном округе, где
осуществляется выдвижение кандидата.
4. Об инициативе сбора подписей под заявлением о выдвижении
гражданин письменно уведомляет муниципальную избирательную
комиссию.
5. Правом сбора подписей в поддержку кандидата обладает любой
избиратель данного муниципального образования.
Статья 27. Выдвижение кандидатов на собраниях избирателей
1. Выдвижение кандидатов в случаях, указанных в части 1 статьи
26 настоящего Закона, может происходить на собраниях избирателей
соответствующего округа.
2. По результатам проведения собрания в муниципальную
избирательную комиссию направляется протокол собрания с
уведомлением о выдвижении кандидата и об инициативе сбора подписей
под его заявлением о выдвижении.
3. Сбор подписей под заявлением о выдвижении осуществляется с
соблюдением требований, установленных в статье 26 настоящего
Закона.
Статья 28. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
1. Кандидатов (списки кандидатов) вправе выдвигать
избирательные объединения и блоки.
2. Избирательными объединениями при выборах органов и
должностных лиц местного самоуправления являются местные отделения
зарегистрированных в установленном порядке общероссийских и
региональных избирательных объединений, их блоки, а также местные
(муниципальные) избирательные объединения.
Местные отделения общероссийских и региональных избирательных
объединений и их блоки подлежат регистрации в муниципальной
избирательной комиссии после представления ими в комиссию
совместного списка кандидатов.
Входящие в избирательный блок объединения не могут на тех же
выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в
качестве самостоятельных избирательных объединений.
Порядок создания и регистрации местных (муниципальных)
избирательных объединений устанавливается органами местного
самоуправления.
3. Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов),
выдвинутых от избирательных объединений, принимаются на собраниях
их местных отделений и на собраниях местных (муниципальных)
избирательных объединений.
Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного
блока проводится на конференции представителей общественных
объединений, входящих в избирательный блок.
Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от
избирательных объединений и избирательных блоков принимаются
тайным голосованием.
4. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от
избирательных объединений и блоков, собираются подписи избирателей
в том же порядке и на тех же условиях, что и при самостоятельном
выдвижении и выдвижении на собраниях избирателей.
5. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным
округам избирательные объединения и блоки вправе выдвигать по
одному кандидату в каждом округе, в том числе по единому
муниципальному округу при выборах должностных лиц местного
самоуправления.
6. При выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным
округам, а также в случае проведения выборов по пропорциональной
или смешанной избирательным системам избирательные объединения и
блоки выдвигают списки кандидатов по количеству мандатов.
В этом случае в поддержку списка кандидатов требуется собрать
подписи не менее 2 % избирателей соответствующего округа. Форма
подписного листа устанавливается приложением 2 к настоящему
Закону.
Статья 29. Регистрация кандидатов
1. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются муниципальной
избирательной комиссией по их самостоятельному представлению, по
представлению избирателей, избирательных объединений и блоков,
выдвинувших кандидатов.
В представленных документах указывается принадлежность
кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку.
В случае, если кандидат не принадлежит к какому - либо
избирательному объединению или блоку, он участвует в выборах как
независимый кандидат.
Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному
объединению или блоку либо о его независимом статусе заносится в
избирательный бюллетень.
2. Инициаторы выдвижения кандидата, в том числе сами кандидаты
при самостоятельном выдвижении, вносят подписные листы с
количеством подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) не
менее установленного настоящим Законом количества, заявления
кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному
округу и медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата на
должностное лицо.
Подписные листы вносятся в муниципальную избирательную
комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Муниципальная
избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата
(списка кандидатов) требованиям настоящего Закона и в течение 3
дней регистрирует его.
3. Регистрация кандидатов заканчивается за 25 дней до дня
проведения выборов.
4. Решение о регистрации кандидатов (списков кандидатов)
принимается при наличии протоколов о выдвижении кандидатов
(списков кандидатов) при выдвижении их на собраниях избирателей и
избирательными объединениями и блоками, заявлений кандидатов о
согласии баллотироваться по данному избирательному округу,
подписных листов в поддержку кандидатов.
При наличии в подписных листах двух или более подписей одного
избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается одна
подпись.
В случае сомнений членов избирательной комиссии в подлинности
подписей в поддержку кандидата по решению комиссии может быть
проведена выборочная или сплошная проверка подлинности подписей.
В регистрации может быть отказано в случаях ненадлежащего
оформления предоставляемых документов либо наличия в подписных
листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом
количества.
Мотивом отказа может служить только невыполнение требований
федерального и областного законодательств.
В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов)
муниципальная избирательная комиссия обязана незамедлительно
выдать кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному
представителю избирательного объединения (блока) копию решения
комиссии с изложением мотивов отказа.
5. О регистрации кандидатов муниципальная избирательная
комиссия составляет протокол.
Все кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего
Закона, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Отказ
в регистрации кандидата может быть обжалован в 3-дневный срок в
вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
6. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном
избирательном округе.
7. Кандидат не может состоять в избирательной комиссии. Лицо,
состоящее в одной из избирательных комиссий и выдвинутое
кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с
момента регистрации его кандидатом.
8. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних
суток после регистрации сообщаются муниципальной избирательной
комиссией местным средствам массовой информации.
9. Каждому зарегистрированному кандидату муниципальная
избирательная комиссия выдает удостоверение.
10. В случае, если в установленные сроки в избирательном
округе не будет зарегистрирован ни один кандидат (список
кандидатов при пропорциональной и смешанной избирательных
системах) либо число зарегистрированных кандидатов (списков
кандидатов) окажется меньше установленного числа мандатов или
равным ему (меньше двух для списков кандидатов), выборы в данном
избирательном округе по решению муниципальной избирательной
комиссии откладываются на 12 недель для дополнительного выдвижения
кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 30. Права и обязанности кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
2. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению
освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на
время участия в выборах. Работодатель обязан предоставить
кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента
регистрации его в качестве кандидата до момента опубликования
результатов выборов.
В течение этого срока муниципальная избирательная комиссия за
счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения
выборов, выплачивает им единовременную денежную компенсацию в
размере 10-кратной минимальной оплаты труда.
3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по
инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без
их согласия переведены на другую работу.
4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий
трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до
регистрации кандидатом.
5. Кандидат не может быть призван на воинскую службу до дня
опубликования выборов включительно.
6. Кандидаты со дня их регистрации и до дня опубликования
итогов выборов включительно имеют право бесплатно пользоваться на
территории муниципального образования, в органы местного
самоуправления которого они баллотируются, любыми видами
общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов
на других видах транспорта.
7. Кандидат после регистрации не может быть без согласия
прокурора соответствующего уровня привлечен к уголовной
ответственности, арестован или подвергнут мерам административного
взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия
прокурор обязан известить муниципальную избирательную комиссию,
осуществившую регистрацию кандидата.
8. Кандидат может иметь до 2-х доверенных лиц, регистрируемых
муниципальной избирательной комиссией. Доверенные лица должны
отвечать требованиям, установленными статьей 3 настоящего Закона
для кандидатов.
Доверенные лица получают от муниципальной избирательной
комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность,
способствующую избранию кандидатов. С этой целью на указанный в
части 2 настоящей статьи срок работодатели обязаны предоставлять
доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Оплата
деятельности доверенных лиц может производиться из средств
избирательных фондов.
Кандидаты, избирательные объединения (блоки), назначившие
доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом
муниципальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные
таким доверенным лицам удостоверения.
9. Кандидат в депутаты вправе не позднее чем за три дня до дня
выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без
вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), муниципальная
избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть
понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную агитацию.
10. Избирательное объединение (блок) по решению
уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов
отозвать любого выдвинутого им кандидата и, если не истек
установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на
регистрацию новую кандидатуру.
Избирательная комиссия относит на счет данного избирательного
объединения (блока) соответствующую часть понесенных ею расходов,
включая расходы на предвыборную агитацию.
Информация о выбытии и (или) замене кандидата публикуется
муниципальной избирательной комиссией не позднее 3 дней со дня
выбытия или замены кандидата.
11. Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной
службе, а также работающие в средствах массовой информации, после
регистрации на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
Глава V. Финансирование выборов
Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
1. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и
проведение выборов, поступают в распоряжение муниципальной
избирательной комиссии немедленно по ее сформированию и
распределяются ею между всеми нижестоящими избирательными
комиссиями.
2. Окружные и участковые избирательные комиссии представляют
муниципальной избирательной комиссии отчет о расходовании
выделенных им этой комиссией средств не позднее 20 дней со дня
официального опубликования результатов выборов.
3. Муниципальная избирательная комиссия представляет
представительному органу местного самоуправления отчет о
расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не
позднее 30 дней после официального опубликования результатов
выборов.
Статья 32. Избирательные фонды кандидатов и порядок их
создания
1. Кандидаты и избирательные объединения (блоки) вправе
создавать собственные избирательные фонды для финансирования
предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из:
- средств, выделенных кандидату или избирательному объединению
в равных размерах на предвыборную агитацию муниципальной
избирательной комиссией;
- собственных средств кандидата или избирательного
объединения, за исключением случаев, когда указанные средства
имеют иностранные источники;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. В целях предвыборной агитации допускается использование
только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного
капитала превышает 30 %, международных организаций, а также
государственных организаций и учреждений, органов местного
самоуправления, благотворительных организаций и религиозных
объединений.
4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований,
поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным
законом.
5. Сумма пожертвований отдельного физического лица в
избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного
минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного
объединения (блока) - 30-кратного.
Сумма пожертвований отдельного юридического лица не может
превышать минимального размера оплаты труда соответственно более
чем в 200 и 20000 раз.
6. Муниципальная избирательная комиссия до дня выборов обязана
периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания
избирательных фондов на основании сведений, представляемых
кандидатом или избирательным объединением (блоком).
Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в банке или кредитном
учреждении, который открывается кандидатом или избирательным
объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии
после регистрации кандидата, списка кандидатов.
2. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам и
избирательным объединениям (блокам).
3. Порядок учета расходования средств избирательного фонда
устанавливается муниципальной избирательной комиссией.
4. Кандидат, избирательное объединение (блок) не позднее чем
через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в
муниципальную избирательную комиссию отчет о размерах и всех
источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех
произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана
опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его
представления в избирательную комиссию.
Форма финансового отчета устанавливается муниципальной
избирательной комиссией по согласованию с финансовыми органами.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных
объединений после выборов перечисляются пропорционально вложенным
средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц,
осуществивших перечисления и пожертвования или местные бюджеты по
согласованию с организациями и лицами, перечислявшими денежные
средства.
Глава VI. Предвыборная агитация
Статья 34. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки)
имеют право на свободное проведение предвыборной агитации в
соответствии с федеральными законами и законодательством области.
2. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки)
вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести
агитацию за или против любого кандидата, избирательного
объединения (блока).
3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в
том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных
дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и
распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право
самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации
через средства массовой информации.
4. В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, государственные органы, органы местного
самоуправления, должностные лица государственных органов и органов
местного самоуправления.
5. Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими
кандидатами.
6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации,
должностным лицам и творческим работникам государственных
телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении
избирательной кампании через средства массовой информации, если
указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами
кандидатов.
7. При проведении предвыборной агитации не допускаются
злоупотребление свободой массовой информации, агитация,
возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному
изменению конституционного строя и нарушению целостности
государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии
вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о
регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение
рассматривается судом в трехдневный срок.
Статья 35. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным
объединениям (блокам) в организации и проведении предвыборных
собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и
встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок
и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом муниципальной
избирательной комиссией.
2. Предвыборные мероприятия на улицах и площадях (митинги,
демонстрации, шествия) организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков
запрещается.
4. Владельцы общественных помещений, находящихся в
государственной и муниципальной собственности, обязаны по
требованию муниципальных избирательных комиссий безвозмездно
предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и
доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии
обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Статья 36. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
1. Кандидатам и избирательным объединениям (блокам)
гарантируются равные условия доступа к средствам массовой
информации.
2. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на
бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам
государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих
вещание на территории соответствующего избирательного округа.
Порядок предоставления эфирного времени устанавливается
муниципальной избирательной комиссией по согласованию с
соответствующими средствами массовой информации.
3. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право, на
основании заключенного с государственной или муниципальной
телерадиокомпанией договора, получить за плату дополнительное
эфирное время сверх предоставляемого бесплатно.
Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным
объединениям (блокам) должны быть равными.
4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы,
организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично
за счет средств соответствующих бюджетов, обязаны обеспечить
равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов,
избирательных объединений (блоков), придерживающихся различных
политических взглядов.
Статья 37. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), политические
партии и иные общественные объединения вправе беспрепятственно
выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих
кандидатов измышлений, а также умышленное унижение их чести и
достоинства.
4. Муниципальные избирательные комиссии, поставленные в
известность о распространении анонимных либо подложных
агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой
деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы
внутренних дел с представлением о пресечении противоправной
агитационной деятельности.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия
собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и
помещений, где размещаются избирательные комиссии и избирательные
участки.
Статья 38. Сроки проведения агитационной кампании
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации
кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
3. В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования,
опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов,
результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не
допускается.
Глава VII. Голосование и определение
результатов выборов
Статья 39. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий местными администрациями. Если
нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, местная администрация арендует
подходящие здания и помещения у иных собственников. Оплата и
возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет
бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для
тайного голосования комнаты.
Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из
них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться
в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 40. Избирательный бюллетень
1. Текст избирательного бюллетеня утверждает муниципальная
избирательная комиссия.
2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке
все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени,
отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий),
места работы и жительства или (и) наименования избирательных
объединений (блоков) с указанием первых трех кандидатов из списка
кандидатов данного избирательного объединения (блока).
Справа против данных о каждом кандидате, избирательном
объединении (блоке) помещается пустой квадрат. В конце списка
кандидатов, избирательных объединений (блоков) помещается строка
"Против всех кандидатов" ("Против всех объединений (блоков)") с
расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о
порядке его заполнения.
4. Избирательные бюллетени печатаются по решению муниципальной
избирательной комиссии и пересылаются участковым избирательным
комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня проведения выборов. По
каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней,
передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать
число зарегистрированных по избирательному участку избирателей
более чем на 2 %. В правом верхнем углу полученных бюллетеней
ставятся подписи двух ее членов, заверенные печатью участковой
избирательной комиссии.
5. В случае выбытия отдельных кандидатов, снятия списков
избирательных объединений (блоков) участковые избирательные
комиссии по указанию муниципальной избирательной комиссии
вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших
кандидатах (списках).
Статья 41. Порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов.
Если по избирательному участку проголосовали все
зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия
может прекратить голосование ранее 22 часов.
2. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на
котором он включен в список избирателей, может проголосовать
досрочно в помещении участковой избирательной комиссии так, чтобы
при этом не была нарушена тайна голосования.
Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На
месте склейки на конверте ставится печать комиссии либо подписи
двух ее членов.
Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших
таким образом избирателей в своем списке.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой
участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и
наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим
опечатываются. Затем председатель участковой избирательной
комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями,
оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает
извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего
приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол участковой
избирательной комиссии.
4. При получении избирательных бюллетеней избиратель
предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его
личность, проставляет серию и номер документа в списке избирателей
и удостоверяет получение бюллетеня своей подписью в списке
избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это
самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя.
5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц
не допускается.
Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной
кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни
было, кроме голосующего.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить
бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного
голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или
наблюдателя.
6. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак
в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или
списку кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате,
расположенном напротив строки "Против всех кандидатов" ("Против
всех объединений (блоков)").
7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный
ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок
для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным
причинам, по их письменному или устному заявлению участковая
избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения
этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся
на участке для голосования, с использованием специального
переносного избирательного ящика. У участковой избирательной
комиссии должно быть необходимое количество переносных
избирательных ящиков, которое определяется решением окружной (либо
исполняющей полномочия окружной) избирательной комиссии.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в
письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по
заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в
количестве, соответствующем числу заявлений.
Фамилии избирателей, проголосовавших вне избирательного
участка, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором
избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии -
в его выдаче.
10. Член участковой избирательной комиссии немедленно
отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из
помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом
принимается участковой избирательной комиссией.
Статья 42. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после
окончания голосования и проводится без перерыва до установления
итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени,
оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет
целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
4. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются
недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не
изготовленные официально, без печати избирательной комиссии и
подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также
такие, по которым нельзя установить волеизъявление избирателя, в
частности такие, в которых знак (знаки) проставлен в большем числе
квадратов, чем количество установленных для данного избирательного
округа мандатов, либо не проставлен ни в одном из них.
5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол
голосования, в котором указываются:
- число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
- число погашенных неиспользованных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими вне избирательного участка;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных
ящиках;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
- число голосов избирателей, поданных за каждого из
кандидатов;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
Если в состав избирательного участка входит несколько
избирательных округов, в протокол заносятся соответствующие данные
по каждому округу.
(п. 5 в ред. Закона Тюменской области от 14.03.96 N 30)
6. Установление итогов голосования осуществляется в
присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и
избирательные объединения (блоки).
7. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом
решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом
или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое
особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
8. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
об итогах голосования вместе с опечатанными избирательными
бюллетенями немедленно направляется в вышестоящую (окружную, если
в составе округа образуется несколько избирательных участков;
муниципальную, если в составе избирательного участка находится
несколько округов) избирательную комиссию, другой хранится в
участковой избирательной комиссии.
Статья 43. Определение результатов выборов
1. Окружная избирательная комиссия, если в ее составе
находятся несколько избирательных участков, по получении
протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет
голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах.
Если в составе избирательного участка находятся несколько
избирательных округов, соответствующий подсчет производится
участковой избирательной комиссией по каждому округу.
2. По результатам подсчета составляется протокол, в котором
указываются:
- общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному округу;
- число выданных избирательных бюллетеней по избирательному
округу;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных
ящиках;
(в ред. Закона Тюменской области от 14.03.96 N 30)
- число избирательных бюллетеней, признанных действительными
по избирательному округу;
- число недействительных бюллетеней по избирательному округу;
- число голосов, поданных за каждого кандидата;
(в ред. Закона Тюменской области от 14.03.96 N 30)
- число голосов, поданных против всех кандидатов в
избирательных бюллетенях;
- одно из следующих решений:
а) о признании избранным кандидата, получившего в своем округе
наибольшее число действительных голосов от принявших участие в
голосовании при выборах по одномандатным округам при мажоритарной
избирательной системе; при равенстве голосов избранным считается
кандидат, зарегистрированный раньше;
б) о выдаче избирательным объединениям (блокам) количества
мандатов, пропорционального числу поданных за него действительных
голосов, при пропорциональной избирательной системе; число
мандатов определяется по методике, содержащейся в приложении 3 к
настоящему Закону;
в) о признании избранными кандидатов в части, избираемой по
одномандатным округам, и о выдаче мандатов избирательным
объединениям (блокам) в части, избираемой на основе
пропорциональной избирательной системы, при выборах по смешанной
избирательной системе с условием выполнения требований,
содержащихся соответственно в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей
статьи;
г) о признании избранными кандидатов в количестве, равном
количеству мандатов при выборах по единому многомандатному округу,
получивших наибольшее количество голосов; при равенстве голосов
избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше;
д) о признании избранным кандидата на должность выборного
должностного лица местного самоуправления, получившего наибольшее
число действительных голосов; при равенстве голосов избранным
считается кандидат, зарегистрированный раньше;
е) о признании выборов по избирательному округу
недействительными, если допущенные при их проведении нарушения
настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить
результаты волеизъявления избирателей;
ж) о признании выборов несостоявшимися, если в выборах приняло
участие меньше 25 % зарегистрированных избирателей;
з) о признании выборов несостоявшимися, если в комиссию
поступили жалобы и заявления, и по ним приняты решения о нарушении
законодательства.
3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса в
присутствии наблюдателей. Один экземпляр протокола незамедлительно
направляется в муниципальную избирательную комиссию, другой
хранится в данной комиссии.
4. В случае, если вся территория муниципального образования
составляет единый избирательный округ, результаты выборов на
основании протоколов участковых комиссий определяются
муниципальной избирательной комиссией.
Статья 44. Установление общих итогов выборов
1. На основании протоколов окружных (участковых) избирательных
комиссий, указанных в статье 43 настоящего Закона, муниципальная
избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет
и публикует общие итоги выборов.
2. В случае, если вся территория муниципального образования
составляет единый избирательный округ, итоги выборов по этому
округу устанавливаются муниципальной избирательной комиссией по
получении протоколов участковых избирательных комиссий.
3. Муниципальная избирательная комиссия признает выборы по
отдельным избирательным округам недействительными, если установит,
что допущенные в этих округах при проведении выборов нарушения
настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить
результаты волеизъявления избирателей.
4. По результатам определения общих итогов выборов на
территории муниципального образования муниципальная избирательная
комиссия составляет протокол.
Протокол подписывают все присутствующие на заседании члены
избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в
вышестоящую избирательную комиссию, другой хранится в
муниципальной избирательной комиссии.
5. Вся документация избирательных комиссий всех уровней по
выборам органов и должностных лиц местного самоуправления подлежит
хранению.
Избирательные бюллетени хранятся один год со дня голосования.
Протоколы избирательных комиссий хранятся один год со дня
объявления даты следующих выборов.
Статья 45. Регистрация избранных лиц
1. Окружная (исполняющая полномочия окружной) избирательная
комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об
этом кандидата, избранного в органы местного самоуправления.
В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат,
избранный в органы местного самоуправления, в 3-дневный срок в
письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную
комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с его
статусом выборного лица местного самоуправления.
2. Муниципальная избирательная комиссия на основании
поступивших протоколов и сообщений комиссий о выполнении избранным
лицом требований части 1 настоящей статьи регистрирует избранных
лиц и производит выдачу удостоверений об избрании.
3. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов
(списков кандидатов), направляют общие данные о результатах
выборов в средства массовой информации в течение 3 дней после
окончания выборов.
Избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в
протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня и
протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, об
итогах голосования, на основании которых подводились результаты
выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация
должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.
Глава VIII. Разрешение жалоб и споров
Статья 46. Оспаривание списков избирателей
1. Любой гражданин может заявить в участковую избирательную
комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В
течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана
проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю
справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в
установленном законом порядке.
Статья 47. Оспаривание отказа от регистрации кандидатов
1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов
(списки кандидатов) избирательная комиссия обязана выдать
кандидату или уполномоченному им (или избирательным объединением
(блоком) лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа
может являться только невыполнение требований законодательства о
выборах Российской Федерации и области.
2. Отказ в регистрации или невыполнение избирательной
комиссией обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи,
кандидат или избирательное объединение (блок) могут обжаловать в
вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном
порядке.
Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах
1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога
или иным путем свободному осуществлению гражданином права избирать
и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные
сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие
честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию
в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо
препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на
избирательных участках, несут ответственность в соответствии с
федеральными законами.
2. При нарушении кандидатом, избирательным объединением
(блоком) настоящего Закона зарегистрировавшая его избирательная
комиссия делает предупреждение, а при повторном нарушении может
отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), о
чем доводится до сведения избирателей.
Глава IX. Повторное голосование.
Повторные выборы.
Выборы выбывших избранных лиц
Статья 49. Исключена. - Закон Тюменской области от 14.03.96 N
30)
Статья 50. Повторные выборы
1. Повторные выборы проводятся в случаях:
- признания выборов в отдельных или во всех округах
недействительными; повторные выборы проводятся в соответствующих
округах;
- признания выборов в отдельных или во всех округах
несостоявшимися, повторные выборы проводятся в соответствующих
округах.
(в ред. Закона Тюменской области от 14.03.96 N 30)
2. Если признаны несостоявшимися выборы по пропорциональной
избирательной системе или по смешанной избирательной системе в
части, избираемой по пропорциональной избирательной системе,
повторные выборы в целом по муниципальному образованию или по
соответствующей части мандатов проводятся по многомандатной
избирательной системе в едином муниципальном округе с соблюдением
соответствующих требований настоящего Закона.
3. Решение о проведении повторных выборов принимает
муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять
решение о необходимости проведения выборов нижестоящими
избирательными комиссиями в новом составе.
4. Период избирательных действий может быть сокращен на срок,
предусмотренный настоящим Законом для образования избирательных
комиссий.
5. Голосование проводится на тех же избирательных участках и
по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.
Статья 51. Проведение выборов на место выбывших членов
выборных органов и выборных должностных лиц местного
самоуправления
В случае признания полномочий отдельных выборных лиц
недействительными, а также в случае отзыва, досрочного прекращения
полномочий в соответствующих избирательных округах в 3-месячный
срок с момента выбытия выборного лица проводятся новые выборы.
Выборы назначаются муниципальной избирательной комиссией не
позднее чем за 2 месяца до их проведения и организуются с
соблюдением настоящего Закона.
В случае выбытия, досрочного прекращения полномочий выборного
лица менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий
соответствующего выборного органа местного самоуправления выборы
на место выбывшего лица не проводятся. В этом случае, если
выборное лицо являлось главой местного самоуправления, его
полномочия до очередных выборов исполняет заместитель главы
местного самоуправления; полномочия выбывшего выборного
должностного лица местного самоуправления исполняются назначенным
главой местного самоуправления лицом.
Статья 52. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель областной Думы Глава Администрации области
Н.П.БАРЫШНИКОВ Л.Ю.РОКЕЦКИЙ
г. Тюмень.
26 декабря 1995 года.
N 20
Приложение N 1
к Закону Тюменской области
"О выборах органов и должностных лиц
местного самоуправления
в Тюменской области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
____________________________ по __________ избирательному округу,
_______________________________________ (фамилия, имя, отчество),
родившегося "___" _____________ 19___ г., ________________________
(должность, род занятий), проживающего в _________________________
(наименование населенного пункта).
-----T-------------T--------T--------------T-------------T-------
¦N ¦Ф.И.О. ¦Дата ¦Адрес ¦Удостоверение¦Подпись¦
¦п/п ¦ ¦рождения¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-------------+--------+--------------+-------------+--------
Подписной лист удостоверяю: __________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., адрес, удостоверение личности и подпись)
Кандидат: _________________________________________ (Ф.И.О.)
(Дата и место)
Приложение N 2
к Закону Тюменской области
"О выборах органов и должностных лиц
местного самоуправления
в Тюменской области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение списка
кандидатов в _______________________ от избирательного объединения
(блока) "________________________________________" (наименование),
во главе которого находятся:
1. _________________________________ (фамилия, имя, отчество),
19___ г. рождения, ____________________ (должность, род занятий),
__________________________ (по желанию кандидата может указываться
партийная принадлежность), ___________________ (населенный пункт).
2.
3.
----T--------------T--------T--------------T-------------T-------
¦N ¦Ф.И.О. ¦Дата ¦Адрес ¦Удостоверение¦Подпись¦
¦п/п¦ ¦рождения¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+--------+--------------+-------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------+--------+--------------+-------------+--------
Подписной лист удостоверяю: __________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., данные паспорта и подпись)
Уполномоченный представитель избирательного объединения
(блока): _________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., данные паспорта и подпись)
(Дата и место)
Приложение N 3
к Закону Тюменской области
"О выборах органов и должностных лиц
местного самоуправления
в Тюменской области"
МЕТОДИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАНДАТОВ
МЕЖДУ СПИСКАМИ КАНДИДАТОВ
По результатам голосования мандаты распределяются между
списками кандидатов по следующим правилам:
а) общее число действительных голосов, поданных по
муниципальному избирательному округу, делится на общее число
мандатов, распределяемых по этому округу. Полученный результат
есть избирательное частное;
б) число действительных голосов, полученное каждым списком
кандидатов, участвующим в распределении мандатов, делится на
избирательное частное. Полученное в результате деления целое число
есть число мандатов, которое получает соответствующий список
кандидатов;
в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом
"б", остаются нераспределенные мандаты, дробная часть каждого
числа, полученного в результате предусмотренного пунктом "б"
деления, делится на все это число. Нераспределенные мандаты
передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых указанные
числа оказались наибольшими. При равенстве этих чисел преимущество
отдается тому списку кандидатов, за который подано больше
действительных голосов. При равенстве голосов преимущество
отдается списку кандидатов, зарегистрированному раньше;
г) если и после действий, произведенных в соответствии с
пунктом "в", остались нераспределенные мандаты, они по одному
вновь передаются спискам кандидатов, имеющим наибольшие результаты
от деления согласно пункту "в".
------------------------------------------------------------------
|