Проект экономической программы Общероссийской
политической общественной организации “Отечество”
“О развитии реального сектора экономики
России”
1. Текущее состояние реального сектора
российской экономики
“Отечество” борется за возрождение экономики России.
Уже более 8 лет в России продолжается экономический спад.
За период 1990-1998 гг. ВВП сократился на 42%, а промышленное
производство - на 54%. Наиболее сильный спад наблюдался в
обрабатывающих отраслях промышленности. Количество безработных
за период 1992-1998 гг. выросло с 3,6 до 9 млн. человек.
В конце 1998 - начале 1999 гг. в промышленности наметилась
слабая динамика экономического роста. За первое полугодие
1999г. промышленное производство выросло на 3,1%, но ВВП снизился
на 2,9%. Небольшой рост в промышленности стимулировался тремя
факторами: расчисткой внутреннего рынка от импорта в связи
с девальвацией рубля в 1998г. и ростом импортозамещающих производств;
ускорением товарооборота в связи с увеличением денежной массы
в обращении; изменением ценовых пропорций в пользу обрабатывающей
промышленности.
Девальвация рубля обеспечила снижение спроса на импорт, причем
как на потребительские, так и на инвестиционные товары. Национальные
производители и иностранные компании, имеющие производства
в России, получили возможность расширить производства импортозаменяющих
продуктов. При этом некоторые группы российских товаров, например,
ряд продуктов питания, в результате проведенной модернизации
(до кризиса августа 1998 г., на основе в подавляющем большинстве
случаев импортного оборудования) по качеству превосходят импортные
аналоги.
В результате девальвации рубля резко возросла доля доходов
экономики, полученных от экспорта. Национальные экспортеры
получили мощный стимул зарабатывать растущую в цене валюту
и, таким образом, обеспечивать благосостояние своих работников,
платить налоги, создавать задел для инвестиций. Цены на экспортную
нефть еще в начале года были очень низкими. Сейчас ситуация
значительно улучшилась - мировые цены на нефть выросли до
20 долл. за баррель. Эта в принципе положительная тенденция
для нашей экономики в III квартале привела к росту внутренних
цен на нефтепродукты, что по цепочке ведет к росту инфляции
в стране.
Однако почти не увеличился экспорт машин и оборудования,
в том числе капиталоемкой продукции - государство не сделало
для этого практически ничего.
Для того, чтобы полностью компенсировать падение импорта
в 1999 году внутренним производством, необходимо обеспечить
рост ВВП за год не менее, чем на 6%. Финансовые ресурсы для
этого роста в России есть. Положительное сальдо внешнеторгового
баланса в этом году может достигнуть 30 млрд. долл. Если хотя
бы треть из 30 млрд. долл. будет использована для приобретения
отечественных товаров, рост спроса позволит увеличить внутреннее
производство на 5,5 - 6%.
Второй фактор, стимулирующий экономический рост, - ограниченная
денежная эмиссия со стороны ЦБ РФ - привел к некоторому увеличению
внутреннего спроса, сокращению бартера, улучшению структуры
оборотного капитала, повышению ликвидности у промышленных
предприятий.
Третий фактор экономического роста связан с пока еще быстрым
ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности, особенно
в пищевой и легкой отраслях, по сравнению с сырьевыми отраслями.
Таким образом, инфляция, явившаяся следствием девальвации
рубля, объективно внесла позитивный вклад в нормализацию ценовых
пропорций.
К сожалению, положительный импульс отмеченных факторов действует
в весьма ограниченном пространстве, не затрагивая основной
массив обрабатывающей промышленности. Рост цен на нефтепродукты
свидетельствует о том, что позитивный эффект от девальвации
рубля в России практически исчерпан.
Экономический рост, связанный с импортозамещением, упирается
в ограниченность внутреннего спроса на российском рынке, в
отсутствие доступных финансовых ресурсов. Чрезвычайно низок
уровень инвестиций в реальный сектор экономики, отсутствует
его целенаправленная финансовая поддержка со стороны государства.
Для предотвращения угрозы нового спада в промышленном производстве
необходимы срочные меры по повышению покупательной способности
населения, по расшивке неплатежей.
2. Предпосылки экономического роста
Экономический рост в ближайшие годы может опереться на ряд
позитивных предпосылок, сформировавшихся в экономики России
за последние годы, в том числе в результате кризисного спада.
Во-первых это незагруженные производственные мощности. Это
“натуральный” капитал, т.е., здания, сооружения, станки и
механизмы, которые в условиях экономического кризиса выведены
в резерв. В случае, если динамика платежеспособного спроса
потребует полной загрузки этих мощностей, их эффективное вовлечение
в хозяйственный оборот может стать важным ресурсом экономического
роста, причем, как правило, ресурсом почти бесплатным.
Во-вторых, важной предпосылкой является ослабление ресурсных
ограничений в развитии экономики. Сложилась ситуация, когда
экономика России не имеет жестких ограничений по энергии,
металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям
транспортной системы и, кроме того, нет серьезных ограничений
по рабочей силе и ее квалификации.
В настоящее время есть возможность выйти из кризиса “рывком”,
восстановить производственную кооперацию, обеспечить в среднесрочной
перспективе высокие темпы экономического роста, существенное
приближение к докризисным масштабам экономики, а, следовательно,
и продвижение к реальной социально-экономической стабилизации.
Вместе с тем, сохранившийся ресурсный потенциал не вечен,
он достаточно быстро разрушается, теряет свои потребительские
свойства. Любое промедление с разработкой и реализацией адекватной
социально-экономической политики с неизбежностью сокращают
обусловленные этим потенциалом возможности некапиталоемкого
позитивного экономического развития.
Безусловной предпосылкой экономического роста является наличие
в России “человеческого капитала”. Высокий уровень образования
населения, квалифицированные рабочие и инженерные кадры могут
и должны вернуться в реальный сектор экономики.
3. Государственная поддержка реального
сектора экономики России
Целью экономической политики государства должно стать достижение
экономического роста реального сектора экономики. Необходимы
самые энергичные усилия государства, чтобы вытащить реальный
сектор из депрессии, остановить разрушение инфраструктуры,
старение технологических мощностей, растрату накопленного
десятилетиями бесценного “человеческого капитала”. Без экономического
роста в реальном секторе нет надежды на достойную жизнь людей,
нет перспектив развития России.
“Отечество” не обещает экономического чуда, но четко знает
как сделать, чтобы завтра было лучше, чем сегодня.
Главная задача власти - добиться, чтобы люди вовремя и в
полном объеме получали зарплату, пенсии и другие социальные
выплаты - только таким путем можно добиться восстановления
доверия к власти, без которого невозможны никакие серьезные
экономические преобразования. На базе своевременного выполнения
всех обязательств по выплатам денег населению можно добиться
увеличения платежеспособного спроса - главного фактора роста
производства в России до тех пор, пока не заработал механизм
перелива финансовых потоков в реальный сектор экономики
Задача “Отечества” на ближайшую перспективу состоит в том,
чтобы целенаправленными совместными усилиями государства и
отечественных предпринимателей помочь адаптировать к требованиям
рынка все предприятия реального сектора, способные производить
финишную продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом.
Наша стратегическая цель - динамичный и устойчивый экономический
рост на основе расширения внутреннего рынка и увеличения совокупного
платежеспособного спроса, кардинального повышения эффективности
управления на всех уровнях экономики. Необходимо совершенствовать
структуру отечественного экспорта, всемерно поддерживать отечественных
экспортеров готовой продукции. Государство должно стать координатором
экономического развития, на законной основе задавать ориентиры
национального производства и стимулировать повышение его эффективности
и конкурентоспособности. Предлагается принять комплекс законов,
направленных на усиление регулирующей роли государства, защиту
отечественного внутреннего рынка, поддержку рыночного реформирования
промышленности, повышение ответственности руководителей предприятий.
Предприниматель должен, наконец, получить гарантированную
законом свободу хозяйственной деятельности, защиту от произвола
чиновников. Необходимо немедленно устранить правовые тормоза
предпринимательской и инвестиционной активности.
“Отечество” намерено сделать экономическое законодательство
ясным и прозрачным, что будет способствовать вытеснению криминальных
структур из экономики. Необходимо принять целый комплекс законов,
усиливающих институциональную основу экономики, сузив область
административно-бюрократического контроля. Важно создать правовую
основу для деятельности специфических областей экономической
жизни. Установив четкие, ясные, единые для всех “правила игры”,
государство создаст прочную основу для экономического роста.
Государство должно уменьшить налоговую нагрузку на предприятия
реального сектора. Россия по уровню налоговых изъятий не может
ориентироваться на индустриальные страны, где доля ВВП, перераспределяемого
через бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, составляет
до 50%. Оптимальной для России является цифра в 35%. При более
жестких налоговых условиях частный капитал не может быть эффективно
применен в экономике России. Нужно создать благоприятный налоговый
климат для эффективного развития в стране национального капитала
и привлечения иностранных инвестиций.
Необходима стратегия государственного регулирования реального
сектора экономики. Для этого предусматривается:
стимулировать создание мощных российских корпораций, ориентированных
на новейшие технологии, уделяющих необходимое внимание инновационной
деятельности, способных на равных конкурировать с крупными
иностранными компаниями;
создать условия для привлечения личных сбережений граждан
к инвестициям на привлекательных для населения условиях;
восстановить банковский сектор экономики и переориентировать
коммерческие банки на кредитование реального сектора экономики;
проводить активную политику по привлечению иностранных инвестиций,
обеспечивающую им льготный таможенный и налоговый режим при
создании производств, ведущих к возникновению в России новых
рабочих мест;
обеспечить прозрачность выработки и принятия экономических
решений, распределения государственных заказов и кредитов,
их четкое процедурное оформление;
осуществлять регулирование трудовых отношений в соответствие
с соглашениями между представителями работодателей, профсоюзов
и государства;
восстановить на правовой основе государственный контроль
над предприятиями реального сектора, приватизация которых
проведена с нарушениями закона;
провести реорганизацию всей системы управления государственной
собственностью;
сохранить контроль над стратегическими отраслями экономики
и естественными монополиями; поддержать разработку и реализацию
крупных национальных программ в таких областях, как авиация,
ракетно-космическая техника, электроника, ядерная энергетика
и ядерная безопасность, информатика, новые материалы и технологии,
транспортное машиностроение и ряд других;
уделять особое внимание нефтегазовой промышленности, установить
гибкое налоговое регулирование в этой сфере, особенно применительно
к геологоразведке;
провести реструктуризацию угольной промышленности;
кардинально пересмотреть роль угля в топливно-энергетическом
балансе;
развивать технологии по комплексной глубокой переработке
угля на основе концепции “новой угольной политики”. При закрытии
шахт обязательно создавать новые рабочие места для шахтеров
в добывающих производствах (карьеры по добыче ценных и строительных
материалов и т. д.). Обеспечить привлечение инвестиций в угледобывающие
районы (создание свободных экономических зон, предоставление
налоговых и других льгот инвесторам, создающим новые рабочие
места в районах закрытия угольных шахт).
4. Неотложные меры по стимулированию
роста в реальном секторе экономики
“Отечество” считает необходимыми неотложные действия по повышению
платежеспособного спроса населения по следующим направлениям:
погашение задолженности государства пенсионерам и бюджетникам
всех уровней по зарплате и другим выплатам;
всяческое поощрение развития системы потребительного кредита
для приобретения товаров длительного пользования отечественного
производства;
повышение зарплат и пенсий путем увеличения вдвое минимальной
зарплаты и других мер;
налаживание финансирования государственного оборонного заказа
с полным погашением задолженности по зарплате.
Последняя мера не только даст зарплату значительной части
промышленности, но и улучшит финансовое положение сотен предприятий,
повлияет на их способность расширить производство гражданской
продукции для внутреннего и внешнего рынков.
Необходимо разработать четкий механизм погашения огромных
долгов государства предприятиям, выполняющим государственный
заказ. Этот долг является одним из важнейших факторов неплатежей
в российской экономике. Для этого необходимо принять специальный
федеральный закон, который давал бы четкие долгосрочные ориентиры
предприятиям, позволял бы им планировать финансово-экономическую
деятельность на перспективу. Данный законопроект должен включать
следующие положения:
государство фиксирует объемы задолженности по состоянию на
1 января 1999 года и относит ее на внутренний государственный
долг;
исходя из точного объема долга и макроэкономических прогнозов,
устанавливаются сроки погашения задолженности, при этом весь
долг может быть реструктурирован;
на сумму долга государством выпускаются специальные ценные
бумаги (облигации, векселя), которые, строго в установленных
пропорциях по срокам погашения, передаются предприятиям-кредиторам.
Одним из ключевых факторов роста в российской экономике является
развитие импортозамещения. Для развития импортозамещения “Отечество”
предлагает следующие меры:
создать систему стимулирующих мер для всех предприятий на
территории России (в том числе и с иностранным капиталом),
работающих на импортозамещение, в виде снижения налогов, списания
части задолженности по платежам в федеральный бюджет и в местные
бюджеты;
развивать кампанию “Поддержи Россию - покупай отечественное”;
создать при поддержке государства систему возвратного лизинга
для сложной продукции машиностроения и приборостроения; наличие
такой системы позволило бы в соответствии с мировым опытом
продавать оборудование в кредит;
стимулировать создание специализированных компаний (и специализированных
подразделений у компаний-производителей) по техническому сервису,
рекламе, маркетингу, а также дилерской сети по продвижению
продукции с целью повышения конкурентоспособности российских
товаров на внутреннем и мировом рынках;
отказаться от порочной и часто применяемой чиновниками практики
использования бюджетных денег для приобретения дорогого импортного
оборудования при наличии конкурентоспособных отечественных
аналогов.
Для стимулирования экономического роста необходим механизм
предоставления дешевых кредитов российским предприятиям реального
сектора экономики. Средства для этого имеются в российском
финансовом секторе - более 50 млрд. рублей коммерческие банки
держат в качестве своих остатков на корреспондентских счетах
в ЦБ РФ. Для обеспечения заинтересованности банков в кредитовании
реального сектора мы предлагаем следующие меры:
применение льготной ставки налогообложения прибыли банков
в части доходов, полученных от кредитования реального сектора
(15% вместо 45%);
снижение фонда обязательных резервов банков в ЦБ на сумму
средств, размещенных в виде кредитов в промышленности;
организовать проведение кредитных аукционов на временно свободные
средства ЦБ РФ.
Следует создать условия для возвращения в страну около 100
млрд. долл. российских средств, находящихся за рубежом.
Целью таможенной политики должно быть создание условий для
обеспечения экономического роста предприятий реального сектора
экономики России. Необходимо защитить наш рынок с помощью
таможенных пошлин и тарифов, как это делают все, в том числе
и развитые страны. Экспортные пошлины должны стимулировать
экспорт обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего
экспорт высокотехнологичных товаров и услуг. Высота экспортных
пошлин должна быть обратно пропорциональна степени обработки
товара.
Необходимо эффективно использовать такие инструменты как
государственный и оборонный заказы, при бесперебойном бюджетном
финансировании они дадут инвесторам гарантию возврата средств,
вложенных в эти предприятия.
5. Формирование “Списка 500 предприятий”
- “локомотивов” отечественной промышленности
XXI века
Чтобы придать импульс развитию реального сектора “Отечество”
предлагает запустить в действие 500 предприятий, способных
стать “локомотивами” отечественной промышленности XXI века
(“Список 500”).
Прежде всего, мы отберем для нашей программы 500 промышленных
предприятий. Главное требование - они должны быть производителями
финишной продукции, отвечающей современным требованиям внутреннего
и мирового рынка по широкому спектру промышленного производства,
определяющему лицо современной и перспективной экономики страны.
Оживление 500 “предприятий-локомотивов” по цепочкам кооперации
приведет в движение тысячи предприятий-смежников. Среди смежников
будут широко представлены и предприятия малого и среднего
бизнеса. Будет решена важнейшая задача создания сотен тысяч
новых рабочих мест. Тем самым будет активно идти импортозамещение,
будет воссоздан на новой основе наш внутренний рынок промышленной
продукции, в том числе потребительских товаров. Одновременно
должны усиливаться и экспортные возможности российских предприятий.
Выбор предприятий осуществляется по инициативе региональных
отделений “Отечества” на основе конкурса бизнес-планов по
таким критериям, как:
конкурентоспособность производимой и предлагаемой к производству
продукции;
качество менеджмента и уровень системы управления;
высокая степень кооперации со смежниками;
вклад в создание новых рабочих мест в различных регионах
России;
роль в реализации комплексных регионально-отраслевых программ.
Государство окажет содействие отбираемым предприятиям в их
финансовом оздоровлении, проведении взаимозачетов и пр.
Для финансирования и обеспечения поддержки 500 “локомотивов”
будут использоваться льготные кредиты Банка развития, инвестиции
и кредиты частных предпринимательских структур России, иностранные
прямые и портфельные инвестиции, предоставление налоговых
“каникул” и льготного таможенного режима.
“Отечество” намерено создать мощный инвестиционный фонд с
участием крупных зарубежных банков, чтобы привлечь на выполнение
программы и средства населения. Многие люди, имеющие сбережения,
охотно вложат их в солидное дело на выгодных условиях.
“Список 500” - не кратковременная предвыборная акция, а долгосрочная
программа возрождения экономического потенциала российской
промышленности.
Поднимутся 500 “предприятий-локомотивов” - поднимется и вся
Россия.
6. Законодательные инициативы “Отечества”
- реальному сектору экономики России
Для стимулирования роста отечественной экономики мы будем
добиваться принятия следующих нормативных актов.
Закон “О стимулировании реального сектора”, определяющий
механизмы государственной поддержки реального сектора, прежде
всего российского промышленного экспорта, устанавливающий
персональную ответственность всех участников программ, исключающий
административное вмешательство в бизнес.
Закон “О реструктуризации стратегических и градообразующих
предприятий”, устанавливающий порядок национализации таких
предприятий, имеющих просроченную задолженность перед бюджетами
разных уровней, проведение конкурса программ их оздоровления
с последующей передачей во внешнее управление победителям
этих конкурсов, а также порядок предоставления управляющим,
добившихся реальных успехов, права на льготную приватизацию
выведенных из кризиса предприятий.
Закон “Об управлении объектами государственной собственности”,
включающий перечень не подлежащих приватизации стратегических
отраслей, объектов, предприятий, градообразующих комплексов.
Закон “О погашении задолженности по государственному оборонному
заказу”, регламентирующий принципы и порядок погашения задолженности
федеральных органов РФ по государственным оборонным заказам
1993-1998гг. а также по итогам очередного финансового года.
Закон “О защите внутреннего потребительского рынка”, определяющий
правовые нормы, соответствующие международным обязательствам
России, направленные на защиту внутреннего рынка, стимулирование
прежде всего импорта капитала, а не товаров, роста инвестиций
в реальный сектор экономики страны.
Закон “О потребительском кредите”, устанавливающий государственные
гарантии для системы потребительского кредита, для финансовых
учреждений, участвующих в соответствующих программах стимулирования
приобретения гражданами товаров длительного пользования отечественного
производства.
Закон “О концессионных договорах, заключаемых с российскими
и иностранными инвесторами”, обеспечивающий большую привлекательность
участия в концессионной деятельности для иностранных инвесторов,
усиление государственного контроля за исполнением обязательств
концессионеров.
Новая редакция Закона “О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического развития Российской
Федерации”, обеспечивающего создание действенных, учитывающих
современные политические и экономические реалии, механизмов
государственного экономического регулирования, направленных
на стимулирование экономического роста, повышение конкурентоспособности
и технологического уровня российской экономики.
Изменения в Закон “О лизинге”, обеспечивающие развитие лизинга
как реального инструмента обновления производственно-технологического
потенциала промышленного и сельскохозяйственного производства,
транспорта и связи в нашей стране, предусматривающие предоставление
финансовым структурам соответствующих льгот и гарантий.
Изменения в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации,
устраняющие правовые препятствия для развития франчайзинга,
гарантирующие защиту товарных знаков и торговых марок.
Налоговый кодекс Российской Федерации, реализующий проведение
налоговой реформы. Ее основное содержание в переходный период:
сократить налоговые ставки по всему спектру, стимулируя тем
самым уплату налогов в целом; предельно упростить существующее
налоговое законодательство в целях стимулирования притока
инвестиций и обеспечения экономического роста; решительно
отказаться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать;
освободить от налогов прибыль направленную на инвестиции в
основной капитал предприятий реального сектора экономики;
отменить искусственное разделение подоходного налога между
федеральным и региональными бюджетами; осуществить сокращение
налоговых льгот, дальнейшее снижение ставок налога на прибыль.
Закон “Об управлении государственным имуществом”, регулирующий
весь комплекс отношений, связанных с управлением государственным
имуществом, устанавливающий систему ответственности всех должностных
лиц за надлежащее, эффективное управление государственной
собственностью.
Закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”,
определяющий специфические особенности осуществления хозяйственной
деятельности этими предприятиями, устанавливающий четкий механизм
контроля за результатами этой деятельности на основе контрактов,
заключенным с высшим менеджментом.
Закон “Об управлении собственностью Российской Федерации,
находящейся за рубежом”, устанавливающий систему и конкретные
механизмы реализации соответствующих прав собственности.
Закон “Об обращении имущества в собственность Российской
Федерации (национализации)”, устанавливающий жесткий правовой
порядок национализации, соответствующий международным нормам,
и снижающий политические риски для отечественных и иностранных
инвесторов.
Закон “О порядке лицензирования пользования недрами в РФ”,
направленный на защиту прав легальных пользователей недрами,
учитывающий современную правоприменительную практику.
Новая редакция закона “О естественных монополиях”, устанавливающая
новые повышенные требования к “прозрачности” их деятельности,
более четко определяющая сферы деятельности естественных монополий.
Закон “Об усилении ответственности менеджмента за управление
доверенной собственностью”, направленный на четкое регламентирование
прав и ответственности менеджмента, осуществляющего управление
вверенной ему собственностью, предусматривающий различные
виды материальной, административной и уголовной ответственности
за нанесение ущерба интересам собственника.
Закон “О бухгалтерском учете”, законодательно устанавливающий
нормы бухгалтерского учета в нашей стране, максимально приближенные
к международным стандартам.
Закон “Об аудиторской деятельности”, регулирующий статус
аудиторских компаний, их ответственность за результаты деятельности,
а также определяющий механизмы государственного лицензирования
и контроля за аудиторской деятельностью.
Закон “Об экспортном контроле” - закон прямого действия,
обеспечивающий упрощение процедур экспортного контроля при
ужесточении ответственности за нарушение законодательных норм.
Новая редакция Таможенного кодекса, ориентированная на стимулирование
инвестиционной активности и производства отечественной продукции
взамен импортной.
Закон “О сделках, совершенных с использованием служебной
информации на рынке ценных бумаг”, направленный на перекрытие
соответствующего канала коррупции.
Закон “О лоббистской деятельности”, устанавливающий легальные
механизмы и правовые нормы осуществления лоббистской деятельности
и блокирующий нелегальное лоббирование.
“Реформирование налоговой системы Российского
государства”
Введение
В статье 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан
платить законно установленные налоги и сборы. Граждане России,
на которых Основным Законом страны возложены обязанности по
уплате налогов, вправе требовать от правительства создания
и эффективного функционирования налоговой системы как инструмента
государственного регулирования экономики, направленного на
развитие и процветание экономики и общества.
Задача правительства - создать такую налоговую систему, которая
обеспечит своевременный сбор налоговых поступлений, необходимых
для финансирования расходов государства, и в то же время создаст
благоприятные условия для развития производства и роста благосостояния
россиян.
1. Репрессивная сущность действующей
налоговой системы
Действующая в настоящее время налоговая система оказывает
разрушительное влияние на экономику России.
На сегодняшний день единственной задачей, которую ставит
перед собой налоговая система, является максимально возможное
пополнение доходной части бюджета. Налогообложение направлено
исключительно на сиюминутное увеличение поступлений средств
в бюджет, что приводит к неоправданному уровню совокупного
налогового бремени.
Налоговый гнет, которому подвергаются предприятия, в первую
очередь реального сектора экономики, является чрезмерным и
непосильным, что вынуждает предпринимателей скрывать реальные
размеры своего бизнеса. По оценкам экспертов, “серая экономика”
составляет до 40% ВВП, несмотря на то, что в подавляющем большинстве
налогоплательщики готовы и хотят платить посильные налоги.
Увеличение совокупного налогового бремени с целью пополнения
бюджета приводит к обратному результату: планы по сбору налогов
регулярно не выполняются, в бюджетах всех уровней недоимки
достигли огромных размеров.
Обещания власти облегчить налоговое бремя в 1999 г. обернулись
его увеличением. Налог на добавленную стоимость остался прежним,
но при этом введен налог с продаж. Незначительное снижение
ставки налога на прибыль (с 35 до 30%) никак не облегчает
положения российских предприятий.
Непомерные подоходные налоги, прогрессивная ставка обложения,
несопоставимая с мизерной заработной платой - все это толкает
работников и их работодателей на использование полулегальных
и нелегальных схем выплаты заработной платы, укрывая ее от
налогообложения.
Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, несомненно,
усугубляет ситуацию со сбором подоходного налога. С января
1999 г. предусматривается применение прогрессивной ставки
налогообложения к тем, кто сумеет заработать более 30 тыс.
рублей в год, и вводится максимальная ставка подоходного налога
в 45%. Такие меры подрывают стимулы к развитию малого и среднего
бизнеса, будет происходить дальнейшее увеличение в экономике
доли теневого сектора, нелегальных доходов.
Высокий уровень начислений на заработную плату работника
ограничивает финансовые ресурсы реального производства. Если
снизить ставки отчислений во внебюджетные фонды, то общий
объем поступлений в них должен увеличиться: во-первых, благодаря
увеличению фонда оплаты труда; во-вторых, за счет сокращения
различных полулегальных схем выплаты заработной платы. Уменьшение
ставок отчислений во внебюджетные фонды будет способствовать
выходу российской экономики из “тени”.
Крайняя сложность и неопределенность налогового законодательства
вызывает большие проблемы как у налоговых инспекций, так и
у налогоплательщиков. Сложность российского налогового законодательства,
его непрерывные изменения приводит к большому количеству споров
между налогоплательщиками и налоговыми органами, на содержание
которых расходуются большие объемы бюджетных средств, и значительно
ухудшает инвестиционный климат России.
Частые изменения в налоговом законодательстве, не оправданные
экономическими потребностями, не позволяют хозяйствующим субъектам
планировать свою деятельность, сдерживают развитие предприятий
малого и среднего бизнеса, поскольку именно эти предприятия
наиболее чувствительны к каким-либо изменениям условий хозяйствования.
Слабость доходной базы муниципальных бюджетов делает невозможным
для многих органов местного самоуправления проведение самостоятельной,
рациональной и ответственной бюджетной политики, удовлетворяющей
потребностям той или иной территории. Неспособность местных
органов власти самостоятельно финансировать поддержание и
развитие производственной и социальной инфраструктуры, в конечном
итоге, приводит к развитию иждивенческих настроений и неумеренным
требованиям к вышестоящим территориальным образованиям - Российской
Федерации и ее субъектам.
2. Приоритеты налоговой политики “Отечества”
“Отечество” считает, что главным направлением реформирования
налоговой системы российского государства должно быть изменение
ее целевой направленности. Налогообложение необходимо построить
так, чтобы и предприниматели, и наемные работники были заинтересованы
в увеличении легальных объемов производства, легализации и
росте заработной платы.
Налоговые поступления должны увеличиться за счет роста объемов
производства и доходов граждан, легализации российского бизнеса,
а не в результате увеличения налоговых ставок и введения новых
налогов.
В свою очередь федеральный бюджет должен быть инструментом
государственной политики в области экономического развития,
обороны, социальной сферы, а не средством для латания финансовых
прорех.
В рамках существующей налоговой системы любые попытки повысить
собираемость налогов не будут давать должного эффекта. В этой
связи единственный способ обеспечить государство достаточными
налоговыми поступлениями - это провести кардинальную налоговую
реформу. Нужно сделать так, чтобы было выгодно много и честно
работать. Тогда появится масса новых плательщиков и увеличится
налогооблагаемая база, и при сокращении налоговых ставок общий
объем поступлений в федеральный и местные бюджеты будут намного
больше, чем в настоящее время.
Государство должно уменьшить налоговое бремя на предприятия
реального сектора. Россия по уровню налоговых предписаний
не может ориентироваться на индустриальные страны, где доля
ВВП, перераспределяемого через бюджеты всех уровней и внебюджетных
фондов, составляет до 50%. Для России реальной является цифра
в 35%. При более жестких налоговых условиях, существующих
до настоящего времени в экономике России, частный капитал
не может нормально существовать. Нужно создать благоприятный
налоговый климат для эффективного развития в стране национального
капитала и привлечения иностранных инвестиций. “Отечество”
считает необходимым:
сократить количество взимаемых налогов;
значительно упростить налоговую систему. Постепенно отказаться
от тех налогов, уплату которых трудно контролировать и перенести
акцент на те из них, которые легче поддаются контролю. Российское
налоговое законодательство должно стать более ясным и для
налогоплательщиков, и для органов, ответственных за сбор налогов;
осуществить дальнейшее снижение ставок налога на прибыль.
Разрешить предприятиям вычитать из прибыли все документально
подтвержденные затраты, связанные с производством и продвижением
товаров на рынок;
с целью облегчения налогового бремени и повышения собираемости
налогов следует ввести невысокий налог с оборота с одновременной
отменой налога на добавленную стоимость. Налог с оборота имеет
два преимущества: он прост в применении и стимулирует накопление
и инвестиции, поскольку у предприятия остается большая доля
прибыли и оно свободно в ее использовании;
окончательно поставить барьер на пути всякого рода подзаконных
актов по налогообложению.
3. Основные направления налоговой реформы
Предусматривается:
поэтапно снизить налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей,
стимулируя тем самым производство и одновременно делая невыгодным
уклонение от налогов. Отменить малоэффективные налоги и снизить
ставки налогов на бизнес, которые угнетают реальный сектор
экономики;
сократить число налоговых льгот (индивидуальных и отраслевых)
и привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с огромными
неучтенными денежными оборотами. Акцент должен делаться на
предоставление налоговых льгот предприятиям аграрного сектора,
предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность по
приоритетным направлениям научно-технической политики. Различные
социальные группы должны получать не налоговые льготы, а прямую
помощь из бюджетов всех уровней;
уменьшить уровень социальных отчислений во все внебюджетные
фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонды социального
и медицинского страхования) до 25% от налогооблагаемой базы;
переместить акценты с налогообложения бизнеса на налогообложению
земли, недвижимости, транспортных средств и иных объектов
собственности;
налогообложению должны подлежать крупные объекты собственности,
само наличие которых свидетельствует о возможностях налогоплательщиков
нести по ним расходы, в том числе и отчислять средства в бюджет;
снизить максимальную ставку подоходного налога до 30%, сократить
количество ставок налогообложения, поднять их верхние границы;
повысить эффективность работы налоговых органов;
учитывая, что новая налоговая система, уходя от практики
репрессий в отношение реального сектора, должна стать инструментом
экономического роста, обеспечения социальной справедливости,
поддержания взаимоотношений между различными государственными
образованиями внутри Российской Федерации Министерство по
налогам и сборам необходимо преобразовать в Министерство налоговой
политики;
исключить практику постоянного изменения налогового законодательства.
Законодательство о налогах менять не чаще, чем один раз в
пять лет. Решить вопрос о запрещении внесения каких-либо изменений
в налоговую систему России путем принятия неналоговых законов,
содержащих нормы налогового права;
исключить практику изменения налогооблагаемой базы федеральных
налогов и предоставления дополнительных налоговых льгот со
стороны органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований;
разработать механизм компенсации потерь бюджетов территорий
в связи с предоставлением налоговых льгот органами власти
более высокого уровня по налогам, являющимся источниками доходов
субъектов РФ;
провести реформу межбюджетных отношений и обеспечить нормальное
пополнение муниципальных бюджетов;
учитывая, что проблема с распределением и перераспределением
доходов от федеральных и региональных налогов должна решаться
одновременно с введением определенных гарантий получения своей
доли доходов муниципальными бюджетами, в процессе реформы
налоговой системы потребуется разработка новых видов местных
налогов (сборов), способных обеспечить дополнительный приток
доходов в муниципальные бюджеты. Постепенно отказаться от
практики поддержки отстающих регионов при помощи средств федерального
бюджета. Вместо этого Центр должен обеспечить финансирование
на законодательно установленном минимальном уровне сфер здравоохранения,
образования, культуры в масштабах всей страны. Это исключит
нецелевое использование средств, выделяемых из федерального
бюджета;
усовершенствовать инфраструктуру сбора налогов посредством
использования современной компьютерной техники и информационных
технологий для контроля за собираемостью налогов. Создать
единую универсальную базу данных, включающую всех налогоплательщиков
России;
создать налоговые суды или специальные коллегии при действующих
арбитражных судах, учитывая общественную значимость налоговых
правоотношений.
4. Меры по реформированию налоговой
системы
В ближайшее время предусматривается пересмотреть существующую
систему налогов с целью исключения из нее плохо собираемых
и трудно контролируемых налогов. Вводить практику перевода
предприятий, чья деятельность с трудом подлежит эффективному
контролю со стороны налоговых органов, на систему фиксированных
платежей.
Реформирование налоговой системы предусматривает последовательное
снижение ставок налогов, и, прежде всего, тех, которые в наибольшей
степени угнетают производственный сектор и хуже всего собираются.
Снижение налогового бремени в отношении доходов хозяйствующих
субъектов должно сопровождаться переходом к обложению налогами
отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных
средств и иного имущества.
Ставится задача ввести фиксированные платежи для хозяйствующих
субъектов тех отраслей, в которых малоэффективен налоговый
контроль.
Предусматривается принять закон “О проведении эксперимента
по налогообложению добычи нефти на отдельном участке недр”.
Этот закон должен предусматривать введение специального налогового
режима для пользователей недр, осуществляющих добычу нефти
и стабильного газового конденсата, с введением единого налога,
исчисляемого от объема добычи нефти в натуральном выражении.
Основные принципы налоговых отношений в рамках реформированной
налоговой системы должны быть просты и понятны как российским
хозяйствующим субъектам и гражданам, так и иностранным предпринимателям,
желающим вести свой бизнес в России.
“О продовольственной безопасности и
развитии аграрного сектора экономики России”
1.Бедственное состояние аграрного сектора
России
Аграрная сфера является жизнеобеспечивающей отраслью, от
которой зависит продовольственная, и, в конечном счете, национальная
безопасность страны.
В агропромышленном комплексе России сосредоточено более четверти
всех ее производственных фондов, создается 14,6% ВВП, 18%
национального дохода. Более трети экономического потенциала
страны связано с аграрной сферой производства. Отсюда - огромное
значение АПК для жизнеобеспечения населения и экономического
развития России.
Непродуманность и непоследовательность проводимых в стране
в последнее десятилетие экономических реформ особенно болезненно
сказались на аграрном секторе. В силу специфики сельскохозяйственного
производства кризис в агропромышленном комплексе при переходе
к рынку оказался более глубоким, чем в других секторах экономики.
За период 1990 - 1998гг. общий объем сельскохозяйственного
производства сократился на 43,6%, объем животноводства сократился
на 51%, в том числе производства мяса снизилось на 54%, молока
и яиц - на 40%. Валовой сбор зерна в России в 1998г. снизился
до уровня 1937г. и составил 47,8 млн. т.
Особенно снизилось производство и потребление наиболее ценных
белковых продуктов питания - продуктов животного происхождения,
что подрывает здоровье российского народа.
Развал аграрного сектора обусловлен снижением до минимума
роли государства в регулировании агропромышленного производства.
Бюджетная поддержка АПК сократилась с 17% расходов бюджета
в 1991г. до 1% в 1999г.
Опережающий рост цен на материально-технические ресурсы,
особенно энергетические, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную
продукцию и, как следствие, возникший диспаритет цен привели
к тяжелым финансовым последствиям для большинства товаропроизводителей.
Только за счет этого их ежегодные потери составляют около
50 млрд. руб.
Одновременно происходил быстрый рост импорта продовольствия.
Неравные условия деятельности зарубежного сельхозпроизводителя,
активно оддерживаемого государством, и российского - по сути
лишенного государственной поддержки, привели к резкому снижению
конкурентоспособности отечественной продукции.
В сложившихся условиях ни крестьянская собственность, ни
иные внутренние стимулы оказались не способными преодолеть
обрушившиеся на российскую деревню экономические потрясения.
По итогам 1998г. 90% сельхозтоваропроизводителей оказались
убыточными, а само сельхозпрозводство - нерентабельно на протяжении
всех последних лет.
Общее кризисное положение в сельском хозяйстве вызвало мультипликационный
эффект в других отраслях АПК, что выразилось в сокращении
уровней их производства.
В целом оказалась подорванной продовольственная безопасность
страны - важнейший компонент национальной безопасности.
За годы реформ резко снизилось качество жизни сельских жителей.
Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве значительно ниже,
чем в других отраслях народного хозяйства. Далеко не все села
газифицированы, нет надежной телефонной связи, существуют
постоянные перебои в энергоснабжении.
Результатом экономического спада в сельском хозяйстве стала
устойчивая тенденция снижения продолжительности жизни на селе.
2. Цели и основные этапы аграрной политики
“Отечества”
Главной целью аграрной политики “Отечества” является обеспечение
продовольственной безопасности страны, понимаемой как способность
государства удовлетворить потребности населения в основных
продуктах питания соответствующего качества и на уровне рекомендуемых
медицинских норм преимущественно за счет собственного производства
с учетом ресурсных возможностей каждого из субъектов Российской
Федерации.
Россия может и должна сама себя кормить. Для этого “Отечество”
намеревается:
полностью обеспечить население Российской Федерации высококачественными
продуктами питания по доступным для населения ценам;
уменьшить импортную зависимость по всем статьям конкурирующего
импорта ниже критического уровня (менее 15%);
вывести и закрепить непосредственного производителя сельхозпродукции
на рынок продуктов питания;
переломить негативную тенденцию роста социальной напряженности
в аграрном секторе.
Достижение поставленных целей предлагается осуществить в
два этапа:
На первом этапе, в 2000-2001гг. ставятся задачи:
восстановление самообеспечения страны продовольственной пшеницей
на уровне 20-21 млн. тонн в год (15 млн. тонн - потребление,
5 - 6 млн. тонн - переходящий фонд), то есть стабилизация
с постепенным переходом к росту производства;
снижение импортной зависимости по мясу и мясопродуктам до
безопасного уровня.
На втором этапе, в 2002-2005гг. ставятся задачи:
увеличение производства продовольственной пшеницы до 29-30
млн. тонн в год, мяса - до 15 млн. тонн живого веса (9,5 млн.
тонн убойного веса), молока - до 50 млн. тонн;
повышение конкурентоспособности и качества зерна;
перейти на частичную самоокупаемость возделывания пшеницы.
Реализацию поставленных целей предусматривается обеспечить
с учетом специфики развития сельского хозяйства в условиях
России:
климатические условия (более половины пашни в России находится
в условиях рискованного земледелия);
протяженность коммуникаций (транспортные расходы, относимые
на себестоимость, несопоставимы с аналогичными расходами даже
таких больших государств, как США, Канада, Аргентина);
значительно более слабая (по сравнению с другими секторами
экономики) правовая, экономическая и организационная подготовленность
сельского хозяйства к рыночным преобразованиям;
остро выраженная социальная незащищенность сельских тружеников
по сравнению с горожанами.
3. Основные направления аграрной политики
“Отечества”
1. Для оздоровления ситуации в аграрном секторе необходимо
сделать ставку на непосредственных производителей продовольствия,
ведущие, зарекомендовавшие себя, национальные и региональные
продовольственные корпорации. “Отечество” поддержит развитие
различных форм сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной
интеграции, создание агропромышленных корпораций объединяющих
финансовый капитал, производство сельхозпродукции и сырья,
их переработку и реализацию конечному потребителю.
Непосредственные производители сельскохозяйственного сырья
должны стать неотъемлемой частью вертикально интегрированных
структур агробизнеса, в которые также войдут предприятия пищевой
промышленности, хранения, оптовой и розничной торговли.
2. Государство должно оказывать всемерную поддержку отечественному
производителю сельхозпродукции по программно-целевому принципу,
стимулировать расширение национального продовольственного
рынка. Государственная поддержка будет оказываться жителям
села в следующих направлениях:
инициирование и оказание государственной поддержки созданию
крупных продовольственных корпораций и аграрно-промышленных
групп, в состав которых войдут производители сельскохозяйственного
сырья;
создание системы налогообложения, способствующей росту производства
и доходов селян;
государственное регулирование эквивалентного обмена между
сельским хозяйством и другими отраслями экономики на основе
поддержания паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию, защита аграриев от монополизированных промышленных
структур;
совершенствовать систему льгот и дотаций. Привязать государственную
поддержку к росту производительности труда и объемам реализации;
государство должно поддержать создание системы возвратного
лизинга сельскохозяйственной техники. Наличие такой системы
позволит в соответствии с мировым опытом продавать оборудование
в кредит;
возмещение убытков в связи с неурожаями, вызванными природными
катаклизмами, непредсказуемыми колебаниями рыночной конъюнктуры,
в том числе нарушениями паритета в товарообмене между городом
и деревней.
3. “Отечество” признает незыблемость прав крестьян на свободный
и самостоятельный выбор форм собственности и хозяйствования
на селе. Принятие нормативных актов о земле, по которым земля
как средство производства передается в бессрочное пользование
акционерным, коллективным, крестьянским и фермерским хозяйствам
с правом наследования или в аренду без права ее продажи. В
частной собственности на ближайшие 3-5 лет преимущественно
будут находиться приусадебные, садоводческие и дачные участки
земли. Следует не допускать разрушения потенциала крупнотоварного
сельхозпроизводства и способствовать развитию крестьянских
(фермерских хозяйств), повышению их роли в обеспечении страны
продовольствием.
4. Государство должно оказать содействие аграрному сектору
в организации на кооперативных началах кредитно-финансовых
учреждений, страховых компаний, кредитных союзов, банков,
и финансовых фондов, способных привлечь крупный банковский
капитал к финансированию аграрных отраслей. Будет образован
Сельхозбанк с контрольным пакетом акций принадлежащих государству,
для целевого финансирования и кредитования аграрных отраслей.
Предполагается выпустить облигации Государственного сельскохозяйственного
займа для привлечения инвестиций в аграрный сектор.
5. Важнейшей проблемой для сельского хозяйства является создание
механизма предоставления дешевых кредитов предприятиям аграрного
сектора. Предусматривается создать условия, стимулирующие
коммерческие банки на предоставление дешевых кредитов аграрному
сектору путем введения льготной ставки налогообложения прибыли
банков в части доходов, полученных от кредитования аграрного
сектора.
6. Будет введена система федеральных закупок урожая зерновых
государством по объявленным до посевной контрактным ценам.
На первом этапе аграрных реформ государство должно гарантировать
закупку зерновых по ценам в пределах 60-70% стоимости аналогичных
типов продовольственной пшеницы на мировом рынке. При этом
до начала посевной производителям должно авансироваться не
менее 30% стоимости закупаемой продукции. Излишки сверх договора
могут реализовываться производителями по ценам свободного
рынка.
7. Необходимо существенно ограничить бартерные операции в
аграрном секторе, установив правовой и экономический коридор
этих операций в интересах аграриев.
8. Государство будет защищать экономические интересы сельских
товаропроизводителей от преступных посягательств, глубокой
криминализации аграрного сектора экономики.
9. Предусматривается разработать механизм и начать реализацию
“зеленой революции” в земледелии - внедрение новых высокоурожайных
сортов отечественной и зарубежной селекции с целью резкого
увеличения продовольственных ресурсов. “Зеленая революция”
предусматривает также необходимое осушение и орошение земель,
химизацию и механизацию сельского хозяйства. Государство должно
поддерживать и частично финансировать работы по восстановлению
плодородия деградировавших почв с нарушенным содержанием гумуса.
Необходимо стимулировать экологоэкономический дифференцированный
переход на прогрессивные системы земледелия, чтобы в ближайшие
годы повсеместно восстановить нарушенные параметры плодородия
почв и экосистему поле-ферма-поле.
10. “Отечество” предлагает разработать и реализовать программу
развития малого и среднего бизнеса в аграрном секторе. Эта
программа должна включать в себя:
разработку и принятие самостоятельной законодательной и нормативной
базы, определяющей специфические условия деятельности малых
и средних предприятий в сельской местности, их отношения с
органами власти и другими хозяйственными субъектами;
освобождение любого нового предприятия в сельской местности
с числом занятых менее 10 человек от всех налогов, кроме взносов
в социальные фонды в течение первого года работы;
минимизация административно-разрешительной и контролирующей
практики и установление реально упрощенной системы отчетности;
содействие кооперации, объединению мелких предпринимателей
сельской местности по отраслевым, региональным, профессиональным
и другим признакам.
11. Предусматривается стимулировать более глубокую и безотходную
переработку пищевого сырья на перерабатывающих предприятиях
на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта.
12. Государство должно обеспечить проведение разумной, сбалансированной,
открытой экспортно-импортной продовольственной политики, с
одной стороны, защищающей отечественного сельхозпроизводителя
и стимулирующей повышение эффективности его производства,
а с другой - использующей преимущества международного разделения
труда.
13. Государство должно поддерживать отечественную сельскохозяйственную
науку и аграрное образование, развивать международные связи
в этой сфере экономики.
14. Основные направления социальной политики на селе:
выравнивание средних доходов сельских жителей и горожан,
повышение уровня среднеотраслевой оплаты труда в сельском
хозяйстве до соответствующей величины по экономике в целом;
развитие сельской инфраструктуры до уровня городских стандартов.
Государство должно повысить энерговооруженность села, используя
альтернативные источники энергии (ветровую, солнечную и др.),
помочь газификации села, строить дороги, развивать качественную
связь и другую инфраструктуру, стимулировать строительство
жилья в сельской местности с учетом особенностей традиционного
уклада жизни крестьян (каждой семье - свой дом со всеми удобствами),
создать условия для устойчивого самовоспроизводства сельской
социальной общности как в демографическом, так и в духовном
и культурном отношении.
4. Законодательные инициативы “Отечества”
- аграрному сектору экономики
Для стимулирования роста в аграрном секторе экономики мы
будем добиваться принятия жизненно важных нормативных актов,
в числе которых:
Земельный кодекс РФ, устанавливающий жесткий государственный
контроль за целевым использованием земель.
Закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, предусматривающий
систему льгот, направленных на стимулирование роста товарности
трудового крестьянского (фермерского) хозяйства, повышения
его эффективности, технологичности и технической оснащенности,
а также систему контроля за целевым использованием предоставленных
льгот и стимулов.
Закон “О государственных гарантиях закупки сельскохозяйственной
продукции”, гарантирующий закупку сельскохозяйственной продукции
у ее производителей на основе заключенных договоров.
Закон “О стимулировании реального сектора”, определяющий
механизмы государственной поддержки реального сектора, в том
числе сельхозпроизводителя, устанавливающий персональную ответственность
всех участников программ.
Закон “О защите внутреннего потребительского рынка”, определяющий
правовые нормы, направленные на защиту внутреннего рынка,
в том числе по продовольствию и сельскохозяйственному сырью.
Новая редакция Закона “О государственной поддержке малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, устанавливающая
систему мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса
в сельской местности, включая реализацию федеральных и региональных
программ с законодательно установленными источниками их финансирования.

|