Вид документа
ЗАКОН
Принявший орган
Псковское областное Собрание депутатов
Дата принятия
08.06.96
30.05.96
Номер
20-оз
Название документа
ЗАКОН Псковской области от 08.06.96 N 20-оз
(ред. от 04.03.97)
"О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Псковским областным Собранием депутатов 31.05.96)
Источник публикации
В данном виде опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Губернские ведомости", N 4, 10.07.96
Поиск по статусу
ВСЕ АКТЫ, КРОМЕ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ РЕДАКЦИЙ И УТРАТИВШИХ СИЛУ
Примечание к документу
...
Текст документа
08 июня 1996 года 20-оз
------------------------------------------------------------------
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов Псковской области
от 04.11.96 N 35-оз; от 04.03.97 N 7-оз)
Принят
Псковским областным Собранием депутатов
30 мая 1996 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие местного референдума
Местный референдум - голосование жителей муниципального
образования по вопросам местного значения в соответствии с уставом
муниципального образования и настоящим Законом. Местный референдум
является высшим непосредственным выражение власти населения
муниципального образования.
Статья 2. Общие принципы проведения местного референдума
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично.
Участие в референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за
волеизъявлением граждан не допускается.
Каждый гражданин имеет один голос.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Статья 3. Обязательность решений местного референдума
Решения, принятые на местном референдуме в пределах его
компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных
лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, находящихся на территории муниципального образования,
а также граждан.
Решения, принятые на местном референдуме, могут быть
обжалованы в суд в случае противоречия федеральным законам и
законам области или нарушения настоящего Закона при проведении
референдума.
Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане,
проживающие на территории муниципального образования, обладающие
избирательным правом в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Псковской области, достигшие на день проведения
местного референдума 18 летнего возраста. В референдуме участвуют
военнослужащие войсковых частей, дислоцированных на территории
муниципального образования. Не могут участвовать в референдуме
граждане, признанные судом недееспособными, а также лица,
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав
граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения,
социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии,
политических и иных взглядов, рода и характера занятий.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Статья 5. Вопросы, выносимые на местный референдум
На местный референдум выносятся вопросы, непосредственно
затрагивающие интересы муниципальных образований, отнесенные
Конституцией Российской Федерации, Уставом Псковской области,
уставами муниципальных образований, федеральным и областным
законодательством к компетенции местного самоуправления.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы,
отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации,
Уставом и законодательством Псковской области к компетенции
органов государственной власти.
Статья 6. Контроль за исполнением настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют
представительный орган местного самоуправления, комиссии по
проведению местного референдума в пределах их компетенции.
В осуществлении контроля за исполнением настоящего Закона
имеют право участвовать представители отделений политических
партий, иных общественно-политических движений, действующих на
территории муниципального образования, зарегистрированных в
установленном порядке, инициативных групп по проведению местного
референдума. Форма и порядок контроля устанавливаются настоящим
Законом.
Статья 7. Агитация по поводу местного референдума
Политическим партиям, другим общественно-политическим
организациям и движениям, гражданам гарантируется право
беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении
референдума, за или против проекта вопроса или решения, выносимого
на местный референдум.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении местного
референдума
Деятельность комиссий по проведению местных референдумов,
органов местного самоуправления, общественных организаций,
участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется
открыто и гласно.
Все решения, касающиеся местного референдума, доводятся до
сведения жителей путем опубликования в местных средствах массовой
информации, не позднее семи дней с момента принятия их
соответствующими органами местного самоуправления.
Районные или городские комиссии по проведению местного
референдума в течение семи дней, с момента своего образования,
информируют население о своем составе, месте нахождения и времени
работы.
На заседаниях комиссий местного референдума, а также во время
голосования и при подсчете голосов на участках для голосования,
при определении результатов местного референдума вправе
присутствовать представители местных отделений политических партий
и иных общественно-политических движений, инициативных групп
местного референдума, зарегистрированных в установленном порядке,
а также средств массовой информации, депутаты Федерального
Собрания Российской Федерации и областного Собрания депутатов,
представительного органа местного самоуправления.
Полномочия представителей общественных объединений и
инициативных групп, присутствующих на заседаниях комиссий или на
участках для голосования, должны быть удостоверены в письменной
форме общественными объединениями или инициативными группами с
указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, а
также номера участка местного референдума, на который они
направлены.
Предварительное уведомление комиссий местного референдума о
предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
Статья 9. Материальное обеспечение местного референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного
референдума, с момента принятия решения о его назначении
производятся за счет средств местного бюджета.
Предприятия, учреждения и организации, органы местного
самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного
референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и
проведения местного референдума. Помещения и оборудование,
находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются
безвозмездно.
ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 10. Инициатива проведения местного референдума
Предложение о проведении референдума может быть внесено не
менее, чем пятью процентами граждан, проживающих на территории
муниципального образования, имеющих право на участие в
референдуме, одной третьей числа депутатов представительных
органов местного самоуправления.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Инициатива проведения референдума может исходить от местных
отделений политических партий, общественных движений, коллективов
предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан.
В этом случае она может быть реализована через представительный
орган местного самоуправления.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Представительный орган местного самоуправления обязан
назначить референдум по вопросу отзыва населением депутата, члена
выборного органа местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления по требованию граждан в количестве не
менее пяти процентов от числа избирателей, проживающих на
территории муниципального образования, собравших подписи в
установленном настоящим Законом порядке.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
не менее двух третей от числа депутатов, избранных в
представительный орган местного самоуправления, по вопросу
досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления, в
случаях предусмотренных уставом муниципального образования;
главы местного самоуправления по вопросу досрочного
прекращения полномочий представительного органа местного
самоуправления, в случаях предусмотренных уставом муниципального
образования.
Статья 11. Образование инициативной группы местного
референдума
Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие
в местном референдуме, а равно районные, городские отделения
федеральных, областных общественных объединений, партий,
политических движений, уставы которых предусматривают участие в
выборах и зарегистрированы в установленном порядке, могут
образовывать инициативные группы в количестве не менее трех
человек, для сбора подписей с целью требования проведения местного
референдума.
Статья 12. Регистрация инициативной группы
Инициативная группа обращается к главе местного
самоуправления с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
а) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого
инициативной группой для вынесения на местный референдум;
б) территории муниципального образования, на которых
предполагается сбор подписей;
в) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест
жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных
действовать от имени инициативной группы на территории
соответствующего муниципального образования.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания
инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении
инициативы о проведении местного референдума.
Глава местного самоуправления, установив соответствие
ходатайства и приложенных документов требованиям настоящего
Закона, не позднее десяти дней с момента получения ходатайства о
регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное
свидетельство.
В случае отказа в регистрации, инициативной группе выдается
мотивированное постановление главы местного самоуправления. Отказ
в регистрации может быть обжалован в суд в порядке,
предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативными
группами местного референдума
С момента получения регистрационного свидетельства
инициативная группа местного референдума вправе организовать и
осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с
требованием о проведении референдума.
Общий период сбора подписей по вопросу о проведении
референдума не должен превышать тридцати дней со дня выдачи
свидетельства о регистрации первой из созданных инициативных групп
по проведению референдума.
В случае, если в течение этого срока не было собрано
необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей
прекращается. С инициативой или требованием о проведении
референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем
через год.
Статья 14. Подписной лист местного референдума
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о
проведении местного референдума (подписном листе) указываются:
наименование населенного пункта, где проводится сбор подписей
граждан;
номер регистрационного свидетельства, дата регистрации и кем
зарегистрирована инициативная группа;
формулировка вопроса, предлагаемого для вынесения на
референдум;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства,
серия и номер паспорта (документа, его заменяющего) гражданина,
имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата
подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица,
собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных
инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени,
отчества, места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта
(документа, его заменяющего) каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются инициативной группой по
форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
Статья 15. Оформление права требования местного референдума
По окончании сбора подписей инициативная группа составляет
итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации
инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество
собранных подписей и наименование представительного органа
местного самоуправления, которому переданы на хранение подписные
листы.
Подписные листы по акту передаются на хранение в
представительный орган местного самоуправления и хранятся в
течение двух месяцев после опубликования решения референдума.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей
одного гражданина его подписи не учитываются.
Предложение о проведении референдума вносится главой
муниципального образования в письменной форме в представительный
орган и должно содержать формулировку вопросов, предлагаемых на
местный референдум.
Предложение группы депутатов о проведении референдума
реализуется путем подачи этой группой письменного заявления с
указанием формулировки вопросов, предлагаемых на референдуме и
подписями депутатов.
Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении
местного референдума
Представительный орган местного самоуправления рассматривает
представительные материалы и принимает по ним решение в течение
двух недель со дня поступления документов о проведении местного
референдума, оформленные в соответствии с требованиями статьи 15
настоящего Закона.
Представительный орган местного самоуправления вправе принять
одно из следующих решений:
о назначении местного референдума, дате его проведения и
мерах по его обеспечению;
об отклонении требования о назначении местного референдума, в
случае нарушения положений Конституции Российской Федерации,
настоящего Закона;
о принятии нормативного или правового акта или иного решения,
предлагаемого в требовании о проведении местного референдума.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Решение о назначении местного референдума принимается с
учетом заключения постоянных комиссий или комитетов
представительного органа, а также главы муниципального
образования.
Принятое решение в трехдневный срок публикуется в районной,
городской газете. Одновременно с решением о назначении референдума
публикуются вопросы или проекты нормативных, правовых актов,
выносимых на местный референдум.
В случае отказа от назначения местного референдума
инициативная группа может обжаловать данное решение
представительного органа местного самоуправления в суд.
Статья 17. Срок проведения референдума
В решении о назначении референдума определяется дата его
проведения. Голосование проводится не позднее трех месяцев со дня
принятия решения о назначении местного референдума.
ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ
Статья 18. Комиссии по проведению местного референдума
Для подготовки и проведения местного референдума
представительным органом муниципального образования образуются
следующие комиссии:
комиссия местного референдума /районная, городская/;
участковые комиссии местного референдума
Полномочия комиссий местного референдума возникают с момента
их образования и прекращаются по истечении месяца с момента
опубликования его результатов.
Статья 19. Образование комиссий местного референдума
Комиссия местного референдума образуется решением
представительного органа местного самоуправления не позднее одного
месяца со дня принятия решения о назначении референдума на основе
предложений общественных объединений, собраний граждан по месту
жительства, работы, службы, учебы в составе председателя,
заместителя председателя, секретаря и 5-9 членов комиссии.
Численность комиссии устанавливается представительным органом
местного самоуправления района, города. Председатель, заместитель,
секретарь комиссии местного референдума избираются тайным
голосованием на первом их заседании.
В случае, если общественные объединения и граждане не
выдвинули кандидатов в состав комиссии местного референдума в
двадцатидневный срок со дня принятия решения о назначении местного
референдума, комиссия формируется на основании предложений
представительного органа и главы местного самоуправления.
Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав
комиссии уполномоченными на то органами в соответствии с уставом
организации (комитет, бюро, совет).
Собрание граждан с целью выдвижения кандидатов в состав
комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20 человек.
Участковые комиссии местного референдума образуются комиссией
местного референдума на основе предложений общественных
объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы,
службы, учебы не позднее, чем за 45 дней до дня проведения
референдума в составе председателя, заместителя председателя,
секретаря и 5-11 членов комиссии. Численность комиссии
устанавливается комиссией местного референдума.
Председатель, заместитель и секретарь участковой комиссии
местного референдума избираются тайным голосованием на первом
организационном заседании. В случае, если общественные
объединения, избиратели не выдвинули кандидатов в состав
участковых комиссий референдума в десятидневный срок со дня
образования участков референдума, комиссии формируются из числа
лиц, предложенных представительным органом местного
самоуправления, главой местного самоуправления.
Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав
участковых комиссий референдума на собраниях районных, городских
организаций, насчитывающих не менее 10 человек.
Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав
участковой комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее
20 человек.
При проведении местного референдума по вопросу досрочного
прекращения полномочий главы муниципального образования, других
выборных должностных лиц местного самоуправления,
представительного органа местного самоуправления в состав комиссий
не могут включаться их супруги и близкие родственники,
а также лица находящиеся в непосредственном подчинении главы
и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Комиссии местного референдума обеспечивают своевременное
информирование населения через средства массовой информации и
иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их
работы, телефонах, расположении участков голосования и других
обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и
проведения местного референдума.
Статья 20. Полномочия комиссии местного референдума
(районная, городская)
Комиссия местного референдума (районная, городская):
обеспечивает на территории муниципального образования
проведения местного референдума соблюдение настоящего Закона;
образует участковые комиссии местного референдума;
организует деятельность участковых комиссий местного
референдума;
распределяет денежные средства по участковым комиссиям
местного референдума;
контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями,
транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материльно-технического обеспечения референдума;
устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков
участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума,
других документов референдума, образцы ящиков для голосования и
печатей комиссий референдума, порядок хранения документации
референдума;
заслушивает сообщения главы муниципального образования,
органов местного самоуправления по вопросам подготовки и
проведения референдума;
подводит итоги проведения местного референдума;
устанавливает результаты местного референдума, публикует в
печати, передает по радио и другим способам сообщения о своей
работе и о результатах референдума;
контролирует своевременность и правильность составления
списков участников референдума и представления их для всеобщего
ознакомления; обеспечивает своевременное издание материалов
местного референдума;
содействует организации встреч, лекций и других мероприятий,
направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения,
вынесенного на местный референдум;
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими
участковых комиссий референдума;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых комиссий референдума и принимает по ним решения.
Статья 21. Полномочия участковой комиссии местного
референдума
Участковая комиссия местного референдума:
составляет списки участков местного референдума по участку;
проводит ознакомление граждан со списками участников местного
референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в
списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих
изменений;
оповещает население о дне проведения местного референдума;
обеспечивает подготовку помещений для голосования и их
надлежащего оборудования;
организует на участке голосование в день проведения местного
референдума;
производит подсчет голосов и определяет результаты
голосования;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения.
Статья 22. Участки местного референдума
Участки местного референдума образуются главами местного
самоуправления районов, городов по согласованию с комиссией
местного референдума в течение месяца со дня опубликования решения
о назначении местного референдума.
Участки местного референдума образуются из расчета от 100 до
3000 участков референдума на один участок.
Территории участков местного референдума могут совпадать с
территориями избирательных участков по выборам депутатов
представительных органов местного самоуправления.
В больницах, санаториях, домах отдыха, воинских частях могут
создаваться участки местного референдума по представлению органов
управления этих организаций, если невозможно организовать
голосование на участках, образованных в соответствии с частью
первой настоящей статьи.
Список участков местного референдума с указанием адресов
участковых комиссий публикуется главой местного самоуправления в
течение пяти дней со дня принятия решения об образовании участков
местного референдума в средствах массовой информации, издающихся в
районе, городе.
Каждый участок местного референдума должен иметь помещение,
где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков
для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться
члены участковой комиссии, представители общественно-политических
организаций, движений, партий, инициативных групп по проведению
местного референдума, а также средств массовой информации.
Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения
документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на
данном участке, и другой информацией по местному референдуму,
кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок может
иметь не более пяти переносных ящиков для голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с
текстом проекта нормативного, правового акта, вынесенного на
местный референдум, а также авторучками. Применение карандашей не
допускается.
Статья 23. Организация работы комиссий местного референдума
Комиссии местного референдума должны провести свои первые
заседания не позднее трех дней с момента их образования. Заседания
комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают
участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссий
принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего
числа членов комиссии.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий,
обязательны для исполнения органами местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами,
общественными объединениями и гражданами.
Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы
в комиссию местного референдума или в суд.
Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя
председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в
период подготовки и проведения референдума от выполнения
производственных или служебных обязанностей с сохранением средней
заработной платы, но не более шести минимальных размеров оплаты
труда, установленных на день назначения проведения местного
референдума. Остальным членам комиссий местного референдума за
время работы в них (но не более чем за три дня) по представлению
их председателей производится оплата из расчета их среднемесячного
заработка, но не более чем из шести минимальных размеров оплаты
труда, установленных на день проведения местного референдума за
счет средств, выделяемых из местного бюджета на проведение
местного референдума.
Органы местного самоуправления, должностные лица обязаны
содействовать комиссиям местного референдума в осуществлении ими
своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения
и материалы. Комиссии местного референдума вправе обращаться по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного
референдума, в государственные и общественные органы и
организации, в органы местного самоуправления, к должностным
лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать
комиссии ответ не позднее, чем в трехдневный срок.
Председатель, заместитель председателя, секретарь или члены
комиссии местного референдума могут быть освобождены от своих
обязанностей в них решением комиссии местного референдума по
личному заявлению либо по представлению органа или организации,
его направивших. Решение по данному вопросу принимается после
согласования с представительным органом местного самоуправления.
Статья 24. Списки граждан, имеющих право участвовать в
местном референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в местном
референдуме, составляются по каждому участку местного референдума
участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем
и секретарем.
Списки составляются на основе данных, представляемых главой
местного самоуправления.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в
местном референдуме, на момент составления списков проживающие на
территории данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в
местном референдуме, может быть включен не более, чем в один
список.
Список военнослужащих, голосующих на общих участках местного
референдума, а также список по участку, образованному в воинской
части, составляется на основании сведений, представляемых ее
командиром. Военнослужащие, постоянно или временно проживающие на
момент составления списков вне воинских частей, включаются в
списки по месту жительства на общих основаниях.
Сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи,
направляются в участковые комиссии не позднее, чем за 40 дней до
дня местного референдума.
Список участников местного референдума составляется в двух
экземплярах и подписывается председателем и секретарем участковой
комиссии местного референдума.
Список участников местного референдума составляется в
алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам,
на основе адресов участников местного референдума). В списке
указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место
проживания гражданина. В отношении граждан, которым в год
голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и
месяц рождения.
Граждане, которые в день голосования будут находиться в
больницах и других стационарных лечебно-профилактических
учреждениях, а также в следственных изоляторах временного
содержания, включаются в список на основании данных,
представляемых руководителями указанных учреждений.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на
участие в местном референдуме и проживающие в общежитиях,
включаются в список на участке по месту нахождения общежития.
Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении
участковой комиссии местного референдума не позднее, чем за
тридцать дней до проведения местного референдума.
Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное
включение в список или исключение из списка, а также допущенные в
списках неточности. Участковая комиссия обязана проверить
заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем
через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с
изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии
может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в
суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за
три дня до дня проведения референдума и в день проведения
референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении
исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
(в ред. Закона Псковской области от 04.11.96 N 35-оз)
Статья 25. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования воспроизводится текст
поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты
волеизъявления голосующего "за" и "против", под которыми
помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за принятие
вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой
другой знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует
против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс"
или иной знак в квадрате под словом "против".
При вынесении на референдум нескольких вопросов, они
включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и
отдаляются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями.
Текст в бюллетень для голосования по вопросам, вынесенным на
местный референдум, утверждает представительный орган местного
самоуправления района, города одновременно с принятием решения о
назначении местного референдума.
Бюллетени для голосования печатаются по распоряжению комиссии
местного референдума, пересылаются участковым комиссиям не позднее
3 дней до дня проведения местного референдума.
По каждому участку местного референдума число бюллетеней для
голосования не может превышать более чем на 2 процента число
зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном
референдуме на данном участке.
Статья 26. Время проведения местного референдума
На всех участках голосования проводится с 8 по 22 часов по
местному времени. О времени и месте голосования участковая
комиссия оповещает граждан через средства массовой информации и
письменно не позднее, чем за двадцать дней до дня проведения
местного референдума.
Голосование может быть законно ранее 22 часов на участках, на
которых проголосовали все внесенные в списки граждане.
Статья 27. Досрочное голосование
В случае, если менее чем за пятнадцать дней до дня проведения
местного референдума гражданин, включенный в списки имеющих право
участвовать в местном референдуме, узнает, что не будет иметь
возможности принять участие в местном референдуме в связи с
убытием за пределы участка, он может проголосовать досрочно,
оформив письменное заявление и заполнив бюллетени местного
референдума в помещении комиссии местного референдума (за 15-4 дня
до референдума) или участковой ( за 3-1 день до дня референдума)
комиссии, так чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену комиссии местного
референдума или участковой комиссии. На месте склейки на конверте
ставится печать соответственно комиссии местного референдума или
участковой комиссии либо подписи двух членов комиссии местного
референдума.
Комиссия местного референдума передает списки проголосовавших
участников местного референдума с их заявлениями и конверты с
бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с
передачей комплектов бюллетеней местного референдума.
Участковая комиссия отмечает в своем списке проголосовавших
таким образом участников местного референдума - "проголосовал
досрочно".
Статья 28. Голосование в день референдума
В 8 часов утра в день проведения местного референдума
председатель участковой комиссии объявляет участок местного
референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и
присутствующим гражданам все ящики для голосования, которые после
этого опечатываются.
Затем председатель участковой комиссии местного референдума
объявляет о начале голосования, вскрывает конверты с заполненными
бюллетенями временно выбывших участников местного референдума и
опускает эти бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает
участников местного референдума получать бюллетени для
голосования. Число бюллетеней из конвертов оглашается и заносится
в протокол участковой комиссии.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам
участников местного референдума по предъявлении паспорта или
другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При
получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в
списке.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для
тайного голосования, в которой не допускается присутствие иных
лиц. Гражданин, который не может заполнить бюллетень
самостоятельно, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое
лицо, кроме члена участковой комиссии или наблюдателя.
Участник местного референдума, изъявляя свою волю по поводу
вынесенного на голосование вопроса, ставит крест или любой другой
знак в пустом квадрате напротив записанного в бюллетене ответа
"за", "против", за который он голосует.
Участник местного референдума, покинув кабину для
голосования, опускает заполненный бюллетень в ящик для
голосования, который должен находиться в поле зрения членов
участковой комиссии и общественных наблюдателей.
В том случае, если гражданин, имеющий право участвовать в
местном референдуме, не может прибыть на участок для голосования
по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, участковая
комиссия поручает двум ее членам организовать голосование по месту
нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если
последние находятся на участке для голосования, с использованием
специального переносного ящика голосования.
Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать
вне помещения для голосования должно быть подтверждено участником
местного референдума в письменной форме по прибытии к нему членов
участковой комиссии. После получения избирательных бюллетеней
избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит
подпись. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям,
получают под роспись количество избирательных бюллетеней,
соответствующее количеству письменных и устных заявлений. В списке
избирателей делается отметка, что избиратель проголосовал вне
помещения для голосования.
Организация голосования вне помещения для голосования должна
исключить возможность нарушения избирательных прав граждан, а
равно искажения волеизъявления избирателей.
(в ред. Закона Псковской области от 04.03.97 N 7-оз)
Количество заявлений избирателей, использованных и
возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
Члены участковой комиссии отстраняются от участия в ее
работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения
участка местного референдума, если они нарушают тайну голосования
или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об
этом принимается участковой комиссией.
Статья 29. Подсчет голосов
По истечении времени голосования председатель участковой
комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут
получить бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в
помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия
подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем
составляется протокол.
На основании списков для голосования, в том числе
дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном
голосовании и на дому, участковая комиссия местного референдума
подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней,
находящихся в переносных ящиках для голосования, производится
отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством
поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. На
основании списков граждан, имеющих право на участие в местном
референдуме, и по количеству находящихся в ящиках для голосования
бюллетеней комиссия устанавливает и отражает в протоколе:
общее число граждан, имеющих право на участие в местном
референдуме, зарегистрированных по участку референдума;
количество бюллетеней, полученных на избирательный участок
местного референдума;
количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
общее число граждан, получивших бюллетени;
количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
количество бюллетеней, признанных действительными;
количество бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за вынесенный на местный референдум
проект решения или вопроса;
число голосов, поданных против.
В протоколе отражаются также поступившие в участковую
комиссию в день голосования письменные жалобы и заявления на
нарушения закона и принятые по ним решения.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не
вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также
бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в
действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия,
фиксируя количество таких случаев в протоколе.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для
голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется
отдельно.
Статья 30. Протокол по итогам голосования
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании
участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух
экземплярах.
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками,
подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются
печатью.
Первый экземпляр протокола доставляется в комиссию по
проведению местного референдума, второй остается на хранении у
секретаря участковой комиссии.
Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому
производится отдельно.
Протоколы о результатах голосования на участках, образованных
в воинских частях, составляются в двух экземплярах, первый
экземпляр передается комиссии местного референдума, второй
экземпляр хранится у секретаря участковой комиссии. После
включения данных в протокол комиссии местного референдума первый
экземпляр протокола участковой комиссии, образованной в воинской
части, с заверительной надписью председателя и секретаря комиссии
местного референдума и заверенный печатью комиссии местного
референдума возвращается в участковую комиссию. Хранение
протоколов и бюллетеней для голосования осуществляется в воинской
части в установленном для документации порядке. Разглашение
сведений о дислокации и численности воинских частей не
допускается.
Участковые комиссии местного референдума после подсчета
голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в
том числе и погашенные, в представительный орган местного
самоуправления, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем
уничтожаются, если за это время результаты референдума не были
опротестованы.
IY. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 31. Подведение итогов местного референдума
Комиссия местного референдума на основании протоколов всех
участковых комиссий референдума определяет:
число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
число бюллетеней выданных участковым комиссиям местного
референдума;
количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
число граждан, получивших бюллетени;
количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании;
количество бюллетеней, признанных действительными;
количество бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за вынесенный на местный референдум
проект решения или вопрос;
число голосов, поданных против;
формулировка решения или вопроса принятого местным
референдумом.
В протоколе отражаются также поступившие в день голосования в
комиссию письменные жалобы и заявления на нарушения закона и
принятые по ним решения.
Протоколы составляются в 2-х экземплярах, подписываются
председателем, секретарем, членами комиссии и заверяются печатью.
Референдум признается не состоявшимся, если в голосовании
приняло участие менее 50% граждан, имеющих право на участие в
местном референдуме. В этом случае местный референдум по тому же
вопросу может быть проведен не ранее, чем через год.
Решения по вынесенным на местный референдум вопросам
считаются принятыми, если за них проголосовало более 50% граждан,
принявших участие в местном референдуме.
Если на местный референдум выносились альтернативные варианты
решения и ни один из них не получил необходимого количества
голосов, то их повторное вынесение на местный референдум может
состояться не ранее, чем через год.
Результаты местного референдума могут быть признаны
недействительными из-за допущенных в ходе местного референдума или
при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на
результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений,
результаты местного референдума могут быть обжалованы в суд в
течение месяца со дня их опубликования.
Статья 32. Опубликование и вступление в силу решения,
принятого на местном референдуме
Принятое на местном референдуме решение публикуется в
районной, городской газете не позднее трех дней после определения
результатов местного референдума, и вступает в силу в день
опубликования, если в самом решении местного референдума не
предусмотрен иной срок.
Статья 33. Изменение и отмена решения, принятого местным
референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого местным
референдумом, производится местным референдумом или судом.
ГЛАВА Y. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 34. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа
свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права
участвовать в местном референдуме, вести агитацию, а также члены
инициативных групп и комиссий местного референдума, должностные
лица государственных или общественных органов, организаций,
органов местного самоуправления, совершившие подлог документов
местного референдума, фиктивные записи в подписных листах,
заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну
голосования, привлекаются к уголовной или административной
ответственности в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава Администрации
Псковской области
В.Н.ТУМАНОВ
г. Псков
8 июня 1996 года
N 20-оз
Приложение1
к Закону Псковской области
от 8 июня 1996 г. N 20-оз
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
__________________________________________________________________
(наименование населенного пункта, где собираются подписи граждан)
__________________________________________________________________
(наименование местного отделения федерального, регионального
общественного объединения, образовавшего инициативную группу -
заполняется в соответствующем случае)
------------------------T----------------T-----------------------¬
¦ Номер регистрационного¦Дата регистрации¦Кем зарегистрирована ¦
¦ свидетельства ¦ ¦инициативная группа ¦
+-----------------------+----------------+-----------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+----------------+------------------------
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
местного референдума с формулировкой вопроса или решения:
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
----T----------T------T-----------T--------------T-------T-------¬
¦ N ¦ Фамилия, ¦Дата ¦Адрес места¦ Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦
¦п/п¦ имя, ¦рожде-¦жительства ¦ паспорта или ¦подписи¦ ¦
¦ ¦ отчество ¦ния ¦ ¦ заменяющего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документа ¦ ¦ ¦
+---+----------+------+-----------+--------------+-------+-------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------+------+-----------+--------------+-------+--------
Подписной лист удостоверяю:__________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(ПОДПИСЬ И ДАТА)
Уполномоченный инициативной группы: _________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа представителя инициативной группы)
(ПОДПИСЬ И ДАТА)
Приложение 1
к Регистрационному свидетельству N__
СПИСОК ЧЛЕНОВ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ
образованной ________________________________________________
гражданами, районными, городскими отделениями
общественных объединений
по проведению местного референдума
-----------------------T--------T----------------------T---------------¬
¦Фамилия, имя, отчество¦ Дата ¦Адрес места жительства¦Серия и номер ¦
¦ ¦рождения¦ ¦паспорта или ¦
¦ ¦ ¦ ¦заменяющего его¦
¦ ¦ ¦ ¦документа ¦
+----------------------+--------+----------------------+---------------+
+----------------------+--------+----------------------+---------------+
L----------------------+--------+----------------------+----------------
М.П. Глава местного самоуправления _________________
подпись
Приложение 2
к Регистрационному свидетельству N __
СПИСОК ЛИЦ,
уполномоченных действовать от имени инициативной
группы на территории муниципального образования
--------------T--------T-----------T---------------T--------------¬
¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦Адрес места¦Серия и номер ¦Наименование ¦
¦отчество ¦рождения¦жительства ¦паспорта или ¦муниципального¦
¦ ¦ ¦ ¦заменяющего его¦образования ¦
¦ ¦ ¦ ¦документа ¦ ¦
+-------------+--------+-----------+---------------+--------------+
+-------------+--------+-----------+---------------+--------------+
L-------------+--------+-----------+---------------+---------------
М. П.
Глава местного самоуправления ________________
подпись
Приложение 2
к Закону Псковской области
от 8 июня 1996 г. N 20-оз
РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО N
Выдано главой местного самоуправления________________________
наименование
__________________________________________________________________
муниципального образования
инициативной группе, образованной ________________________________
гражданами, районными,
__________________________________________________________________
городскими отделениями общественных объединений
составе ___________ человек (приложение 1) на право сбора подписей
жителей __________________________________________________________
наименование муниципального образования
поддержку инициативы о проведении местного референдума по вопросу
(вопросам):_______________________________________________________
__________________________________________________________________
формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для
__________________________________________________________________
вынесения на референдум
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сбор подписей осуществляется лицами, уполномоченными
действовать от имени инициативной группы (приложение 2).
" " _____________ 199__ года
М. П. (дата выдачи регистрационного
свидетельства)
Глава местного самоуправления _____________
подпись
------------------------------------------------------------------
|