Вид документа
ЗАКОН
Принявший орган
Законодательное Собрание Нижегородской области
Администрация Нижегородской области
Дата принятия
21.10.97
30.09.97
Номер
92-3
Название документа
ЗАКОН Нижегородской области от 21.10.97 N 92-3
"ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ"
(Принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Законодательного Собрания Нижегородской
области от 30.09.97 N 243)
Источник публикации
"Правовая среда" N 43(193) от 29.10.97
Поиск по статусу
ВСЕ АКТЫ, КРОМЕ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ РЕДАКЦИЙ И УТРАТИВШИХ СИЛУ
Примечание к документу
...
Ключевые слова
ВЫБОРЫ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Текст документа
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 21 октября 1997 г. N 92-З
ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Уставом Нижегородской области и законами Нижегородской
области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской
области", "О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления Нижегородской области", "О статусе депутата
представительного органа местного самоуправления", определяет
основания и порядок отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления.
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основания отзыва.
Депутат представительного органа местного самоуправления (далее
- депутат), утративший доверие избирателей за неисполнение
депутатских обязанностей, нарушение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, Устава и законов Нижегородской
области или устава муниципального образования, а также совершение
действий, не совместимых со статусом депутата, может быть отозван
избирателями путем голосования в порядке, установленном настоящим
Законом, а также уставами муниципальных образований.
Статья 2. Право граждан на отзыв депутата.
В отзыве депутата имеют право участвовать граждане Российской
Федерации (далее - граждане), постоянно или преимущественно
проживающие на территории избирательного округа, от которого избран
депутат, и достигшие на день голосования 18 лет.
Не имеют права участвовать в отзыве депутата граждане,
признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 3. Основные принципы участия граждан в отзыве депутата.
Граждане участвуют в отзыве депутата на равных основаниях.
Голосование об отзыве депутата проводится на всей территории
соответствующего избирательного округа на основе всеобщего равного и
прямого волеизъявления при тайном голосовании. Контроль за
волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в голосовании об отзыве депутата лично, и
каждый из них обладает одним голосом.
Участие в голосовании об отзыве депутата является добровольным
и свободным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с
целью принудить его к участию или неучастию в голосовании об отзыве
депутата.
Статья 4. Право внесения предложений об отзыве депутата.
Право внесения предложений об отзыве депутата принадлежит:
инициативной группе избирателей;
избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшему
данного депутата;
группе депутатов соответствующего представительного органа
местного самоуправления, насчитывающий более половины от
установленного общего числа депутатов представительного органа
местного самоуправления.
Под избирательным объединением, избирательным блоком,
инициативной группой избирателей, применительно к настоящему Закону,
понимаются избирательные объединения, избирательные блоки,
инициативные группы избирателей, которые являются таковыми согласно
Закону Нижегородской области "О выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления Нижегородской области".
Предложение об отзыве депутата не может быть внесено ранее чем
через 12 месяцев со дня его избрания или голосования об отзыве
данного депутата, если он в результате такого голосования не был
лишен полномочий, а также в последний год срока полномочий
представительного органа местного самоуправления.
Статья 5. Назначение голосования об отзыве депутата.
Решение о назначении голосования избирателей по отзыву депутата
и установление даты проведения голосования принимается
представительным органом местного самоуправления (далее -
представительный орган).
Статья 6. Проведение отзыва депутата комиссиями по отзыву
депутата.
Организация отзыва депутата возлагается на комиссии по отзыву
депутата. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и
проведением отзыва, комиссии по отзыву депутата в пределах своей
компетенции независимы от государственных органов, органов местного
самоуправления, общественных и иных органов и организаций.
Комиссии по отзыву депутата работают коллегиально. Подготовка и
проведение голосования об отзыве депутата осуществляется открыто и
гласно. Комиссии по отзыву депутата в установленные сроки
информируют граждан о своем составе, местонахождении, проводимой
работе, о списках избирателей, итогах голосования, итогах отзыва.
Статья 7. Финансирование отзыва депутата.
Финансирование мероприятий, связанных с проведением голосования
об отзыве депутата после принятия решения о назначении дня
голосования осуществляется за счет средств местного бюджета.
Инициатор отзыва и депутат могут сформировать собственные фонды
для финансирования сбора подписей, агитации, оплаты работы
представителей, доверенных лиц и т.п.
Все денежные средства, поступающие в собственные фонды
инициатора отзыва и депутата, перечисляются на специальный счет в
отделении Сберегательного банка Российской Федерации, который
открывается инициатором отзыва или депутатом с разрешения окружной
комиссии.
Право распоряжения средствами фондов принадлежит исключительно
создавшим эти фонды инициаторам отзыва и депутатам, отзыв которых
инициируется.
Финансирование, учет денежных средств и финансовая отчетность,
применительно к настоящему Закону, осуществляются в порядке,
установленном Законом Нижегородской области "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления Нижегородской
области".
Статья 8. Порядок выдвижения инициативы об отзыве депутата
инициативными группами избирателей, избирательными
объединениями, избирательными блоками.
Выдвижение инициативы об отзыве депутата инициативной группой
избирателей производится на собрании этой инициативной группы
одновременно с ее созданием.
Выдвижение инициативы об отзыве депутата избирательным
объединением, избирательным блоком производится на съезде
(конференции) избирательного объединения, на собрании районного,
городского отделения общефедерального и областного избирательного
объединения.
Инициаторы проведения собрания, съезда (конференции) в связи с
отзывом депутата не позднее, чем за 10 дней до дня проведения такого
собрания, съезда (конференции) направляют в соответствующий
представительный орган письменное уведомление с указанием времени и
места проведения собрания, съезда (конференции) и изложением мотивов
предлагаемого отзыва. Представительный орган в свою очередь
заблаговременно письменно оповещает депутата о времени, месте и
мотивах проведения указанного собрания, съезда (конференции).
Депутату должно быть обеспечено право лично присутствовать,
выступать и давать разъяснения на собрании, съезде (конференции),
проводимом в связи с его отзывом.
Глава II
ПОРЯДОК ИНИЦИИРОВАНИЯ ВОПРОСА ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА
Статья 9. Порядок реализации инициативы об отзыве депутата инициативными группами избирателей, избирательными
объединениями, избирательными блоками.
Инициативные группы избирателей, избирательные объединения,
избирательные блоки реализуют свое право на инициативу об отзыве
депутата посредством сбора подписей в поддержку этой инициативы.
Число подписей, необходимое для назначения голосования об
отзыве депутата по инициативе группы избирателей, избирательного
объединения, избирательного блока, устанавливается в соответствии с
требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования,
но не менее 2 процентов и не более 10 процентов от общего числа
избирателей соответствующего избирательного округа,
зарегистрированных на момент избрания депутата или 5 процентов, если
число подписей не определено уставом.
Сбор подписей осуществляют в соответствии с требованиями
настоящего Закона инициативные группы избирателей, избирательные
объединения, избирательные блоки.
Статья 10. Порядок реализации инициативы об отзыве депутата
депутатами представительного органа.
Требование группы депутатов, насчитывающей более половины от
общего числа депутатов представительного органа, оформляется ими в
виде письменного заявления в представительный орган с указанием
фамилии, имени, отчества депутата, отзыв которого инициируется,
номера избирательного округа, от которого он избран, мотивов отзыва.
Статья 11. Регистрация инициативы об отзыве депутата.
Инициативная группа избирателей, избирательное объединение,
избирательный блок не позднее 3-х дней со дня проведения собрания,
съезда (конференции) направляют письменное заявление через своих
уполномоченных представителей об инициативе отзыва в соответствующий
представительный орган.
В письменном заявлении инициаторов отзыва должны быть указаны
фамилия, имя и отчество депутата, отзыв которого инициируется, номер
избирательного округа, от которого он избран, и мотивы отзыва
депутата.
Инициаторы отзыва подают заявление в представительный орган в
3-х экземплярах. Руководитель представительного органа, или лицо
уполномоченное на это, при приеме заявления подписывает все
экземпляры, отмечая дату и время их приема, выдает инициаторам
отзыва справку о приеме документов и второй экземпляр заявления.
Третий экземпляр заявления о данной инициативе незамедлительно
передается самому депутату.
К заявлению инициативной группы избирателей прилагается
протокол собрания избирателей, на котором должны присутствовать не
менее 15 избирателей, проживающих на территории соответствующего
избирательного округа, список присутствовавших на этом собрании с
указанием их года рождения, адреса места жительства, серии и номера
паспорта или заменяющего его документа и личными подписями, а также
оформленную в установленном порядке доверенность уполномоченного
представителя инициативной группы избирателей.
К заявлению избирательного объединения, избирательного блока
прилагаются протокол собрания, съезда (конференции), а также
документы, предусмотренные Законом Нижегородской области "О выборах
депутатов представительных органов местного самоуправления
Нижегородской области" при регистрации кандидатов в депутаты от
избирательных объединений, избирательных блоков, кроме подписных
листов.
В течение не более 10 дней после приема заявления
представительный орган на своем заседании регистрирует инициаторов
отзыва с выдачей регистрационного свидетельства либо принимает
мотивированное решение об отказе в регистрации. Представительный
орган в пятидневный срок после принятия решения извещает об этом
депутата и инициаторов отзыва.
Отказ в регистрации допускается только в случае нарушения
инициаторами отзыва существующего законодательства, требований
настоящего Закона.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Статья 12. Право депутата на заявления и объяснения с связи
с его отзывом.
Депутат, для отзыва которого начат сбор подписей граждан,
вправе сделать заявление или дать объяснение в муниципальных
средствах массовой информации.
Депутат, в отношении которого принято решение представительного
органа о проведении голосования об отзыве, вправе давать устные
объяснения на заседании представительного органа, знакомиться с
материалами, содержащими обвинения в его адрес.
Статья 13. Подписной лист голосования об отзыве депутата.
Подписные листы для сбора подписей в поддержку инициативы
отзыва изготавливаются инициатором отзыва по форме, указанной в
приложении к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются
номер избирательного округа, по которому инициирован отзыв депутата,
его фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы и занимаемая
должность (род занятий), место жительства (город, поселок, село или
другое сельское поселение), наименование инициаторов отзыва,
инициировавших отзыв депутата, причину отзыва.
Статья 14. Сроки и сбор подписей в поддержку инициативы
о проведении голосования об отзыве депутата.
Сбор подписей граждан в поддержку инициативы о проведении
голосования об отзыве депутата начинается с момента получения
инициаторами отзыва регистрационного свидетельства по форме,
утвержденной представительным органом, и продолжается не более чем
30 дней.
Перед внесением подписи в подписной лист избиратель вправе
потребовать для ознакомления с мотивами отзыва заверенную копию
заявления об инициативе отзыва депутата.
Гражданин, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию,
имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день
и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или
заменяющего его документа и дату внесения подписи. Дата внесения
подписи и сама подпись должны быть выполнены гражданином
собственноручно.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства,
серии и номера паспорта или заменяющего его документа.
Статья 15. Внесение предложения о проведении голосования
об отзыве депутата.
По окончании сбора подписей граждан инициаторы отзыва,
собиравшие подписи, составляют итоговый протокол, в котором
указываются наименование инициаторов отзыва, даты начала и окончания
сбора подписей и их количество, поселения, где проводился их сбор.
Итоговый протокол вместе с заполненными подписными листами
направляется в соответствующий представительный орган.
Уполномоченное должностное лицо представительного органа при
приеме подписных листов заверяет каждый подписной лист печатью и
выдает инициатору отзыва справку о приеме подписных листов с
указанием их общего числа, даты и времени их приема.
Представительный орган в течение 5 дней со дня принятия
итогового протокола и подписных листов проводит проверку соблюдения
порядка и срока сбора подписей граждан о голосовании об отзыве
депутата.
Статья 16. Принятие решения о назначении голосования
об отзыве депутата.
В тридцатидневный срок со дня представления подписных листов
или со дня выдвижения инициативы депутатами представительного органа
представительный орган принимает соответственно решение о
назначении голосования по отзыву и определению его даты или решение
об отклонении инициативы при нарушении законодательства.
Дата голосования назначается на ближайшее воскресенье по
истечение 35 дней со дня принятия решения представительным органом.
В случае своего несогласия с решением представительного органа
о назначении голосования депутат вправе обращаться в суд.
В случае своего несогласия с решением об отклонении инициативы
по отзыву депутата инициаторы отзыва вправе обращаться в суд.
Решение представительного органа о назначении даты голосования
должно быть официально обнародовано, опубликовано в муниципальных
средствах массовой информации в пятидневный срок после его принятия.
Если до назначения голосования об отзыве депутата
представительным органом приняты заявления об отзыве 2-х и более
депутатов и в случае признания заявлений соответствующим требованиям
настоящего Закона, голосование по отзыву в соответствующих округах
назначается на один и тот же день.
В случаях, когда в одном избирательном округе были
зарегистрированы две или более инициативы по отзыву и при условии
признания их законными, голосование по отзыву депутата назначается
по заявлению того инициатора отзыва, чье заявление поступило раньше.
Голосование об отзыве депутата после его назначения может быть
отменено представительным органом в случаях признания решением суда
мотивов отзыва, заявленных инициатором отзыва, несоответствующими
действительности, отзыва инициативы об отзыве депутата, если до дня
голосования полномочия депутата прекращены по иным основаниям.
Статья 17. Образование участков для голосования
об отзывов депутата.
Для проведения голосования об отзыве депутата территория
избирательного округа, где был избран отзываемый депутат, делится на
участки. Участки для голосования об отзыве депутата должны, как
правило, совпадать с участками, образованными при проведении выборов
отзываемого депутата.
Участки для голосования об отзыве депутата применительно к
настоящему Закону образуются не позднее чем за 30 дней до дня
голосования об отзыве депутата и в порядке, установленном статьей 8
Закона Нижегородской области "О выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления Нижегородской области".
Глава III
КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТЗЫВА
ДЕПУТАТА И ИХ СТАТУС
Статья 18. Комиссии по отзыву депутата.
Подготовку и проведение процедуры отзыва депутата осуществляют
следующие комиссии:
территориальные (района области, города, района города Нижнего
Новгорода, поселка, сельсовета) комиссии (в дальнейшем именуются -
территориальные комиссии);
окружные комиссии;
участковые комиссии.
Участковые комиссии могут быть образованы в том же составе, в
каком действовали соответствующие избирательные комиссии по выборам
депутата, в отношении которого назначено голосование об отзыве.
Статья 19. Территориальная комиссия по проведению
голосования об отзыве депутата.
Полномочия территориальной комиссии по проведению голосования
об отзыве депутата, применительно к настоящему Закону, осуществляет
территориальная избирательная комиссия, сформированная в
соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области "О выборах
депутатов представительных органов местного самоуправления
Нижегородской области" для выборов депутатов представительных
органов последнего созыва.
Полномочия территориальной комиссии начинаются со дня
назначения голосования об отзыве депутата представительным органом.
Территориальная комиссия:
осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения
голосования об отзыве депутата на территории соответствующего
избирательного округа;
руководит работой окружной и участковой комиссий, рассматривает
заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает
по ним решения;
распределяет и контролирует денежные средства, выделенные на
проведение кампании об отзыве депутата;
устанавливает единую нумерацию участков;
рассматривает вопросы материально-технического обеспечения
подготовки и проведения голосования;
координирует деятельность участковых комиссий по уточнению
списка избирателей на соответствующей территории;
устанавливает образцы списков избирателей, протоколов
голосования комиссий и других избирательных документов, а также
избирательных ящиков, порядок хранения и передачи в архивы
избирательных документов;
утверждает форму бюллетеня;
обеспечивает изготовление бюллетеней, бланков избирательных
документов и снабжение ими окружной комиссии;
устанавливает и публикует общие итоги голосования;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Территориальная комиссия района города Нижнего Новгорода
осуществляет полномочия, переданные ей городской территориальной
комиссией.
Статья 20. Окружная комиссия по проведению голосования
об отзыве депутата.
Полномочия окружной комиссии по проведению голосования об
отзыве депутата, применительно к настоящему Закону, осуществляет
окружная избирательная комиссия, сформированная в соответствии со
статьей 12 Закона Нижегородской области "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления Нижегородской
области" для выборов депутатов представительных органов последнего
созыва.
Полномочия окружной комиссии начинаются со дня назначения
голосования об отзыве депутата представительным органом.
Окружная комиссия:
обеспечивает исполнение настоящего Закона на территории округа;
руководит работой участковых комиссий на территории округа,
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий
и принимает по ним решения;
контролирует своевременность и правильность составления списков
избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
обеспечивает на территории округа соблюдение равных правовых
условий участия в процедуре отзыва всех сторон;
осуществляет контроль за целевым расходованием денежных
средств, выделенных на финансовое обеспечение подготовки и
проведения голосования;
утверждает текст бюллетеня;
организует доставку избирательной документации, а также
бюллетеней участковым комиссиям;
контролирует и рассматривает вопросы материально-технического
обеспечения участковых комиссий и процедуры отзыва депутата;
определяет количество переносных ящиков на участках;
организует досрочное голосования в помещении комиссии;
устанавливает итоги голосования на территории округа и передает
протоколы об итогах голосования в территориальную комиссию.
Статья 21. Участковая комиссия по проведению голосования
об отзыве депутата.
Участковая комиссия по проведению голосования об отзыве
депутата формируется в количестве и порядке,установленном статьей 13
Закона Нижегородской области "О выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления Нижегородской области" не позднее
чем за 25 дней до дня голосования об отзыве депутата.
Участковая комиссия:
оповещает население о месте нахождения участковой комиссии,
времени ее работы, дне и месте голосования;
составляет и уточняет список избирателей по участку, знакомит с
ним избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и
неточностях в этом списке, решает вопросы о внесении в него
изменений;
готовит помещение и ящики для голосования;
организует на избирательном участке голосование в день выборов,
а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на
участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со
дня официального опубликования общих итогов голосования.
Статья 22. Назначение членов комиссий по проведению голосования
об отзыве депутата с правом совещательного голоса.
Со дня назначения голосования об отзыве депутата инициаторы
отзыва и сам депутат вправе назначить в окружную и участковые
комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
Члены комиссии с правом совещательного голоса имеют право
доступа ко всем материалам и документам соответствующей комиссии,
должны оповещаться о всех заседаниях комиссии, имеют право выступать
на ее заседаниях.
Статья 23. Статус члена комиссии по проведению голосования
об отзыве депутата.
Статус члена комиссии по проведению голосования об отзыве
депутата, применительно к настоящему Закону, определяется статьей 19
Закона Нижегородской области "О выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления Нижегородской области".
Статья 24. Организация работы комиссий по проведению
голосования об отзыве депутата.
Работа комиссий по проведению голосования об отзыве депутата,
применительно к настоящему Закону, организуется в порядке,
установленном статьями 20, 21, 22 Закона Нижегородской области
"О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления Нижегородской области".
Решения комиссий по проведению голосования об отзыве депутата,
принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех
организационно-правовых форм, общественных объединений, их
должностных лиц, а также для соответствующих нижестоящих комиссий.
Муниципальные средства массовой информации обязаны
предоставлять комиссиям по проведению голосования об отзыве депутата
возможность для размещения печатной информации в согласованные с
комиссиями сроки, но не позднее 7 дней с момента обращения, а за
неделю до голосования - в течение суток.
Редактирование представленных комиссиями по проведению
голосования об отзыве депутата материалов без их согласия не
допускается.
Статья 25. Списки граждан, имеющих право на участие
в голосовании об отзыве депутата.
Список граждан, имеющих право на участие в голосовании об
отзыве депутата, применительно к настоящему Закону, составляется в
порядке, установленном статьей 9 Закона Нижегородской области
"О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления Нижегородской области".
Глава IV
АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА
Статья 26. Агитация и сроки ее проведения.
Агитация по вопросам отзыва депутата начинается со дня
назначения голосования и прекращается за один день до дня
голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая
агитация об отзыве запрещается.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе
законными методами проводить агитацию за или против отзыва депутата,
применительно к настоящему Закону, в порядке, установленном для
проведения предвыборной агитации статьями 35,36,37,38,39 Закона
Нижегородской области "О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления Нижегородской области".
Статья 27. Доверенные лица депутата.
Депутат, в отношении которого принято решение о проведении
голосования об отзыве, может иметь до 10 доверенных лиц, которые
регистрируются окружной комиссией по его письменному заявлению.
Доверенные лица получают от соответствующей комиссии удостоверения и
ведут агитационную деятельность против отзыва депутата. Депутат,
назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их,
письменно уведомив об этом соответствующую комиссию, которая
аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Деятельность доверенных лиц из средств местного бюджета не
оплачивается.
Глава V
ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОТЗЫВА ДЕПУТАТА
Статья 28. Помещение для голосования.
Помещение для голосования предоставляется безвозмездно в
распоряжение участковой комиссии главой соответствующей местной
администрации. Помещение для голосования, применительно к настоящему
Закону, должно удовлетворять требованиям статьи 43 Закона
Нижегородской области "О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления Нижегородской области".
Статья 29. Бюллетени для голосования.
Для голосования по отзыву депутата каждый избиратель получает
бюллетень для голосования об отзыве депутата (далее - бюллетень).
Бюллетень содержит вопрос об отзыве депутата с указанием
фамилии, имени и отчества депутата, а также предлагаемые избирателям
для выбора два альтернативных варианта ответа:
- за отзыв;
- против отзыва.
Справа от каждого варианта помещается пустой квадрат. Каждый
бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Текст бюллетеня утверждается окружной комиссией не позднее чем
за 20 дней до дня голосования. Окружные комиссии обеспечиваются
бюллетенями не позднее 16 дней до дня голосования.
Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее чем
за 4 дня до дня голосования.
Передача бюллетеней территориальной комиссией производится по
акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в
территориальной комиссии, второй передается комиссии, получившей
бюллетени.
В правом верхнем углу бюллетеня ставятся подписи двух членов
комиссии, которые заверяются печатью. Не заверенные в установленном
выше порядке бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы
и при подсчете голосов не учитываются.
Статья 30. Порядок голосования.
В назначенный день голосование проводится с 8 до 22 часов. Если
по участку проголосовали все зарегистрированные избиратели,
участковая комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
О времени и месте голосования участковые комиссии обязаны
оповестить каждого избирателя письменно, не позднее чем за 20 дней
до дня голосования.
Избиратель, который в день голосования по тем или иным причинам
будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать
досрочно, заполнив бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до
дня голосования), участковой (за 3-1 день до дня голосования)
комиссии. При этом не должна быть нарушена тайна голосования. Если
избиратель голосует досрочно, то на обороте выдаваемого ему
бюллетеня ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии,
которые заверяются печатью данной комиссии.
Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену комиссии. На месте склейки на
конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии,
которые заверяются печатью соответствующей комиссии. Окружная
комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их
бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за
3 дня до голосования.
В 8 часов утра в день голосования председатель участковой
комиссии объявляет участок открытым и предъявляет членам комиссии,
присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные
ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель
участковой комиссии извлекает конверты с заполненными бюллетенями,
оставленные досрочно проголосовавшими, оглашает число конвертов,
которое заносится в протокол участковой комиссии,опускает их в
избирательные ящики, после чего приглашает избирателей приступить к
голосованию.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список
избирателей, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа,
удостоверяющего его личность. Получение бюллетеня избиратель
удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Избиратель, не
имеющий возможности самостоятельно расписаться, вправе
воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом
комиссии. Фамилия данного лица указывается в списке избирателей.
Бюллетень заполняется избирателем в кабине или комнате для тайного
голосования, в которой присутствие других лиц в это время не
допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно
заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого лица, не
являющегося членом комиссии или наблюдателем. Заполненный бюллетень
избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны
находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для
голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам,
по их письменному или устному заявлению, участковая комиссия
организует голосование по месту нахождения этих граждан в
присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для
голосования, и с использованием специального переносного ящика.
Количество переносных ящиков на участке определяется окружной
комиссией.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне
помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в
письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии.
После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку
об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой
комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество
бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных
заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных
и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно
в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель
проголосовал вне помещения для голосования. В проведении голосования
вне помещения для голосования участвуют не менее двух членов
участковой комиссии и вправе участвовать наблюдатели. По возвращении
членов участковой комиссии в помещение для голосования переносной
избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов
избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для
голосования должны исключать возможность нарушения избирательных
прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или
искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении
для голосования. Его распоряжения обязательны для всех
присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия
председателя участковой комиссии его заменяет заместитель
председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь
или иной член участковой комиссии, уполномоченный ею.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня
совершил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему
бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен
испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая
при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии
соответствующего избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем
составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и
составлении протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями
на участках вправе находиться наблюдатели, представляющие
инициаторов отзыва, депутата, а также представители средств массовой
информации.
Статья 31. Подсчет голосов и установление итогов
голосования на участке.
По истечении времени голосования председатель участковой
комиссии объявляет о том, что получить бюллетени и проголосовать
могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для
голосования. Подсчет выданных избирателям бюллетеней для
голосования, погашенных (неиспользованных) бюллетеней для
голосования, бюллетеней для голосования, находившихся в стационарных
и переносных избирательных ящиках, и подсчет голосов по ним
осуществляются открыто и гласно в присутствии всех членов участковой
комиссии, находящихся на участке, и наблюдателей в условиях,
обеспечивающих обозримость содержания бюллетеней для голосования.
Результаты голосования на избирательном участке определяются в
следующей последовательности: перед вскрытием избирательных ящиков
члены комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих инициатора
отзыва, депутата, если они находятся в помещении для голосования,
посчитывают и погашают неиспользованные бюллетени. Число этих
бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования.
Председатель участковой комиссии проверяет неповрежденность печатей
или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их
неповрежденности членам участковой комиссии, наблюдателям.
Далее председатель и члены участковой комиссии вскрывают
избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется
поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем
стационарного избирательного ящика. Сначала производится подсчет
бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число
не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о
проведении голосования вне помещения для голосования. В случае
обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа
бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени,
находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются
недействительными решением участковой комиссии. Этот факт с
указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивавших
проведение голосования вне помещения для голосования, и
наблюдателей, присутствовавших при этом, отражается в акте, который
прилагается к протоколу об итогах голосования. При подсчете голосов
избирателей, поданных за и против отзыва, прежде всего отделяются
бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально
либо не заверенные комиссией, и недействительные бюллетени.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно
установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых
любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не
проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая
комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о
признании бюллетеня недействительным комиссия указывает на его
оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется
подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные
бюллетени упаковываются отдельно от других бюллетеней. Подсчет
голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами
участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до
получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все
члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования,
в который вносятся следующие данные:
число зарегистрированных избирателей, включая число
избирателей, внесенных дополнительно в список;
число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке
в день голосования;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим
досрочно в окружной комиссии;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим
досрочно в участковой комиссии;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне
помещения для голосования;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных
ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных
ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных бюллетеней;
число бюллетеней, признанных недействительными (в том числе
отдельной строкой - число бюллетеней, не содержащих отметок ни по
одной из позиций);
число голосов, поданных за отзыв депутата;
число голосов, поданных против отзыва депутата.
Протокол составляется в 3-х экземплярах в присутствии всех
членов участковой комиссии, наблюдателей. Содержание протокола
утверждается решением участковой комиссии. Все экземпляры
подписываются всеми присутствующими членами участковой комиссии.
Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с
отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое
мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы и заявления
на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в
день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
Заверенные копии жалоб и заявлений, решений участковой комиссии
приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования
карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Содержание протокола участковой комиссии об итогах голосования
после подписания оглашается председателем участковой комиссии в
присутствии членов комиссии, наблюдателей. После этого первый
экземпляр протокола, особые мнения членов комиссии, а также жалобы и
заявления, поступившие в участковую комиссию в день голосования,
незамедлительно направляются в окружную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями,
со списками наблюдателей от инициатора отзыва, депутата,
представителей средств массовой информации, присутствовавших при
подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой
комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления
наблюдателям, представителям инициатора отзыва, депутату, членам
участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса,
представителям средств массовой информации.
Статья 32. Установление результатов отзыва депутата
в избирательном округе.
На основании подлинных протоколов участковых комиссий путем
сложения содержащихся в них данных окружная комиссия не позднее
одних суток со дня голосования устанавливает результаты голосования
по округу.
Отзыв депутата признается состоявшимся, если число голосов,
поданных в поддержку отзыва, составляет более 50 процентов голосов
от числа избирателей, принявших участие в голосовании, и превышает
число голосов, поданных за данного депутата в день выборов, на
которых он был избран.
Окружная комиссия признает голосование по избирательному округу
недействительным, если допущенные при его проведении нарушения
настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить
результаты волеизъявления избирателей.
Окружная комиссия признает голосование по отзыву депутата
несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов
зарегистрированных избирателей.
Число избирателей, принявших участие в голосовании,
определяется по числу подписей избирателей при получении бюллетеней.
Окружная комиссия на основании протоколов участковых комиссий
составляет протокол о результатах голосования в округе, в который
вносятся следующие данные:
общее количество участковых комиссий;
количество протоколов участковых комиссий;
число зарегистрированных избирателей, включая избирателей
дополнительно внесенных в список;
число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями;
число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных
участках в день голосования;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим
досрочно в окружной комиссии;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим
досрочно в участковой комиссии;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне
помещения для голосования;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных
ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных
ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных бюллетеней;
число бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за отзыв депутата;
число голосов, поданных против отзыва депутата.
По требованию любого члена окружной комиссии или наблюдателя
окружная комиссия представляет им возможность ознакомиться с
протоколом о результатах голосования и снять с него копию в
помещении окружной комиссии. Копия заверяется подписью двух членов
окружной комиссии и печатью комиссии.
Член окружной комиссии, не согласный в протоколом в целом или
отдельным его положением, вправе приложить свое мнение, о чем в
протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру
протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в комиссию
в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
Протокол о результатах голосования составляется в 3-х
экземплярах и подписывается председателем окружной комиссии,
заместителем председателя, секретарем и всеми членами окружной
комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола
незамедлительно направляется в территориальную комиссию, второй
экземпляр протокола вместе со сводной таблицей и списками
наблюдателей от инициатора отзыва, депутата, представителей средств
массовой информации, присутствующих при установлении итогов
голосования и составлении протокола, хранится у секретаря окружной
комиссии.
Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются
для ознакомления представителям инициатора, депутату, наблюдателям,
представителям средств массовой информации.
Окружная комиссия после подписания протокола об итогах
голосования извещает об этом инициатора отзыва, депутата.
Статья 33. Установление общих результатов отзыва депутата.
На основании подлинного протокола окружной комиссии о
результатах голосования по отзыву депутата в избирательном округе
территориальная комиссия в течение 3-х дней по его получении
устанавливает общие результаты отзыва, извещает об итогах
представительный орган и публикует в средствах массовой информации.
Территориальная комиссия признает голосование по отзыву
депутата в избирательном округе недействительным, если установит,
что допущенные в этом избирательном округе при проведении процедуры
отзыва нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей.
Статья 34. Опубликование итогов голосования и результатов
отзыва депутата.
Итоги голосования по каждому участку, результаты отзыва
депутата в избирательном округе в объеме данных, содержащихся в
протоколах соответствующих комиссий, должны предоставляться для
ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также
представителю средств массовой информации.
Окружная комиссия публикует в местной печати данные протоколов
всех участковых комиссий соответствующего избирательного округа в
течение 3-х дней со дня голосования.
Статья 35. Повторное голосование.
В случае признания результатов голосования об отзыве депутата
недействительными представительный орган принимает решение о
проведении в течение месяца повторного голосования и определяет
календарные сроки избирательных действий.
Если голосование об отзыве депутата не состоялось (в
голосовании приняло участие менее 50 процентов зарегистрированных
избирателей), повторное голосование не проводится.
Статья 36. Ответственность за нарушение прав граждан
на участие в процедуре отзыва депутата.
Обжалование решений и действий, ущемляющих избирательные права
граждан, применительно к настоящему Закону, осуществляется в
соответствии со статьей 56 Закона Нижегородской области "О выборах
депутатов представительных органов местного самоуправления
Нижегородской области".
Глава VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37. Хранение документации.
Документация окружной и участковых комиссий, включая бюллетени,
передается в территориальную комиссию не позднее 10 дней со дня
официального опубликования итогов голосования об отзыве депутата.
Территориальная комиссия не позднее месяца после окончания
голосования об отзыве сдает документацию в архив, определяемый
решением районного, городского представительного органа.
Документы голосования об отзыве депутата, в том числе
бюллетени, хранятся в течение одного года
Архив обеспечивает доступ к документации в установленном
законом порядке.
Статья 38. Прекращение полномочий депутата в случае
его отзыва.
Заключение территориальной комиссии о признании отзыва депутата
состоявшимся является основанием для досрочного прекращения
полномочий депутата в соответствии с частью "д" статьи 3 Закона
Нижегородской области "О статусе депутата представительного органа
местного самоуправления".
Полномочия депутата прекращаются с момента утверждения решения
о прекращении полномочий представительным органом в течение 15 дней
со дня установления общих результатов отзыва депутата.
Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор области
И.П.СКЛЯРОВ
Председатель Собрания
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
--------------------------------------------------------------------
Приложение
к Закону
Нижегородской области
"Об отзыве депутата
представительного органа
местного самоуправления"
от 21.10.97 N 92-3
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
_______________________________________________________________
наименование муниципального образования,
где собираются подписи граждан
------------------T--------------T---------------------------------¬
¦Номер и дата ¦ Дата ¦ Наименование представительного ¦
¦постановления ¦ регистрации ¦ органа местного самоуправления, ¦
¦представительного¦ ¦ зарегистрировавшего инициатора ¦
¦органа ¦ ¦ отзыва ¦
+-----------------+--------------+---------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+--------------+----------------------------------
Мы нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу
____________________________________________________________________
наименование инициатора отзыва: инициативная группа граждан
или общественное объединение
об отзыве депутата _________________________________________________
наименование представительного органа
____________________________________________________________________
местного самоуправления
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество депутата, избранного по одномандатному
избирательному округу ______________________________________________
номер округа
родившегося ___________________________________________________
работающего ___________________________________________________
проживающего __________________________________________________
----T-------------T--------T-----------T-------------T-------T-------¬
¦N/N¦Фамилия, имя,¦Дата ¦Адрес места¦Серия и номер¦Дата ¦Подпись¦
¦ ¦ отчество ¦рождения¦жительства ¦паспорта или ¦подписи¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦
+---+-------------+--------+-----------+-------------+-------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+--------+-----------+-------------+-------+--------
Подписной лист удостоверяю
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
_______________________________________________________________
или заменяющего его документа лица, собирающего подписи)
(Подпись и дата)
Член инициативной группы инициатора отзыва:
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
_______________________________________________________________
или заменяющего его документа члена инициативной группы)
(Подпись и дата)
|