Вид документа
ЗАКОН
Принявший орган
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Дата принятия
02.02.96
30.01.96
Номер
8-30
Название документа
ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.02.96 N 8-30
"О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Кировской областной Думой 30.01.96)
(ред. от 06.12.96)
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был
Поиск по статусу
НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ
Примечание к документу
Данная редакция документа фактически НЕ ДЕЙСТВУЕТ в связи с
внесением в нее изменений. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ включена в базу.
Текст документа
2 февраля 1996 года N 8-30
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(В ред. законов Кировской области
от 14.10.96 N 31-30, от 08.12.96 N 32-30)
Принят Кировской областной Думой 30 января 1996 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Предмет регулирования Закона.
1. Настоящий Закон устанавливает порядок выборов органов
местного самоуправления и их должностных лиц на основе
Конституции и законодательства Российской Федерации, Устава
Кировской области.
2. Выборы органов лиц местного самоуправления и их
должностных лиц, избираемых населением или выборными органами
местного самоуправления, регулируются Уставами муниципальных
образований.
Статья 2. Основные термины, используемые в Законе.
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются
в следующих значениях:
выборы органов и должностных лиц местного самоуправления -
понятие включает в себя действия граждан, постоянно или
преимущественно проживающих на территории муниципального
образования, избирательных объединений, избирательных комиссий,
органов местного самоуправления по регистрации избирателей,
составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации
кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и
подведению его итогов и другие избирательные действия;
избирательные права граждан - конституционное право граждан
Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного
самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
активное избирательное право - право граждан Российской
Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на
территории муниципального образования, избирать органы и
должностных лиц местного самоуправления;
пассивное избирательное право - право граждан Российской
Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на
территории муниципального образования, быть избранными в органы
или должностными лицами местного самоуправления;
избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий
активным избирательным правом;
гарантии избирательных прав граждан - организационные,
правовые, информационные и иные средства обеспечения избирательных
прав граждан Российской Федерации;
мажоритарная избирательная система - система выборов по
одномандатным (один округ - один мандат) и по многомандатным
(один округ - два и более мандатов) избирательным округам, при
котором для победы по округу кандидат в депутаты должен набрать
голосов больше других кандидатов (система относительного
большинства);
избирательные комиссии - комиссии, образованные в
установленном Законом порядке для организации проведения выборов
органов и должностных лиц местного самоуправления;
кандидат - гражданин, зарегистрированный в установленном
порядке для занесения в списки претендентов на право быть
избранным в выборный орган местного самоуправления;
избирательное объединение - общественное объединение, Устав
которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения
кандидатов, созданное и зарегистрированное управлением юстиции
администрации области в порядке, установленном федеральными
законами не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня
выборов;
избирательный блок - добровольное объединение двух или более
общественных объединений, зарегистрированных в порядке,
установленном федеральными законами, законами области и
нормативными правовыми актами областной Думы для совместного
участия в выборах. Избирательный блок обладает правами
избирательного объединения;
предвыборная агитация - публичное изложение мнения граждан,
общественных и избирательных объединений в допускаемой Законом
форме и методах "за" или "против" кандидата, высказываемое в
период со дня регистрации кандидата до дня выборов;
выборное должностное лицо местного самоуправления -
должностное лицо, избранное населением непосредственно или
представительным органом местного самоуправления из своего
состава, наделенное согласно Уставу муниципального образования
полномочиями на решение вопросов местного значения.
Статья 3. Принципы участия граждан в выборах органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
1. Выборы органов местного самоуправления и их должностных
лиц, избираемых населением непосредственно, проводятся на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Настоящий Закон гарантирует обеспечение
избирательных прав граждан.
2. Выборы старост на сходах граждан могут проводиться
открытым или тайным голосованием по решению сходов в соответствии
с Законом области.
3. Муниципальные образования не вправе вводить ограничения
избирательных прав членов муниципальных образований,
предусмотренных Конституцией и законодательством Российской
Федерации, Уставом и законодательством области.
Статья 4. Избирательное право при выборах органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
1. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории
муниципального образования, достигший 18 лет, вправе избирать и
быть избранным в органы местного самоуправления. Главой местного
самоуправления может быть избран гражданин, достигший на день
выборов 21 года.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
2. Граждане Российской Федерации имеют равные права при
выборах органов местного самоуправления и их должностных лиц
независимо от пола, расы, национального языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане,
признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 5. Избирательная система.
Выборы органов местного самоуправления и их должностных лиц
проводятся по мажоритарной системе по одномандатным и
многомандатным избирательным округам.
Статья 6. Сроки проведения выборов.
1. Сроки полномочий органов местного самоуправления и их
должностных лиц устанавливаются Уставом муниципального
образования в соответствии с Законом области.
2. Дата выборов органов и должностных лиц местного
самоуправления назначается представительным органом местного
самоуправления.
3. Днем выборов органов и должностных лиц местного
самоуправления рекомендуется первое воскресенье после истечения
срока, на который они были избраны.
Статья 7. Финансирование выборов.
1. Подготовка и проведение выборов органов местного
самоуправления и их должностных лиц финансируется за счет средств
местных бюджетов.
2. В том случае, если при установлении источников доходов и
нормативов отчислений в местные бюджеты не были предусмотрены
расходы на проведение выборов органов местного самоуправления и
их должностных лиц подготовка выборов финансируются за счет
средств областного бюджета.
3. Финансирование работы избирательной комиссии области по
выборам органов местного самоуправления и их должностных лиц
осуществляется из средств областного бюджета.
ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.
Статья 8. Образование избирательных округов.
1. Границы избирательных округов определяются
территориальной избирательной комиссией и утверждаются
представительным органом местного самоуправления не позднее, чем
за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов
после их установления не допускается.
2. Число избирателей в избирательных округах должно быть
равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей в
округе не более 10 процентов, а в отдаленных труднодоступных
местностях на территории компактного проживания населения не более
15 процентов.
(в ред. закона Кировской области от 14.10.96 N 31-30)
3. Избирательный округ составляет единую территорию.
Включение в избирательный округ не граничащих между собой
территорий не допускается.
Статья 9. Образование избирательных участков.
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах
органов местного самоуправления и их должностных лиц образуются
избирательные участки.
Границы избирательных участков не должны пересекать границ
избирательных округов.
Избирательные участки образуются главой муниципального
образования по согласованию с территориальной избирательной
комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке
и не позднее 45 дней до выборов.
2. Список избирательных участков с указанием адресов
избирательных комиссий подлежит обязательному опубликованию не
позднее, чем за 40 дней до выборов.
Статья 10. Списки избирателей.
1. В списки избирателей включается все население
муниципального образования, обладающее не день голосования
активным избирательным правом.
2. Глава муниципального образования обеспечивает учет
избирателей на территории муниципального образования и передает
избирательным комиссиям сведения об избирателях.
3. Список избирателей составляется избирательной комиссией
на основе предоставленных главой муниципального образования
данных в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам,
улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес
избирателя.
Уточнение списков избирателей должно быть завершено не
позднее 30 дней до дня выборов, после чего списки должны быть
представлены для ознакомления избирателей.
4. Избиратель может быть включен в список избирателей только
на одном избирательном участке.
5. Каждый гражданин, проживающий на территории
муниципального образования, обладающий активным избирательным
правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о
невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или
неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая
избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с
изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой
избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета
голосов избирателей запрещается.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ.
Статья 11. Статус избирательных комиссий.
1. Для организации и проведения выборов органов местного
самоуправления и их должностных лиц образуются избирательные
комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции
независимо от органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их
компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными
лицами местного самоуправления, органами государственной власти и
управления, общественными объединениями, учреждениями,
организациями, действующими на территории избирательного округа
или участка.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а
также их должностные лица, общественные объединения, предприятия,
учреждения, организации, граждане, средства массовой информации
обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое
для надлежащего выполнения их задач.
Статья 12. Система избирательных комиссий.
1. При подготовке и проведении выборов органов местного
самоуправления и их должностных лиц образуются следующие
избирательные комиссии:
избирательная комиссия области по выборам органов местного
самоуправления и их должностных лиц;
территориальные избирательные комиссии по выборам органов
местного самоуправления и их должностных лиц в муниципальных
образованиях;
окружные избирательные комиссии по выборам органов местного
самоуправления и их должностных лиц в муниципальных избирательных
округах;
участковые избирательные комиссии по выборам органов
местного самоуправления и их должностных лиц в муниципальных
избирательных участках.
2. Исходя из местных условий, полномочия различных видов
комиссий, за исключением избирательной комиссии области, могут
исполняться одной из названных комиссий.
Статья 13. Порядок формирования территориальных, окружных и
участковых избирательных комиссий.
1. Формирование избирательных комиссий по выборам в органы
местного самоуправления осуществляется на основе предложений
общественных объединений, собраний избирателей по месту
жительства, работы, службы, учебы в соответствии с Уставом
муниципального образования.
2. Избирательные комиссии образуются представительными
органами местного самоуправления:
территориальные избирательные комиссии - не позднее чем за 60
дней до проведения выборов в количестве 5-9 членов;
окружные избирательные комиссии не позднее чем за 50 дней до
проведения выборов в количестве 5-9 членов;
участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем
за 45 дней до выборов в количестве 5-10 членов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее
первом заседании из числа членов комиссии.
3. Каждое избирательное объединение, зарегистрированное в
установленном порядке, и каждый кандидат по соответствующему
округу вправе назначить одного члена избирательной комиссии с
правом совещательного голоса.
Статья 14. Статус члена избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан
присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в
выборные органы местного самоуправления, на занятие должностей
глав и других выборных должностных лиц местного самоуправления,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов,
лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с
правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей
избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по
ним голосования;
вправе задавать вопросы другим участникам заседания вопросы в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами
соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать
заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией, имеющей в
своем составе четное число членов комиссии с правом решающего
голоса в случае равного числа голосов "за" и "против" голос
председателя избирательной комиссии является решающим.
При принятии решения избирательной комиссией, члены
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в
голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может
быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до
истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в
случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной
форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской
Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно
дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса,
освобожденным в период подготовки и проведения выборов от
основной работы, оплата труда производится за счет средств,
выделенных на проведение выборов. В течение срока своих
полномочий они не могут быть по инициативе (работодателя)
уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в
период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия
соответствующего прокурора к уголовной ответственности или
подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном
порядке.
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным
голосом в случаях, если кандидаты, их назначившие, были выбраны,
продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих
выборах; полномочия остальных членов избирательной комиссии с
совещательным голосом прекращаются через 30 дней после
опубликования полных итогов выборов.
Статья 15. Полномочия избирательной комиссии области по
выборам органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
1. Избирательная комиссия области по выборам органов местного
самоуправления и их должностных лиц:
дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и
обеспечивает его единообразное исполнение;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
территориальных избирательных комиссий административных районов и
городов областного значения;
в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает
инструкции и иные правовые акты по вопросам организации выборов;
осуществляет контроль за законностью проведения выборов
органов местного самоуправления и их должностных лиц;
устанавливает формы протокола об итогах голосования, списков
избирателей и других избирательных документов, определяет порядок
их хранения;
получает от территориальных избирательных комиссий районов и
городов областного значения протоколы о результатах выборов
органов местного самоуправления и их должностных лиц;
подводит итоги выборов в целом по области;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
2. Решение избирательной комиссии области по выборам органов
местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах
их компетенции, обязательны для государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных объединений, предприятий,
учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей
содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и
материалы.
Статья 16. Полномочия территориальной избирательной комиссии.
1. Территориальная избирательная комиссия:
осуществляет контроль за исполнением Закона на территории
муниципального образования;
руководит работой нижестоящих избирательных комиссий;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения
в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции
и иные акты по вопросам организации выборов на территории
муниципального образования;
распределяет средства, выделенные на финансовое обеспечение
выборов, и контролирует их целевое использование;
решает вопросы материально-технического обеспечения
подготовки и проведения голосования, в том числе, обеспечивает
изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими нижестоящих
избирательных комиссий;
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими
участковых комиссий;
организует досрочное голосование в помещении территориальной
избирательной комиссии;
устанавливает результаты выборов в целом по муниципальному
образованию и публикует их в печати;
обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и
организацией выборов, в архивы;
устанавливает лиц, избранных в органы местного самоуправления
и их должностными лицами и выдает им удостоверения об избрании;
организует при необходимости повторное голосование и
повторные выборы;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
2. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые
в пределах ее компетенции, обязательны для государственных
органов, органов местного самоуправления, общественных
объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных
лиц и граждан, которые обязаны оказывать ей содействие и
предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.
3. Полномочия территориальной избирательной комиссии
сохраняются до назначения очередных выборов органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
Статья 17. Полномочия окружной избирательной комиссии.
1. Окружная избирательная комиссия по выборам органов
местного самоуправления и их должностных лиц:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на
территории избирательного округа;
регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им
удостоверения установленного образца;
утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному
округу, обеспечивает снабжение бюллетенями участковых
избирательных комиссий;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной
деятельности для всех кандидатов;
устанавливает результаты выборов по округу и передает их в
территориальную избирательную комиссию;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения выборов и принимает по ним решения;
распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными на проведение выборов по избирательному округу;
выдает письменное подтверждение о приеме документов от
избирательных объединений (блоков);
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
2. Окружные избирательные комиссии сохраняют свои полномочия
до истечения срока территориальной избирательной комиссии.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии.
1. Участковая избирательная комиссия по выборам органов
местного самоуправления и их должностных лиц:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на
территории своего избирательного участка;
организует составление списка избирателей по своему участку;
проводит ознакомление избирателей участка со списком
избирателей, принимает и рассматривает заявление об ошибках и
неточностях в списках избирателей, решает вопросы о внесении в
него соответствующих изменений;
оповещает население участка о дне выборов и месте
голосования;
контролирует размещение на территории участка предвыборных
агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных
настоящим Законом;
обеспечивает подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
организует на избирательном участке голосование в день
выборов, а также досрочное голосование;
производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на участке, передает их в вышестоящую избирательную
комиссию, обеспечивает передачу документов, связанных с
проведением и организацией выборов, а территориальную
избирательную комиссию;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования, принимает по ним решения;
распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными на проведение выборов по избирательному участку;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий истекает
после официального опубликования итогов выборов.
Статья 19. Организация работы избирательных комиссий.
1. Заседание избирательной комиссии является правомочным,
если на нем присутствует не менее половины от установленного
числа членов комиссии с решающим голосом.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
3. Решение избирательной комиссии принимаются большинством
голосов от присутствующих на заседании членов комиссии,
обладающих правом решающего голоса.
4. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов
(списков кандидатов), об итогах голосования или о результатах
выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными
принимаются большинством голосов от общего установленного числа
членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Эти решения
избирательной комиссии подлежат опубликованию.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
5. Члены избирательной комиссии, несогласные с решением,
принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое
мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до
сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в
трехдневный срок.
6. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать
представители средств массовой информации.
7. При рассмотрении жалоб на заседании избирательной
комиссии вправе присутствовать заинтересованные стороны или их
представители.
8. Протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее
секретарем.
9. По решению избирательной комиссии председатель,
заместитель председателя, секретарь и отдельные члены
избирательной комиссии могут работать в комиссии с отрывом от
основной работы.
Оплата работы производится в пределах бюджетных
ассигнований, выделенных на содержание соответствующей комиссии.
Статья 20. Гласность при подготовке и проведении выборов
избирательными комиссиями.
1. Подготовка и проведение выборов органов местного
самоуправления и их должностных лиц осуществляются избирательными
комиссиями открыто и гласно.
2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей
работе, об образовании избирательных округов, составе, месте
нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках
избирателей; доводят до сведения граждан итоги регистрации
кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов,
результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.
3. На всех заседаниях избирательных комиссий, вправе
присутствовать представители избирательных объединений,
зарегистрированных в установленном порядке, кандидаты и их
доверенные лица, представители средств массовой информации.
В день голосования с момента начала работы участковых
избирательных комиссий и до подписания их членами протоколов об
итогах голосования на избирательных участках вправе
присутствовать наблюдатели, направленные общественными и
избирательными объединениями, кандидатами.
Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных
комиссий.
1. Решения и действия избирательных комиссий могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в
установленном Законом порядке. При этом предварительное обращение
в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным
условием для обращения в суд.
2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции
рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих
избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный
срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
ГЛАВА IY. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ.
Статья 22. Ограничения, связанные со статусом члена
выборного органа местного самоуправления или его
должностного лица.
1. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа
местного самоуправления или его должностного лица, не
затрагивающие гражданских прав и свобод, гарантированных
Конституцией и законодательством Российской Федерации,
устанавливаются Законом области и закрепляются в Уставе
муниципального образования.
2. Кандидат, должность которого или род занятий несовместимы
со статусом члена выборного органа местного самоуправления или
должностного лица дает письменное обязательство о прекращении
соответствующей деятельности в случае его избрания.
Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей,
влечет за собой признание избрания соответствующих лиц
недействительным.
Статья 23. Право выдвижения кандидатов в органы местного
самоуправления и на занятие должностей глав и
других должностных лиц.
1. Кандидаты в выборные органы местного самоуправления, на
занятие должностей глав и других выборных должностных лиц
местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, избирателями
и избирательными объединениями.
2. Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования
избирательных округов и заканчивается не позднее 30 дней до
проведения выборов.
3. Проживание кандидата на территории муниципального
образования, если это предусмотрено Уставом муниципального
образования, является обязательным.
Статья 24. Самостоятельное выдвижение кандидатов.
1. Самостоятельное выдвижение в кандидаты при выборах
органов местного самоуправления и их должностных лиц
осуществляется по мажоритарной системе, включая выборы органов
местного самоуправления по многомандатным округам и выборы
должностных лиц местного самоуправления по единому одномандатному
муниципальному округу.
2. Правом самостоятельного выдвижения в кандидаты при
выборах органов местного самоуправления и их должностных лиц
обладает каждый член муниципального образования, обладающий
избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего
Закона.
3. При самостоятельном выдвижении в кандидаты гражданин
обязан собрать подписи не менее одного процента избирателей,
проживающих в соответствующем округе, в подписных листах
установленного образца. (Приложение 1 к настоящему Закону).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих
избирательным правом, в том избирательном округе, где
осуществляется выдвижение кандидата.
4. Об инициативе сбора подписей под заявление о выдвижении
гражданин письменно уведомляет окружную избирательную комиссию.
5. Правом сбора подписей в поддержку кандидата обладает
любой избиратель данного муниципального образования.
Статья 25. Выдвижение кандидатов на собраниях избирателей.
1. Выдвижение кандидатов может происходить на собраниях
избирателей соответствующего округа.
2. По результатам проведения собрания в окружную
избирательную комиссию направляется протокол собрания с
уведомлением о выдвижении кандидата и о инициативе сбора подписей
под его заявлением о выдвижении.
3. Сбор подписей под заявлением о выдвижении осуществляется
с соблюдением требований, установленных в статье 24 настоящего
Закона.
Статья 26. Выдвижение кандидатов избирательными
объединениями.
1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения и
блоки.
2. Избирательными объединениями при выборах органов местного
самоуправления и их должностных лиц являются региональные
(районные, городские) отделения федеральных и областных
общественных объединений, зарегистрированные в установленном
Законом порядке управлением юстиции администрации области,
их блоки.
3. Решения о выдвижении кандидатов, выдвинутых от
избирательных объединений, принимаются на собраниях их
региональных (районных, городских) отделений.
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений
и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.
(п. п. 2, 3 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
4. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных
объединений и блоков, собираются подписи избирателей не менее
одного процента избирателей, проживающих в соответствующем
округе, в подписных листах установленного образца (приложение 2).
(п. 4 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
5. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным
округам избирательные объединения и блоки вправе выдвигать по
одному кандидату в каждом округе.
6. При выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным
округам избирательные объединения и блоки выдвигают списки
кандидатов.
Форма подписного листа устанавливается приложением 3
к настоящему Закону.
(п. 6 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
Статья 27. Регистрация кандидатов.
1. Кандидаты регистрируются окружной избирательной комиссией
по их самостоятельному представлению, по представлению
избирателей, избирательных объединений и блоков, выдвинувших
кандидатов.
В представленных документах указывается принадлежность
кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку.
В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо
избирательному объединению или блоку, он участвует в выборах как
независимый кандидат.
Запись о принадлежности кандидата к какому-либо
избирательному объединению или блоку, либо о его независимом
статусе заносится в избирательный бюллетень.
2. Инициаторы выдвижения кандидата, в том числе сами
кандидаты при самостоятельном выдвижении, вносят подписные листы
с количеством подписей в поддержку кандидата не менее
установленного настоящим Законом количества и заявления
кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному
округу.
Подписные листы вносятся в окружную избирательную комиссию
не позднее 30 дней до выборов. Окружная избирательная комиссия
проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям
настоящего Закона и в течение 5 дней регистрирует его.
3. Регистрация кандидатов заканчивается за 25 дней до
проведения выборов.
4. Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии
протоколов о выдвижении кандидатов при выдвижении их на собраниях
избирателей и избирательными объединениями и блоками, заявлений
кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному
округу, подписных листов в поддержку кандидатов.
При наличии в подписных листах двух или более подписей
одного избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается одна
подпись.
По решению комиссии может быть проведена выборочная или
сплошная проверка подлинности подписей.
В регистрации может быть отказано в случаях ненадлежащего
оформления предоставляемых документов, либо наличия в подписных
листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом
количества.
В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная
избирательная комиссия обязана выдать кандидату, его доверенному
лицу или уполномоченному представителю избирательного объединения
(блока) копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.
5. О регистрации кандидатов окружная избирательная комиссия
составляет протокол.
Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в
3-дневный срок в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
6. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном
избирательном округе.
7. Кандидат не может состоять в избирательной комиссии.
Лицо, состоящее в одной из избирательных комиссий, и выдвинутое
кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с
момента регистрации его кандидатом.
8. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух
суток после регистрации сообщаются окружной избирательной
комиссией местным средствам массовой информации.
9. Каждому зарегистрированному кандидату окружная
избирательная комиссия выдает удостоверение.
10. В случае, если в установленные сроки в избирательном
округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо число
зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного
числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном
округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются
на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий.
Статья 28. Права и обязанности кандидатов.
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
2. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению могут
освобождаться от работы, военной службы, военных сборов и учебы
на время участия в выборах. Работодатель обязан предоставить
кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск в момент
регистрации его в качестве кандидата до дня выборов.
3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по
инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без
их согласия переведены на другую работу.
4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий
трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до
регистрации кандидатом.
5. Кандидат не может быть призван на воинскую службу до дня
опубликования выборов включительно.
6. Кандидаты со дня их регистрации и до дня выборов
включительно имеют право бесплатно пользоваться на территории
муниципального образования, в органы местного самоуправления
которого они баллотируются, любыми видами общественного
транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других
видах транспорта.
7. Кандидат после регистрации не может быть без согласия
прокурора соответствующего уровня привлечен к уголовной
ответственности, арестован или подвергнут мерам административного
взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия
прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую
регистрацию кандидата.
8. Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых
окружной избирательной комиссией. Доверенные лица должны отвечать
требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона для
кандидатов.
Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии
удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность,
способствующую избранию кандидатов. С этой целью на указанный в
части 2 настоящей статьи срок работодатели обязаны предоставлять
доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Оплата
деятельности доверенных лиц может производиться из средств
избирательных фондов.
Кандидаты, избирательные объединения (блоки), назначившие
доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом
окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные
таким доверенным лицам удостоверения.
9. Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня
выборов снять свою кандидатуру.
(п. 9 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
10. Избирательное объединение (блок) по решению
уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов
отозвать любого выдвинутого им кандидата, и, если не истек
установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на
регистрацию новую кандидатуру.
Избирательная комиссия относит на счет данного
избирательного объединения (блока) соответствующую часть
понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную агитацию.
Информация о выбытии и (или) замене кандидата публикуется
избирательной комиссией не позднее 3 дней со дня выбытия или
замены кандидата.
11. Кандидаты, находящиеся на государственной и
муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой
информации, после регистрации на время их участия в выборах
освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе
использовать преимущества своего служебного положения.
ГЛАВА Y. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ.
Статья 29. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов.
1. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и
проведение выборов, поступают в распоряжение территориальной
избирательной комиссии и распределяются ею между всеми
нижестоящими избирательными комиссиями.
2. Окружные и участковые избирательные комиссии представляют
территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании
выделенных им этой комиссией средств не позднее 20 дней со дня
официального опубликования результатов выборов.
3. Территориальная избирательная комиссия представляет
представительному органу местного самоуправления отчет о
расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не
позднее 30 дней после официального опубликования результатов
выборов.
Статья 30. Избирательные фонды и порядок их создания.
1. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих
средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию;
собственных средств;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
В целях предвыборной агитации допускается использование
только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
2. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного
капитала превышает 30 %, российских юридических лиц,
международных организаций и международных общественных
объединений, а также государственных организаций и учреждений,
органов местного самоуправления и религиозных объединений.
(п. 2 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
3. Сумма добровольного пожертвования физического лица в
избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного,
установленного Законом, размера минимальной месячной оплаты
труда.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований,
поступающих в избирательные фонды, устанавливается Федеральным
Законом.
Сумма пожертвований отдельного юридического лица в
избирательный фонд кандидата не может превышать установленный
Законом размер минимальной месячной оплаты труда более, чем в 20
раз.
4. Избирательная комиссия до дня выборов обязана
периодически публиковать сведения о размерах и источниках
создания избирательных фондов на основании сведений,
представляемых кандидатом.
Статья 31. Порядок расходования средств избирательных фондов.
1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в банке, который открывается
территориальной избирательной комиссией после регистрации
кандидата.
2. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам и
избирательным объединениям (блокам).
3. Порядок учета расходования средств избирательного фонда
устанавливается территориальной избирательной комиссией.
4. Кандидат, избирательное объединение (блок) не позднее, чем
через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в
территориальную избирательную комиссию отчет о размерах и всех
источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех
произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана
опубликовать этот отчет не позднее, чем через 45 дней после его
представления в избирательную комиссию.
Форма финансового отчета устанавливается территориальной
муниципальной избирательной комиссией по согласованию с
финансовыми органами.
5. Неизрасходованные денежные средства избирательных фондов
направляются в местный бюджет.
ГЛАВА YI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ.
Статья 32. Право на участие в предвыборной агитации.
1. Граждане, общественные и избирательные объединения
(блоки) имеют право на свободное проведение предвыборной агитации
в соответствии с Федеральными Законами и законодательством
области.
2. Граждане, общественные и избирательные объединения
(блоки) вправе в допускаемых Законом формах и законными методами
вести агитацию "за" или "против" любого кандидата, избирательного
объединения (блока).
3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства
массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в
том числе собраний и встреч с избирателями, публичных
предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий,
выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право
самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации
через средства массовой информации.
Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют
права принимать участие в программе государственных и
муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний, а также
в печати в ином порядке, чем определено Положениями, утвержденными
территориальными избирательными комиссиями.
(абзац 3 введен законом Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
4. В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, государственные органы, органы местного
самоуправления, должностные лица государственных органов и
органов местного самоуправления.
5. Должностные лица органов государственной власти и органов
местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут
участвовать в проведении предвыборной агитации на равных
основаниях с другими кандидатами.
6. Журналистам, должностным лицам средств массовой
информации, должностным лицам и творческим работникам
государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в
освещении избирательной кампании через средства массовой
информации, если указанные лица являются кандидатами, либо
доверенными лицами кандидатов.
7. При проведении предвыборной агитации не допускаются
злоупотребление свободной массовой информации, агитация,
возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному
изменению конституционного строя и нарушению целостности
государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательные
комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения
о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается
судом в трехдневный срок.
Статья 33. Порядок проведения предвыборных мероприятий.
1. Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказать содействие кандидатам и избирательным объединениям
(блокам) в организации и проведении предвыборных собраний, встреч
кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявление о
выделении помещений для проведения таких собраний и встреч
рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок и
удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной
избирательной комиссией.
2. Предвыборные мероприятия на улицах и площадях (митинги,
демонстрации, шествия) организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков
запрещается.
4. Владельцы общественных помещений, находящихся в
государственной и муниципальной собственности, обязаны по
требованию территориальных избирательных комиссий безвозмездно
предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и
доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии
обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Статья 34. Предвыборная агитация через средства массовой
информации.
1. Кандидатам и избирательным объединениям (блокам)
гарантируются равные условия доступа к средствам массовой
информации.
2. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на
бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам
государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих
вещание на территории соответствующего избирательного округа.
Порядок предоставления эфирного времени устанавливается
территориальной избирательной комиссией по согласованию с
соответствующими средствами массовой информации, кандидатами или
их представителями (доверенными лицами, членами избирательной
комиссии с совещательным голосом) и должен обеспечивать получение
эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности
выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).
Бесплатное эфирное время финансируется за счет средств
областного и местных бюджетов.
(п. 2 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
3. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на
основании заключенного с государственной или муниципальной
телерадиокомпанией договора получить за плату дополнительное
эфирное время сверх предоставляемого бесплатно.
Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным
объединениям (блокам) должны быть равными.
4. Средства массовой информации, учредителями
(соучредителями) которых являются государственные или
муниципальные органы, организации, учреждения, либо финансируемые
полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов,
обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных
программ кандидатов, избирательных объединений (блоков),
придерживающихся различных политических взглядов.
Статья 35. Выпуск агитационных печатных материалов.
1. Кандидаты, избирательные объединения (блоки),
политические партии и иные общественные объединения вправе
беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные
материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные
материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности Российской
Федерации, разжиганию социальной, расовой, национальной и
религиозной розни. Не допускается распространение заведомо
ложных, позорящих кандидатов измышлений, а также умышленное
унижение их чести и достоинства.
4. Территориальные избирательные комиссии, поставленные в
известность о распространении анонимных, либо подложных
агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой
деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы
внутренних дел с представлением о пресечении противоправной
агитационной деятельности.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в
любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с
согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается
вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках,
обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую или
архитектурную ценность, а также в помещении избирательной
комиссии и в помещении для голосования. Не позднее, чем за 20 дней
до дня выборов местная администрация обязана выделить специальные
места для вывешивания или расклейки агитационных печатных
материалов.
Статья 36. Сроки проведения агитационной кампании.
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации
кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
3. В течение 3 дней до дня выборов, включая день
голосования, опубликование результатов опросов общественного
мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований,
связанных с выборами, не допускается.
ГЛАВА YII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ.
Статья 37. Помещение для голосования.
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий местными администрациями. Если
нет возможности использовать здания, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, местная
администрация арендует подходящие здания и помещения у иных
собственников. Оплата и возмещение убытков производятся
избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных
на проведение выборов.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для
тайного голосования комнаты.
Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из
них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться
в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 38. Избирательный бюллетень.
1. Текст избирательного бюллетеня утверждает окружная
избирательная комиссия.
2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке
все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени,
отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и
жительства, принадлежности к какому-либо избирательному
объединению или с независимым статусом кандидата. Справа против
данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.
После всех кандидатов указывается позиция "против всех
кандидатов".
3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о
порядке его заполнения.
4. Избирательные бюллетени печатаются и пересылаются
участковым избирательным комиссиям не позднее, чем за 4 дня до
проведения выборов. По каждому избирательному округу число
избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной
комиссии, не может превышать число зарегистрированных по
избирательному участку избирателей более, чем на 0,5 процента. На
обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой
избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
5. В случае выбытия отдельных кандидатов, участковые
избирательные комиссии по указанию окружной избирательной
комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших
кандидатах.
Статья 39. Порядок голосования.
1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов.
2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным
причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может
проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в
помещении территориальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой
(не ранее, чем за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии,
чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если
избиратель голосует в помещении территориальной избирательной
комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня
ставятся подписи двух членов территориальной избирательной
комиссии, которые заверяются печатью территориальной
избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени
избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает
дежурному члену территориальной или участковой избирательной
комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух
членов соответственно территориальной или участковой
избирательной комиссии, которые заверяются печатью
соответствующей избирательной комиссии. Территориальная
избирательная комиссия передает список проголосовавших
избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую
участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до
дня выборов.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной
избирательной комиссии секретарь участковой избирательной
комиссии, на территории которой проживает данный избиратель,
делает в соответствующей строке списка избирателей запись:
"досрочное" (после поступления в участковую избирательную
комиссию запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из
территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой
участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования
и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и
наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим
опечатываются. Затем председатель участковой избирательной
комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями
избирателей, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из
них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает
избирателей получить избирательные бюллетени. Число конвертов
оглашается и заносится в протокол участковой избирательной
комиссии.
4. При получении избирательных бюллетеней избиратель
предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его
личность, проставляет серию и номер документа в списке и
удостоверяет получение бюллетеня своей подписью в списке
избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это
самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого
избирателя. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в
списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении
избирательных бюллетеней" с указанием своей фамилии.
5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других
лиц не допускается.
Заполнение избирательных бюллетеней производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить
бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного
голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или
наблюдателя.
6. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо
знак в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам), за которых он голосует, либо в квадрате,
расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный
ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии
- секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на
участок для голосования по состоянию здоровья или другим
уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению
участковая избирательная комиссия организует голосование по месту
нахождения этих граждан с использованием специального переносного
избирательного ящика и в присутствии наблюдателей, если последние
находятся на участке для голосования. В участковой избирательной
комиссии должно быть необходимое количество переносных
избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
(либо исполняющей полномочия окружной) избирательной комиссии.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в
письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Избиратель проставляет данные на
заявлении и расписывается.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по
заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в
количестве, соответствующем числу заявлений.
Заявление прилагается к списку избирателей, а в списке
против фамилии проголосовавшего на дому делается соответствующая
отметка "по заявлению".
10. Член участковой избирательной комиссии немедленно
отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из
помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования
или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об
этом принимается участковой избирательной комиссией.
Статья 40. Подсчет голосов на избирательном участке.
1. По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после
окончания голосования и проводится без перерыва до установления
итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени,
оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет
целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает
их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно -
вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных.
4. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются
недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени,
не изготовленные официально, без печати избирательной комиссии,
либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а
также такие, по которым нельзя установить волеизъявление
избирателя, в частности такие, в которых знак (знаки) проставлен
в большем числе квадратов, чем количество установленного для
данного избирательного округа мандатов, либо не проставлен ни в
одном из них.
5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол
голосования, в котором указываются:
а) число зарегистрированных избирателей, в том числе
дополнительно внесенных в список;
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
в) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне избирательного участка;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в
стационарных избирательных ящиках;
з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках;
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
л) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций,
содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию
"против всех кандидатов";
м) поступившие в комиссию жалобы и заявления, и принятые по
ним решения.
6. Установление итогов голосования осуществляется в
присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и
избирательные объединения (блоки).
7. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается
всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом
решающего голоса. Член комиссии, несогласный с протоколом в целом
или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу
свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая
запись.
8. Один экземпляр протокола участковой избирательной
комиссии об итогах голосования вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями немедленно направляется в окружную
избирательную комиссию, второй хранится в участковой
избирательной комиссии. Третий экземпляр протокола
предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям,
членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, представителям средств массовой информации.
Статья 41. Определение результатов выборов.
1. Окружная избирательная комиссия, если в ее составе
находится несколько избирательных участков, при получении
протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет
голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах.
2. По результатам подсчета составляется протокол, в котором
указываются:
а) общее количество участковых избирательных комиссий в
округе;
б) число протоколов избирательных комиссий, на основе которых
составлен протокол;
в) число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенных в список;
г) число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
д) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательных участках в день голосования;
ж) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
з) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне избирательного участка;
и) число избирательных бюллетеней, содержащихся в
стационарных избирательных ящиках;
к) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках;
л) число действительных избирательных бюллетеней;
м) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
н) число голосов, поданных "за" и "против" каждой позиции в
избирательных бюллетенях;
о) число голосов, поданных "против" всех позиций в
избирательных бюллетенях.
Принимается одно из следующих решений:
а) о признании избранным кандидата, получившего в своем
округе наибольшее число действительных голосов, по одномандатным
округам по мажоритарной избирательной системе;
(в ред. закона Кировской области от 14.10.96 N 31-30)
б) о признании избранными кандидатов в количестве, равном
количеству мандатов при выборах по единому многомандатному
округу, получивших наибольшее количество голосов от
участвовавших в голосовании;
(в ред. закона Кировской области от 14.10.96 N 31-30)
в) о признании избранным кандидата на должность главы или
другого выборного должностного лица местного самоуправления,
получившего наибольшее число действительных голосов.
(в ред. закона Кировской области от 14.10.96 N 31-30)
г) о признании выборов по избирательному округу
недействительными, если допущенные при их проведении нарушения
настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить
результаты волеизъявления избирателей;
д) о признании выборов несостоявшимися, если в выборах
приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
3. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается
всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса
в присутствии наблюдателей. Один экземпляр протокола
незамедлительно направляется в территориальную избирательную
комиссию, другой хранится в данной комиссии.
Поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения прилагаются к первому экземпляру протокола.
Статья 42. Установление общих итогов выборов.
1. На основании протоколов окружных (участковых)
избирательных комиссий, в случаях, указанных в статье 41
настоящего Закона, территориальная избирательная комиссия в
течение 5 дней по их получении определяет и публикует общие итоги
выборов.
2. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по
отдельным избирательным округам недействительными, если
установит, что допущенные в этих округах при проведении выборов
нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей.
3. По результатам определения общих итогов выборов на
территории муниципального образования территориальная
избирательная комиссия составляет протокол.
Протокол подписывают все присутствующие на заседании члены
избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в
вышестоящую избирательную комиссию, другой хранится в
территориальной избирательной комиссии.
4. Вся документация избирательных комиссий всех уровней по
выборам органов и должностных лиц местного самоуправления
подлежит хранению.
Избирательные бюллетени хранятся один год со дня
голосования. Протоколы избирательных комиссий хранятся один год
со дня объявления даты следующих выборов.
Статья 43. Регистрация избранных лиц.
1. Окружная (исполняющая полномочия окружной) избирательная
комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об
этом кандидата, избранного в органы местного самоуправления.
В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат,
избранный в органы местного самоуправления, в 3-дневный срок в
письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную
комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с его
статусом выборного лица местного самоуправления.
2. Окружная избирательная комиссия на основании поступивших
протоколов и сообщений комиссий о выполнении избранным лицом
требований части 1 настоящей статьи регистрирует избранных лиц и
производит выдачу удостоверений об избрании.
3. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию
кандидатов направляют общие данные о результатах выборов в
средства массовой информации в течение 5 дней после окончания
выборов.
Избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся
в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня и
протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об
итогах голосования, на основании которых подводились результаты
выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация
должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.
Статья 43-1. Использование автоматизированной информационной
системы.
В случае использования в ходе выборов автоматизированной
информационной системы избирательная комиссия образует группу из
числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса
для контроля за использованием автоматизированной информационной
системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться
с любой вводимой в автоматизированную информационную систему и
снимаемой с нее информацией.
С момента начала голосования и до момента подписания
протокола избирательной комиссией автоматизированная
информационная система используется исключительно для наблюдения
за ходом и итогами голосования путем ввода данных из протоколов
избирательных участковых комиссий.
Данные о ходе и результатах голосования, полученные с
помощью автоматизированной информационной системы, являются
предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря
избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной
распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную
информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки
подтверждается подписями членов группы по контролю за
использованием автоматизированной информационной системы и лица,
ответственного за введение информации.
(в ред. закона Кировской области от 14.10.96 N 31-30)
ГЛАВА YIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ.
Статья 44. Оспаривание отказов от регистрации кандидатов.
1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов
избирательная комиссия обязана выдать кандидату или
уполномоченному им (или избирательным объединением (блоком)) лицу
справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может
являться только невыполнение требований законодательства о
выборах Российской Федерации и области.
2. Отказ в регистрации или невыполнение избирательной
комиссией обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи,
кандидат или избирательное объединение (блок) могут обжаловать в
вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном
порядке.
Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах.
1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз,
подлога или иным путем свободному осуществлению гражданского
права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие
заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные
действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица,
проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день
выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или
голосованию на избирательных участках, несут ответственность в
соответствии с федеральными законами.
2. Исключен. - Закон Кировской области от 14.10.96 N 31-30
ГЛАВА IX. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ НА МЕСТО ВЫБЫВШИХ
ИЗБРАННЫХ ЛИЦ.
(в ред. закона Кировской области от 14.10.96 N 31-30)
Статья 46. Исключена. - Закон Кировской области от 14.10.96
N 31-30.
Статья 46. Повторные выборы органов и должностных лиц
местного самоуправления.
1. Повторные выборы проводятся в случаях:
признания выборов в отдельных или во всех округах
недействительными; повторные выборы проводятся в соответствующих
округах;
признания выборов в отдельных или во всех округах
несостоявшимися, в том числе по результатам повторного
голосования; повторные выборы проводятся в соответствующих
округах.
2. Решение о проведении повторных выборов принимает
территориальная избирательная комиссия. При этом она может
принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими
избирательными комиссиями в новом составе.
3. Период избирательных действий может быть сокращен на
срок, предусмотренный настоящим Законом для образования
избирательных комиссий.
4. Голосование проводится на тех же избирательных участках и
по спискам избирателей, составленным для проведения общих
выборов.
Статья 47. Проведение выборов на место выбывших членов
выборных органов и выборных должностных лиц
местного самоуправления.
В случае отзыва, досрочного прекращения полномочий в
соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента
выбытия выборного лица проводятся новые выборы. Выборы
назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее,
чем за 2 месяца до их проведения и организуются с соблюдением
настоящего Закона.
В случае выбытия, досрочного прекращения полномочий
выборного лица менее чем за 1 год до истечения срока полномочий
соответствующего выборного органа местного самоуправления выборы
на место выбывшего лица не проводятся.
(в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 48. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу с момента официального
опубликования.
Статья 49. Переходные положения.
1. Дата проведения выборов вновь образуемых органов местного
самоуправления рекомендуется областной Думой и назначается
представительным органом местного самоуправления.
При отсутствии представительных органов местного
самоуправления дата проведения выборов образуемых органов местного
самоуправления и их должностных лиц назначается областной Думой.
(абзац 2 в ред. закона Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
2. В случае отсутствия представительного органа местного
самоуправления избирательные комиссии, границы округов и число
избирателей утверждаются главами соответствующих местных
администраций.
3. Настоящий Закон распространяется на всей территории
Кировской области, в том числе и на административно-
территориальные образования, не имеющие представительных органов
местного самоуправления.
(п. 3 введен законом Кировской области от 08.12.96 N 32-30)
Глава администрации
В.А.ДЕСЯТНИКОВ
г. Киров
2 февраля 1996 года
N 8-30
Приложение 1
к Закону
о выборах органов и должностных
лиц местного самоуправления
в Кировской области
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
___________________________________________ по N _________________
избирательному округу ____________________________________________
родившегося _______________________, работающего _________________
__________________________________, проживающего _________________
________________________________.
----T-------------T--------------T-------T-----------T-----------¬
¦N N¦Фамилия, имя,¦Год рождения ¦Адрес ¦Серия и ¦Подпись ¦
¦п/п¦отчество ¦(в возрасте ¦места ¦номер ¦и дата ¦
¦ ¦ ¦18 лет - число¦житель-¦паспорта ¦ее внесения¦
¦ ¦ ¦и месяц ¦ства ¦или ¦ ¦
¦ ¦ ¦рождения) ¦ ¦заменяющего¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его докум. ¦ ¦
+---+-------------+--------------+-------+-----------+-----------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+--------------+-------+-----------+------------
Подписной лист удостоверяю: ________________________________
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорт
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Кандидат: _____________________________________________ (Ф. И. О.)
(Подпись и дата)
Приложение 2
к Закону
о выборах органов и должностных
лиц местного самоуправления
в Кировской области
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
__________________________________________ от избирательного
объединения ____________________________ по N ____________________
избирательному округу ____________________________________________
родившегося ___________________________, работающего _____________
_____________________, проживающего в ____________________________
----T-------------T--------------T-------T-----------T-----------¬
¦N N¦Фамилия, имя,¦Год рождения ¦Адрес ¦Серия и ¦Подпись ¦
¦п/п¦отчество ¦(в возрасте ¦места ¦номер ¦и дата ¦
¦ ¦ ¦18 лет - число¦житель-¦паспорта ¦ее внесения¦
¦ ¦ ¦и месяц ¦ства ¦или ¦ ¦
¦ ¦ ¦рождения) ¦ ¦заменяющего¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его докум. ¦ ¦
+---+-------------+--------------+-------+-----------+-----------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+--------------+-------+-----------+------------
Подписной лист удостоверяю: _________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный представитель избирательного объединения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа уполномоченного избирательного
объединения)
(Подпись и дата)
Кандидат: _____________________________________________ (Ф. И. О.)
(Подпись и дата)
Приложение 3
к Закону
о выборах органов и должностных
лиц местного самоуправления
в Кировской области
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным
объединением (блоком) _____________________________ кандидатами в
депутаты ________________ по _____________________ многомандатному
избирательному округу:
----T--------------T---------------T--------------T--------------¬
¦NN ¦ Фамилия, имя,¦ Родившегося ¦ Работающего ¦ Проживающего ¦
¦п/п¦ отчество ¦ (число, месяц,¦ (должность, ¦ (место ¦
¦ ¦ ¦ год рождения) ¦ место работы)¦ жительства) ¦
+---+--------------+---------------+--------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------+---------------+--------------+---------------
(перечислить полностью список выдвинутых кандидатов)
----T-------------T--------------T-------T-------------T---------¬
¦NN ¦Фамилия, имя,¦Год рождения ¦Адрес ¦Серия и номер¦ Подпись ¦
¦п/п¦отчество ¦(в возрасте ¦места ¦паспорта или ¦ и дата ¦
¦ ¦ ¦18 лет - число¦житель-¦заменяющего ¦ ее ¦
¦ ¦ ¦и месяц рожд.)¦ства ¦его документа¦ внесения¦
+---+-------------+--------------+-------+-------------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+--------------+-------+-------------+----------
Подписной лист удостоверяю: _________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный представитель избирательного объединения
(блока): _________________________________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа уполномоченного избирательного
объединения)
(Подпись и дата)
------------------------------------------------------------------
|