Вид документа
Закон
Принявший орган
Челябинская областная Дума
Дата принятия
27.03.96
15.02.96
Номер
21-ОЗ
375
Название документа
ЗАКОН Челябинской области от 27.03.96 N 21-ОЗ
(ред. от 10.09.96)
"О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Челябинской областной Думы от 15.02.96
N 375)
Источник публикации
"Челябинский рабочий", N 185, от 03.10.96
"Хроника", N , от 20.09.96
Поиск по статусу
НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ
Примечание к документу
Данная редакция документа фактически НЕ ДЕЙСТВУЕТ в связи с
внесением в нее изменений. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ включена в
информационный банк.
Текст документа
27 марта 1996 года N 21-ОЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
ПРИНЯТ
постановлением
Челябинской областной Думы
от 15 февраля 1996 г. N 375
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Население, проживающее на территории муниципального
образования, самостоятельно определяет структуру органов местного
самоуправления.
Выборы в органы местного самоуправления муниципальных
образований городских и сельских поселений Челябинской области
проводятся на основе настоящего Закона.
Выборы глав муниципальных образований в сельских населенных
пунктах с численностью населения 500 и менее человек могут
проводиться в соответствии с Законом "О выборах глав муниципальных
образований в сельских населенных пунктах Челябинской области".
Выборы в территориальные органы общественного самоуправления
проводятся в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 2.
Право избирать и быть избранным в выборные органы местного
самоуправления принадлежат гражданам Российской Федерации,
достигшим 18 - летнего возраста, постоянно проживающим на
соответствующей территории Челябинской области независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом
недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
Статья 3.
Главой муниципального образования может быть избран гражданин
Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, постоянно
проживающий на соответствующей территории области и имеющий право
избирать в органы местного самоуправления.
Статья 4.
Выборы в органы местного самоуправления проводятся на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Выборы в органы местного самоуправления проводятся по
одномандатным (один округ - один депутат) или многомандатным
избирательным округам на основе единой для данного органа нормы
представительства.
Выборы главы муниципального образования проводятся по единому
общи территориальному избирательному округу.
Статья 5.
Численный состав депутатов представительного органа местного
самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Численный состав представительного органа местного
самоуправления, впервые создаваемого в соответствии с федеральным
законом и законом области, определяется законодательным
(представительным) органом области.
Органы местного самоуправления избираются сроком на 4 года.
Выборы вместо выбывших депутатов проводятся в срок не позднее
трех месяцев со дня принятия решения о досрочном прекращении их
полномочий.
В случае выбытия депутата менее чем за 9 месяцев до истечения
срока полномочий выборы вместо выбывшего депутата не проводятся.z
Выборы также могут не проводиться, если число оставшихся
депутатов две трети от установленного числа.
Статья 6.
Назначение даты выборов в органы местного самоуправления,
впервые создаваемые в соответствии с законодательством о местном
самоуправлении в Челябинской области, определяет законодательный
(представительный) орган области.
Основаниями для назначения органами местного самоуправления
выборов в последующем являются:
истечение срока полномочий органов и должностных лиц местного
самоуправления;
досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц
местного самоуправления;
изменение структуры и организационных форм органов местного
самоуправления, если изменение требует проведения выборов органов
и должностных лиц местного самоуправления;
отзыв выборных представителей (должностных лиц) из органов
местного самоуправления в порядке, установленном законодательством
области.
Статья 7.
1. Кандидаты в депутаты в представительные органы местного
самоуправления и на должность главы муниципального образования
выдвигаются избирательными объединениями и непосредственно
избирателями, в том числе по месту работы, службы, учебы и
жительства в порядке, предусмотренном ст. 21 данного закона.
2. Право выдвижения кандидатов имеют:
региональные (местные) отделения избирательных объединений -
общественных объединений, устав которых предусматривает участие в
выборах посредством выдвижения кандидатов, которые созданы и
зарегистрированы в порядке, установленном законами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательного (представительного) органа государственной власти
области не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов;
региональные (местные) отделения избирательных блоков
(добровольное объединение двух или более общественных
объединений), создаваемые на период проведения выборов.
3. Избирательные объединения не могут входить в состав более
чем одного избирательного блока. В случае вхождения в
избирательный блок они не могут выступать в качестве
самостоятельного избирательного объединения.
Статья 8.
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и
проведением выборов в органы местного самоуправления,
осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета и
из областного бюджета в случаях, прямо предусмотренных
законодательством области.
Денежные средства, выделяемые для организации и проведения
избирательной компании, перечисляются на счет территориальных
(районных, городских) избирательных комиссий, который открывается
в течении пяти дней после их образования.
Участковые и окружные избирательные комиссии представляют
территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не
позднее соответственно через 10 и 20 дней со дня опубликования
общих итогов выборов.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Территориальная избирательная комиссия представляет органам
местного самоуправления финансовый отчет о расходовании выделенных
средств не позднее 45 дней со дня опубликования общих итогов
выборов.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
2. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и
избирательные объединения вправе использовать собственные средства
и добровольные денежные взносы.
Статья 9.
Организация и проведение выборов в органы местного
самоуправления возлагаются на территориальные (районные, районные
в городе, городские, поселковые, сельские) - в дальнейшем по
тексту "территориальные избирательные комиссии", окружные,
участковые избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в
пределах своей компетенции независимы от государственных органов и
органов местного самоуправления.
По решению соответствующих избирательных комиссий председатель
и члены комиссий могут работать постоянно или временно с отрывом
от основной работы. Оплата работы производится в пределах
бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих
комиссий. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка
и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются
открыто и гласно.
ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 10.
Избирательные округа по выборам в органы местного
самоуправления образуются соответствующими территориальными
избирательными комиссиями на основании данных, предоставляемых
главой администрации соответствующей территории, и утверждаются
соответствующим представительным органом местного самоуправления
не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
В случае, если представительный орган не сформирован, границы
избирательных округов и число избирателей в каждом из них
утверждаются территориальной избирательной комиссией.
Избирательные округа в своей совокупности должны охватить всю
территорию данного муниципального образования.
Избирательные округа создаются с равным числом избирателей с
допускаемым взаимным отклонением до 10 процентов от среднего
количества избирателей в округе.
Схема избирательных округов публикуется соответствующей
территориальной комиссией в течение 3 дней после их образования.
Статья 11.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до
дня выборов решением соответствующих глав администраций по
согласованию с территориальными избирательными комиссиями из
расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.
Избирательные участки образуются с учетом границ сельских
поселений, поселков, городов, районов с целью создания
максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных
участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Избирательные участки при необходимости могут образовываться в
больницах, базах отдыха и других местах временного пребывания
избирателей в тот же срок, а в исключительных случаях не позднее
чем за 5 дней до выборов.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
Список избирательных участков с указанием адресов участковых
избирательных комиссий публикуется соответствующей избирательной
комиссией не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Статья 12.
Список избирателей составляется участковой избирательной
комиссией на основании сведений, представляемых по установленной
форме главой местной администрации.
Данные об избирателях глава местной администрации направляет в
избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до выборов.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
В список избирателей включается каждый гражданин Российской
Федерации, отвечающий на день выборов требованиям статьи 2
настоящего закона и имеющий постоянное место жительства на
территории соответствующего избирательного участка.
Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам
возможность ознакомления со списками избирателей не позднее 30
дней до выборов.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка
после этого срока, дополнительно включаются в список избирателей
на основании документов, подтверждающих их место жительства.
Статья 13.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке
(по населенным пунктам, улицам домом, на основе адресов
избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, дата
рождения и адрес избирателя. Форма списка прилагается (приложение
N 1).
ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 14.
Для организации и проведения выборов в органы местного
самоуправления образуются избирательные комиссии:
в районе, районе в городе, в городе, рабочем поселке, в
сельсовете - территориальные избирательные комиссии: районная,
районная в городе, городская, поселковая, сельская в составе
председателя и 6-10 членов комиссии;
в избирательном округе - окружная избирательная комиссия в
составе председателя и 4-6 членов комиссии;
в избирательном участке - участковая избирательная комиссия
составе председателя и 4-14 членов комиссии.
В случае совпадения территорий избирательного округа и
избирательного участка по решению территориальной избирательной
комиссии полномочия окружной и участковой избирательных комиссий
может выполнять участковая избирательная комиссия.
По предложению главы соответствующей администрации и с
согласия соответствующей территориальной избирательной комиссии
окружные избирательные комиссии могут не образовываться. В этом
случае функции окружных избирательных комиссий выполняют
территориальные избирательные комиссии.
Статья 15.
Территориальные избирательные комиссии образуются
постановлением главы соответствующей администрации (районной,
городской, кроме городской районного значения), а окружные и
участковые избирательные комиссии - соответствующими
территориальными избирательными комиссиями. Избирательные комиссии
формируются на основе предложений общественных объединений,
собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
В состав избирательных комиссий на паритетных началах должны
входить в равных долях представители общественных объединений и
представители избирателей, предложенные на собраниях по месту
работы, службы, учебы и жительства. В составе комиссии может быть
не более одной трети работников органов местной администрации.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их
доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо
лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
После регистрации кандидата они исключаются из состава
избирательных комиссий.
После регистрации кандидата избирательное объединение
выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе назначить в
избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в
нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом
совещательного голоса.
Территориальные избирательные комиссии образуются не позднее
чем за 80 дней до выборов.
Окружная избирательная комиссия образуется не позднее чем за
55 дней до выборов.
Участковая избирательная комиссия образуется не позднее чем за
40 дней до выборов.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
В случае, если глава администрации в срок, указанный в части 6
настоящей статьи, не образует территориальную избирательную
комиссию, она образуется законодательным (представительным)
органом области не позднее 70 дней до выборов.
Статья 16.
Территориальные избирательные комиссии:
а) дают разъяснения о порядке применения настоящего закона и
обеспечивают его единообразное исполнение;
б) образуют избирательные округа;
в) образуют окружные и участковые избирательные комиссии;
г) руководят работой окружных и участковых избирательных
комиссий;
д) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия
окружных и участковых избирательных комиссий и принимают по ним
решения;
е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов;
ж) осуществляют контроль за законностью проведения выборов в
органы местного самоуправления;
з) согласовывают тексты избирательных документов;
и) распределяют выделенные средства на финансовое обеспечение
выборов и контролируют их целевое использование;
к) рассматривают вопросы материально - технического
обеспечения подготовки и проведения выборов;
л) получают от окружных избирательных комиссий протоколы о
регистрации кандидатов и публикуют сообщения о составе
зарегистрированных кандидатов в органы местного самоуправления;
м) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц на должность
главы муниципального образования, публикуют сообщения о их
регистрации в местной печати, выдают им удостоверения;
н) получают от окружных избирательных комиссий протоколы о
результатах выборов депутатов в орган местного самоуправления;
о) устанавливают результаты выборов главы муниципального
образования;
п) подводят итоги выборов по территории, регистрируют
избранных депутатов и главу муниципального образования, выдают им
удостоверения, публикуют в печати сообщения об итогах выборов и
список избранных депутатов;
р) передают мандатной комиссии представительного органа
местного самоуправления документацию, необходимую для проверки
полномочий депутатов;
с) назначают и обеспечивают проведение выборов вместо выбывших
депутатов;
т) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Территориальные избирательные комиссии имеют право в
необходимых случаях принимать решения об изъятии отдельных
полномочий, предусмотренных настоящим Законом, от районных в
городе, окружных и участковых избирательных комиссий и передаче их
территориальным комиссиям или равно полномочий территориальных
избирательных комиссий - окружным и участковым избирательным
комиссиям.
Территориальные избирательные комиссии действуют до назначения
новых выборов в органы местного самоуправления.
Статья 17.
Окружные избирательные комиссии:
а) осуществляют контроль за исполнением настоящего закона на
территории своего избирательного округа;
б) руководят работой окружных и участковых избирательных
комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия
этих комиссий и принимают по ним решения;
в) наблюдают за состоянием списков избирателей;
г) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц,
выдают им удостоверения установленного образца;
д) обеспечивают соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
е) распоряжаются денежными и материальными средствами,
выделенными территориальной избирательной комиссией на проведение
выборов по избирательному округу;
ж) утверждают текст бюллетеня для голосования по
избирательному округу, обеспечивают изготовление бюллетеней и
снабжение ими участковых комиссий;
з) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в
территориальную комиссию;
и) рассматривают и контролируют вопросы обеспечения участковых
комиссий помещениями, транспортом, связью и другие вопросы
материально - технического обеспечения выборов;
к) организуют проведение выборов депутатов вместо выбывших;
л) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Окружные избирательные комиссии действуют до истечении срока
полномочий территориальных избирательных комиссий.
Статья 18.
Участковые избирательные комиссии:
а) составляют список избирателей, подписывают и заверяют его
печатью. Подписывают список председатель и секретарь участковой
избирательной комиссии;
б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей,
принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в
списках избирателей и решают вопросы о внесении в них
соответствующих изменений;
в) оповещают население о дне выборов и месте голосования не
позднее чем за 20 дней до дня голосования;
г) обеспечивают подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
д) организуют на своем избирательном участке голосование в
день выборов;
е) производят подсчет голосов, определяют результаты
голосования на участке;
ж) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования и принимают по ним решения;
з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим
законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с
момента передачи ею документации в окружную избирательную
комиссию.
Статья 19.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в
нем приняло участие большинство от установленного числа членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об
отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о
результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или
недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий
большинством голосов от установленного числа членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются
простым большинством голосов от числа присутствующих членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
имеют право выступать на их заседаниях, имеют право доступа ко
всем материалам и документам соответствующей избирательной
комиссии.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем комиссии, а в его отсутствие - заместителем
председателя. Заседания проводятся также по требованию не менее
одной трети членов комиссии.
На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе
присутствовать кандидаты и их доверительные лица, представители
избирательных объединений и средств массовой информации.
В день голосования, с момента начала работы участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об
итогах голосования, на избирательных участках вправе
присутствовать наблюдатели, направленные общественными и
избирательными объединениями, кандидатами с соответствующими
документами, подтверждающими их полномочия, с указанием номера
избирательного участка, на которые они направляются.
Наблюдатель наблюдает за ходом голосования, соблюдением
требований настоящего Закона. В случае выявления каких-либо
нарушений наблюдатель ставит в известность участковую
избирательную комиссию и вправе обратиться в окружную
избирательную комиссию.
Вмешательство наблюдателей в работу участковой избирательной
комиссии не допускается. Наблюдатели не имеют права участвовать в
погашении избирательных бюллетеней, подсчете голосов избирателей,
определении результатов выборов и составлении протоколов о
результатах голосования.
Статья 20.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и
их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут
быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в
порядке, установленном федеральным законом.
Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов в вышестоящую
избирательную комиссию, принимаются в пятидневный срок, а в день
выборов - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют
дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем
в десятидневный срок.
ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ.
ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ
Статья 21.
1. Избирательные объединения и непосредственно избиратели
после образования окружных избирательных комиссий вправе выдвигать
кандидатов в органы местного самоуправления, не более одного
кандидата в каждом из округов. Период выдвижения кандидатов должен
составлять не менее 30 дней.
2. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных
объединений принимаются на съездах (конференциях) или собраниях
региональных избирательных объединений, на собраниях их местных
отделений.
Региональные отделения избирательных блоков подлежат
регистрации в соответствующей избирательной комиссии после
представления ими в комиссию совместного списка кандидатов.
Выдвижение кандидатов от регионального отделения
избирательного блока проводится на съезде (конференции) или
собрании представителей общественных объединений, входящих в
избирательный блок.
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и
избирательных блоков принимаются тайным голосованием.
3. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на
выборах в органы местного самоуправления принадлежат каждому
гражданину Российской Федерации, обладающему активным
избирательным правом, проживающему на соответствующей территории.
Право выдвинуть кандидата принадлежит также избирателям по
месту работы, службы, учебы и жительства на территории
соответствующего муниципального образования.
В порядке уведомления избиратель, выдвинувший свою
кандидатуру, представляет в окружную избирательную комиссию свое
заявление. Собрание избирателей по месту работы, службы, учебы или
жительства представляет протокол собрания. Группа избирателей (не
менее двух человек) представляет заявление. Под заявлением
избирателя, выдвинувшего свою кандидатуру, группы избирателей
подписываются инициаторы сбора подписей в поддержку кандидата с
указанием их фамилии, имени, отчества, года рождения и места
жительства (адреса).
В заявлениях и протоколах должны быть указаны фамилия, имя,
отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род
занятий) и место жительства кандидатов.
Заявление избирателя или группы избирателей с подписями или
протокол собрания представляются в избирательную комиссию, в
которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.
Избирательная комиссия дает письменное разрешение на сбор подписей
в поддержку кандидата.
Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм
собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать
содействие в создании равных условиях для выдвижения кандидатов.
4. Для регистрации кандидатов требуется, чтобы в его поддержку
были собраны подписи не менее одного процента избирателей,
проживающих на территории соответствующего избирательного округа,
но не менее 20 подписей. (Образец подписного листа прилагается -
приложение N 2).
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает
фамилию, имя, отчество, год и дату рождения, адрес, серию и номер
удостоверения личности или паспорта, дату подписи. Подписной лист
удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием его фамилии,
имени, отчества, адреса, серии и номера удостоверения личности или
паспорта и лицом, за выдвижение этой кандидатуры которого собраны
подписи.
5. Кандидаты регистрируются окружной избирательной комиссией
(или комиссией, выполняющей функции окружной комиссии) по
представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших
кандидатов.
Соответствующие документы для регистрации кандидатов
представляют в окружную избирательную комиссию не позднее
установленного срока.
В представленных документах указывается, к какому
избирательному объединению принадлежит кандидат или он участвует в
выборах как независимый кандидат.
Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения
кандидата требованиям настоящего закона и в течение 5 дней
регистрирует его и выдает ему удостоверение о регистрации с
указанием даты регистрации либо оказывает в регистрации, мотивируя
отказ. (Формы удостоверений прилагаются - приложения N 3, 4).
Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии:
протокола избирательного объединения (блока) о выдвижении,
заявлений кандидата или группы избирателей либо протокола собрания
о выдвижении кандидата, заявление кандидата о согласии
баллотироваться по данному избирательному округу, подписных
листов. (Форма протоколов о выдвижении прилагаются - приложения N
5, 6).
В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов)
соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно
выдать кандидату или его доверенному лицу, либо уполномоченному
представителю избирательного объединения копию решения комиссии с
изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить
невыполнение требований федерального закона и настоящего Закона.
В случае выявления комиссией неправильных данных в подписных
листах (год рождения, номер паспорта, прописка вне округа и др.),
если количество таковых превышает три процента от представленного
количества подписей или если количество оставшихся подписей
недостаточно для регистрации (менее 1 %), регистрация кандидата не
производится.
О регистрации кандидатов окружная избирательная комиссия
составляет протокол, который вместе с заявлением кандидата о
согласии баллотироваться по данному избирательному округу и
учетной карточкой на кандидата представляет в соответствующую
территориальную избирательную комиссию. (Формы протокола и учетной
карточки прилагаются - приложения N 7, 8).
Списки зарегистрированных кандидатов в органы местного
самоуправления публикуются не позднее 20 дней до выборов.
6. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе
не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число
зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа
мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по
решению соответствующей территориальной избирательной комиссии
откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий.
7. В случае, если в избирательном округе на день выборов
останется кандидатов менее установленного числа мандатов или
равным ему, выборы в этом избирательном округе откладываются по
решению соответствующей окружной избирательной комиссии на срок не
более 3 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий, сроки которых
могут быть сокращены не более чем на одну треть.
(Пункт введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Статья 22.
1. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном
округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной
комиссии. Избранный депутат не может быть депутатом других
представительных органов. В случае избрания депутатом он должен
досрочно прекратить полномочия в них.
2. Кандидаты в депутаты может иметь до 5 доверенных лиц, а
кандидат на должность главы муниципального образования - до 10
доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной
комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица
получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и
ведут деятельность, способствующую избранию кандидата. (Форма
удостоверения прилагается - приложение N 9).
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время
отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию,
которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
3. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств
(болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет
соответствующую часть понесенных ею расходов.
4. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной
или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой
информации, на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям
освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на
время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая
избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию
подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную
компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты
труда, установленный федеральным законом на день назначения
выборов, более чем в 10 раз.
5. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по
инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без
их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий
трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до
регистрации кандидатом.
6. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без
согласия прокурора к уголовной ответственности, адресован или
подвергнут мерам административного взыскания, налагаемом в
судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить
избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 23.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе
в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию
"за" или "против" любого кандидата.
В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, государственные органы, органы местного
самоуправления, должностные лица государственных органов и органов
местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими
кандидатами.
Журналистам, должностным лицам и творческим работникам
государственных теле радиокомпаний и средств массовой информации
запрещается участвовать в освещении избирательной компании через
средства массовой информации, если они являются кандидатами либо
доверенными лицами кандидатов.
Статья 24.
Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам и их доверенным лицам в
организации и проведении предвыборных собраний, встреч с
избирателями.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных
комиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов и
доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии
обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Кандидаты имеют равное право на выступления в местной печати и
других средствах массовой информации.
Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки
и иные агитационные материалы.
Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и
выступления не должны содержать призывов к насильственному
изменению конституционного строя и нарушению целостности
Российской Федерации, пропаганду войны, разжигать социальную,
расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду.
Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата
и прекращается за день до выборов. В день выборов любая агитация
запрещается.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования,
опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов
результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не
допускается.
Статья 25.
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации. Избирательные объединения
также могут создавать избирательные фонды.
В целях предвыборной агитации допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих
средств:
средств, выделенных кандидату или избирательному объединению в
равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей
избирательной комиссией;
собственных средств избирательного объединения или кандидата,
за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные
источники;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Не допускаются пожертвования со стороны иностранных
государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с
иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30
процентов, международных организаций, а также государственных
организаций и учреждений, органов местного самоуправления и
религиозных объединений.
Сумма пожертвования отдельного физического лица в
избирательный фонд кандидата не может превышать 20 - кратного
минимального размера оплаты труда. Сумма пожертвования отдельного
юридического лица не может превышать минимального размера оплаты
труда более чем в 100 раз.
Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана
периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания
избирательных фондов на основании сведений, представленных
кандидатом или избирательным объединением.
Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30
дней до окончания выборов обязаны представить в соответствую
избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания
своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах,
а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не
позднее чем через 45 дней после его предоставления в избирательную
комиссию.
Все денежные средства, поступающие в избирательные фонды
перечисляются на специальный счет в банке или кредитном
учреждении, который открывается кандидатом или избирательным
объединением с разрешения окружной (территориальной) избирательной
комиссией после регистрации кандидата.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит
исключительно создавшим эти фонды кандидатам или избирательным
объединениям.
Формы финансового отчета и порядок учета расходования денежных
средств избирательного фонда устанавливаются Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации.
ГЛАВА 6. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 26.
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий главой соответствующей
администрации безвозмездно.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для
тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным
ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной
комиссии и наблюдателей.
Статья 27.
Для выборов в соответствующий орган местного самоуправления
каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.
В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все
зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества,
даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства,
принадлежности к избирательному объединению. (Формы избирательных
бюллетеней прилагаются - приложения N 10, 11, 12)
В случае выбытия кандидата до дня выборов его фамилия в
бюллетене по решению окружной избирательной комиссии вычеркивается
с отметкой "выбыл".
В избирательном бюллетене в правом верхнем углу должны быть
подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии,
заверенные ее печатью.
Статья 28.
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов.
В отдельных случаях территориальная избирательная комиссия
может принять решение об увеличении времени голосования не более
чем на 2 часа.
Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов
и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного
жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный
бюллетень в помещении окружной избирательной комиссии а за 3 дня
до выборов - в участковой избирательной комиссии, которые
обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения
волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного
бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов
голосования.
При голосовании в окружной избирательной комиссии на обратной
стороне избирательного бюллетеня ставятся подписи двух ее членов,
заверенные печатью избирательной комиссии.
Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену комиссии. На месте склейки
ставится печать окружной либо участковой избирательной комиссии.
Окружная избирательная комиссия конверты с бюллетенями
передает участковой избирательной комиссии. В списке избирателей
делается соответствующая отметка.
До начала голосования в день выборов председатель каждой
участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям пустые
избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем
председатель участковой избирательной комиссии предъявляет
конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При
этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие в нем
заверительных подписей и печати, а также соответствие количества
конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей.
Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные
бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из
конверта извлечено больше избирательных бюллетеней, чем выдано
избирателю, все извлеченные из конверта бюллетени погашаются, о
чем составляется специальный акт. После этого председатель
участковой избирательной комиссии приглашает избирателей
приступить к голосованию.
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается.
При получении избирательного бюллетеня избиратель предъявляет
паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и
расписывается в списке избирателей. Избиратель, не имеющий
возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться
помощью другого лица, не входящего в состав избирательной
комиссии, который расписывается в списке избирателей с указанием
своей фамилии.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной
кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни
было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности
самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или
комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена
избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке
избирателей рядом с подписью избиратель.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется
от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для
голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются
повлиять на волеизъявление избирателей. Решение об этом
принимается участковой избирательной комиссией.
В избирательном бюллетене для выборов в органы местного
самоуправления избиратель ставит крест либо иной другой знак в
пустом квадрате против фамилии того кандидата, за которого он
голосует, либо в строке "против всех кандидатов".
Если голосование проводится по многомандатному округу, то
отметки ставятся против фамилий нескольких кандидатов в
соответствии с количеством мандатов, установленных по данному
округу.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в
выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, избирательная комиссия
организует голосование по месту нахождения этих граждан с
использованием специального переносного избирательного ящика.
Количество переносных избирательных ящиков на каждом избирательном
участке определяется окружной избирательной комиссией.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне
помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в
письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же
данные от избирателе, что и в списке избирателей. После получения
избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем
заявлении и ставит подпись.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по
заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в
количестве, соответствующем числу заявлений; количество заявлений
избирателей, использованных и возвращенных избирательных
бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке
избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал
вне помещения для голосования.
При проведении голосования вне помещения для голосования
вправе участвовать наблюдатели.
Статья 29.
По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.
Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии
погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их
число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей
или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные
из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным
округам.
При подсчете голосов избирателей, прежде всего, отделяются
бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные
официально либо не заверенные избирательной комиссией, и
недействительные избирательные бюллетени. Недействительными
считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно
установить волеизъявление избирателя.
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно
проводилось на данном участке. В протоколе указывается:
а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенные в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
в) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
л) число действительных голосов, поданных за каждого
кандидата;
м) число действительных голосов избирателей, поданных против
всех кандидатов.
В протоколе указываются также сведения о поступивших в
комиссию жалобах и заявлениях и принятых по ним решениях. (Форма
протокола прилагается - приложение N 13).
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на
его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной
формы при определении числа избирателей, принявших участие в
голосовании, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов
голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после
окончания времени голосования и проводится без перерыва до
установления итогов голосования, о которых должны быть извещены
все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели,
представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные
(международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей составляется протокол в
трех экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член
комиссии, не согласный с содержанием протокола или его отдельным
положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в
протоколе делается соответствующая запись.
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана
предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
направляется в соответствующую окружную (территориальную)
избирательную комиссию, другой - вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной
комиссии до окончания работы. Третий экземпляр протокола
предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов,
наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Избирательная документация, включая бюллетени, передается в
соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее
10 дней после официального объявления итогов выборов.
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Статья 30.
Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех
участковых избирательных комиссий избирательного округа производит
подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в
этих протоколах.
Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором
указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных и дополнительно
внесенных в списки по избирательному округу;
б) общее число полученных избирательных бюллетеней;
в) число погашенных избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
л) число действительных голосов, поданных за каждого
кандидата;
м) число действительных голосов избирателей, поданных против
всех кандидатов.
н) одно из следующих решений:
- признание избранными кандидатов, получивших наибольшее число
голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению
к другим кандидатам. При равном числе полученных голосов избранным
считается кандидат, собравший при выдвижении своей кандидатуры
большее число подписей избирателей;
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
признание выборов по избирательному округу недействительными,
если совершенные и допущенные при их проведении нарушения
Положения являются существенными или не позволяют с достоверностью
установить результаты волеизъявления избирателей;
признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,
если число избирателей, принявших участие в выборах, менее 25
процентов числа зарегистрированных избирателей или большинство
избирателей проголосовали против всех кандидатов.
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Число избирателей, принявших участие в голосовании,
определяется по числу избирательных бюллетеней установленной
формы, обнаруженных в избирательных ящиках. Число избирателей
принявших участие в выборах, определяется по числу подписей
избирателей в списках избирателей при получении избирательных
бюллетеней.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
В протоколе указывается также сведения о поступивших в
комиссию жалобах и заявлениях и принятых по ним решениях.
Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми
членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр
направляется в соответствующую территориальную избирательную
комиссию, другой - хранится в комиссии до окончания ее работы.
(Форма протокола прилагается - приложение N 14).
(Абзац в ред. Закона Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления
доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса,
представителям средств массовой информации.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
В тех случаях, когда полномочия окружной и участковой
избирательной комиссии выполняет одна комиссия, она составляет
протокол только окружной избирательной комиссии.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия предоставляет им
возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и
снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной
избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола,
вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в
протоколе делается соответствующая запись.
Статья 31.
На основании протоколов окружных избирательных комиссий
соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет
и публикует в местной печати общие итоги выборов в течение 5 дней
после выборов.
Территориальная избирательная комиссия публикует в местной
печати данные протоколов всех участковых избирательных комиссий
(по округам) не позднее чем через месяц со дня выборов.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.09.96 N 29-ОЗ)
Соответствующая избирательная комиссия после установления
общих итогов выборов извещает кандидата о его избрании депутатом
или главой муниципального образования.
Территориальная избирательная комиссия производит регистрацию
избранных депутатов и главы муниципального образования и выдает им
удостоверения об избрании в течение 10 дней после опубликования
общих итогов выборов. (Форма протокола прилагается - приложения N
15, 16).
Статья 32.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая
избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков,
установленных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами области. При этом устанавливаемые сроки хранения
избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а
протоколов избирательных комиссий - менее года со дня объявления
даты следующих выборов.
Избирательные бюллетени и протоколы избирательных комиссий
хранятся в соответствующих территориальных избирательных
комиссиях. По окончании срока полномочий территориальной
избирательной комиссии протоколы избирательных комиссий передаются
вновь образованной территориальной избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени по окончании срока хранения уничтожается
по акту.
Статья 33.
В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или
признаны недействительными, соответствующие территориальные
избирательные комиссии назначают новые выборы не позднее трех
месяцев со дня голосования. Выборы проводятся окружными и
участковыми комиссиями прежнего или нового состава, на тех же
избирательных участках и по спискам избирателей, составленными для
проведения выборов.
Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
ГЛАВА 7. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Статья 34.
Гражданин Российской Федерации может заявить в участковую
избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке
избирателей. Участковая избирательная комиссия в течении 24 часов
обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать
заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Действия и решения избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые
должны рассмотреть жалобу в трехдневный срок.
Статья 35.
В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная
комиссия обязана выдать лицу, уполномоченному группой избирателей,
либо кандидату или его доверенному лицу справку с изложением
мотивов отказа.
Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в
вышестоящую избирательную комиссию или в суде в установленном
законом порядке.
Статья 36.
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом
препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской
Федерации права избирать и быть избранным, либо лица,
распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или
совершающие иные действия, порочащие агитацию в день,
предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие
работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных
участках, несут ответственность в соответствии с федеральными
законами.
Статья 37.
При нарушении кандидатом требований настоящего закона
соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с
предложением об отмене решения о регистрации кандидата.
Глава администрации
Челябинской области
В.П.СОЛОВЬЕВ
г. Челябинск
27 марта 1996 года
|