Вид документа
ЗАКОН
Принявший орган
Законодательное Собрание Пермской области
Дата принятия
22.03.96
21.02.96
Номер
400-70
Название документа
ЗАКОН Пермской области от 22.03.96 N 400-70
"О РЕФЕРЕНДУМАХ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят ЗС ПО 21.02.96)
Источник публикации
Документ опубликован не был
Поиск по статусу
ВСЕ АКТЫ, КРОМЕ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ РЕДАКЦИЙ И УТРАТИВШИХ СИЛУ
Примечание к документу
...
Ключевые слова
РЕФЕРЕНДУМ
Текст документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
О РЕФЕРЕНДУМАХ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 21 февраля 1996 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Референдум Пермской области
Референдум Пермской области (далее областной референдум) -
голосование граждан Российской Федерации, проживающих на
территории Пермской области, по наиболее важным вопросам
областного значения и наряду со свободными выборами является
высшим непосредственным выражением власти населения области.
Областной референдум проводится на всей территории Пермской
области, включая территорию Коми-Пермяцкого автономного округа, в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами
Российской Федерации, Уставом Пермской области и настоящим Законом.
Статья 2. Местный референдум
Местный референдум - голосование граждан Российской
Федерации, проживающих в границах муниципального образования или
территории, не являющейся муниципальным образованием, по вопросам
местного значения.
Местный референдум проводится в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и законами Российской Федерации, Уставом
Пермской области и настоящим Законом, Уставом муниципального
образования.
Статья 3. Принципы проведения референдума
Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Каждый участник
референдума обладает одним голосом.
Гражданин голосует на референдуме лично. Участие в референдуме
является свободным. Контроль за волеизъявлением граждан не
допускается. В ходе проведения референдума никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Статья 4. Право граждан на участие в референдуме
В референдуме имеют право участвовать граждане Российской
Федерации, достигшие 18 лет на день голосования и постоянно
проживающие на территории области, территории муниципального
образования или территории, не являющейся муниципальным
образованием.
В референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные
судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Статья 5. Вопросы областного референдума
На областной референдум могут быть вынесены вопросы,
находящиеся в ведении области. Вопрос, выносимый на референдум, не
должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным
законам и Уставу Пермской области.
На областной референдум не могут выносится вопросы:
1) досрочного прекращения или продления полномочий губернатора
и депутатов Законодательного Собрания Пермской области, а равно
проведения досрочных выборов губернатора и депутатов
Законодательного Собрания Пермской области, либо об отсрочке таких
выборов;
2) принятия и изменения областного бюджета, исполнения и
изменения внутренних финансовых обязательств области;
3) введения и отмены областных налогов и сборов, а также
освобождения от их уплаты;
4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья
и безопасности населения.
Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны
ограничивать или отменять общепризнанные права человека и
гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации.
Статья 6. Вопросы местного референдума
На местный референдум могут быть вынесены вопросы, относящиеся
в соответствии с федеральными и областными законами к ведению
местного самоуправления.
Вопрос, выносимый на местный референдум, не должен
противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству, Уставу Пермской области и Уставу муниципального
образования.
На местный референдум не могут выноситься вопросы:
1) досрочного прекращения или продления полномочий выборных
должностных лиц и депутатов представительных органов местного
самоуправления, а равно проведения досрочных выборов должностных
лиц и депутатов представительных органов местного самоуправления
либо об отсрочке таких выборов;
2) принятия и изменения местного бюджета;
3) введения и отмены местных налогов и сборов, а также
освобождения от их уплаты;
4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья
и безопасности населения.
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны
ограничивать или отменять общепризнанные права человека и
гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации.
Статья 7. Обстоятельства, исключающие
проведение референдума
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного
положения, введенного на всей территории Российской Федерации или
в Пермской области, а также в течение трех месяцев после отмены
военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум не проводится в течение года после дня
официального опубликования (обнародования) результатов референдума
с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.
Статья 8. Язык проведения референдума
При подготовке и проведении референдума используется русский
язык как государственный язык Российской Федерации, а также язык
народов России, представители которых компактно проживают на
территории области.
Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на
референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о
результатах референдума, принятые на референдуме решения,
документы органов государственной власти области и органов
местного самоуправления, касающиеся проведения референдума,
составляются (публикуются) на русском языке, а также, в
необходимых случаях, на языках народов Российской Федерации на
территориях их компактного проживания.
Статья 9. Законодательство о референдуме
Вопросы подготовки и проведения референдума регулируются
Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством,
Уставом Пермской области и настоящим Законом.
Положения настоящего областного Закона могут быть изменены не
иначе как путем принятия областного Закона.
Статья 10. Финансирование референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдумов в
области, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
Глава 2. Назначение референдума
Статья 11. Инициатива проведения референдума
Инициатива проведения областного референдума принадлежит:
1) не менее чем ста тысячам граждан Российской Федерации,
имеющих право на участие в областном референдуме, при условии, что
на территории одного муниципального образования проживают не более
десяти процентов из них.
2) не менее чем 15 муниципальным образованиям при условии, что
такое решение принято представительными органами местного
самоуправления данных муниципальных образований;
3) губернатору области;
4) Законодательному Собранию области.
Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
1) не менее чем пяти процентам граждан Российской Федерации,
имеющим право на участие в местном референдуме и постоянно
проживающим на соответствующей территории, в границах которой
проводится референдум;
2) представительному органу местного самоуправления;
3) выборному должностному лицу местного самоуправления.
В период между назначением референдума и официальным
опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты,
упомянутые в частях первой и второй настоящей статьи, не могут
выступать с инициативой о проведении нового референдума.
Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан
о проведении референдума
Право инициативы в сборе подписей под предложением о
проведении референдума принадлежит каждому гражданину, группе
граждан, имеющим право на участие в референдуме. Граждане
реализуют свое право на сбор подписей о проведении референдума
добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы,
образуемые из граждан, проживающих на территории, где
предполагается проведение референдума.
Граждане могут образовать инициативную группу в количестве не
менее 25 человек (по местному референдуму - не менее 10 человек)
для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.
Инициативная группа обращается в областную избирательную
комиссию с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве указываются:
формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной
группой для вынесения на референдум;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест
жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных
действовать от имени инициативной группы на территории
соответствующего муниципального образования или территории, не
являющейся муниципальным образованием.
При проведении областного референдума указываются
муниципальные образования, где будет проводиться сбор подписей в
поддержку референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания
инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении
инициативы проведения референдума.
Областная избирательная комиссия, установив соответствие
ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов
требованиям настоящего Закона, в течение 15 дней со дня
поступления ходатайства принимает решение о регистрации
инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и
извещает об этом Законодательное Собрание Пермской области или
соответствующий представительный орган местного самоуправления.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается
мотивированное решение областной избирательной комиссии. Отказ в
регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном
Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан".
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может
быть только нарушение инициативной группой положений Конституции
Российской Федерации, федерального законодательства, Устава
Пермской области и настоящего Закона.
Статья 13. Сбор подписей в поддержку инициативы
о проведении референдума
С момента получения регистрационного свидетельства
инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать
подписи в поддержку инициативы проведения референдума. При этом
ранее собранные подписи не учитываются. Регистрационное
свидетельство действительно в течение трех месяцев (по местному
референдуму - одного месяца). Расходы по сбору подписей несет
инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы,
содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум.
В случае вынесения на референдум законопроекта, лицо,
проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по
первому его требованию текст этого законопроекта.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока
действия регистрационного свидетельства, инициативная группа
подсчитывает число собранных подписей по каждому муниципальному
образованию, а также общее число подписей граждан и составляет
итоговый протокол инициативной группы.
Пронумерованные и сброшюрованные по муниципальным образованиям
(территориям, не являющимся муниципальными образованиями)
подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной
группы передаются в соответствующую комиссию по проведению
референдума, которая проверяет соблюдение требований настоящего
Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки
решение и в течение 10 дней направляет его Законодательному
Собранию Пермской области или соответствующему представительному
органу местного самоуправления, а копию - инициативной группе.
В случае, если комиссия по проведению референдума обнаружит
нарушения, связанные с оформлением документов, документы
возвращаются инициативной группе. При этом срок действия
регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем
на 7 календарных дней.
В случае сомнения в подлинности собранных подписей
соответствующая комиссия по поведению референдума имеет право
направлять подписные листы для проверки фактов фальсификации в
следственные органы.
Решение комиссии по проведению референдума может быть
обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в
суд в установленном порядке.
Статья 14. Подписной лист референдума
Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме,
утвержденной областной избирательной комиссией, зарегистрировавшей
инициативную группу, и должны содержать:
наименование территории, где осуществлялся сбор подписей;
номер регистрационного свидетельства и дату регистрации
инициативной группы;
наименование избирательной комиссии, зарегистрировавшей
инициативную группу;
формулировку вопросов, предлагаемых к вынесению на референдум.
Гражданин, имеющий право на участие в референдуме и
поддерживающий инициативу проведения референдума, подписывает
подписной лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, дату
рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес
места жительства, серию и номер своего паспорта или заменяющего
его удостоверения личности, дату подписи.
Гражданин имеет право поставить свою подпись в подписных
листах один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица,
собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных членов
инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени,
отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или
заменяющего его документа каждого из этих лиц.
Статья 15. Порядок реализации инициативы муниципальных
образований о проведении областного референдума
Представительный орган местного самоуправления вправе принять
решение о проведении областного референдума и в течение 10 дней
обратиться к другим представительным органам местного
самоуправления с предложением о поддержке инициативы проведения
референдума. В соответствии с настоящим Законом в этом решении
должен быть сформулирован текст вопроса (либо приложен к решению
текст законопроекта или проекта решения), предлагаемого к
вынесению на областной референдум.
Принятое решение направляется в областную избирательную
комиссию, которая в пятидневный срок с момента получения решения
информирует о нем представительные органы местного самоуправления
области, Законодательное Собрание Пермской области и губернатора
области.
Представительные органы местного самоуправления,
поддерживающие инициативу о проведении областного референдума, в
течение одного месяца со дня принятия решения инициатором
проведения областного референдума направляют свои решения в
областную избирательную комиссию.
В случае, если решение о проведении областного референдума
приняли не менее 15 представительных органов местного
самоуправления, областная избирательная комиссия в течение 3 дней
со дня получения указанных решений направляет необходимые
документы со своим решением в Законодательное Собрание Пермской
области и одновременно информирует губернатора области.
Статья 16. Порядок реализации инициативы
губернатора области и выборного должностного лица
местного самоуправления о проведении референдума
Губернатор области и выборное должностное лицо местного
самоуправления вправе выйти с инициативой о проведении
соответствующего референдума по вопросам, предусмотренным
настоящим Законом.
Инициатива губернатора области и выборного должностного лица
местного самоуправления оформляется соответствующими
постановлениями, направляемыми в областную избирательную комиссию,
которая в течение 5 дней направляет его вместе со своим решением в
Законодательное Собрание Пермской области, соответствующий
представительный орган местного самоуправления.
Статья 17. Порядок реализации инициативы
Законодательного Собрания и представительного органа
местного самоуправления о проведении референдума
Законодательное Собрание Пермской области или представительный
орган местного самоуправления вправе принять решение о проведении
соответствующего референдума по вопросам, предусмотренным
настоящим Законом.
Рассмотрение вопроса и принятие решения производится в
порядке, установленном областными законами и регламентом
Законодательного Собрания, уставами муниципальных образований или
иными правовыми актами местного самоуправления соответственно.
Решение о проведении референдума направляется в областную
избирательную комиссию, которая в трехдневный срок информирует о
принятом решении губернатора области либо выборное должностное
лицо местного самоуправления.
Статья 18. Назначение референдума
Областной референдум назначается решением Законодательного
Собрания Пермской области, принимаемым в порядке, установленном
областными законами и регламентом Законодательного Собрания.
Местный референдум назначается решением представительного
органа местного самоуправления, принимаемым в порядке,
установленном Уставом муниципального образования и(или)
регламентом представительного органа местного самоуправления.
Голосование может быть назначено на любой выходной день в
период от 60 до 90 дней со дня принятия решения.
Принятое решение подлежит официальному опубликованию
(обнародованию).
Глава 3. Порядок подготовки к проведению референдума
Статья 19. Комиссии референдума
Подготовку и проведение областного референдума осуществляют:
1) Пермская областная избирательная комиссия, действующая в
качестве областной комиссии по проведению областного референдума;
2) территориальные комиссии по проведению областного
референдума;
3) участковые комиссии по проведению областного референдума.
Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:
1) территориальная комиссия по проведению местного референдума;
2) участковая избирательная комиссия по проведению местного
референдума.
Статья 20. Полномочия областной избирательной комиссии
по проведению референдума
Областная избирательная комиссия при проведении референдума:
1) осуществляет контроль за соблюдением настоящего Закона на
территории области;
2) регистрирует инициативные группы по проведению областного и
местного референдума и выдает свидетельство о регистрации
установленного образца;
3) руководит деятельностью комиссий по проведению областного
референдума;
4) заслушивает сообщения исполнительных органов
государственной власти и местного самоуправления, руководителей
предприятий, учреждений и организаций по вопросам
организационно-технической подготовки и проведения областного
референдума;
5) контролирует своевременность и правильность составления
списков граждан, имеющих право на участие в областном референдуме,
и представление этих списков для ознакомления;
6) содействует средствам массовой информации в проведении
мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса,
вынесенного на областной референдум;
7) устанавливает форму бюллетеня для голосования и утверждает
его текст, обеспечивает их изготовление и снабжение ими
территориальных комиссий по проведению областного референдума;
8) определяет результаты областного референдума, составляет
итоговый протокол и передает его вместе с протоколами
территориальных и участковых комиссий в Законодательное Собрание
Пермской области и одновременно информирует губернатора области;
9) публикует (обнародует) результаты областного референдума в
средствах массовой информации;
10) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
комиссий по проведению областного и местного референдума;
11) распределяет между территориальными комиссиями денежные
средства, выделенные из областного бюджета на подготовку и
проведение областного референдума и обеспечивает контроль за
целевым использованием указанных средств;
12) устанавливает единую нумерацию участков областного
референдума;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Статья 21. Порядок формирования территориальной комиссии
по проведению референдума
Территориальная комиссия по проведению референдума формируется
в составе 5-9 членов не позднее 20 дней со дня регистрации
инициативной группы областной избирательной комиссией. Состав
территориальной комиссии утверждается представительным органом
местного самоуправления соответствующего муниципального
образования с учетом предложений общественных объединений,
собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
В случае, если представительный орган местного самоуправления
не утвердил состав территориальной комиссии в срок, установленный
частью первой настоящей статьи либо если на данной территории
представительный орган местного самоуправления отсутствует,
формирование территориальной комиссии производится областной
комиссией не позднее чем за 25 дней со дня регистрации
инициативной группы областной избирательной комиссией.
Председатель, заместитель председателя и секретарь
территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее
первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего
голоса. Председатель или секретарь комиссии должны иметь, как
правило, высшее юридическое образование.
Инициативные группы, зарегистрированные областной
избирательной комиссией, могут назначать в состав каждой
территориальной комиссии по проведению референдума по одному члену
с правом совещательного голоса.
Статья 22. Порядок формирования участковой комиссии
по проведению референдума
Участковые комиссии по проведению референдума формируются
соответствующими представительными органами местного
самоуправления из 5-12 членов не позднее чем за 40 дней до дня
проведения референдума.
При определении кандидатур в состав участковой комиссии
представительные органы местного самоуправления учитывают
предложения общественных объединений, трудовых коллективов,
собраний граждан по месту работы, службы, учебы и жительства.
В случае совпадения границ территориальной и участковой
комиссий по проведению референдума последняя не образуется и ее
функции выполняет территориальная комиссия.
Если представительный орган местного самоуправления не
утвердил состав участковой комиссии по проведению референдума в
срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на
данной территории представительный орган местного самоуправления
отсутствует, формирование участковой комиссии по проведению
референдума производится территориальной комиссией по проведению
референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения
референдума.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой
комиссии по проведению референдума избираются тайным голосованием
на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом
решающего голоса.
Инициативные группы, зарегистрированные областной
избирательной комиссией, могут назначать в состав каждой
участковой комиссии по проведению референдума по одному члену с
правом совещательного голоса.
Статья 23. Полномочия территориальной комиссии
по проведению референдума
Территориальная (районная, городская и другие) комиссии по
проведению референдума:
1) осуществляет контроль за соблюдением настоящего Закона на
соответствующей территории;
2) руководит работой участковых комиссий по проведению
референдума;
3) заслушивает сообщения исполнительных органов местного
самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и
организаций по вопросам организационно-технической подготовки и
проведения референдума;
4) распоряжается денежными средствами, выделенными на
подготовку и проведение референдума, и распределяет их между
участковыми комиссиями, обеспечивает контроль за их целевым
использованием;
5) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования,
обеспечивает их изготовление при проведении местного референдума;
6) организует доставку бюллетеней для голосования и иных
документов участковым комиссиям;
7) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых комиссий по проведению референдума и принимает по ним
мотивированные решения;
8) определяет результаты голосования на областном референдуме
по соответствующей территории, составляет протокол и передает его
вместе с протоколами участковых комиссий и сводной таблицей в
областную комиссию по проведению референдума;
9) определяет и публикует результаты местного референдума,
составляет итоговый протокол и вместе с протоколами участковых
комиссий по проведению местного референдума передает в
представительный орган местного самоуправления и информирует
выборное должностное лицо;
10) отчитывается перед областной комиссией по проведению
референдума об использовании ассигнований, выделенных на
проведение областного референдума;
11) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой
и проведением местного или областного референдума в архив или
областную комиссию по проведению референдума;
12) устанавливает единую нумерацию участков местного
референдума;
13) контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению
референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные
вопросы материально-технического обеспечения референдума;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Полномочия территориальной комиссии по проведению областного
или местного референдума прекращаются по истечении 30 дней после
официального опубликования (обнародования) результатов
соответствующего референдума.
Статья 24. Полномочия участковой комиссии по проведению
референдума
Участковая комиссия по проведению референдума:
1) составляет и уточняет списки граждан, имеющих право на
участие в референдуме на территории участка;
2) обеспечивает ознакомление граждан со списком граждан,
имеющих право на участие в референдуме, рассматривает заявления и
жалобы о неточностях в этом списке и решает вопрос о внесении в
него соответствующих изменений;
3) оповещает население о дне и месте проведения голосования;
4) обеспечивает подготовку помещений для проведения
голосования и их надлежащее оборудование;
5) организует голосование на участке референдума;
6) производит подсчет голосов и определяет результаты
голосования на референдуме по участку, составляет протокол об
итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по
проведению референдума;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдума на территории участка и принимает по ним
мотивированные решения;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Полномочия участковой комиссии прекращаются после передачи
документации по проведению референдума в территориальную комиссию.
Статья 25. Организация работы комиссий референдума
Территориальная комиссия по проведению референдума проводит
свое первое заседание не позднее трех дней со дня ее формирования.
Участковая комиссия по проведению референдума проводит свое
первое заседание не позднее двух дней с момента ее формирования.
Деятельность комиссии по проведению референдума осуществляется
на основе коллегиальности. Заседание комиссии по проведению
референдума является правомочным, если в нем принимает участие
большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии об избрании председателя, заместителя и
секретаря комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки
и проведения референдума, об установлении итогов голосования, о
признании референдума не состоявшимся, его итогов -
недействительными принимаются большинством голосов от общего числа
членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством
голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего
голоса.
При равном числе голосов за и против голос председателя
является решающим.
Решения комиссии подписываются председателем и секретарем
комиссии. Член комиссии, несогласный с ее решением, вправе
выразить особое мнение, которое в письменном виде прилагается к
протоколу заседания комиссии.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий,
обязательны для всех органов государственной власти и местного
самоуправления, нижестоящих комиссий по проведению референдума,
предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений,
должностных лиц.
Государственные органы, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения и организации, общественные объединения,
средства массовой информации, должностные лица обязаны
содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении
ими своих полномочий, в частности, предоставлять необходимые для
их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое
оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения
комиссий по проведению референдума в течение пяти дней, а за пять
дней до дня проведения референдума и в день проведения референдума
- немедленно.
Председатель, заместитель председателя, секретарь или член
комиссии по проведению референдума вправе по решению комиссии в
период подготовки и проведения референдума работать в ней с
отрывом от основной работы и выплатой вознаграждения за счет
средств, выделенных на проведение референдума.
Статья 26. Гласность в деятельности комиссий
по проведению референдума
Решения комиссий по проведению референдума публикуются в
печати и передаются другим средствам массовой информации и(или)
обнародуются иным способом.
Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и
результаты референдума. На заседаниях комиссий вправе
присутствовать уполномоченные представители инициативной группы,
зарегистрированной в соответствии со ст.12 настоящего Закона,
представители средств массовой информации.
В день проведения референдума в помещениях участков
референдума с момента начала работы участковой комиссии до
окончания оформления документов об итогах голосования на участках
вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной
группой, общественными объединениями, уставы которых
зарегистрированы управлением юстиции, отделения общероссийских
общественных объединений, действующие на территории области, а
также представители средств массовой информации. Иностранные
наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с
федеральными законами.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной
форме общественным объединением или инициативной группой с
указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства
наблюдателя, а также номера и места нахождения участка
референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя
действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его
документа.
Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на
участок референдума не требуется.
Наблюдатель вправе:
1) присутствовать при голосовании граждан, в том числе тех
которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам
голосуют вне участка референдума;
2) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола
участковой комиссии об итогах голосования;
3) обращаться в участковую комиссию с предложениями и
замечаниями;
4) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в
территориальную комиссию.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются
председателем участковой комиссии, а при необходимости - на
заседании комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии
не допускается.
Статья 27. Обжалование решений и действий комиссий по
проведению референдума
Решения и действия (или бездействие) областной комиссии по
проведению референдума могут быть обжалованы в Пермский областной
суд.
Решения и действия (или бездействие) территориальных и
участковых комиссий по проведению референдума могут быть
обжалованы в суд по месту нахождения комиссии или в вышестоящую
комиссию по проведению референдума. Предварительное обращение в
вышестоящую комиссию не является обязательным условием для
обращения в соответствующий суд.
Решения комиссии по проведению референдума, противоречащие
Конституции Российской Федерации, федеральному и областному
законодательству либо принятые с превышением полномочий подлежат
отмене вышестоящей комиссией, а ее действия могут быть
приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума.
При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума вправе
принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую
комиссию в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти
дней с момента поступления жалобы, а за пять дней до дня
проведения референдума и в день проведения референдума -
немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах
(заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним
принимаются в течение 10 дней.
Статья 28. Участки референдума
Участки референдума образуются главами местного самоуправления
с учетом административно-территориального деления по согласованию
с территориальной комиссией по проведению референдума не позднее
чем за сорок пять дней до дня референдума из расчета не более 3000
избирателей на один участок и подлежат опубликованию
(обнародованию).
Территории участков областного референдума могут совпадать с
территориями избирательных участков, сформированных для выборов
депутатов Законодательного Собрания Пермской области.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах
временного пребывания граждан территориальными комиссиями могут
образовываться участки референдума в тот же срок, но не позднее
чем за пять дней до дня проведения референдума.
В воинских частях решением областной или территориальной
комиссии (соответственно уровню проводимого референдума) могут
образовываться участки референдума, если невозможно организовать
голосование военнослужащих на участках, предусмотренных частью
первой настоящей статьи.
Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и
номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума
подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее 40
дней до дня проведения референдума.
Каждый участок референдума должен иметь помещение для
голосования, которое предоставляется в распоряжение участковой
комиссии главой местного самоуправления. В помещении для
голосования должен быть зал, в котором при опечатывании ящиков для
голосования, вскрытии ящиков для голосования и подсчета голосов
должны свободно размещаться члены участковой комиссии,
наблюдатели, представители средств массовой информации. Помещение
должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью,
кабинами и ящиками для тайного голосования.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы
заполнения бюллетеней для голосования на референдуме как "за", так
и "против" вопроса, вынесенного на референдум, а если на
референдум вынесен проект закона или проект решения, то на стенд
помещаются их тексты (в необходимых случаях и тексты действующего
областного закона или решения, которые предлагается изменить или
отменить), иная информация по референдуму.
Каждый участок должен иметь необходимое количество переносных
ящиков для голосования. Количество таких ящиков определяется
территориальной комиссией по проведению референдума.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, а также
авторучками. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для
голосования не допускается.
Статья 29. Списки граждан, имеющих право участвовать
в референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме,
составляются участковой комиссией по проведению референдума на
основании сведений, представляемых главой местного самоуправления,
не позднее чем за 35 дней до референдума по форме, утвержденной
соответственно областной или территориальной комиссией по
проведению референдума, в двух экземплярах по каждому участку
референдума и подписываются ее председателем и секретарем. Один
экземпляр списка направляется за 16 дней до референдума в
территориальную комиссию по проведению референдума.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в
референдуме в соответствии со ст.4 настоящего Закона, постоянно
проживающие на территории данного участка. Гражданин, имеющий
право участвовать в референдуме, может быть включен в список
только на одном участке референдума.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме
составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам,
улицам, домам на основе адресов граждан). В списке указываются
фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -
дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.
Списки граждан, которые в день голосования будут находиться в
санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других
стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в
следственных изоляторах и изоляторах временного содержания и
других местах временного пребывания составляются на основании
данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список военнослужащих, членов их семей и других граждан,
проживающих в пределах расположения воинских частей составляются
на основе сведений, представляемых командиром воинской части.
Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских
частей, включаются в списки по месту жительства на общих
основаниях.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на
участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в
список на участке по месту нахождения общежития.
Гражданин, имеющий право на участие в референдуме, вправе по
предъявлении документа, удостоверяющего личность, обратиться в
участковую комиссию по проведению референдума с целью проверки
включения его в список граждан, имеющих право на участие в
референдуме. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но
поселившиеся на территории участка после представления списка для
всеобщего ознакомления, а также не включенные по какой-либо
причине, включаются участковой комиссией в список граждан, имеющих
право на участие в референдуме, дополнительно.
Списки представляются для всеобщего ознакомления в помещении
участковой комиссии референдума не позднее чем за 30 дней до дня
референдума. Каждому гражданину предоставляется право заявить в
участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в
список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о
любой ошибке или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить
неточности или ошибки либо не позднее чем через 24 часа выдать
заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого
решения. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию
по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть
жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до проведения
референдума и в день проведения референдума - немедленно. При
положительном для заявителя решении исправление в списке
производится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в
списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после
начала подсчета голосов запрещается.
Статья 30. Бюллетени для голосования
В бюллетене для голосования на референдуме точно
воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и
указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или
"против", под которыми помещаются пустые квадраты.
В случае вынесения на референдум нескольких вопросов они
включаются в один бюллетень для голосования, последовательно
нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.
Альтернативные редакции проектов решений также последовательно
нумеруются. Бюллетень для голосования на референдуме должен
содержать разъяснение о порядке его заполнения.
В случае проведения в один день нескольких референдумов
бюллетени для голосования на каждом из них изготавливаются на
бумаге разных цветов, либо каждый из бюллетеней имеет
отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на областном
референдуме утверждаются областной комиссией референдума не
позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме
утверждаются территориальной комиссией референдума не позднее чем
за 30 дней до дня проведения референдума.
Бюллетени для голосования на областном или местном референдуме
изготовляются областной или территориальной комиссией по
проведению соответствующего референдума не позднее чем за 20 дней
до дня референдума. Территориальные комиссии получают бюллетени не
позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума.
Территориальная комиссия по проведению референдума обязана
обеспечить участковые комиссии по проведению референдума
бюллетенями для голосования не позднее чем за 3 дня до дня
референдума. По каждому участку референдума число бюллетеней для
голосования не может превышать более чем на один процент число
зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме.
В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся
подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума,
которые заверяются печатью участковой комиссии. Незаверенные
участковой или территориальной (при досрочном голосовании)
комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и
при подсчете голосов не учитываются.
Статья 31. Агитация по вопросам,
вынесенным на референдум
Граждане Российской Федерации, проживающие в Пермской области,
общественные объединения, расположенные на ее территории, вправе в
любых допускаемых законом формах и законными методами
беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения
референдума, "за" или "против" участия в референдуме и "за" или
"против" законопроекта или проекта решения, или иного вопроса,
выносимого на референдум.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Областная и территориальные комиссии по проведению
референдума, поставленные в известность о распространении
анонимных либо подложных агитационных материалов, либо об иных
нарушениях установленного порядка проведения агитации, принимают
меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в
соответствующие правоохранительные органы с представлением о
применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной
деятельности.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени
накануне дня, предшествующего дню проведения референдума. В день
проведения референдума и в предшествующий ему день агитация
запрещается. Агитационные материалы, ранее вывешенные вне
помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на
прежних местах.
В течение трех дней до дня референдума и в день проведения
референдума опубликование (обнародование) результатов опросов
общественного мнения, прогнозов результатов и иных исследований,
связанных с референдумом, запрещается.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках,
на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или
архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по
проведению референдума и в помещениях участков референдума
запрещается.
Агитация может осуществляться через средства массовой
информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и
встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов,
демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных
печатных материалов.
В агитации не могут участвовать органы государственной власти
и местного самоуправления, их должностные лица при исполнении
служебных обязанностей, члены избирательных комиссий и комиссий по
проведению референдума. Агитацию не могут проводить воинские
части, военные учреждения, благотворительные организации,
религиозные объединения.
Рекомендации о порядке предоставления бесплатного и платного
эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на
референдум вопроса по каналам государственных и муниципальных
телерадиокомпаний принимаются областной и территориальными
комиссиями референдума с участием государственных органов,
обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере
массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений
инициативной группы.
Средства массовой информации, учредителями которых являются
государственные органы, предприятия, организации, учреждения или
органы местного самоуправления, либо финансируемые полностью или
частично за счет средств соответствующих бюджетов, обеспечивают
равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса,
вынесенного на референдум.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой
предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях
товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных
бумаг, а также выплатой денежных средств.
Статья 32. Финансовое обеспечение проведения референдума
Законодательное Собрание Пермской области либо
представительный орган местного самоуправления выделяют
необходимые ассигнования на проведение референдума в 10-дневный
срок со дня опубликования решения о назначении дня его проведения.
Выделенные денежные средства поступают в распоряжение
соответствующей комиссии по проведению референдума.
Областная комиссия по проведению областного референдума
распределяет поступившие средства между территориальными
комиссиями.
Областная комиссия по проведению референдума представляет в
Законодательное Собрание Пермской области отчет о расходовании
выделенных денежных средств не позднее двух месяцев со дня
официального опубликования (обнародования) результатов областного
референдума.
Территориальные комиссии по проведению областного референдума
представляют в областную комиссию отчеты о расходовании выделенных
им денежных средств не позднее одного месяца со дня официального
опубликования (обнародования) результатов областного референдума.
Территориальные комиссии по проведению местного референдума
направляют в представительные органы местного самоуправления
отчеты о расходовании выделенных денежных средств на проведение
местного референдума не позднее одного месяца со дня опубликования
(обнародования) результатов местного референдума.
Участковые комиссии по проведению референдума представляют
территориальным комиссиям по проведению референдума финансовые
отчеты не позднее чем через десять дней со дня официального
опубликования (обнародования) результатов референдума.
Государственные и муниципальные предприятия, учреждения и
организации предоставляют бесплатно в распоряжение комиссий
референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и
проведения соответствующего референдума.
Глава 4. Проведение референдума
Статья 33. Время проведения референдума
На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22
часов по местному времени. О времени и месте голосования
участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не
позднее чем за 20 дней до дня референдума.
Голосование на участке может быть с разрешения территориальной
комиссии закончено ранее 22 часов в случаях, когда проголосовали
все внесенные в список граждане.
Статья 34. Досрочное голосование
Гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на
участие в референдуме, не имеющий возможности принять участие в
голосовании в день референдума, имеет право проголосовать досрочно
за 15-4 дня до дня референдума в помещении территориальной
комиссии по проведению референдума и не ранее чем за 3-1 день - в
помещении участковой комиссии по проведению референдума, заполнив
бюллетень с соблюдением условий тайного голосования.
На обороте бюллетеня для голосования ставятся подписи двух
членов соответствующей комиссии по проведению референдума,
заверенные печатью соответствующей комиссии.
При получении бюллетеня гражданин расписывается и проставляет
дату голосования в списке лиц, имеющих право участвовать в
референдуме. После заполнения бюллетеня для голосования гражданин
вкладывает его в конверт, который для обеспечения тайны
голосования заклеивается, скрепляется подписями двух членов
соответствующей комиссии по проведению референдума и заверяется
печатью комиссии.
Территориальная комиссия передает списки граждан, имеющих
право участвовать в референдуме, и конверты с бюллетенями досрочно
проголосовавших граждан в соответствующую участковую комиссию не
позднее чем за 3 дня до дня проведения референдума. После
поступления в участковую комиссию запечатанных конвертов и списка
из территориальной комиссии секретарь участковой комиссии делает в
соответствующей строке списка граждан, имеющих право участвовать в
референдуме, запись "досрочное" и расписывается.
Статья 35. Голосование по открепительным удостоверениям
Гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на
участие в референдуме, но не имеющий возможности принять участие в
голосовании в помещении того участка, где он включен в указанный
список, в день референдума либо в сроки, указанные в ст.34
настоящего Закона, имеет право проголосовать на другом участке
референдума. Для этого он вправе за 3-4 дня до дня проведению
референдума получить в участковой комиссии открепительное
удостоверение на право участия в соответствующем референдуме. В
получении открепительного удостоверения гражданин расписывается в
списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, против
своей фамилии с указанием даты получения открепительного
удостоверения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется
участковой комиссией по проведению референдума в реестре выдачи
открепительных удостоверений.
По предъявлении открепительного удостоверения гражданин
включается в список граждан, имеющих право на участие в
референдуме на любом другом участке референдума.
Форма открепительного удостоверения и реестра выдачи
открепительных удостоверений утверждается областной комиссией по
проведению референдума в случае проведения областного референдума
и территориальной комиссией по проведению референдума в случае
проведения местного референдума.
Статья 36. Голосование в день референдума
В 8 часов в день проведения референдума председатель
участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и
предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в
помещении для голосования гражданам все ящики для голосования,
которые затем опечатываются.
Прежде всего вскрываются конверты с бюллетенями досрочно
проголосовавших граждан. Количество конвертов должно
соответствовать количеству отметок в списке граждан. Извлеченные
из конвертов бюллетени опускаются в ящик для голосования, после
чего председатель приглашает граждан, имеющих право на участие в
референдуме, приступить к голосованию.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в
список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по
предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их
личность.
При получении бюллетеня для голосования гражданин проставляет
в списке граждан в соответствующей графе против своей фамилии
серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
С согласия гражданина или по его просьбе эти действия могут
быть произведены членом участковой комиссии по проведению
референдума. Гражданин проверяет правильность произведенной записи
и расписывается в получении бюллетеня для голосования. В случае,
если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в
получении бюллетеня для голосования на референдуме, он вправе
воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов
комиссии по проведению референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее
гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и
расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в
референдуме, в графе, где ставится подпись гражданина о получении
бюллетеня для голосования.
Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме,
голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в
кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного
голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни
было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на
референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное
место или комнату для тайного голосования любое лицо, за
исключением членов комиссии по проведению референдума и
наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в
списке граждан, имеющих право на участие в референдуме рядом с
подписью гражданина о получении бюллетеня для голосования на
референдуме.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум
вопроса, он ставит знак "плюс" или любой знак в квадрате под
словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на
референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в
квадрате под словом "против".
Заполненный бюллетень для голосования на референдуме гражданин
опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны
находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению
референдума и наблюдателей.
Участковая комиссия по проведению референдума обязана
обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам,
имеющим право на участие в референдуме, в том числе лицам, которые
по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не
могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по
этому поводу устное или письменное заявление. Заявление о
предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка
референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной
форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению
референдума. Члены участковой комиссии по проведению референдума,
выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в
количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений,
использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном
акте. В списке граждан, имеющих право на участие в референдуме,
делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения
участка референдума. При проведении голосования вне помещения
участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. Переносные
ящики не вскрываются до начала подсчета голосов. Организация
голосования вне помещения участка референдума должна исключать
возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а
равно искажения его волеизъявления.
Предъявленное гражданином открепительное удостоверение
погашается членами участковой комиссии по проведению референдума в
присутствии предъявителя, он включается в список граждан, имеющих
право на участие в референдуме на участке, где было предъявлено
открепительное удостоверение, и голосует на общих основаниях.
Погашенный открепительный талон хранится у секретаря участковой
комиссии по проведению референдума.
Граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям,
включаются в общее число граждан, имеющих право на участие в
референдуме, зарегистрированных по данному участку референдума, и
исключаются из указанного числа граждане, получившие
открепительные удостоверения.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в
референдуме считает, что при заполнении бюллетеня для голосования
совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии,
выдавшему бюллетень для голосования на референдуме, с просьбой
выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой
комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на
референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке
граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией
указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на
референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.
Председатель участковой комиссии по проведению референдума
следит за порядком в помещении для голосования. В случае
отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет
заместитель председателя комиссии, а при отсутствии последнего -
секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный
комиссией.
Член участковой комиссии по проведению референдума
отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно
удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают
тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление
гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.
Статья 37. Подсчет голосов граждан, принявших участие в
голосовании, участковой комиссией по проведению
референдума
По истечении времени голосования на референдуме председатель
участковой комиссии референдума объявляет о том, что получить
бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане,
уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой
комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в
помещении для голосования, подсчитывают и погашают
неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и
заносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума
об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии
проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования,
предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой
комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования.
Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: вначале
переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования,
находившихся в каждом из переносных ящиков для голосования. Число
бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в
переносных ящиках для голосования, не должно превышать число
письменных заявлений граждан о проведении голосования вне
помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования
большего числа бюллетеней, чем число письменных заявлений граждан,
все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования,
признаются недействительными решением участковой комиссии по
проведению референдума. Этот факт с указанием фамилий членов
участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне
помещения участка референдума, отражается в акте, который
прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в
референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной
формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные
участковой или территориальной (при досрочном голосовании)
комиссией по проведению референдума, и недействительные бюллетени.
Недействительными считаются бюллетени для голосования на
референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление
гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой
иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном
из них. При возникновении сомнения в действительности бюллетеней
для голосования на референдуме участковая комиссия разрешает
вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня
недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной
стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись
заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии.
Недействительные бюллетени для голосования на референдуме хранятся
упакованными отдельно от других бюллетеней.
Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в
референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой
комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса без
перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть
извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется
отдельно.
Статья 38. Протокол участковой комиссии по проведению
референдума по итогам голосования
На основании списков граждан, имеющих право на участие в
референдуме, данных о выданных и предъявленных открепительных
удостоверениях и по количеству находившихся в ящиках для
голосования бюллетеней участковая комиссия по проведению
референдума составляет протокол об итогах голосования, в который
вносятся следующие данные:
1) число граждан, имеющих право на участие в референдуме,
зарегистрированных по участку референдума, включая граждан,
внесенных в список дополнительно;
2) число выданных бюллетеней для досрочного голосования;
3) число бюллетеней для голосования, полученных участковой
комиссией;
4) число выданных участковой комиссией открепительных
удостоверений;
5) число предъявленных прибывшими для голосования гражданами
открепительных удостоверений;
6) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам в
помещении участка референдума в день голосования;
7) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам,
проголосовавшим вне помещений участка референдума;
8) число погашенных бюллетеней для голосования;
9) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных
ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
10) число бюллетеней для голосования, содержащихся в
стационарных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
11) число извлеченных из ящиков бюллетеней для голосования
неустановленной формы;
12) число действительных бюллетеней для голосования;
13) число бюллетеней для голосования, признанных
недействительными (в том числе отдельной строкой - число
бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из
позиций);
14) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на
референдум;
15) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на
референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов
решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов
граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из
вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в
референдуме, поданных против всех вариантов.
Протокол участковой комиссии по проведению референдума об
итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии
всех членов участковой комиссии и наблюдателей, подписывается
всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом
решающего голоса и скрепляется печатью участковой комиссии по
проведению референдума. Член участковой комиссии, не согласный с
протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить
к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола после его подписания
незамедлительно направляется в соответствующую территориальную
комиссию по проведению референдума. К первому экземпляру протокола
приобщаются поступившие в день голосования в комиссию письменные
жалобы и заявления на нарушения настоящего Закона и принятые по
ним решения.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями
для голосования, погашенными открепительными удостоверениями,
списками членов участковой комиссии с правом совещательного
голоса, наблюдателей, присутствовавших при подсчете голосов,
заверенными копиями жалоб и заявлений и решений по ним хранится у
секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления
членам участковой комиссии с правом совещательного голоса,
наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Протоколы о результатах голосования на участках, образованных
в воинских частях, составляются в двух экземплярах. Первый
экземпляр протокола представляется в соответствующую
территориальную комиссию по проведению референдума. Второй
экземпляр протокола хранится у секретаря участковой комиссии.
После включения данных в протокол территориальной комиссии первый
экземпляр протокола участковой комиссии, образованной в воинской
части, с подписью председателя и секретаря территориальной
комиссии и заверенный печатью территориальной комиссии
возвращается в участковую комиссию. Хранение протоколов и
бюллетеней для голосования осуществляется в воинской части в
установленном для документации референдума порядке. В месячный
срок протоколы и бюллетени передаются в соответствующие военные
архивные учреждения. Разглашение сведений о дислокации и
численности воинских частей не допускается.
Статья 39. Установление итогов голосования территориальной
комиссией по проведению областного референдума
Территориальная комиссия по проведению областного референдума
на основании протоколов участковых комиссий по проведению
областного референдума об итогах голосования путем суммирования
содержащихся в них данных не позднее чем через три дня со дня
проведения референдума устанавливает итоги голосования на
соответствующей территории.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых
комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены
территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная комиссия по проведению референдума составляет
протокол об итогах голосования, в котором указываются:
1) данные о числе участковых комиссий на соответствующей
территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании
которых составляется протокол об итогах голосования по
соответствующей территории;
2) общее число бюллетеней для голосования, полученных
территориальными комиссиями от областной комиссии по проведению
референдума;
3) суммарные данные протоколов участковых комиссий,
установленные частью первой ст.38 настоящего Закона.
Протокол об итогах голосования составляется в трех
экземплярах, подписывается всеми присутствующими членами
территориальной комиссии по проведению референдума с правом
решающего голоса и скрепляется печатью территориальной комиссии.
Член территориальной комиссии по проведению областного
референдума, не согласный с протоколом в целом или отдельным его
положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в
протоколе делается соответствующая запись.
К первому и второму экземпляру протокола прилагается сводная
таблица об итогах голосования на соответствующей территории,
включающая в себя полные данные протоколов всех участковых
комиссий по проведению референдума.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления)
на нарушения законодательства о референдуме, поступившие в
территориальную комиссию, а также принятые по ним решения
территориальной комиссии по проведению референдума. Заверенные
копии жалоб (заявлений) и решений по ним территориальной комиссии
приобщаются ко второму экземпляру.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по
проведению областного референдума и приложения к протоколу после
его подписания незамедлительно направляются в областную комиссию
по проведению референдума.
Второй экземпляр протокола территориальной комиссии и
приложения к нему, а также документы участковых комиссий, списки
членов территориальной комиссии с совещательным голосом,
наблюдателей, представителей средств массовой информации,
присутствовавших при установлении итогов голосования, хранятся у
секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления
членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса,
наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Статья 40. Определение результатов референдума
Областная комиссия по проведению референдума на основании
протоколов территориальных комиссий по проведению областного
референдума либо территориальная комиссия по проведению местного
референдума на основании протоколов участковых комиссий по
проведению местного референдума не позднее чем через 7 дней со дня
проведения соответствующего референдума определяет результаты
референдума.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах территориальных
комиссий по проведению областного референдума осуществляют
непосредственно члены областной комиссии по проведению областного
референдума с правом решающего голоса.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых
комиссий по проведению местного референдума осуществляется членами
территориальной комиссии по проведению местного референдума с
правом решающего голоса.
Протокол о результатах областного либо местного референдума
должен содержать следующие данные:
1) число территориальных или соответственно участковых
комиссий, на основании протоколов которых составляется протокол;
2) число протоколов территориальных комиссий об итогах
голосования и соответственно число протоколов участковых комиссий;
3) число граждан, проживающих на территории области или
соответствующей территории муниципального образования, имеющих
право на участие в референдуме;
4) число выданных участковыми комиссиями открепительных
удостоверений;
5) число предъявленных гражданами открепительных удостоверений;
6) число выданных бюллетеней для досрочного голосования;
7) число бюллетеней для голосования, полученных участковыми
комиссиями;
8) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на
участках референдума;
9) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам,
проголосовавшим вне помещений участков референдума;
10) число погашенных бюллетеней для голосования;
11) число бюллетеней для голосования, содержащихся в
переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней
неустановленной формы);
12) число бюллетеней для голосования, содержащихся в
стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней
неустановленной формы);
13) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней для
голосования неустановленной формы;
14) число действительных бюллетеней для голосования;
15) число бюллетеней для голосования, признанных
недействительными (в том числе отдельной строкой - число
бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
16) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на
референдум;
17) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на
референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов
вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан,
поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан,
поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов
либо одновременно проводилось более одного референдума, подсчет
голосов и составление протокола по каждому вопросу производится
отдельно.
Областная или соответственно территориальная комиссия признает
референдум состоявшимся, если в нем приняло участие более половины
граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан,
принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней
для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для
голосования.
Решением областной либо территориальной комиссий по проведению
соответствующего референдума результаты голосования в отдельных
муниципальных образованиях (территориях, не являющихся
муниципальными образованиями) могут быть признаны
недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона,
существенно повлиявших на результаты голосования. В этом случае
областная или территориальная комиссия по проведению
соответствующего референдума вправе поручить соответствующим
территориальным или участковым комиссиям по проведению референдума
провести повторное голосование не позднее двух недель до дня
официального опубликования (обнародования) решения областной или
территориальной комиссии по проведению соответствующего
референдума.
Решение считается принятым на референдуме, если за него в
целом по области или соответствующей территории проголосовало
более половины граждан, принявших участие в референдуме. Если на
референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из
них не получил необходимого количества голосов, то все варианты
считаются отклоненными.
Областная комиссия по проведению областного референдума в
целом по области, территориальная комиссия - в целом по
соответствующей территории составляют протокол о результатах
референдума, который подписывается всеми присутствующими членами
комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии референдума, не
согласный с протоколом в целом или отдельным его положением,
вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе
делается соответствующая запись.
К протоколу прилагаются все поступившие в комиссию по
проведению референдума письменные жалобы и заявления на нарушения
настоящего Закона и принятые по ним решения.
Статья 41. Опубликование (обнародование) и вступление
в силу решения, принятого на референдуме
Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по
области или по соответствующей территории подлежат официальному
опубликованию (обнародованию) соответствующей комиссией в течение
семи дней после определения результатов референдума.
Областная комиссия по проведению областного референдума в
течение месяца после проведения голосования, публикует в средствах
массовой информации общие итоги голосования по каждой территории в
объеме данных протоколов всех территориальных комиссий по
проведению областного референдума.
Территориальная комиссия по проведению местного референдума
публикует в течение месяца в средствах массовой информации итоги
голосования в объеме данных протоколов участковых комиссий по
проведению местного референдума.
Итоги голосования по каждому участку референдума в объеме
данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по
проведению референдума об итогах голосования, должны
предоставляться для ознакомления любому гражданину, проживающему
на соответствующей территории или наблюдателю, а также
представителю средств массовой информации.
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его
официального опубликования (обнародования), если в самом решении
не предусмотрен иной срок.
Статья 42. Использование автоматизированной
информационной системы
В случае использования при подготовке и проведении областного
референдума автоматизированной информационной системы областная
комиссия по проведению референдума образует группу из числа членов
комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом
совещательного голоса для контроля за использованием
автоматизированной информационной системы.
Все члены комиссии по проведению областного референдума имеют
право на ознакомление с любой информацией, вводимой в
автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола
о результатах референдума автоматизированная система используется
исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем
передачи данных от территориальных комиссий по проведению
референдума областной комиссии.
К протоколу соответствующей комиссии по проведению референдума
об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен
быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные,
введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность
компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы
контроля за использованием автоматизированной системы и лица,
ответственного за введение в автоматизированную систему информации.
Автоматизированная информационная система по согласованию с
областной избирательной комиссией может быть использована и при
проведении местного референдума.
Статья 43. Юридическая сила решения,
принятого на референдуме
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным на
соответствующей территории и не нуждается в утверждении
какими-либо органами государственной власти и местного
самоуправления.
Изменение либо отмена решения, принятого на референдуме,
производится только референдумом.
Если для реализации решения, принятого на референдуме,
требуется издание дополнительного правового акта, орган
государственной власти или местного самоуправления, в чью
компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня
вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить
срок подготовки данного правового акта.
Статья 44. Хранение документации референдума
Документация участковых комиссий по проведению референдума,
включая бюллетени для голосования и погашенные открепительные
удостоверения, передается в соответствующие территориальные
комиссии по проведению референдума не позднее 10 дней со дня
официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Территориальные комиссии по проведению референдума по
окончании своей работы сдают всю документацию в архивные
учреждения на постоянное хранение.
По истечении двух лет после официального опубликования
(обнародования) результатов референдума бюллетени для голосования
и погашенные открепительные удостоверения уничтожаются, о чем
составляется акт по форме, утверждаемой областной или
территориальной комиссией по проведению референдума.
Областная комиссия по проведению областного референдума сдает
всю документацию на постоянное хранение в областное архивное
учреждение через год со дня официального опубликования
(обнародования) результатов областного референдума.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства
о референдуме
Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его
права на участие в референдуме путем подкупа, применения
физического насилия или угрозы его применения, подлога документов
референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан,
имеющих право на участие в референдуме, или иным путем, либо
препятствующие работе избирательных комиссий либо комиссий по
проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также
законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или
условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению
решения, принятого на референдуме, несут административную или
уголовную ответственность в соответствии с действующими
федеральными законами.
Статья 46. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Пермской области
Г.В.ИГУМНОВ
22.03.96 N 400-70
------------------------------------------------------------------
|