Íîâîñòè
Òåõíîëîãèÿ êàìïàíèé
Âûáîðû-ñïðàâî÷íèê
Íàó÷íûé æóðíàë
Èññëåäîâàíèÿ
Çàêîíû î âûáîðàõ
Ïîëèòèêà â WWW


Top
Выборы в России. Выборы - справка
Партии и движения на выборахПрограммыЛозунгиНаглядная агитацияДокументы
 

ИНФОРМАЦИЯ
о работе фракции в парламенте в январе - июне 1999 года.

Парламентская деятельность КПРФ в отчетный период проходила в крайне сложных условиях внутриполитической обстановки в России и внешнеполитической ситуации в мире. Закат эпохи правления Б.Ельцина с его нарастающей кадровой чехардой и непрерывными склоками в верхах при полном безразличии высших должностных лиц государства к подлинным проблемам России, широкомасштабные военные действия стран блока НАТО против Югославии, балансирование российского государства на грани финансовой катастрофы - вот лишь некоторые ключевые элементы этой чрезвычайно непростой обстановки.

Весной этого года в России в очередной раз произошла резкая дестабилизация социально-политической ситуации. В ее основе лежали не столько объективные обстоятельства, сколько, главным образом, обострение межклановых противоречий в высших эшелонах президентской власти. Ближайшее окружение Б. Ельцина, находящееся под постоянно растущей угрозой новых публичных разоблачений по вскрытым Генеральной прокуратурой РФ фактам коррупции, вновь ввергло Россию в острый правительственный кризис.

В мае с. г. Президент РФ без видимых на то оснований и вопреки позиции обеих палат парламента отправил в отставку Правительство Российской Федерации во главе с Е.М.Примаковым. По сути, это был единственный с начала "рыночных реформ в России" правительственный кабинет достаточно широкой парламентской коалиции, который в короткие сроки сумел снискать доверие и поддержку во всех слоях российского общества и начал осуществлять масштабные практические мероприятия в реальном секторе экономики страны.

В процессе формирования нового состава Правительства РФ во главе с С.В.Степашиным главные источники напряженности во взаимоотношениях между противостоящими олигархическими группировками, судя по многим признакам, не были устранены. Их общее количество, по целому ряду причин, даже возросло. Тем самым кризис власти в стране вошел в новую фазу своего развития, характерной особенностью которой является слабая предсказуемость не только отдаленной, но также и текущей политической перспективы.

Общая же антикоммунистическая направленность нынешних действий президентской команды совершенно очевидна. Ближайшей целью предпринимаемых ею шагов является создание такой обстановки в стране, которая позволила бы любыми усилиями воспрепятствовать прогнозируемому большинством социологических служб успеху левых и патриотических сил страны на предстоящих парламентских выборах, помешать созданию надежного плацдарма на выборах Президента Российской Федерации. Действия Б.Ельцина и его ближайшего окружения по дестабилизации обстановки в стране, повышению уровня конфронтационности во взаимоотношениях между различными ветвями власти не могут в этих условиях рассматриваться иначе, чем открытый вызов, брошенный нынешним Президентом РФ всему российскому обществу в стремлении любой ценой удержаться у власти.

Главным внутриполитическим событием текущего года стало рассмотрение Государственной Думой ФС РФ вопроса о выдвижении обвинения против нынешнего главы государства в совершении им ряда тяжких преступлений против России и ее народов. Откликаясь на требования почти десяти миллионов граждан Российской Федерации, потребовавших отстранения Б.Н. Ельцина от власти в ходе Всероссийской акции гражданского протеста населения осенью 1997 года, и выполняя решение V ( внеочередного) съезда Компартии Российской Федерации, фракция КПРФ совместно с Аграрной депутатской группой и депутатской группой "Народовластие" в июне 1998 года выступила инициатором выдвижения обвинения против нынешнего Президента РФ для отрешения его от занимаемой должности.

Юридическая квалификация совершенных им противоправных действий касалась оценки фактов подготовки и заключения Беловежских соглашений в декабре 1991 года, организации государственного переворота в сентябре-октябре 1993 года, превышения пределов властных полномочий при применении военной силы в Чеченской Республике, нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществления политики геноцида народов России.

Если на момент официального внесения фракцией КПРФ и ее политическими союзниками обращения о начале процедуры "импичмента" в отношении Б.Н. Ельцина под этим документом стояли подписи 217 депутатов, то к маю с.г. инициативу выдвижения обвинения против главы государства поддерживали уже 259 депутатов.

После принятия Государственной Думой решения о начале предусмотренных статьей 93 Конституции РФ процедур по отрешению Б.Н. Ельцина от должности Президента РФ была сформирована специальная депутатская комиссия во главе с членом фракции КПРФ В.Д.Филимоновым. Комиссия на своих многочисленных заседаниях детально рассмотрела юридическую квалификацию всех вменяемых в вину нынешнему президенту противоправных действий и своим заключением, поддержанным большинством голосов участвующих в ней депутатов, подтвердила обоснованность обвинения по всем пяти пунктам.

Первоначально рассмотрение палатой заключения специальной комиссии планировалось на 15 апреля с. г., однако из-за отсутствия уточнений в регламентных нормах по отдельным процедурам обсуждение данного вопроса было перенесено на 13-15 мая с. г.

В ходе внеочередного пленарного заседания Государственной Думы большинство выступавших поддержало выводы специальной депутатской комиссии и констатировало многочисленные нарушения законов Российской Федерации в действиях главы государства, совершенных им в течение всего периода его президентства. Фракция КПРФ настояла на том, чтобы голосование по вопросу о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации носило открытый характер и проходило с использованием именных бюллетеней. Это позволило отчетливо продемонстрировать обществу всю глубину морального падения лидера ЛДПР В.Жириновского и его сторонников, ряда других депутатов, по корыстным соображениям вставшим на путь откровенного и циничного соглашательства с антинародным режимом.

В результате открытого голосования с использованием именных бюллетеней большинство Государственной Думы ФС РФ подтвердило обоснованность обвинения Б.Н. Ельцина в совершении тяжких преступлений против государства, общества и личности. Наибольшую поддержку депутатов ( 284 чел.) получил пункт обвинения о незаконном характере действий Президента РФ по развязыванию вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Ход обсуждения данного вопроса в Государственной Думе, результаты голосования депутатских объединений и отдельных депутатов, несмотря на отсутствие правовых последствий в рамках конституционной процедуры отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина от занимаемой должности, являются важной политической и нравственной победой левых и патриотических сил России накануне выборов в Государственную Думу ФС РФ.

Другим важнейшим политическим событием текущего года стало начало развертывания блоком НАТО полномасштабных боевых операций против Союзной Республики Югославия. С самого начала варварских бомбардировок натовской военщиной населенных пунктов Югославии Государственная Дума по инициативе фракции КПРФ и ее союзников заняла предельно жесткую позицию, потребовав немедленного прекращения бомбардировок и перевода конфликта в русло политического урегулирования. Фракция единодушно поддержала принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления "О присоединении Союзной Республики Югославии к Союзу Беларуси и России".

Депутаты-коммунисты подготовили более десяти постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы, все они приняты палатой. В их числе:

- Обращения к Президенту РФ в связи с угрозой применения силы против Союзной Республики Югославии, к Президенту Соединенных Штатов Америки и членам Конгресса США, к правительствам и парламентам государств Европы в связи с ситуацией на Балканах, к парламентам европейских государств в связи с угрозой общеевропейской экологической катастрофы;

- Заявления в связи с агрессией Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии, об обстановке вокруг Косово, в связи с обострением ситуации в Косово, о недопустимости использования российских средств массовой информации в психологических операциях Организации Североатлантического договора;

- Постановления о срочных мерах по прекращению ракетно-бомбовых ударов НАТО по Югославии и возобновлению процесса политического урегулирования ситуации вокруг Косово, о создании Комиссии Государственной Думы ФС РФ по изучению и обобщению информации о преступлениях, совершаемых в ходе агрессии Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии.

Члены фракции КПРФ ЗюгановГ.А., Селезнев Г.Н., ШабановА.А., Бенов Г.М., ПономаревА.М. и многие другие депутаты-коммунисты в составе парламентских и правительственных делегаций, по линии межфракционной депутатской группы "АнтиНАТО", в составе специализированных групп представителей российской общественности неоднократно выезжали в Белград, посещали различные города СРЮ, включая населенные пункты автономного края Косово. Повседневная напряженная работа велась фракцией в тесном контакте с Посольством СРЮ в Российской Федерации, оттуда регулярно поступала достоверная информация об агрессивных действиях натовцев против мирного населения югославских городов, о бомбардировках гражданских объектов в Косово и других районах страны. Эта информация направлялась для опубликования в печатные органы левой и патриотической ориентации.

Руководство фракции, депутаты-коммунисты, ответственные сотрудники аппарата фракции постоянно сверяли детали нашей позиции с МИДом и Минобороны РФ, другими заинтересованными ведомствами. Представители думской фракции КПРФ выступили с важными инициативами в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Выступление руководителя фракции КПРФ Г.А.Зюганова с оценками ситуации на Балканах и предложениями по ее мирному урегулированию стали одним из ключевых элементов прошедшей в начале с. г. на Кипре международной встречи левых и прогрессивных партий Европы.

Весь истекший период в России и вокруг нее непрерывно происходили события, требовавшие незамедлительной оценки и реагирования со стороны КПРФ и ее фракции, выработки неотложных решений по ряду важнейших политических и социально-экономических проблем. Серьезное дестабилизирующее воздействие на обстановку в российском обществе оказала ситуация, связанная с попыткой президентской команды отправить в отставку Генерального прокурора РФ Ю.И.Скуратова. По предложению депутатов-коммунистов и их союзников палата приняла Постановление "О ситуации, сложившейся в связи с отстранением от должности Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И.Скуратова", а также два обращения к членам Совета Федерации ФС РФ в связи с рассмотрением представления Президента РФ об освобождении от должности Генерального прокурора РФ Ю.И.Скуратова" и в связи с неконституционным отстранением от должности Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И.Скуратова.

Государственная Дума была вынуждена дважды в приоритетном порядке рассматривать правительственные программы антикризисных мер и большие по объему представленных материалов пакеты законопроектов, предусматривавших внесение существенных коррективов в действующее бюджетное, налоговое и банковское законодательство. Это, естественно, вызывало необходимость срочного изменения графика законопроектной деятельности фракции КПРФ, профильных Комитетов Госдумы, возглавляемых депутатами-коммунистами.

В план законотворческой деятельности фракции КПРФ на период VII сессии Государственной Думы были включены 78 проектов федеральных законов. Из них к настоящему времени прошли различные стадии парламентского обсуждения 58 законопроектов. Приняты Госдумой 30 законов, вступили в силу 6 федеральных законов.

Определяя приоритеты политической и законотворческой деятельности фракции на весеннюю сессию 1999 года, компартия учитывала главную особенность текущего политического момента. Фактически все основные политические силы России вступили в этап активной подготовки к развертыванию предстоящей избирательной кампании. Выдвижение ими наиболее значимых законодательных и политических инициатив в этот период в определяющей мере диктуется предвыборными интересами. Подавляющее большинство депутатов, включая представителей общественно-политических партий и движений, выражающих интересы крупного капитала, стремятся набрать предвыборные очки на социальной привлекательности прежде всего тех инициатив, которые пользуются поддержкой большинства населения.

В этих условиях КПРФ сочла своевременным и тактически оправданным активное продвижение через Думу ряда важных законопроектов социально-экономического блока, которые ранее не встречали должного понимания у части депутатов от одномандатных округов , у членов фракции "Яблоко" и депутатской группы "Регионы России" .

Каждый пятый законопроект, рассматриваемый Государственной Думой, вносился профильным Комитетом по труду и социальной политике. Число законодательных инициатив, связанных с проблемами социальной защиты населения, постоянно растет. Около 60 % обращений в Государственную Думу, затрагивающих вопросы совершенствования и использования действующего законодательства, так или иначе касались различных аспектов социальных и трудовых отношений.

Депутаты-коммунисты, работающие в этом Комитете, вместе со своими политическими союзниками последовательно отстаивали интересы наиболее незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, чернобыльцы, малообеспеченные семьи и др.), представителей тех государственных структур, которые обеспечивают соблюдение законности, правопорядка, безопасности и обороны страны. Одновременно они противостоят попыткам Правительства РФ и ряда субъектов законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы антисоциальные, лоббистские законопроекты, ухудшающие положение этих и иных категорий граждан и идущие вразрез с положениями действующей Конституции РФ.

Так, на протяжении более, чем трех лет фракция КПРФ отстаивала принятие законопроекта "О базовой стоимости необходимого социального набора", внесенного депутатом-коммунистом Зоркальцевым В.И. Закон устанавливает эквивалент (базовую стоимость необходимого социального набора в размере 464 рубля СССР) для расчетов при погашении долга государства перед вкладчиками Сберегательного банка. В настоящее время закон принят и подписан Президентом РФ.

Благодаря усилиям депутата В.И.Зоркальцева, других членов фракции КПРФ удалось отстоять прежнюю редакцию Федерального закона "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации", отклоненный Советом Федерации. Закон был принят в развитие Федерального закона от 10 мая 1995 года "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", в соответствии с которым вклады в Сбербанк Российской Федерации до 20 июня 1991 года. признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации. Закон устанавливает порядок оформления государственного долга по гарантированным обязательствам, порядок признания и удостоверения права граждан на обеспечение их неотложных нужд, а также порядок его выплаты. Определены категории граждан, которые имеют право на первоочередное восстановление их сбережений. К сожалению, в мае 1999 года закон был отклонен Президентом РФ и палате предстоит принимать по нему согласованное решение.

Принят и вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", внесенный по инициативе депутата-коммуниста Короткова Л.В. Закон направлен на совершенствование механизма поддержки доходов малообеспеченных граждан. В частности, предусматривается выплачивать всем категориям безработных пособие по безработице в течение всего периода временной нетрудоспособности (в настоящее время существует ограничение периода оплаты временной нетрудоспособности 30 календарными днями). Также уточняется, что период временной нетрудоспособности и время получения пособия по безработице не прерывают трудового стажа.

Разрабатывается проект федерального закона "О повышении минимального размера оплаты труда". Концепция законопроекта, устанавливая текущий минимальный размер оплаты труда в сумме 200 рублей, исходит из необходимости преодоления отставания минимальной заработной платы от темпов инфляции. Фракция КПРФ активно поддерживает данный законопроект.

Преодолено вето Президента РФ на Федеральный закон "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы". Данным законом устанавливается, что тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки отныне будет определяться в законодательном порядке и должна составлять с 1 января текущего года 110 рублей. Закон подписан и вступил в силу.

Преодолено вето Президента РФ на закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", внесенный депутатами-коммунистами. Закон вступил в силу в марте 1999 года. Согласно его нормам улучшается пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Члены фракции активно поддержали в первом чтении законопроект, направленный на уточнение статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в части уточнения порядка исчисления индивидуального коэффициента пенсионера , который в настоящее время искусственно занижается органами социальной защиты на местах. Одновременно был отклонен правительственный законопроект, закрепляющий порочную практику занижения данного коэффициента.

Принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Законопроектом вводится показатель "среднемесячной начисленной заработной платы" в стране с тем, чтобы использовать его при начислении пенсий. Прежняя формулировка этого показателя позволяла Правительству РФ весьма произвольно толковать размер заработной платы, в результате чего большинство пенсионеров в настоящее время не получают давно ожидаемую прибавку к пенсии.

По инициативе депутата-коммуниста В.Р.Пашуто принят Федеральный закон "О целевой выплате", который призван компенсировать пенсионерам рост цен на потребительские товары и услуги. Финансирование дополнительных расходов предусматривается производить из источников, за счет которых осуществляются выплаты соответствующих видов государственных пенсий. В настоящее время закон передан на подпись Президенту РФ.

Принят и вступил в силу Федеральный закон "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 145 ‘ ". В соответствии с законом невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат, совершенная руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности, будет наказываться штрафом в размере от ста до семисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет. Одним из инициаторов данного закона является депутат-коммунист Лукьянов А.И.

Вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О подоходном налоге физических лиц", в котором, по инициативе депутата-коммуниста Даниловой Н.П., внесена поправка об увеличении необлагаемого налогом минимума (с 2 до 4 МРОТ) для одиноких женщин, имеющих детей, и инвалидов.

По инициативе Аграрной депутатской группы при активной поддержке фракции КПРФ Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об основах законодательства о социальном развитии села". Законопроект носит концептуальный, рамочный характер и определяет правовые, организационные и экономические основы социального развития села, основные задачи и принципы функционирования и развития отраслей социальной сферы села. Законопроектом юридически закрепляется принцип государственной поддержки села. Для финансового обеспечения социального развития села предлагается долевое участие бюджетов всех уровней и создание единой финансово-кредитной системы.

В Думе продолжает активно работать межфракционная группа депутатов-железнодорожников. В ее составе 10 человек, возглавляет группу депутат-коммунист Кибирев Б.Г. Члены группы Громов В.П., Потапенко А.Ф., Михайлов А.Н. и другие наладили тесные связи с трудовыми коллективами железнодорожного транспорта, регулярно доводили их требования до Правительства РФ и МПС, ориентировали руководство отраслевого профсоюза на решение конкретных социальных проблем. Группа активно отстаивала в депутатских объединениях идею сохранения в федеральной собственности единой железнодорожной сети, и большинство Государственной Думы поддержало ее в этом.

По инициативе депутатов-железнодорожников палата приняла в 1999 году три федеральных закона, регулирующих деятельность предприятий и организаций железнодорожного транспорта. В первом чтении принят законопроект "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".

Благодаря твердой позиции фракции, удалось существенно затормозить темпы и сузить масштабы неконтролируемой приватизации государственной собственности и муниципального имущества.

Депутаты-коммунисты выступили инициаторами принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию". Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена прежде всего сложившейся практикой применения органами исполнительной власти правовых норм Закона Российской Федерации "Об образовании" в части, касающейся вопросов сохранения статуса государственных и муниципальных учреждений и запрещения их приватизации. Устанавливается бессрочный мораторий на приватизацию объектов собственности системы образования. Вводится новый механизм учета мнения трудового коллектива при передаче образовательного учреждения федерального ведения в ведение субъекта Российской Федерации. Предусматривается ужесточить условия согласования с органами власти на местах при ликвидации учреждения образования соответствующего ведения. В настоящее время закон вступил в силу.

В целях ограждения системы социального страхования от экспериментов с явно негативными последствиями по инициативе группы депутатов, в том числе представителя фракции КПРФ А.В.Апариной был разработан и принят закон "О моратории на проведение экспериментов в государственной системе социального страхования". Он предусматривает объявление моратория на проведение экспериментов в государственной системе социального страхования на период до 2003 года, цель которого - предупредить планируемое Министерством Российской Федерации по налогам и сборам проведение эксперимента по передаче функций сбора страховых взносов в государственные внебюджетные фонды налоговым органам.

Принят закон "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которым предусматривается введение дополнительного пособия к началу учебного года детям, проживающим в малообеспеченных семьях. Размер данного пособия предлагается установить на уровне минимального размера оплаты труда, его выплата будет финансироваться из федерального бюджета.

Депутат фракции КПРФ Т.В.Плетнева активно работала над проектом федерального закона "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Речь идет о льготах для детей из малообеспеченных семей на проезд междугородным транспортом в неотложных ситуациях ( по семейным обстоятельствам и т.п.) . Этот закон был ранее принят и одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом РФ. Закон устанавливает, что льгота на проезд на междугородном транспорте с 1 октября по 15 мая будет предоставляться отдельным категориям обучающихся, в основном детям из малообеспеченных семей, неоднократно, а в период с 16 мая по 30 сентября – один раз в год.

Дума приняла закон "О государственной поддержке многодетных семей", внесенный группой депутатов-коммунистов. Законопроект направлен на законодательное решение проблем, связанных с государственной поддержкой многодетных семей (в настоящее время эти правовые нормы разрознены по отдельным нормативным актам) . Законопроект устанавливает целенаправленное и адресное предоставление льгот многодетным семья : 30 % скидка установленной платы за пользование коммунальными услугами, бесплатная выдача лекарств для детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд на городском транспорте и 50 % скидки при оплате проезда на железнодорожном транспорте детям до 18 лет, нуждающимся в лечении, право на внеочередной прием в дошкольные учреждения и многое другое. Целью законопроекта является повышение жизненного уровня многодетных семей и улучшение демографической ситуации в стране.

Закон "О внесении дополнений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" предусматривает усиление ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей. При участии депутата фракции В.К.Кошевой разработан принятый Госдумой 336 голосами "за" при отсутствии воздержавшихся и без единого голоса "против" Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Одновременно ею ведется работа еще над тремя законопроектами, предусматривающими внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в связи с принятием базового закона о профилактике детской беспризорности.

Благодаря активной позиции многих депутатов-коммунистов принят Федеральный закон "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации". Закон направлен на повышение уровня нравственности теле- и радиопередач и определяет компетенцию специального органа по защите нравственности в информационном пространстве - Высшего совета, члены которого на паритетной основе будут назначаться Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, Правительством РФ. Закон не предполагает введения цензуры на телевидении и радиовещании, вместе с тем он содержит перечень норм, нарушение которых будет наказываться штрафом до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Эти санкции предусмотрены в случае выпуска в эфир передач, содержание или цели которых направлены на угрозу безопасности личности или государства, разжигающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть, нарушающих общепринятые нормы гуманности и морали, семейные устои и другие моральные принципы, исторически сложившиеся в России. Думе предстоит вновь возвратиться к данному законопроекту в связи с его отклонением Президентом РФ.

В критическом плане следует отметить, что принятие Госдумой разработанного с участием депутатов-коммунистов закона "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера" вызвало в обществе далеко не однозначный резонанс. Законом определяется, что все виды деятельности по обороту продукции сексуального характера осуществляются при наличии лицензий, выдаваемых органами государственной власти. Распространение и реклама такой продукции допускаются лишь в специально отведенных местах. В целях защиты физического здоровья и нравственности лиц в возрасте до 18 лет не допускается вовлечение их в деятельность по изготовлению и обороту продукции сексуального характера. С учетом очевидной спорности целого ряда положений законопроекта фракция КПРФ определяла свое отношение к нему в режиме свободного голосования депутатов.

Преодолено вето Президента РФ на Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", работу над которым в течение длительного времени вел профильный комитет по туризму и спорту. Основная задача данного закона - создать правовую базу для реализации мер по оздоровлению населения страны, решению ряда социальных проблем средствами физической культуры и спорта. Законопроект предусматривает существенную государственную поддержку развитию массового спорта путем льготного налогообложения объектов и организаций физической культуры и спорта, работающих с населением.

Комитет по туризму им спорту, возглавляемый депутатом-коммунистом Соколовым А.С., проводил работу по формированию условий, обеспечивающих сохранение рабочих мест в зонах отдыха населения страны и, одновременно, доступность санаторно-курортного лечения для граждан с невысокими доходами, особенно для детей. Были проведены парламентские слушания, выводы которых легли в основу законопроекта о курортной деятельности в Российской Федерации. В марте с. г. депутат-коммунист КибиревБ.Г. представил Государственной Думе проект федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды", который успешно прошел процедуру рассмотрения в первом чтении.

Наряду с принятием федеральных законов по вопросам уровня жизни и доходов населения, труда и занятости, пенсионного обеспечения и пособий, которым в профильных Комитетах уделяется первоочередное внимание, депутаты-коммунисты активно работали над законопроектами о социальном обслуживании (государственные гарантии и компенсации, социальные льготы) и деятельности внебюджетных социальных фондов. Так, в марте с. г. во втором чтении был принят проект федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", в разработке которого участвовали депутаты-коммунисты Ионов А.В., Коротков Л.В., Панин В.Е., Пашуто Р.В., Шандыбин В.И. Законопроект имеет рамочный характер, он закладывает правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Предусматривается, что для лиц наемного труда условия социального страхования превратятся в важнейшие положения трудового договора.

Депутат-коммунист Штогрин С.И. подготовил новую редакцию федерального закона "О налоге на имущество физических лиц", которая освобождает от налога на имущество все строения на садовых участках размером менее 50 кв. метров, дифференцирует размеры налогов в зависимости от размера жилой площади.

Фракция выступила инициатором принятия ряда постановлений Государственной Думы для урегулирования некоторых неотложных социальных проблем населения страны. В их числе - "О реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", "Об оказании социальной помощи детям, пенсионерам и малоимущим гражданам", "О мерах по обеспечению государственной поддержки детей-инвалидов", "О необходимых мерах по ликвидации задержек выплаты заработной платы работникам образования". Палата обратилась к Председателю Правительства РФ по вопросу оказания помощи голодающим метростроителям города Екатеринбурга, выступила с предложением о дополнении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Создана рабочая группа по подготовке пакета законопроектов, исключающих возникновение ситуаций, подобных финансовому кризису 17 августа 1998 года. Фракция поддержала принятие Думой парламентского запроса в Правительство Российской Федерации относительно сроков начала финансирования жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера.

В период весенней сессии члены фракции активно участвовали в разработке и принятии ряда законопроектов экономического блока. Так, был принят Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и др.)". В обществе сложился некий стереотип, что подобные законы следует рассматривать только в контексте распродажи национальных природных богатств, создания режима наибольшего благоприятствования иностранному капиталу. В какой-то мере это верно, но лишь отчасти. Как показывает законотворческая практика фракции, Госдума в ходе работы над внесенными Правительством РФ законопроектами в состоянии существенно изменять их, ориентировать на обеспечение интересов экономической безопасности страны, устанавливать жесткие нормы контроля за реализацией подписанных соглашений.

Идя на законодательное разрешение пользования месторождениями на условиях раздела продукции, фракция считалась с необходимостью создать хотя бы минимальные условия для использования уже созданной инфраструктуры в добыче энергоносителей, которая быстро стареет и не окупается. В дальнейшем необходима повышенная осмотрительность при сдаче в эксплуатацию участков недр на условиях раздела продукции. Будут положительные результаты по участкам недр, которые разрешено сдавать в эксплуатацию на условиях СРП - фракция будет принимать новые аналогичные законы. Не будет таких результатов - придется отказаться от поддержки предлагаемых правительством аналогичных законопроектов.

По инициативе депутата Останиной Н.А. в первом чтении принят законопроект "О реструктуризации угольной промышленности", направленный на создание правовых возможностей предъявления регрессных исков к государству о возмещении вреда здоровью шахтеров- инвалидов закрытых шахт.

В пакете законопроектов, принятие которых считалось важным условием результативного диалога с МВФ о предоставлении России очередного финансового кредита, Правительством РФ был внесен проект закона "О едином налоге на заправочные станции". Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам предложил переработать этот законопроект, и в результате согласительная комиссия внесла в палату документ, мало чем отличавшийся от правительственного варианта.

Фракция КПРФ настояла на отклонении законопроекта в любой его редакции, поскольку это означало бы взрывной рост цен на бензин, удар по интересам 18 млн. владельцев автотранспортных средств, а по цепной связи - существенный рост цен на все потребительские блага, ведущий к снижению и без того низкого уровня жизни подавляющего большинства населения России.

При обсуждении проекта закона депутаты-коммунисты подчеркивали и другие негативные последствия его принятия - усиление криминализации сферы бизнеса, связанной с продажей нефтепродуктов, сокращение их поставок на внутренний рынок и рост поставок на внешний. Тем самым происходило бы "сбивание" уровня цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в ущерб интересам России как одного из ведущих экспортеров.

С учетом явно негативных последствий принятия данного законопроекта он был отклонен. "За" его принятие 17 июня с. г. высказался лишь 101 депутат, преимущественно из фракций ЛДПР, НДР и депутатской группы "Российские регионы".

Важное значение имеет федеральный закон "О государственной поддержке промышленного комплекса высоких технологий в Российской Федерации", одним из авторов которого является депутат-коммунист И.И.Никитчук. После отклонения данного закона Советом Федерации идет процесс согласования некоторых его положений в специальной комиссии. Проблеме государственной поддержки ряда предприятий оборонного комплекса посвящен подготовленный депутатом Никитчуком И.И. законопроект "О внесении дополнений в Федеральный закон "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части нормализации финансово-экономического положения и обеспечения устойчивого функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса), принятый Государственной Думой в первом чтении.

Члены фракции КПРФ активно работали над законопроектом " Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Закон исключает из объектов, на которые распространяются процедуры банкротства, атомные электростанции. Не допускается арест имущества производственного назначения, обеспечивающего процесс энергоснабжения потребителей.

При обсуждении проектов законов, направленных на изменение и перераспределение налогового бремени, представители фракции настояли на изменении шкалы по уплате налогов физическими лицами - предложив взамен значительное увеличение налоговой нагрузки на физических лиц, получающих сверхдоходы по сравнению с обычной заработной платой. С доходов, превышающих 300 тыс. руб., по предложению депутата-коммуниста Чунькова Ю.И. установлена ставка налога 45%. Активно был поддержан блок налоговых законопроектов, снижающих налоговую нагрузку на предприятия и создающих условия для восстановления их оборотных средств.

Для создания приемлемых условий работы предприятий системы АПК и защиты интересов товаропроизводителей значимым является принятый в двух чтениях проект федерального закона "О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве , и компенсации потерь в связи с его нарушением".

Депутаты-коммунисты выступили инициаторами принятия Думой постановлений "Об экстренных мерах по выводу Российской Федерации из кризиса", "О мерах по улучшению ситуации, сложившейся в оборонном промышленном комплексе Российской Федерации", "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости принятия неотложных мер по сохранению производственного потенциала стратегически значимых предприятий", "О защите российских производителей металлопродукции", "Об ограничении деятельности в российской банковской системе иностранных банков, зарегистрированных на территории оффшорных зон иностранных государств" и целого ряда других.

В центре внимания законотворческой и политической работы фракции постоянно находились вопросы, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности страны. Коммунисты-члены Комитета по обороне сосредоточили свои усилия на решении двух основных проблем: развитие и совершенствование законодательства в области военного строительства, укрепления военной безопасности государства, вопросов военной службы и социальной защиты военнослужащих и обеспечение действенного влияния парламента на улучшение показателей финансирования расходов государства на национальную оборону. За счет перераспределения средств из раздела "Государственное управление" на нужды обороны страны было направлено в 1999 году дополнительно 1,5 млрд. рублей из средств федерального бюджета. Определены приоритетные программы по НИОКР, закупкам вооружения и боевой техники, что позволило в ускоренном порядке приступить к развертыванию ракетного комплекса "Тополь-М". Для финансирования строительства жилья для военнослужащих по программе "Жилищные сертификаты" дополнительно изысканы в федеральном бюджете на текущий год 4,5 млрд. рублей.

Депутаты-коммунисты внесли дополнения к проекту федерального закона "О ратификации Договора СНВ-2", которые создают более высокие гарантии соблюдения Соединенными Штатами как данного договора, так и Соглашения по ПРО 1972 года, а также обеспечивают создание необходимых финансовых условий для выполнения этих договоров обеими сторонами. Принимались усилия по существенной корректировке законопроекта о ратификации Договора СНВ-2 и недопущению возникновения ситуации, при которой договор был бы все же вынесен на ратификацию в первоначальном варианте.

В первом чтении принят законопроект "О финансировании стратегических ядерных сил Российской Федерации на период до 2010 года". Продолжается работа над законопроектами "О профессиональных союзах военнослужащих", "О гражданском контроле над военной организацией Российской Федерации", "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" и рядом других.

Фракция КПРФ добилась принятия постановлений "О состоянии Вооруженных Сил Российской Федерации и первоочередных мерах по повышению их боевых возможностей", "О необходимости сохранения тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Ушаков" в боевом составе Военно-Морского Флота", "О несвоевременности ликвидации Нижегородского высшего зенитного ракетного командного училища противовоздушной обороны", "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации в связи с созданием открытых акционерных обществ "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" и авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой", "Об использовании военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемых в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации", "О создании Народного благотворительного фонда сохранения космической станции "Мир" и ряда других.

Члены фракции КПРФ выступили в профильном Комитете инициаторами закона "О выборах депутатов Государственной Думы", одобренного обеими палатами парламента и находящегося в настоящее время на рассмотрении Президента РФ. Закон разрабатывался с учетом практики проведения выборов, и его главная цель - не допустить нарушения интересов избирателей путем фальсификации итогов голосования, устранить попытки давления на избирателей, затруднить возможность проникновения в высший представительный орган власти страны ставленников криминальных структур.

Согласно нормам закона в бюллетене обязательно должны быть указаны сведения о неснятой судимости и о наличии у кандидата в депутаты двойного гражданства, что защищает право избирателей на полную и объективную информацию о кандидатах. Установлены рамки избирательного фонда кандидата, превышать которые кандидат не вправе.

Закон установил и новый порядок формирования избирательных комиссий, отвечающий принципу подконтрольности деятельности комиссий, которые отныне будут формироваться не главами администраций, а органами представительной власти, и в них будут представлены все общественные объединения, имеющие фракции в Государственной Думе.

Депутаты-коммунисты считают принципиально важным и далее продолжать работу над законопроектами о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. В частности, фракция КПРФ путем принятия поправок в Конституцию РФ добивается усиления парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Она выступает за введение института парламентского расследования, за предоставление Государственной Думе права выражать недоверие не только Правительству РФ в целом, но и отдельным членам Правительства, считает необходимым устранить противоречия между подпунктом "б" пункта 1 статьи 103 и пунктом 3 статьи 117.

Разработанные членами фракции поправки в Конституцию РФ предусматривают расширение перечня должностных лиц Правительства РФ, назначение которых допускается с согласия Государственной Думы. В число таких лиц предлагается включить заместителей Председателя Правительства РФ, министров финансов, обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителей службы внешней разведки и федеральной службы безопасности.

Один из подготовленных законопроектов направлен на уточнение полномочий Совета Федерации при отклонении законов, принятых Государственной Думой, а также при назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

В настоящее время депутаты-коммунисты занимаются подготовкой трех законопроектов о поправках в Конституцию РФ для рассмотрения их на осенней сессии 1999 года.

При самом активном участии депутатов-коммунистов был разработан проект федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации". Законопроект имеет долгую историю. Для его принятия необходимо заручиться поддержкой не менее 301 депутата, и ни в 1994 году, ни в январе 1999 года нужного количества голосов набрать не удалось. После доработки авторами законодательной инициативы законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 10 марта 1999 года. Проект предлагает установить в качестве Государственного гимна мелодию "Союз нерушимый" А.В. Александрова, которая широко известна и любима почти всеми гражданами страны. С мелодией этого гимна народы России связывают и Победу в Великой Отечественной войне, и впечатляющие успехи Советского Союза, и воспоминания о великой и могучей советской державе, с которой считалось все мировое сообщество. Разработчики законопроекта готовят его к рассмотрению Государственной Думой во втором и третьем чтении до окончания весенней сессии 1999 года. Одновременно объявлен конкурс на текст гимна.

В целом, в период весенней сессии 1999 года (по состоянию на начало июня с. г.) Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, возглавляемый депутатом-коммунистом А.И.Лукьяновым, подготовил к рассмотрению на пленарных заседаниях Государственной Думы 26 законопроектов, 7 из которых прошли все стадии рассмотрения и вступили в силу. 3 закона приняты Государственной Думой и находятся на рассмотрении Совета Федерации, 8 законопроектов рассмотрены Государственной Думой в первом чтении. 4 закона, принятые Государственной Думой, были отклонены Президентом РФ. К ним относится закон "О внесении дополнений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу ужесточения ответственности за неуплату алиментов), разработанный депутатом А.И.Лукьяновым.

Принципиальное значение имеет подготовленный данным профильным Комитетом Закон "Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства". После его отклонения Советом Федерации Государственная Дума выступила с инициативой о создании согласительной комиссии, однако Совет Федерации отклонил и это предложение.

По инициативе членов фракции КПРФ в Комитет по делам Федерации и региональной политике был внесен проект федерального закона "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", рассмотренный во втором чтении.

Закон призван предотвращать конфликтные ситуации, а в случае их возникновения - способствовать решению спорных вопросов исключительно в рамках действующего правового поля. Это позволило бы избежать применения силовых методов в периоды внутриполитического кризиса, предотвратить вооруженные столкновения, что, в конечном итоге, способствовало бы укреплению единства и целостности Российской Федерации. В законопроекте предусмотрены различные варианты преодоления разногласий между РФ и ее субъектами, и это дает субъектам Федерации возможность отстаивать свои интересы с помощью самых разнообразных правовых процедур.

Депутатами-коммунистами В.И.Илюхиным и В.Д.Филимоновым подготовлен проект федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 188’ ". Предлагается ввести уголовную ответственность за невозвращение валютных ценностей, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации. В законопроекте предусматривается применить акт амнистии к лицам, совершившим указанное преступление, при условии добровольного возвращения ими вывезенных средств в Российскую Федерацию. Тем самым , по оценке разработчиков законопроекта, появится реальный шанс вернуть часть вывезенного за рубеж российского капитала.

Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи, возглавляемым депутатом-коммунистом АпаринойА.В., подготовлены проекты модельных законов "О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве". К настоящему времени оба законопроекта представлены для рассмотрения в Совет Межпарламентской Ассамблеи.

Комитет по образованию и науке, возглавляемый депутатом-коммунистом Мельниковым И.И., при рассмотрении федерального бюджета на 1999 год сумел добиться выделения полной суммы на оплату труда педагогам и увеличения их заработной палаты в 1,5 раза с 1 апреля текущего года. Увеличены ассигнования на финансирование 76 инвестиционных проектов. В апреле с.г. вступил в силу федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации", в создании которого ведущую роль сыграли депутаты-коммунисты.

Член комитета по делам национальностей депутат-коммунист Ромашкин В.В. принимал участие в разработке законопроекта "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который устанавливает правовые основы сохранения и развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, их социально-экономического и культурного возрождения. В апреле с.г. преодолено вето Президента РФ на этот закон, он вторично одобрен Советом Федерации.

В Комитете по делам национальностей продолжается работа над законопроектом "О статусе русского языка как государственного языка Российской Федерации". В числе его авторов депутаты-коммунисты Абраменков Д.Н., Астраханкина Т.А., Воронцова З.И., Гудима Т.М., Никитин В.И., Ромашкин В.В., Темиржанов В.Х. Законопроект основан на признании особенностей многонационального состава населения Российской Федерации , он призван защитить русский язык, обеспечить его применение, развитие и использование на всей территории страны.

Депутаты-коммунисты, работающие в Комитете по вопросам местного самоуправления, участвуют в подготовке законопроектов "О порядке передачи государственной собственности в муниципальную", "Об основах муниципального заказа" и "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ (в части переноса налога на недвижимость из числа региональных в местные).

В защите экономических и социальных интересов регионов России члены фракции КПРФ стали полнее использовать те представительные функции, которые закреплены Конституцией РФ за российским парламентом. Так, депутаты-коммунисты Кибирев Б.Г., Меремянин К.Г., Бенов Г.М. и другие организовали в палате широкое обсуждение проблемы ценообразования на энергоносители, изложенной в запросе администрации и Законодательного собрания Краснодарского края в Конституционный Суд РФ. Это позволило привлечь внимание Правительства РФ и общественности страны к данной проблеме, сформировать благоприятную атмосферу при рассмотрении данного вопроса в высшем органе конституционного надзора страны.

Большая и содержательная работа проводится депутатами-коммунистами в Комитете по конверсии и наукоемких технологиям. Она направлена на законодательную и организационную поддержку деятельности оборонных отраслей промышленности, предприятий высоких технологий, на их защиту от разрушения и на сохранение этих научно-производственных коллективов как базы для последующего возрождения национальной экономики. Депутаты-коммунисты внесли через профильный Комитет в Правительство и Совет Безопасности РФ предложение о создании единого государственного органа по управлению оборонной промышленностью, добились самостоятельного бюджетного финансирования Российского авиационно-космического агентства. Депутаты-коммунисты Г.В.Костин, А.А.Поморов, И.И.Никитчук подготовили важнейший законопроект "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (в части экспорта ядерных материалов), который Дума рассмотрела и приняла в первом чтении. Законопроект упорядочивает существующую практику экспорта российских ядерных материалов за рубеж и устанавливает более жесткий контроль за деятельностью государственных органов и коммерческих структур в сфере, прямо затрагивающей обеспечение национальной безопасности страны.

Активную партийную линию проводят в профильном Комитете по вопросам геополитики депутаты-коммунисты Никифоренко Ю.В., Пешков В.П. и Бученков Е.В. Они последовательно проводят курс на сохранение и укрепление позиций России в странах ближнего и дальнего зарубежья. По инициативе членов фракции КПРФ Госдума приняла постановление о сохранении международного научно-исследовательского космического комплекса - станции "Мир", готовятся законопроекты, запрещающие приватизацию взлетно-посадочных полос и оборудования аэропортов страны. Депутаты-коммунисты активно трудятся над воплощением в жизнь положений Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной, регулярно встречаются с украинскими парламентариями, общественными организациями наших соседей.

Деятельность Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, в котором трудится большая группа депутатов-коммунистов, затрагивала широкий спектр вопросов развития многих направлений сотрудничества на всем пространстве бывшего Союза ССР. Разработан и принят федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", к настоящему времени преодолено вето Президента РФ на одобренную обеими палатами Федерального Собрания редакцию текста закона. Депутаты Комитета - члены Комиссии по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье внесли в Государственную Думу проект постановления "О ходе выполнения соглашений по политическому урегулированию отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем". В принятом палатой постановлении рекомендуется, в частности, предоставить приднестровским законодательным органам статус наблюдателя при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

С участием депутатов-коммунистов Тихонова Г.И. и Чехоева А.Г. были разработаны проекты федеральных законов "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике" и "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике". Оба законопроекта рассмотрены Государственной Думой в двух чтениях.

Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока в апреле с. г. провел парламентские слушания "Об основах современной государственной политики на Севере России". По предложению депутатов-коммунистов участники слушаний подняли перед Правительством РФ вопрос о разработке в ближайшее время научно обоснованной и финансово подкрепленной концепции развития Севера России.

Особо необходимо отметить большую политическую и законотворческую деятельность депутатов-коммунистов, направленных по решению Президиума ЦК партии на работу в Аграрную депутатскую группу и депутатскую группу "Народовластие". На них лежит основная ноша согласования деталей позиции по важнейшим политическим и законодательным инициативам левой и патриотической оппозиции, через них компартия проводит активный политический диалог со своими союзниками как в стенах парламента, так и в депутатских округах. Перечислим лишь некоторые конкретные дела наших товарищей, работающих в этих депутатских группах.

Депутаты-коммунисты Костин Г.В. и Красников Д.Ф. являются председателями профильных Комитетов Государственной Думы - по конверсии и наукоемким технологиям, по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Депутат-коммунист Ивер В.М. является заместителем руководителя депутатской группы "Народовластие", а депутат-коммунист Баюнов В.А. - заместителем руководителя Аграрной депутатской группы. Все они являются авторами большого числа политических и законодательных инициатив Государственной Думы, разработчиками ряда важных законопроектов.

Депутаты Авалиани Т.Г., Майтаков Г.В., Ойкина З.Н., Степанов В.А. в числе большой группы депутатов левой и патриотической оппозиции выступили инициаторами внесения поправки в статью 103 Конституции РФ (о парламентском расследовании).

Депутаты Будажапов С.П. и Сенин Г.Н. активно участвовали в принятии Государственной Думой в текущую весеннюю сессию Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Закон направлен на защиту коренных малочисленных народов этих регионов страны, их образа жизни и культуры.

Депутат Бученков Е.В. является заместителем председателя Комитета по вопросам геополитики, соавтором большинства законопроектов, разработанных данным профильным Комитетом. Неделю назад вступил в силу один из подготовленных им законов - "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (по вопросу о внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации). Ведется работа над важным законопроектом "Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации", направленным на запрет приватизации оборудования аэропортов России, по нему Е.В.Бученков неоднократно выступал докладчиком на пленарных заседаниях Думы.

Депутат Воронцова З.И. - один из авторов принятого в отчетный период Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" ( специальном образовании) .

Депутат Данилова Н.П. в настоящее время ведет работу над рядом законопроектов финансово-экономического блока. Среди них - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Депутат Ждакаев И.А. ведет работу над законопроектом "О лицензировании отдельных видов деятельности в области экспорта товаров лесопромышленного комплекса", внесенным в Думу в мае с. г.

Депутат Зотиков А.А. вместе с другими депутатами из Комитета по культуре настойчиво добивается принятия закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (сегодня он представляет собой консолидированный вариант трех законопроектов, внесенных ранее по вопросам культурного наследия Российской Федерации).

Депутат Иванов Ю.П. - заместитель председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, автор ряда законопроектов о поправках в Конституцию Российской Федерации. В их числе - поправки к ст. 93, 103, 109, 125 Конституции РФ (об отрешении Президента РФ от должности) , к ст. 83, 102, 103, 107, 128,129 (о перераспределении полномочий между Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ). По его инициативе разработан законопроект "Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам", принятый Думой в первом чтении в январе с. г.

Депутат Камышинский Н.А., наряду с работой над многими законопроектами экономического блока, совсем недавно провел первом чтении законопроект "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности".

В начале июня с. г. в силу разработанный депутатами Нигкоевым С.Г. и Смоляковым В.Н. Федеральный закон "Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса".

16 июня с. г. депутат Останина Н.А. успешно представила Думе сразу во втором и третьем чтениях важнейший социальный законопроект "О государственной поддержке многодетных семей". В числе авторов законопроекта - депутат-коммунист П.Г.Свечников.

Депутат Попов В.М. продолжает работать над законопроектом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

1 июня с. г. после многолетней напряженной работы над законопроектом вступил в силу Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В числе его авторов - депутат Никитин В.С.

Во втором чтении принят законопроект "О некоммерческом обществе", одним из инициаторов которого был депутат Свинин С.В.

Также во втором чтении принят законопроект "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ", в разработке которого активно участвовали депутаты-коммунисты Фалалеев С.Н. и Решульский С.Н.

Депутат Хмыров В.И.- один из авторов принятого во первом чтении законопроекта "О основах законодательства о социальном развитии села".

Депутат-коммунист Штогрин С.И. является в Думе одним из наиболее авторитетных специалистов в области налогового законодательства. На его счету немало законопроектов, относящихся к сфере государственного регулирования топливно-энергетического комплекса страны. Во многом благодаря его детальной аналитической записке, опубликованной в левой и патриотической печати, депутатский корпус смог принять верное решение по законопроекту "О едином налоге на заправочные станции".

По инициативе фракции КПРФ были приняты постановления и заявления Госдумы "Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации", "О координации действий федеральных органов законодательной и исполнительной власти по борьбе с преступностью в Российской Федерации", "О кампании в средствах массовой информации, направленной на создание препятствий выводу Российской Федерации из кризиса". "О введении Соединенными Штатами Америки санкций в отношении ряда российских научных центров и высших учебных заведений", "К главам государств и правительств, парламентам государств - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в связи с нарушением властями Литовской Республики общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека в отношении М.Бурокявичюса" и другие. Депутаты-коммунисты активно участвовали в подготовки постановлений "Об обстановке на Северном Кавказе" и "О мерах по обеспечению безопасности и правопорядка в связи с ситуацией в Чеченской Республике". Фракция КПРФ считала политически важным принятие Госдумой постановлений "О 65- летии со дня учреждения звания Героя Советского Союза и 60-летии со дня учреждения медали "Золотая Звезда", "О 10-й годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан и об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации в связи с 10-й годовщиной вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан", "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К участникам боевых действий на территории Республики Афганистан в связи с 10-й годовщиной вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан".

Члены фракции - Лукьянов А.И., Селезнев Г.Н., Биндюков Н.Г. и другие - принимали активное участие в работе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Наработан пакет законов в конкретных областях экономики, образования, культуры, информационных обменов и др., который выравнивает национальное законодательство и укрепляет интеграционные связи двух государств. При активном участии членов фракции КПРФ большинство губернаторов "красного пояса" заключили взаимовыгодные соглашения с областями Беларуси или Правительством Республики Беларусь. В настоящее время только по совместному бюджету Союза Беларуси и России финансируется около 40 народнохозяйственных программ.

Члены фракции КПРФ вместе со своими коллегами из других депутатских групп заканчивают подготовку проекта нового Союзного договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Предусматривается создание совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России. Депутаты-коммунисты приняли участие в подготовке и проведении в Киеве первой межпарламентской конференции "Россия, Украина, Беларусь : опыт и проблемы интеграции".

Неизменно проводя линию на всемерное развитие интеграционных процессов в рамках СНГ, депутаты-коммунисты выступили разработчиками таких решений палаты, как Постановление "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с решением Президента Российской Федерации и Президента Республики Белоруссия о создании Союзного государства", "О ходе выполнения соглашения по политическому урегулированию отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К главам государств Содружества Независимых Государств об освобождении Б.А.Березовского от должности Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств".

Фракция поддержала заявления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К парламентам государств - членов Организации Объединенных Наций в связи с разработкой новой стратегической концепции Организации Североатлантического договора (НАТО)", "В связи с высказываниями некоторых политиков Азербайджанской Республики о возможности размещения военных баз Соединенных Штатов Америки на Апшеронском полуострове", "В связи с действиями Соединенных Штатов Америки и Великобритании, создающими угрозу международной безопасности в районе Персидского залива", "О ситуации с соблюдением прав курдского народа в Турецкой Республике", "О захвате лидера Рабочей партии Курдистана А.Оджалана".

Депутаты-коммунисты выступили инициаторами в постановке Счетной палате Российской Федерации ряда поручений о проверке законности в расходовании бюджетных средств некоторыми федеральными органами и госбюджетными организациями. В том числе о проверке финансовой деятельности и целевого использования средств федерального бюджета администрацией Московской области, Министерством транспорта России, Государственным антимонопольным комитетом РФ, Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи, Федеральной службой России по регулированию естественных монополий на транспорте и Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, фондом поддержки и развития крестьянских фермерских хозяйств "Российский фермер", ГАО ВВЦ, Российским агентством по патентам и товарным знакам, Российским космическим агентством и Министерством обороны РФ на содержание и эксплуатацию объектов комплекса "Байконур", администрацией города Байконур, государственным предприятием "Национальный аэроклуб России имени Чкалова", открытым страховым акционерным обществом "Ингосстрах" и целый ряд других.

Фракция поддержала предложения депутатов различных фракций и депутатских групп о проверке:

- правильности уплаты в федеральный бюджет платежей ОАО "Нефтяная компания "Коми ТЭК";

- использования средств федерального бюджета, выделенных на развитие приоритетных проектов на территории свободной экономической зоны "Находка" в 1991-1998 годах;

- целевого использования ОНЕКСИМбанком средств федерального бюджета, выделенных Минобороны России на погашение задолженности за поставку угля в 1996 году, а также о проверке расходования АО "Розалия" в 1996 году выделенных ему средств федерального бюджета и использования им казначейского налогового освобождения ;

- расходования средств, выделенных из федерального бюджета за период с 1 января 1995 года по 31 января 1998 года на строительство жилья для уволенных в запас военнослужащих в Ульяновской, Самарской, Саратовской и Волгоградской областях;

- финансовой деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в 1998 году;

- использования средств федерального бюджета в финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод" за 1994-1998 годы;

- использования госсобственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет при исполнении ими соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2";

- использования средств федерального бюджета администрацией Корякского автономного округа, выделенных на финансовую поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера;

- законности продажи Российским фондом федерального имущества пакета акций Котласского целлюлозно-бумажного комбината ЗАО "Илим Палм Энтерпрайз".

Депутаты-коммунисты принимали участие в осуществлении контроля за ходом подготовки и проведения выборов главы Карачаево-Черкесской Республики, выборов в других субъектах Федерации.

В Конституционный Суд Российской Федерации направлено обращение с просьбой дать толкование статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, касающихся вопроса о досрочном прекращении Президентом РФ своих полномочий.

Фракция КПРФ поддерживает разносторонние связи со своими избирателями. Действенным каналом выяснения общественных настроений, получения реакции населения на итоги парламентской деятельности компартии в Государственной Думе служат многочисленные письма и обращения во фракцию. Судя по анализу сектора писем аппарата фракции, самыми острыми по-прежнему остаются вопросы пенсионного обеспечения. Пенсии и по сей день повсеместно выплачиваются с задержкой 3-4 месяца, притом, что уровень жизни в течение года снизился в 2-3 раза. Пенсионеры не в состоянии ни прокормить себя, ни заплатить за коммунальные услуги, ни купить самые необходимые лекарства, они в прямом смысле слова считают каждую копейку. "Я хочу умереть... И каждое утро, просыпаясь, я удивляюсь тому, что я еще жива... ( Бурятова А.П., Тульская обл.).

Шквал возмущения вызвало решение Правительства РФ не индексировать пенсии военным пенсионерам. Это основная тема писем, пришедших во фракцию в начале текущего года со всех регионов России.

Не теряет актуальности проблема выплаты заработной платы. Никакие жалобы руководству предприятий и местным властям, никакие судебные решения, кстати, выносимые в пользу истцов, не в состоянии решить эту проблему. Почти три четверти поступающей во фракцию корреспонденции - просьбы о материальной помощи.

Документ о политическом согласии между ветвями власти, предложенный Председателем Правительства РФ, не нашел понимания у наших избирателей. Все авторы категорично высказались против подписания этого документа. "Ни о каком согласии, ни при каких условиях с предателями народа не может быть и речи..." (Иванцов П.Р., Московская обл.) .

Появились первые письма по поводу учреждения политического движения "Отечество " Ю.М. Лужкова. Избиратель Чернов из г. Электросталь (Московской обл.) пишет о том, что в местную администрацию пришло указание из Москвы об организации городского отделения "Отечества ", после чего местная администрация разослала это требование по заводам и предприятиям. На некоторых предприятиях руководители прямо заявили, что отношение к работникам будет зависеть от того, сколько человек запишется в " Отечество ". Аналогичная информация поступила из Краснодарского края: "... Всем учителям и врачам было предложено вступить в лужковское " Отечество". К отказавшимся будут применены санкции, вплоть до увольнения с работы... И не случайно для этой принудиловки были выбраны именно работники бюджетной сферы - самые социально незащищенные и бесправные...". (Горчик И.А.). Письма подобного содержания поступили и из Москвы.

Граждане России единодушно осуждают бомбовые удары по Югославии, считают, что необходимо оказать Югославии военную помощь, выражают сожаление, что Россия заняла слишком мягкую позицию, а политика спецпредставителя по урегулированию балканского конфликта Черномырдина вызывает у избирателей возмущение и оценивается как "пронатовская и предательская по отношению к России".

Отставка Е.М.Примакова и итоги голосования по "импичменту" Б.Ельцину вызвали бурю возмущения избирателей. Однако, большинство из них при этом полагало, что отрешение Б.Ельцина от должности Президента РФ не было бы поддержано ни в одной из последующих после Госдумы инстанций. Из писем чувствуется, что негативные результаты голосования по "импичменту" породили чувство отчаяние и безверия у части избирателей, равнодушие к политическим баталиям. Авторы многих писем считают, что на предстоящих парламентских выборах компартия должна выступать единым и сплоченным фронтом всего левого политического спектра. Суть размышлений населения страны о предстоящих выборах в Госдуму хорошо подмечена в письме Г. Виноградова из Екатеринбурга: "... по идейным соображениям никто сейчас голосовать не будет. Народ голоден и раздет. Кто накормит и оденет, за того и проголосуем...".

Всего за период весенней сессии 1999 года сектором писем получено 3 182 письма. Наиболее оперативно обработку обращений населения проводили депутаты Никитчук И.И., Салий А.И., Биндюков Н.Г., Астраханкина Т.А., Купцов В.А., Гришуков В.В., Никитин В.С., Кравец А.А., Сафронов В.А., Гуськов Ю.А., Юрчик В.Г.,Сурков М.С., Абраменков Д.Н., Куваев А.А.,Шандыбин В.И.,Канаев Л.М.

Стратегия и тактика действий КПРФ и ее фракции в Государственной Думе в условиях углубляющегося кризиса в стране детально обсуждались на Пленумах Центрального Комитета, заседаниях Президиума и Секретариата ЦК, Совета фракции. В Постановлении майского (1999 г.) Пленума ЦК "О задачах партийных организаций по повышению ответственности коммунистов, работающих в законодательных (представительных) и исполнительных органах власти и местном самоуправлении", наряду с положительными оценками работы депутатов-коммунистов, прозвучала критика в адрес фракции КПРФ в Госдуме. Отмечалось, в частности, что ей не удалось добиться принятия ряда крайне необходимых законов. Из-за недостаточно глубокой проработки в содержание некоторых законопроектов включались положения, направленные на капитализацию общества. Существенные недостатки допускались и в организации работы фракции. С опозданием проводится анализ сложившейся ситуации, определяется стратегия и тактика, ряд депутатов не подчиняются решениям фракции о солидарном голосовании.

Работа фракции постоянно освещалась на пресс-конференциях Г.А.Зюганова, других руководителей фракции, в публикациях партийной печати, телевизионных передачах думского "Парламентского часа". О ней можно узнать, обратившись к сайту КПРФ в международной информационной сети "Интернет", прочитав газету "Дума" и информационный бюллетень фракции. Информационные материалы, касающиеся рассмотрения Государственной Думой вопроса о выдвижении обвинения против Президента РФ Б.Ельцина, направлялись на места как в машинописном виде, так и в форме видеозаписи. Выпущено две брошюры о работе фракции КПРФ в Государственной Думе второго созыва, ряд текущих информационных и аналитических материалов о парламентской деятельности компартии.

(ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРУППА ФРАКЦИИ - 23 июня 1999 года.).

Источник – www.kprf.ru

К началу страницы.

 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика