Вид документа
ЗАКОН
Принявший орган
Законодательное Собрание Пермской области
Дата принятия
04.09.95
20.07.95
Номер
302-51
Название документа
ЗАКОН Пермской области от 04.09.95 N 302-51
"О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят ЗС ПО 20.07.95)
Источник публикации
"Звезда", N 140, 12.09.95
"Бюллетень законодательных и иных нормативных актов Пермской
области", N 9, 1995
Поиск по статусу
НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ
Примечание к документу
Данная редакция документа фактически НЕ ДЕЙСТВУЕТ в связи с
внесением в нее изменений. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ включена в
информационный банк.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Текст документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 20 июля 1995 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
1. Выборы губернатора Пермской области (далее - губернатор)
осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
2. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью
принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его
свободное волеизъявление.
3. Деятельность избирательных комиссий, органов
государственной власти и местного самоуправления по подготовке и
проведению выборов губернатора осуществляется открыто и гласно.
4. Выборы губернатора осуществляются на альтернативной основе
по единому избирательному округу.
5. Губернатор избирается сроком на четыре года.
Статья 2. Назначение выборов
1. Выборы губернатора и дата их проведения назначаются
Законодательным Собранием Пермской области не позднее чем за 80
дней до выборов. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
2. Выборы губернатора проводятся не позднее чем за один месяц
и не ранее чем за два месяца до истечения срока полномочий
действующего губернатора.
3. Выборы губернатора не могут проводиться одновременно с
выборами депутатов Законодательного Собрания Пермской области,
период между очередными указанными выборами должен составлять не
менее года.
4. При невозможности губернатора осуществлять свои полномочия
вследствие его отставки, отрешения от должности либо по другим
причинам выборы нового губернатора назначаются не позднее чем
через две недели со дня прекращения исполнения губернатором его
полномочий и проводятся в течение трех месяцев.
Статья 3. Избирательное право
1. Право избирать губернатора принадлежит гражданину
Российской Федерации, постоянно проживающему на территории
Пермской области и достигшему 18-летнего возраста.
2. Губернатором может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший 30-летнего возраста, постоянно проживающий на
территории Пермской области не менее 1 года.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 4. Право выдвижения кандидатов
1. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным
объединениям (блокам) и непосредственно избирателям, в том числе
по месту работы, службы, учебы и жительства.
2. Избирательное объединение - общественное объединение, устав
которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения
кандидатов, созданное и зарегистрированное в управлении юстиции
администрации Пермской области в порядке, установленном
федеральными законами, законами и иными правовыми актами Пермской
области, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.
3. Избирательный блок - добровольное объединение двух или
более общественных объединений, зарегистрированных в областной
избирательной комиссии, для совместного участия в выборах
губернатора. Избирательный блок обладает правами избирательного
объединения. Общественное объединение может входить не более чем в
один избирательный блок.
В случае, если общественное объединение входит в состав
избирательного блока, оно не может выступать в период проведения
выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или
входить в другой блок.
Выдвижение кандидатов избирательным объединением (блоком)
принимается решением его высшего органа.
Статья 5. Организаторы подготовки и проведения выборов
1. Подготовка и проведение выборов губернатора, контроль за
соблюдением прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. В
решении вопросов своей компетенции они независимы от других
государственных органов, органов местного самоуправления.
2. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления Пермской области, общественные объединения,
предприятия, учреждения, средства массовой информации, а также их
должностные лица оказывают избирательным комиссиям содействие в
реализации их полномочий.
Статья 6. Условия избрания губернатора
1. Кандидат признается избранным, если за него подано более
50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
2. В случае, когда ни один из кандидатов не набрал
необходимого количества голосов, проводится второй тур голосования.
Статья 7. Финансирование и материальное обеспечение выборов
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов
губернатора, производятся за счет средств областного бюджета.
2. Для финансирования предвыборной кампании кандидаты вправе
использовать денежные средства только через создаваемые ими
избирательные фонды.
3. Государственные предприятия, учреждения и организации
предоставляют бесплатно в распоряжение избирательных комиссий
помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения
выборов.
4. Муниципальные предприятия, учреждения, организации
предоставляют по решению главы местного самоуправления бесплатно в
распоряжение избирательных комиссий помещения и оборудование,
необходимые для проведения выборов.
5. Аренда помещений и оборудования негосударственных
организаций оплачивается избирательными комиссиями за счет
средств, выделенных на выборы.
Статья 8. Правовые основы подготовки и проведения выборов
Выборы губернатора организуются и проводятся на основе
Конституции Российской Федерации, федерального Закона "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Устава
Пермской области, настоящего Закона.
Глава II. Избирательные участки. списки избирателей
Статья 9. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местного
самоуправления по согласованию с территориальной избирательной
комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и
не позднее чем за 45 дней до дня выборов.
2. Избирательные участки образуются в соответствии с
административно-территориальным делением. Единую нумерацию
избирательных участков устанавливает областная избирательная
комиссия.
3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах
временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных
районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании могут
образовываться избирательные участки в срок, предусмотренный п.1
настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5
дней до дня выборов. На избирательных участках, образованных в
местах временного пребывания избирателей, голосование
осуществляется по открепительным удостоверениям.
Избиратели могут получить по письменному заявлению
открепительное удостоверение в участковой избирательной комиссии
по месту своего постоянного жительства за 30-6 дней до дня выборов.
4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
Избирательные участки в воинских частях могут образовываться в
случаях, если воинская часть расположена в отдаленных и
труднодоступных районах вне населенных пунктов. При этом должен
быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам
избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным
лицам.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы
территориальной избирательной комиссией в местной печати не
позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Статья 10. Списки избирателей
1. В списки избирателей включаются все граждане Российской
Федерации, отвечающие требованиям п.1 ст.3 настоящего Закона.
2. Список избирателей составляется участковой избирательной
комиссией по каждому избирательному участку на основании сведений,
предоставляемых главой местного самоуправления, в алфавитном
порядке, либо по населенным пунктам, улицам и домам на основе
адресов избирателей. В списке указываются фамилия, имя, отчество,
год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц
рождения) и адрес избирателя.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей
осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1
января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в
участковые избирательные комиссии сразу после их образования.
Списки избирателей-военнослужащих, а также членов их семей и
других избирателей, проживающих в расположении воинских частей,
составляются на основании сведений, утвержденных командирами
воинских частей.
3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном участке является
его постоянное проживание на территории этого избирательного
участка.
Гражданин может быть включен в список избирателей только на
одном избирательном участке.
4. Составленный список избирателей представляется для
всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной
комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
5. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий
избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную
комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой
неточности или ошибке в списке избирателей. В течение 24 часов
участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и
либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с
изложением мотивов отклонения заявления.
Решение участковой избирательной комиссии может быть
обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде,
которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день
выборов - немедленно.
6. Предусматривается составление дополнительного списка
избирателей. Он составляется по всем требованиям основного списка
после того, как основной список составлен.
В дополнительный список включаются избиратели по их
письменному заявлению, голосующие вне избирательного участка, не
включенные в основной список в связи с переменой места жительства
(по предъявлению подтверждающих документов) или в результате
ошибки участковой избирательной комиссии, а также предъявившие
открепительные талоны.
Основной и дополнительный список избирателей подписываются
председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Вносить в них изменения после начала подсчета голосов избирателей
запрещается.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 11. Система избирательных комиссий
1. Для подготовки и проведения выборов губернатора
формируются:
а) территориальные (районные, городские, районные в городе)
избирательные комиссии;
б) участковые избирательные комиссии.
2. Руководство деятельностью территориальных и участковых
избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов
губернатора осуществляет областная избирательная комиссия.
Статья 12. Порядок формирования областной избирательной
комиссии
1. Областная избирательная комиссия формируется
Законодательным Собранием и администрацией Пермской области в
соответствии с федеральным законодательством и Положением о
Пермской областной избирательной комиссии.
2. После регистрации кандидата избирательное объединение,
выдвинувшее кандидата или сам кандидат вправе назначить в
областную избирательную комиссию одного члена с правом
совещательного голоса.
Статья 13. Порядок формирования территориальных избирательных
комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии образуются в городах
(районах в городах) и районах Пермской области не позднее чем за
60 дней до дня выборов в количестве 7-11 членов. Состав
территориальной избирательной комиссии назначается выборным
органом местного самоуправления с учетом предложений общественных
объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства.
2. Председатель или секретарь территориальной избирательной
комиссии должен иметь высшее юридическое образование.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь
территориальной избирательной комиссии избираются тайным
голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии.
4. В случае, если выборный орган местного самоуправления не
назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок,
установленный п.1 настоящей статьи, либо если на данной территории
выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование
территориальной избирательной комиссии производится областной
избирательной комиссией не позднее 55 дней со дня выборов.
Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных
комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются выборным
органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня
выборов в количестве 5-12 членов с учетом предложений общественных
объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства.
2. Председатель участковой избирательной комиссии, как
правило, должен иметь высшее юридическое образование.
3. Председатель, заместитель и секретарь участковой
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом
заседании из числа членов комиссии.
4. В случае, если выборный орган местного самоуправления не
назначил состав участковой избирательной комиссии в срок,
установленный п.1 настоящей статьи, либо если на данной территории
выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование
участковой избирательной комиссии производится территориальной
избирательной комиссией не позднее 35 дней до дня выборов.
Статья 15. Статус члена избирательной комиссии
1. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий органами
государственной власти, местного самоуправления или вышестоящей
избирательной комиссией, имеют право решающего голоса при принятии
решений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всех
заседаниях избирательных комиссий.
2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий
кандидатами, избирательными объединениями (блоками) имеют статус
члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
3. Члены избирательной комиссии с правом решающего и
совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной
комиссии и присутствуют на них;
б) вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по
ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной
комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по
существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (по
данным выборам) соответствующей избирательной комиссии.
4. Полномочия члена областной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, назначенного кандидатом, избранным
губернатором, или избирательным объединением, выдвинувшим такого
кандидата, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на
следующих выборах губернатора. Полномочия остальных членов
областной избирательной комиссии с правом совещательного голоса
прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов
выборов.
Срок полномочий членов территориальных и участковых
избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращается
одновременно с окончанием срока полномочий данных избирательных
комиссий.
5. Членами избирательных комиссий не могут являться кандидаты,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов,
лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Статья 16. Полномочия областной избирательной комиссии
1. Областная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав
граждан и законностью проведения выборов;
б) дает разъяснения и обеспечивает единообразную реализацию
настоящего Закона; издает инструкции и иные акты по вопросам
организации выборов;
в) организует областную систему регистрации избирателей;
г) руководит работой территориальных избирательных комиссий,
рассматривает заявления и жалобы на их решения и действия;
д) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им
удостоверения установленного образца;
е) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования,
обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими
территориальных и участковых избирательных комиссий;
ж) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
з) утверждает формы избирательных документов, порядок их
хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий,
обеспечивает их изготовление;
и) решает вопросы материально-технического обеспечения
подготовки и проведения голосования;
к) распределяет выделенные из областного бюджета средства на
финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов,
контролирует их целевое использование;
л) осуществляет меры по организации единообразной системы
подведения итогов голосования и установления результатов выборов в
области;
м) оказывает методическую, организационно-техническую помощь
избирательным комиссиям;
н) устанавливает результаты выборов в целом по территории
области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив
документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
о) выдает удостоверение об избрании лицу, избранному
губернатором;
п) организует повторные выборы губернатора;
р) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим
Законом и Положением об областной избирательной комиссии.
2. Решения областной избирательной комиссии, принятые в
пределах ее компетенции, обязательны для органов государственной
власти и органов местного самоуправления, государственных и
общественных организаций, должностных лиц, которые обязаны
оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы
документы и информацию.
Статья 17. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав
граждан, настоящего Закона на соответствующей территории;
б) руководит работой участковых избирательных комиссий,
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих
избирательных комиссий и принимает по ним решения;
в) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для каждого кандидата;
г) распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными на подготовку и проведение выборов;
д) устанавливает результаты голосования по соответствующей
административно-территориальной единице, передает их в областную
избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив
документации, связанной с подготовкой и проведением выборов;
е) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий
помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
ж) обеспечивает досрочное голосование;
з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии
заканчивается через 30 дней после опубликования общих итогов
выборов.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии.
1. Участковая избирательная комиссия:
а) составляет основной и дополнительный списки избирателей по
участку;
б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и
рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках
избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих
изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов на территории избирательного участка в порядке и
объемах, установленных настоящим Законом;
д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для
голосования;
е) организует голосование на избирательном участке в день
выборов, проводит досрочное голосование;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на участке и обеспечивает передачу в территориальную
избирательную комиссию документации, связанной с подготовкой и
проведением выборов;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и проведения голосования и принимает по ним решения;
и) выдает избирателям по их письменным заявлениям
открепительные удостоверения;
к) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим
Законом.
2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий
заканчивается с момента передачи избирательной документации,
включая избирательные бюллетени, в территориальные избирательные
комиссии.
Статья 19. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе
присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители
избирательных объединений и средств массовой информации.
2. Решения областной избирательной комиссии нормативного
характера публикуются в печати и передаются в иные средства
массовой информации в течение трех дней после их принятия.
3. В день голосования, с момента начала работы участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об
итогах голосования, на избирательных участках вправе
присутствовать наблюдатели, направленные общественными и
избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные
(международные) наблюдатели, любой из которых подтверждает свои
полномочия соответствующим документом. Иностранные (международные)
наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с
федеральными законами.
4. Подсчет голосов осуществляется членами избирательной
комиссии в присутствии наблюдателей.
Статья 20. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на
основе коллегиальности.
2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если
в нем приняло участие большинство от установленного числа членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию
не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц,
входящих в ее состав.
4. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об
итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными, о регистрации кандидатов, о
проведении повторного голосования или повторных выборов, о
финансовом обеспечении выборов принимаются на заседаниях
избирательных комиссий большинством голосов от установленного
числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются
большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса, при равенстве голосов голос
председателя является решающим.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и
секретарем избирательной комиссии.
5. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,
принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое
мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до
сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в
трехдневный срок.
6. По решению территориальных избирательных комиссий
председатель (его заместитель), секретарь и отдельные члены
территориальных и участковых избирательных комиссий с правом
решающего голоса могут работать в избирательной комиссии в течение
срока ее полномочий с отрывом от основной работы.
7. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств,
выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
8. Протоколы избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
9. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным
законам или нормативно-правовым актам Пермской области, либо
принятое избирательной комиссией с превышением установленных
полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией
или судом.
Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных
комиссий
1. Решения и действия областной избирательной комиссии могут
быть обжалованы в областном суде в порядке, установленном законом.
2. Решения и действия территориальных и участковых
избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящей
избирательной комиссии или в суде в порядке, установленном
законом. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные
комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
3. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки выборов,
принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В
случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной
проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в
десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия
вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 22. Выдвижение кандидатов избирательными
объединениями и избирательными блоками
1. Решение о выдвижении кандидатов от избирательных
объединений принимаются их высшими органами.
2. Избирательные блоки подлежат регистрации после объявления
выборов губернатора в областной избирательной комиссии в течение
5-ти дней после представления протоколов конференций (пленумов) и
иных высших органов общественных объединений с решением о
вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных
объединений о создании избирательного блока.
Указанные документы представляются в областную избирательную
комиссию в течение 5-ти дней после принятия решения о создании
избирательного блока.
Выдвижение кандидата от избирательного блока проводится на
конференции общественных объединений, входящих в избирательный
блок.
3. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных блоков и
избирательных объединений принимаются тайным голосованием.
Статья 23. Выдвижение кандидатов непосредственно
избирателями
1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями
проводится путем сбора подписей под его заявлением о согласии
баллотироваться кандидатом. Сбор подписей проводится по месту
работы, службы, учебы и жительства.
2. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм
собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать
содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов.
3. Инициатива сбора подписей может исходить от любого
избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют
областную избирательную комиссию.
Статья 24. Условия регистрации кандидатов
1. Выдвижение кандидатов на должность губернатора начинается
со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней.
2. Для выдвижения кандидата в губернаторы требуется, чтобы в
его поддержку были собраны подписи 15-ти тысяч избирателей
области, включенных в списки избирателей.
При этом в каждом районе г. Перми, городах областного
подчинения и районах области может быть собрано не более 10%
подписей от требуемого общего числа подписей.
3. Подписи избирателей собираются как в поддержку кандидатов,
выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков,
так и в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно
избирателями, по их заявлениям.
4. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной
областной избирательной комиссией. В каждом подписном листе
указываются фамилия, имя и отчество, год рождения, должность и
основное место работы, постоянное место жительства кандидата,
принадлежность его к какому-либо избирательному объединению, блоку
либо его независимый статус.
5. Избиратель ставит подпись на подписном листе, указывает
свою фамилию, инициалы, год рождения (в возрасте 18 лет -
дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер паспорта, либо
удостоверения личности офицера, либо военного билета
самостоятельно или с его согласия лицом, собирающим подписи.
Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи,
с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и
номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и
лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
6. Инициаторы выдвижения кандидата, либо сам кандидат вносят
подписные листы, сброшюрованные по каждой территории, и заявление
кандидата о согласии баллотироваться на пост губернатора на
регистрацию в областную избирательную комиссию не позднее чем за
40 дней до дня выборов.
Статья 25. Регистрация кандидатов
1. Кандидаты регистрируются областной избирательной комиссией
по представлению избирательных объединений, избирательных блоков и
избирателей, выдвинувших кандидатов.
В представленных документах указывается принадлежность
кандидата к какому-либо избирательному объединению (блоку). В
случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному
объединению (блоку), он участвует в выборах как независимый
кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо
избирательному объединению (блоку) или о его независимом статусе
заносится в избирательный бюллетень.
2. Областная избирательная комиссия проверяет соответствие
выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение
5-ти дней со дня внесения подписных листов регистрирует его,
публикует в печати данные о нем, перечисленные в п.4 ст.24
настоящего Закона, и выдает ему удостоверение о регистрации с
указанием ее даты и времени.
Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после
регистрации сообщаются также областным и местным средствам
массовой информации.
3. В случае отказа зарегистрировать кандидата областная
избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату
или его доверенному лицу, уполномоченному представителю
избирательного объединения копию решения комиссии с изложением
мотивов отказа.
Основанием для отказа в регистрации кандидата являются
нарушения требований п. 2 ст. 24 настоящего Закона либо
обнаружение фальсифицированных подписей в количестве трех и более
процентов от общего числа собранных подписей.
4. В случае, если в установленные сроки областной
избирательной комиссией будет зарегистрировано менее 2-х
кандидатов, или не зарегистрирован ни один кандидат, по решению
областной избирательной комиссии выборы откладываются на срок до
2-х месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий.
Статья 26. Статус кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
2. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной
или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой
информации, на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
3. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям
освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на
время участия в выборах. В течение этого срока областная
избирательная комиссия за счет средств бюджета, выделенных на
организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им
денежную компенсацию. Денежная компенсация выплачивается
ежемесячно исходя из среднего заработка или иного регулярного
дохода кандидата, исчисленного за предшествующие дате регистрации
три месяца, с учетом индексации, но в размере не превышающем
десятикратный установленный законом размер минимальной месячной
оплаты труда.
4. Кандидат имеет право на бесплатный проезд во всех видах
общественного транспорта (кроме такси) в населенных пунктах
Пермской области.
Кандидат имеет право совершить в общей сложности 5 поездок по
области на любом виде пассажирского транспорта (кроме такси),
оплачиваемые из средств областной избирательной комиссии.
Право на возмещение транспортных расходов действует со дня
регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.
Порядок оплаты определяется областной избирательной комиссией.
5. Кандидат может иметь до 20-ти доверенных лиц,
регистрируемых областной избирательной комиссией. Доверенные лица
должны отвечать требованиям ст.3 настоящего Закона. Доверенные
лица получают от областной избирательной комиссии удостоверения и
ведут агитацию и иную деятельность, способствующую избранию
кандидатов.
Кандидаты вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц,
заменить их другими, уведомив об этом областную избирательную
комиссию, которая аннулирует удостоверения отозванных доверенных
лиц.
6. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств
(болезнь и пр.), областная избирательная комиссия относит на его
счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая
выделенные на предвыборную кампанию.
7. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по
инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без
их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий
трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до
регистрации кандидатом.
8. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без
согласия прокурора Пермской области к уголовной ответственности,
арестован или подвергнут мерам административной ответственности,
налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан
известить областную избирательную комиссию.
Глава V. Предвыборная агитация
Статья 27. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения
вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести
агитацию "за" или "против" любого кандидата, избирательного
объединения.
2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в
том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных
дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и
распространения агитационных печатных материалов. Кандидат,
избирательное объединение имеют право самостоятельно определять
форму и характер предвыборной агитации через средства массовой
информации.
В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, органы государственной власти и органы
местного самоуправления, их должностные лица.
3. Должностные лица органов государственной власти и местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими
кандидатами.
4. Запрещается проведение предвыборной агитации,
сопровождаемой предоставлением или обещанием передачи избирателям
бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме
информационных), денежных средств, ценных бумаг либо иных
материальных благ.
Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой
информации.
1. Кандидатам, избирательным объединениям (блокам)
гарантируются равные условия доступа к средствам массовой
информации.
2. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на
бесплатное представление им эфирного времени по каналам
государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих
телевизионное и радиовещание на территории Пермской области, на
равных основаниях.
3. Кандидат имеет право на основании заключенного с
государственной телерадиокомпанией договора получить за плату
эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно.
Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными.
4. Порядок выступления кандидатов, избирательных объединений
(блоков) в средствах массовой информации устанавливается областной
избирательной комиссией с участием органов государственной власти,
обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере
массовой информации.
5. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются органы государственной власти или местного
самоуправления, организации, учреждения, которые финансируются
полностью или частично за счет средств, выделяемых из
соответствующего бюджета (федерального, областного, местного),
обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных
программ кандидатов, избирательных объединений (блоков),
придерживающихся различных политических взглядов.
6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации,
должностным лицам и творческим работникам государственных
телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении
избирательной кампании через средства массовой информации, если
указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами
кандидатов.
Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Партии и политические движения, иные общественные
объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе
беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные
материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
2. Областная избирательная комиссия, а также окружные и
участковые избирательные комиссии, которым стало известно о
распространении анонимных либо подложных агитационных материалов,
обязаны принять меры по недопущению их распространения.
3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в
специально отведенных местах или на специальных стендах,
устанавливаемых местной администрацией по согласованию с
участковой избирательной комиссией, а также с согласия
собственника или владельца в любом помещении, на любом здании,
сооружении или любом другом объекте, кроме зданий и помещений
избирательных комиссий и избирательных участков.
Статья 30. Порядок и сроки проведения предвыборной агитации
1. Должностные лица органов государственной власти и органов
местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в
организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов
и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении
помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются
соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке,
устанавливаемом областной избирательной комиссией.
Проведение агитации в помещениях избирательных комиссий и
участков запрещается.
2. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные
возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной
агитации.
3. При проведении предвыборной агитации не допускаются
злоупотребление свободой массовой информации, агитация,
возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду.
В случае совершения указанных нарушений областная
избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об
отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение
рассматривается судом в трехдневный срок, а за 5 дней до дня
выборов - немедленно.
4. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
5. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации
кандидата и прекращается за 24 часа до дня выборов.
Глава VI. Финансирование выборов
Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
1. Средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов
губернатора, предусматриваются областным бюджетом и поступают в
областную избирательную комиссию в десятидневный срок со дня
назначения выборов.
2. До истечения сроков своих полномочий территориальные
избирательные комиссии обязаны представить в областную
избирательную комиссию отчет о расходовании выделенных им средств.
3. Отчет областной избирательной комиссии о расходовании
средств представляется Законодательному Собранию Пермской области
не позднее 2-х месяцев со дня официального опубликования
результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован
областной избирательной комиссией в средствах массовой информации
не позднее двух недель со дня рассмотрения его Законодательным
Собранием.
Статья 32. Избирательные фонды и порядок их создания
1. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации.
Предельная сумма расходов кандидата, за счет средств
избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты
труда, установленный федеральным законом на день назначения
выборов, более чем в десять тысяч раз.
2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих
денежных средств:
а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию
областной избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата, которые не могут превышать
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом
на день назначения выборов, более чем в 5 тысяч раз;
в) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением (блоком) и которые не могут превышать
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом
на день назначения выборов, более чем в 5 тысяч раз;
г) добровольных пожертвований физических лиц, каждое из
которых не может превышать минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом на день назначения выборов,
более чем в 20 раз;
д) добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из
которых не может превышать минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом на день назначения выборов,
более чем в 500 раз.
В целях предвыборной агитации допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного
капитала превышает 30%, международных организаций, а также
государственных организаций и учреждений, органов местного
самоуправления, религиозных объединений.
4. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам.
5. Порядок налогообложения добровольных пожертвований,
поступивших в избирательные фонды, устанавливается
законодательством Российской Федерации.
6. Областная избирательная комиссия до дня выборов обязана
периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания
избирательных фондов на основании сведений, представляемых
кандидатом или избирательным объединением каждые 15 дней с момента
открытия счета.
Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в Сбербанке, который открывается
кандидатом с разрешения областной избирательной комиссии после
регистрации кандидата.
2. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и
отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
3. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после
завершения выборов перечисляются кандидатами с разрешения
областной избирательной комиссии пропорционально вложенным
средствам на текущие (расчетные) счета областной избирательной
комиссии, организаций и лиц осуществивших перечисления и
пожертвования.
4. Кандидат, не позднее чем через 30 дней по окончании выборов
обязан представить в областную избирательную комиссию отчет о
размерах всех источников создания своих избирательных фондов, а
также о всех производственных затратах. Избирательная комиссия
обязана опубликовать этот отчет в средствах массовой информации не
позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную
комиссию.
Глава VII. Голосование и определение результатов
Статья 34. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования представляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий соответствующей районной,
городской, районной в городе администрацией.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для
тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным
ящикам и сами ящики должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая избирательная комиссия обязана оборудовать в
соответствии с инструкцией областной избирательной комиссии стенд
с информацией о всех выдвинутых кандидатах на должность
губернатора с обязательным указанием для каждого из них данных,
требуемых п. 4 ст. 24 и п. 1 ст. 25 настоящего Закона.
Статья 35. Избирательные бюллетени
1. Для выборов губернатора каждый избиратель получает один
избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня
утверждается областной избирательной комиссией.
2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке
фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов и их
данные, указанные в п. 4 ст. 24 и п. 1 ст. 25 настоящего Закона.
Справа, напротив данных о каждом кандидате помещается пустой
квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
5. Избирательные бюллетени печатаются не позднее чем за 20
дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от
территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не
позднее чем за пять дней до дня выборов. Число избирательных
бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не
может превышать числа зарегистрированных по избирательному участку
избирателей более чем на два процента. На обороте полученных
избирательных бюллетеней ставятся подписи двух членов участковой
избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой
избирательной комиссии.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но
после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или
участковые избирательные комиссии по указанию областной
избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях
данные о выбывших кандидатах, либо областная избирательная
комиссия изготовляет новые избирательные бюллетени.
Статья 36. Порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22
часов по местному времени. О времени и месте голосования
участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей
не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства
массовой информации, либо иным способом. Если по избирательному
участку проголосовали все зарегистрированные избиратели,
участковая избирательная комиссия с разрешения территориальной
может прекратить голосование ранее 22 часов.
2. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства и не сможет в день выборов прийти на
избирательный участок, на котором он включен в список избирателей,
может проголосовать досрочно. Такой избиратель может заполнить
избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15-6 дней
до дня выборов) или участковой (за 5-1 день до дня выборов)
избирательной комиссии с соблюдением тайны голосования. Если
избиратель голосует в помещении территориальной избирательной
комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня
ставится печать соответствующей территориальной избирательной
комиссии.
Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену соответственно
территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте
склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей
избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответственно
территориальной или участковой избирательной комиссии, а также
подпись проголосовавшего избирателя. Территориальные избирательные
комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с
их бюллетенями в соответствующие участковые избирательные комиссии
одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая
избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей
проголосовавших таким образом избирателей.
3. В 8 часов в день выборов председатель участковой
избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим
избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые
вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой
избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными
избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими
избирателями и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени
в избирательные ящики. Число конвертов оглашается и заносится в
протокол участковой избирательной комиссии, после чего
председатель приглашает избирателей получать избирательные
бюллетени.
4. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной
комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта
избирателя или удостоверения личности, а избиратель при получении
бюллетеня ставит свою подпись. Каждый избиратель голосует лично,
голосование за других лиц не допускается.
5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно
заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью
другого лица, не являющегося членом участковой избирательной
комиссии или наблюдателем.
6. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в
выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья либо по другим уважительным причинам, по письменной или
устной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия
организует голосование по месту нахождения этого гражданина с
использованием специального переносного избирательного ящика.
Количество переносных избирательных ящиков определяется решением
территориальной избирательной комиссии. При голосовании вправе
присутствовать наблюдатели.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне
помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в
письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии,
выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные
бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений.
Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных
избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об
избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования,
вносится в дополнительный список, в котором избиратель
расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член
избирательной комиссии - в его выдаче. В дополнительный список
вносятся избиратели, голосующие по открепительным удостоверениям.
7. Голосование производится путем нанесения избирателем в
избирательном бюллетене по выборам губернатора какого-либо знака в
квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор,
либо к позиции "против всех кандидатов".
8. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув
кабину или комнату для тайного голосования, опускает в
избирательный ящик.
9. Член участковой избирательной комиссии немедленно
отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из
помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом
принимается участковой избирательной комиссией.
10. Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при
отсутствии последнего - секретарь или иной член избирательной
комиссии, уполномоченный ею.
Статья 37. Подсчет голосов избирателей участковыми
избирательными комиссиями
1. По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении избирательного участка.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии правомочного состава членов
комиссии с правом решающего голоса погашает неиспользованные
избирательные бюллетени, о чем составляется акт, прилагаемый к
протоколу участковой избирательной комиссии; оглашает количество
неиспользованных избирательных бюллетеней, заносимых в протокол;
проверяет целостность печати или пломб на избирательных ящиках и
вскрывает их.
Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно -
сначала переносных, затем стационарных.
В начале производится подсчет избирательных бюллетеней,
находившихся в каждом переносном ящике. Число бюллетеней,
находящихся в переносном ящике, не должно превышать число
письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении
голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в
переносном ящике большего числа бюллетеней, чем количество
заявлений, все бюллетени, находящиеся в этом переносном
избирательном ящике, могут быть признаны недействительными
решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием
фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения
для голосования, отражается в акте, который прилагается к
протоколу о результатах голосования.
Количество находящихся в переносных избирательных ящиках
бюллетеней оглашается председателем участковой избирательной
комиссии, заносится в протокол.
После этого вскрываются стационарные избирательные ящики.
3. В первую очередь определяются недействительные
избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не
изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной
или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов
участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых
нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности такие,
в которых крест или иной знак (знаки) проставлен более чем в одном
квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
4. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на
его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной
формы при определении числа избирателей, принявших участие в
голосовании, из подсчета исключаются.
5. В целях исключения возможности фальсификации итогов
голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после
окончания времени голосования и проводится без перерыва до
установления итогов голосования, о которых должны быть извещены
все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели,
представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные
(международные) наблюдатели.
6. Участковая избирательная комиссия составляет протокол в
двух экземплярах по итогам голосования на данном участке, в
который включаются следующие данные:
а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
г) число погашенных избирательных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в
избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
к) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций,
содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию
"против всех кандидатов";
л) количество поступивших в комиссию жалоб и заявлений и
принятых по ним решений.
7. Протокол об итогах голосования на избирательном участке
подписывается председателем и всеми присутствующими членами
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При
подписании протокола члены участковой избирательной комиссии, не
согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение,
прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
8. По требованию любого члена участковой избирательной
комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана
предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
9. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
об итогах голосования на избирательном участке немедленно
направляются в соответствующую территориальную избирательную
комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями хранится у секретаря участковой
избирательной комиссии.
10. Избирательная документация, включая избирательные
бюллетени, передается в соответствующие территориальные
избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после
официального объявления итогов выборов.
Статья 38. Подведение итогов голосования территориальной
избирательной комиссией
1. Территориальная избирательная комиссия в течение суток по
получении протоколов соответствующих участковых избирательных
комиссий производит подсчет голосов по данному городу, району
(району в городе) путем суммирования сведений, содержащихся в
поступивших протоколах.
2. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол
в двух экземплярах по итогам голосования в соответствующем городе,
районе (районе в городе) занося в него данные согласно п. 6 ст. 37
настоящего Закона. Протокол подписывается председателем и всеми
присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с
правом решающего голоса.
При подписании протокола об итогах голосования члены
территориальной избирательной комиссии, не согласные с его
содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к
протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
3. При подведении итогов голосования, проводимом
территориальной избирательной комиссией, могут присутствовать
наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные
объединения, а также иностранные (международные) наблюдатели с
предъявлением документов, подтверждающих их полномочия. Члены
территориальной избирательной комиссии и наблюдатели имеют при
этом права, установленные соответственно п.п. 5, 7, 8 ст. 37
настоящего Закона.
4. Один экземпляр протокола территориальной избирательной
комиссии об итогах голосования незамедлительно направляется в
областную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря
территориальной избирательной комиссии до окончания срока ее
полномочий, после чего передается вместе с документацией
участковых избирательных комиссий на хранение в порядке,
определенном областной избирательной комиссией.
Статья 39. Установление результатов выборов
1. На основании подлинных протоколов территориальных
избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных
областная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов
губернатора в течение трех дней со дня получения протоколов.
2. Областная избирательная комиссия об установлении
результатов выборов составляет итоговый протокол, внося в него
следующие данные:
а) число граждан, включенных в списки избирателей по выборам
губернатора;
б) число избирателей, принявших участие в голосовании;
в) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций,
содержащихся в избирательных бюллетенях, включая и позицию "против
всех кандидатов";
г) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
д) одно из следующих решений:
признание избранным кандидата, получившего более 50% голосов
избирателей, принявших участие в голосовании;
признание неизбранным ни одного из кандидатов, если никто из
них не получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в
голосовании;
признание выборов несостоявшимися, если в них приняло участие
менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей по выборам
губернатора; если число голосов, поданных в графе "против всех
кандидатов", превышает число голосов поданных за каждого из двух
кандидатов (или одного из них), набравших наибольшее число
голосов; если в первом туре голосования наибольшее число голосов,
набранное в каждом из двух таких депутатов, составляет менее 10%
от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
признание выборов недействительными, если допущенные при
проведении голосования или установлении итогов голосования
нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей.
3. Протокол подписывается председателем и членами областной
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4. Сообщение об общих итогах выборов губернатора публикуются в
средствах массовой информации в течение трех дней с момента
подписания итогового протокола.
В течение одного месяца со дня выборов областная избирательная
комиссия публикует итоги голосования по всем
административно-территориальным единицам и избирательным участкам
в средствах массовой информации.
5. В случае неизбрания ни одного из кандидатов областная
избирательная комиссия назначает второй тур голосования.
К нему допускаются два кандидата, набравшие наибольшее
количество голосов в первом туре.
Второй тур голосования проводится не позднее двух недель после
проведения первого тура с соблюдением требований, установленных
настоящим Законом.
Сообщение о проведении второго тура публикуется в печати не
позднее чем за пять дней до дня голосования.
6. Во втором туре голосования выборы признаются состоявшимися
независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Избранным считается кандидат, получивший во втором туре
голосования большее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, по отношению к другому кандидату, если число голосов,
поданных в графе "против всех кандидатов" не превышает числа
голосов, поданных за этого кандидата.
7. После проведения второго тура голосования подведение его
итогов и результатов выборов, их опубликование осуществляется в
порядке, установленном ст.ст. 37, 38; п.п. 1-4 ст. 39 настоящего
Закона.
8. Результаты выборов губернатора, установленные в итоговом
протоколе областной избирательной комиссии могут быть обжалованы
по мотивам недействительности любым из кандидатов на должность
губернатора в Пермском областном суде в течение одного месяца.
9. Установление результатов выборов в областной избирательной
комиссии может осуществляться в присутствии наблюдателей, на
условиях, предусмотренных п. 3 ст. 38 настоящего Закона.
10. Члены областной избирательной комиссии, не согласные с
содержанием итогового протокола, вправе составить особое мнение,
прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
11. Порядок хранения всей документации, связанной с выборами
губернатора, определяется областной избирательной комиссией по
согласованию с Государственным архивом Пермской области в
соответствии с ч. 6 ст. 32 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Статья 40. Повторные выборы
1. Если выборы губернатора были признаны несостоявшимися или
недействительными или если вследствие снятия кандидатур остался
один кандидат, областная избирательная комиссия принимает решение
о проведении повторных выборов губернатора. Если выборы
губернатора были признаны несостоявшимися на основании части
третьей подпункта "д" п. 2 ст. 39 настоящего Закона, кандидаты,
участвовавшие в выборах, не могут выдвигать свои кандидатуры вновь.
Голосование проводится на тех же избирательных участках и по
тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения
предыдущих выборов, отпечатанным вновь.
2. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный
срок после предыдущих выборов с соблюдением требований,
установленных настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных
выборов публикуется в печати не позднее чем через 3 дня после
принятия решения о их проведении. Сроки избирательных действий,
установленные настоящим Законом, при повторных выборах могут быть
сокращены областной избирательной комиссией, но не более чем на
одну четверть.
Статья 41. Регистрация кандидата, избранного губернатором
1. Областная избирательная комиссия после подписания итогового
протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата,
избранного губернатором.
2. Областная избирательная комиссия после официального
сообщения об итогах выборов производит регистрацию избранного
губернатора и выдает ему удостоверение об избрании.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 42. Последствия фальсификации подписных листов
В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных
листах, если количество таковых превышает три процента собранных
подписей, регистрация отдельного кандидата аннулируется областным
судом по представлению областной избирательной комиссии. Если
фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов,
любой бывший кандидат на должность губернатора имеет право
обжаловать результаты выборов губернатора в Пермском областном
суде.
Статья 43. Обжалование отказа в регистрации кандидата в
губернаторы
Отказ в регистрации кандидата в губернаторы, мотивация отказа,
а также невыдача справки об отказе в регистрации могут быть
обжалованы кандидатом в суде в установленном законом порядке.
Статья 44. Ответственность за нарушение избирательных прав
граждан, законодательства о выборах
Уголовная и административная ответственность за нарушение
законодательства о выборах наступает в соответствии с федеральными
законами.
Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования, за исключением п.п. 2 и 3 ст. 2, которые вступают в
силу после первых выборов губернатора.
Губернатор
Пермской области
Б.Ю.КУЗНЕЦОВ
04.09.95 N 302-51
------------------------------------------------------------------
|