ЮЖНАЯ АЗИЯ
Россия - Индия. В начале ноября российская делегация
во главе с вице-премьером И.Клебановым нанесла визит в Дели.
В результате переговоров Россия и Индия подписали 8 ноября
масштабное соглашение о военном сотрудничестве. Оно предусматривает
продажу Индии или передачу в лизинг ряда российских систем
вооружения, в том числе и тех, которые квалифицируются Западом
как субстратегические. Стороны достигли договоренности о закупке
Индией 60 самолетов "МиГ-29К", приспособленных для базирования
на авианосцах, на сумму почти 1,5 млрд. долл. В такую же сумму
оценивается и соглашение о продаже в дальнейшем лицензии на
производство многоцелевых истребителей "Су-30 МКИ". Дели закупит
также 90 танков "Т-90" и лицензию на производство еще 210
танков этой модификации.
Что же касается субстратегических вооружений, то сам факт
их включения в перечень обсуждаемых вопросов указывает на
беспокойство, которое обе страны испытывают в отношении попыток
США установить свою глобальную гегемонию. Предполагается передать
Индии в лизинг самолеты "А-50" (вероятно, не менее двух машин),
являющихся радиолокационными системами дальнего обнаружения
по типу американского АВАКС, и примерно 10 бомбардировщиков
дальнего радиуса действия "Ту-22М-3". По оценкам военных экспертов,
Индия может модернизировать эти бомбардировщики, увеличив
их дальность полета до 5 тыс. км с одной дозаправкой в середине
полета, что позволит не только значительно укрепить ее способность
контролировать зону Индийского океана, но и достигать целей
как в США, так и в Европе. И.Клебанов достиг также предварительного
соглашения о продаже Индии авианосца "Адмирал Горшков". Некоторые
военные аналитики обоснованно считают, что на столь значительное
укрепление военного потенциала, в особенности, средств дистанционного
сдерживания, Дели подтолкнула агрессия НАТО против Югославии,
когда США могли без опаски осуществлять массированные пуски
крылатых ракет. В результате осуществления заключенных соглашений
Россия может рассчитывать на получение в течение следующих
трех лет не менее 4 млрд. долл.
Индия - Пакистан. 4 июля в Вашингтоне состоялись срочные
переговоры Б.Клинтона с премьер-министром Пакистана Н.Шарифом,
по итогам которых было принято совместное заявление по восстановлению
мира на линии контроля в Кашмире. Именно совпадение взглядов
и советов, которые шли от США и Китая по отдельности в адрес
Пакистана, окончательно убедило пакистанское правительство
в необходимости вести дело к прекращению боевых действий.
Кроме этого, на Пакистан шло давление и с других направлений.
Политическую поддержку Индии оказала Москва. После того как
Пакистан согласился отозвать вторгнувшиеся в Индию силы, на
индийском пограничном посту в Пенджабе стороны заключили 11
июля соглашение о разъединении войск, которое в итоге положило
конец наиболее серьезному за последние почти 30 лет вооруженному
столкновению между ними.
12 октября в Пакистане произошел государственный переворот,
в результате которого к власти пришли военные во главе с начальником
генштаба П.Мушаррафом, свергнувшие премьер-министра Н.Шарифа.
Роль правительства взял на себя Военный совет. Военное руководство
Пакистана не устраивал курс Шарифа на нормализацию отношений
с Дели, так как уступки индийской стороне, по мнению военных,
были чрезмерными.
Хотя индийский премьер-министр А.Ваджпаи, вновь возглавивший
правительство в результате победы коалиции партий "Национальный
демократический альянс" на парламентских выборах в октябре,
заявил, что Индия остается приверженной развитию дружеских
связей с Пакистаном, однако с приходом к власти в Пакистане
генерала П.Мушаррафа двусторонний переговорный процесс, замороженный
с мая с.г. из-за конфликта на линии контроля в Кашмире, будет
сопряжен с еще большими трудностями, чем при правительстве
Н.Шарифа. Новый пакистанский лидер является сторонником очень
жесткой позиции, и Дели считает, что именно он разработал
планы того вторжения пакистанских сил.
|