РОССИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
В отношениях с ЕС истекшее полугодие было очень непростым.
Главным событием стал двусторонний саммит, состоявшийся 22
октября в Хельсинки. Стороны сверили свои взгляды на перспективы
двусторонних отношений, обсудили политические и экономические
проблемы, включая совместные усилия в борьбе с международной
преступностью и возможности сотрудничества в восстановлении
югославской экономики. Премьер В.Путин представил программу
"Стратегия развития отношений с ЕС на среднесрочную перспективу
2000-2010 гг.", изложил российское видение того, как должны
строиться двусторонние связи, а также разъяснял российское
понимание ситуации в отношениях Москвы с МВФ.
Программа предусматривает укрепление партнерства, предупреждение
и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе
с акцентом на международное право, а не на право силы. Россия
может поддержать рост экономики и обеспечение занятости ЕС
по торгово-инвестиционным каналам и путем стабильного снабжения
топливно-сырьевыми ресурсами. Одновременно она добивается
благоприятных условий для вложения российских капиталов в
зоне ЕС, признания Брюсселем прогрессивных изменений в российской
антимонопольной политике и нормализации "режима экспорта"
в ЕС. Москва добивается для российских компаний права участвовать
в тендерах по контрактам на восстановление экономики Югославии.
ЕС не допускает их к участию в конкурсе, а речь идет о средствах
ЕС в размере 4,5 млрд. долл. Возражения вызывают также антидемпинговые
меры ЕС в отношении российских производителей. Москва уже
сейчас ставит перед ЕС вопрос об учете ее интересов при расширении
общего рынка Евросоюза на страны ЦВЕ, которые будут вступать
в ЕС, поскольку промедление на прошлом этапе расширения не
удалось потом восполнить. Для России небезразлично также будущее
единой европейской валюты, так как ЕС является ее крупнейшим
торгово-экономическим партнером. Евросоюз настоятельно рекомендует
привязать российскую национальную валюту к евро, однако слабость
евро по отношению к доллару заставляет проявлять большую осторожность
в этом вопросе и не спешить с переориентацией российских валютных
резервов с доллара на евро. Что касается сотрудничества в
правоохранительной сфере, Москва предлагает объединение усилий
в борьбе с терроризмом и финансово-экономическими преступлениями
транснационального характера.
Российский вариант совместной программы развития двусторонних
отношений в основном совпадает с тем, что содержится в общей
стратегии Евросоюза в отношении России, принятой на саммите
ЕС в Кельне в июне с.г. Но Россия добивается того, чтобы в
совместной программе РФ-ЕС она была признана привилегированным
партнером Европы на пространстве бывшего СССР, чтобы Евросоюз
отказался от постулата, что Россия является только получателем
помощи, так как она сама может помочь Европе, к примеру, в
области космонавтики или в строительстве трансъевразийских
коммуникаций.
Естественно, что особое внимание участников встречи привлекала
ситуация в Чечне. Российской стороне не удалось переубедить
своих собеседников - председателя Европейского Совета П.Липпонена,
председателя Еврокомиссии Р.Проди и Генерального секретаря
Совета ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солану.
Признавая необходимость борьбы с терроризмом, ЕС, тем не менее,
счел несоразмерным использование военной силы и призвал Москву
от военных действий перейти к политическому урегулированию
с чеченскими "властями". Встреча "Россия - Евросоюз" показала,
что ЕС не разделяет российского понимания причин кризиса в
Чечне.
Свидетельством заметного ухудшения отношений между Россией
и ЕС из-за "чеченской проблемы" стало решение Великобритании,
Германии, Франции, Швеции и Дании понизить уровень своего
представительства на конференции ЕС по "северному измерению",
проходившей 11 ноября в Хельсинки. На эту встречу, которая
была специально посвящена вопросам сотрудничества ЕС с Россией
на северо-западе Европы (включая и Прибалтику) и давно готовилась
Финляндией, они не направили своих министров иностранных дел
в знак протеста против действий РФ в Чечне. "Мягкий" бойкот
со стороны ведущих держав ЕС исключил принятие важных решений
и не мог не принизить значение самого события.
На саммите ЕС в Хельсинки (10-11 декабря) лидеры Евросоюза
вновь призвали Россию прекратить боевые действия. Франция
и Германия придерживались наиболее жесткой позиции, предлагая
принять политические и экономические санкции против России
в случае продолжения военной операции в Чечне. Но в результате
дискуссий возобладала умеренная позиция. В совместном заявлении
страны ЕС, признавая Россию важным партнером Европы и право
РФ защищать свою территориальную целостность и бороться с
терроризмом, в то же время назвали проводимую в Чечне операцию
"неразборчивым и неадекватным использованием военной силы".
ЕС направил в Москву отдельное обращение, в котором предъявил
требования - перевод урегулирования в русло переговоров (при
посредничестве ОБСЕ), прекращение огня и достижение договоренности
с "правительством" Масхадова, которое, со своей стороны, должно
осудить терроризм. В случае отказа Евросоюз пригрозил использовать
все имеющиеся у него возможности воздействия - пересмотреть
общую стратегию отношений с Россией, заморозить некоторые
положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с РФ,
понизить торговый статус РФ и осуществить в полном объеме
антидемпинговые процедуры, прекратить предоставление кредитов
в рамках программы ТАСИС, свернуть продовольственную помощь,
а также отозвать послов для консультаций. После поездки председателя
ОБСЕ К.Воллебека на Северный Кавказ в середине декабря и его
доклада на встрече министров иностранных дел государств "большой
восьмерки" в Берлине позиция ЕС по сути не изменилась, однако
стала уже не столь жесткой.
Подход Евросоюза к "чеченской проблеме" продиктован не реальной
оценкой происходящего в Чечне, а в значительной степени является
данью общественному мнению, сложившемуся на Западе еще в период
первой чеченской кампании 1994-1996 годов; с тех пор в западном
сознании устойчиво неприятие любых силовых действий Москвы
в Чечне. Впрочем, в странах ЕС немало и тех, кто заинтересован
в том, чтобы Чечня и Северный Кавказ оставались регионом нестабильности,
куда откачивались бы ресурсы Российского государства, подрывая
его способность конкурировать с Западом в тех сферах, где
их интересы противоречат друг другу. При этом нынешняя реакция
Запада имеет свои особенности. Хотя в правящих кругах нет
единства по поводу мер воздействия на Москву (одни предлагают
ввести санкции, другие не хотят "перегибать палку", опасаясь
загнать в тупик отношения с Россией), в целом нынешняя позиция
является более жесткой, что связано с изменившимся характером
отношений между Россией и Западом.
|