РОССИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Активность российской дипломатии в АТР развивалась как в
рамках многосторонних региональных структур, так и по линии
двусторонних отношений с ведущими азиатскими державами. В
конце июля министр иностранных дел РФ И.Иванов участвовал
в работе регионального форума АСЕАН по безопасности в Сингапуре.
На форуме АТЭС, который проходил в Окленде в сентябре, главными
темами были определение основных направлений экономического
развития региона в начале следующего века, решение узловых
проблем, препятствующих торговле между странами АТР. Для России,
делегацию которой возглавлял В.Путин, одним из главных вопросов
являлось обсуждение условий вступления РФ во Всемирную торговую
организацию. Москва стремится к скорейшему вступлению в ВТО,
но не за счет ущемления национальных интересов. Россия добивается
того, чтобы после вступления в ВТО ей было предоставлено 5-7
лет для постепенной отмены тарифов и ограничений, защищающих
российский рынок. Страны АТЭС поддержали скорейшее вступление
в ВТО России и других участников форума, подавших заявки на
присоединение к этой организации. Эта поддержка содержится
в Декларации, которая была принята по итогам Оклендской сессии
АТЭС.
Сейчас предметом спора на переговорах о присоединении России
к ВТО остаются вопросы тарифной политики РФ, государственного
субсидирования сельского хозяйства, доступа иностранных компаний
на российский рынок услуг, включая банковское дело и страхование.
Для РФ сложность вопроса о вхождении в ВТО связана с необходимостью
определения точно выверенного баланса преимуществ и издержек
такого шага. С одной стороны, в выигрыше оказываются отрасли
и предприятия, которые конкурентоспособны в международной
торговле. Например, будь Россия членом ВТО, ее сталелитейная
промышленность не теряла бы от 0,5-1 млрд. долл. в год упущенных
доходов из-за введенных Вашингтоном ограничений на экспорт
ее продукции в США. 134 государства, входящие в ВТО, лишаются
в этом случае права устанавливать односторонние торговые санкции
против российских экспортеров, что сейчас нередко практикуется
США и странами ЕС. С другой стороны, отмена российских квот
и тарифов на иностранные товары может лишить последних шансов
на возрождение отрасли и сектора экономики, которые менее
приспособлены к международной конкуренции. В этих условиях
скорейшее вступление России в ВТО должно сопровождаться достижением
соглашения о переходном периоде для адаптации российской экономики
к жестким правилам, принятым ВТО.
Россия - Япония. 15-19 августа начальник Управления
сил самообороны Х.Норота нанес визит в Россию. В Москве он
вел переговоры с министром обороны И.Сергеевым и другими российскими
военными руководителями, во Владивостоке - с командующим Тихоокеанским
флотом. Военные делегации двух стран обсудили вопросы двустороннего
сотрудничества, безопасности в АТР и возможные меры по нераспространению
ядерного оружия в регионе, подписали Меморандум о развитии
связей между военными ведомствами России и Японии и взаимных
обменах в этой области. Это - первый документ подобного рода,
заключенный между двумя странами. В рамках соглашения предусмотрено
осуществление 10 программ.
Активизация связей между военными ведомствами двух стран
не может скрыть серьезной обеспокоенности, которую стороны
испытывают по поводу отдельных аспектов оборонной политики
друг друга, а также различий во взглядах на международную
и региональную безопасность. Все это проявилось в ходе визита
Нороты. Так, Москва не уверена в том, что "Основные направления
японо-американского военного сотрудничества" (в новой редакции)
лишены какой-либо антироссийской направленности. Она выразила
обеспокоенность относительно расширения сферы действия американо-японского
военного союза и планов создания в АТР системы противоракетной
обороны. Тревогу Москвы не устранили разъяснения, данные ей
японской делегацией. Москва продолжает видеть в этих планах
угрозу стабильности в регионе (как раз в тот день, когда в
Москве был подписан российско-японский меморандум, в Токио
министр иностранных дел Японии М.Комура и посол США в Японии
Т.Фоли подписали соглашение о проведении исследовательских
работ по региональной ПРО). В свою очередь, Японию настораживает
расширение военного сотрудничества России с Китаем, в частности,
контракт на поставку в КНР партии истребителей "Су-30МКК".
Кроме того, в ходе визита Х.Норота пытался вовлечь Россию
в усилия Запада по сдерживанию ракетной программы Северной
Кореи.
Несмотря на сохраняющиеся серьезные разногласия, подписанное
И.Сергеевым и Х.Норотой соглашение свидетельствует о том,
что Россия и Япония готовы развивать двустороннее сотрудничество.
Это позволяет рассчитывать на то, что РФ не останется в стороне
от решения тех проблем (в частности, корейской), в урегулировании
которых она заинтересована не меньше, чем другие страны региона.
США - Китай. Переговоры между президентом Б.Клинтоном
и председателем КНР Цзян Цзэминем в Окленде 11 сентября завершились
примирением сторон после кризиса в их отношениях, который
был спровоцирован ударом американской авиации 8 мая с.г. по
посольству КНР в Югославии. Б.Клинтон подтвердил приверженность
США политике "одного Китая" и критически отозвался о заявлениях
президента Ли Дэнхуэя, в которых провозглашалось намерение
Тайваня строить свои отношения с материковым Китаем на межгосударственной
основе. Со своей стороны, Китай заверил, что не планирует
каких-либо военных акций против Тайваня, пока он будет воздерживаться
от официального провозглашения независимости, и выразил пожелание,
чтобы Вашингтон сдерживающе повлиял на амбиции Тайбэя.
У Пекина нет приемлемой альтернативы сотрудничеству с США,
которые обладают мощными рычагами воздействия на глобальную
и региональную конфигурацию сил. До завершения реформы экономики
и аккумулирования совокупной национальной мощи достаточного
масштаба Китаю невыгодно переводить свои разногласия с США,
в том числе и по такому острому вопросу, как отношения с Тайванем,
в более открытые формы противоборства. Пекин нуждается в поддержке
США для ускорения модернизации страны, а дорогостоящая гонка
вооружений в Азии только отвлекла бы национальные ресурсы
от этой цели.
После многолетних переговоров США и Китай, наконец, заключили
15 ноября в Пекине соглашение о вступлении КНР во Всемирную
торговую организацию. КНР потребовалось 13 лет, чтобы достичь
этой цели. Нынешним архитекторам китайских реформ поддержка
США нужна именно сейчас, когда обостряются проблемы реформирования
экономики и усиливается давление влиятельных промышленных
групп госсектора, выступающих против уступок Западу на торговых
переговорах. Соглашение, которое подписали глава американской
делегации Ш.Барщевски и министр внешней торговли Китая Ши
Гуаншень, устранило одно из главных препятствий на пути интеграции
КНР в глобальную экономику.
И хотя условия проведения реформ в России и Китае различны,
Москве стоит внимательно присмотреться к тому, как Пекин решает
вопрос о вступлении страны в ВТО, соизмеряя краткосрочные
потери с долгосрочными выгодами.
Саммит АСЕАН в Маниле. Важным событием, которое подвело
черту под азиатским экономическим кризисом, стал состоявшийся
в конце ноября в столице Филиппин саммит Ассоциации стран
Юго-Восточной Азии. Во встрече также участвовали премьер-министр
Японии К.Обути, президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун и премьер
Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Лидеры стран АСЕАН рассматривали
ход формирования зоны свободной торговли и планы дальнейшей
интеграции. В итоге они согласились приблизить сроки отмены
взаимных таможенных пошлин на 5 лет (Бруней, Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд и Филиппины - к 2010 году; вступившие в
АСЕАН позднее Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма - к 2015 году).
Президент Филиппин Дж.Эстрада выступил за создание единого
восточноазиатского сообщества с общим рынком и общей валютой.
Хотя пока это планы отдаленного будущего (не менее 20-30 лет),
лидеров АСЕАН вдохновляет опыт Европы, где единая валюта появилась
спустя более 40 лет после Римского договора.
На встрече в Маниле была сделана серьезная заявка на то,
чтобы не ограничиваться интеграцию рамками АСЕАН, но создать
единую зону свободной торговли с Китаем, Японией и Южной Кореей.
Таким образом, возникло бы экономическое сообщество с двухмиллиардным
населением и с общим ВВП в размере почти 8 трлн. долл. Большие
надежды возлагаются здесь на помощь со стороны Японии, которая
в отличие от МВФ обращает внимание своих партнеров на необходимость
расширения системы социальной защиты. Наиболее решительным
сторонником восточноазиатской интеграции выступает премьер-министр
Малайзии Махатхир, который стремится противопоставить эту
интеграцию экспансии США.
Кроме экономических вопросов АСЕАН все активнее делает заявку
на решение проблем безопасности в восточноазиатском регионе.
На форуме в Маниле была учреждена министерская "тройка" (по
образцу ЕС) для более углубленного сотрудничества по вопросам
мира и региональной стабильности. Участники саммита проявили
особую озабоченность ситуацией в Индонезии, где после референдума
о независимости в Восточном Тиморе возникло несколько очагов
сепаратизма и межрелигиозных конфликтов, и выразили поддержку
усилиям нового президента А.Вахида, направленным на то, чтобы
покончить с сепаратистскими движениями. Угроза дезинтеграции
этого крупнейшего островного государства препятствует амбициозным
планам АСЕАН и рискует стать едва ли не основной политической
проблемой, которой придется заниматься ее лидерам.
Амбициозные планы восточноазиатской интеграции, активизация
контактов США, Японии и Южной Кореи с КНДР (которая может
привести к постепенному "открытию" этой самой закрытой страны
и ее вовлечению в общий региональный контекст), наконец, переход
Макао под суверенитет Китая, открывающий Пекину новые возможности
для дипломатического наступления в тайваньском вопросе - все
эти внешне не связанные между собой события и тенденции говорят
о том, что регион оправляется после "азиатского кризиса",
восстанавливает присущую ему динамику. Не рискует ли Россия
остаться в стороне от этих процессов, в результате чего ее
присутствие в Восточной Азии останется лишь географическим?
Во всяком случае, ее весьма ограниченная роль в региональной
интеграции, стремление искать там главным образом союзников
по своим глобальным планам "многополярного мира" логически
ведет к тому, что при решении жизненно важных для нее вопросов
безопасности на Дальнем Востоке ее мнение окажется второстепенным.
Участие в форуме АСЕАН по безопасности, по сути, единственная
"зацепка" для нашей страны в восточноазиатских интеграционных
структурах, однако оторванность от экономического аспекта
региональной интеграции, все более углубляющееся отставание
в этой области от Китая и других ведущих государств Восточной
Азии может лишить это участие какого-либо практического смысла.
|