БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
Арабо-израильские переговоры. Минувший период
был ознаменован активизацией ближневосточного мирного процесса,
чему способствовала активная и наступательная позиция нового
израильского премьер-министра Э.Барака. Основными событиями
явились начало израильско-палестинских переговоров об окончательном
урегулировании (сентябрь) и новый этап переговоров между Израилем
и Сирией (декабрь, Вашингтон). Диалог между Дамаском и Тель-Авивом
стал возможен после поездки М.Олбрайт по Ближнему Востоку,
в ходе которой удалось добиться возобновления переговоров
с той точки, на которой они были прерваны в 1996 году.
Россия как коспонсор ближневосточного мирного процесса старается
не отстать от США в интенсивности дипломатических усилий,
и здесь, как она считает, у нее появились новые возможности
доказать свою нужность. Постоянные нападки Запада на российские
действия в Чечне заставляют Москву искать поддержки у Израиля
- страны, которая, по логике вещей, должна проявить наибольшее
понимание этих действий. Действительно, министр иностранных
дел Израиля Д.Леви, посетивший Москву в начале декабря (вслед
за палестинским лидером Я.Арафатом), ясно заявил, что "наш
долг - вести борьбу с терроризмом, не высказывая лишних претензий".
Если Россия сумеет доказать, что способна эффективно участвовать
в урегулировании ближневосточной проблемы, то многие внешнеполитические
аспекты проблемы чеченской могут решиться естественным путем.
Уже сейчас ведущие мусульманские страны заявили о своем нейтральном
отношении к действиям России в Чечне.
Основные усилия России в мирном процессе направлены на созыв
многосторонней конференции по Ближнему Востоку, которая стала
бы реанимацией Мадридской конференции 1990 года. На данном
этапе, выдвигая столь глобальные инициативы, Москва будет
неизбежно проигрывать Вашингтону, который предпочитает действовать
методом частичных мер (как правило, это посредничество в организации
двусторонних переговоров), добиваясь гарантированного успеха.
Однако в условиях, когда Израиль уже заключил мир с Египтом,
Иорданией и палестинцами и когда правительство Барака открыто
заявляет, что предпочитает общее многостороннее урегулирование
частичным шагам по отдельным направлениям, инициативы России
впервые можно признать реалистическими, а не чисто пропагандистскими.
Вопрос лишь в том, сумеет ли российская дипломатия предпринять
конкретные и убедительные шаги в развитие этого предложения,
и не перехватят ли США российскую инициативу, "забыв" в очередной
раз о коспонсорской роли Москвы.
Кризис вокруг Ирака. В течение всего года,
прошедшего после американо-британской операции "Лиса в пустыне"
и фактического прекращения работы Спецкомиссии ООН, администрация
Б.Клинтона пыталась найти формулу, которая бы заставила президента
С.Хусейна согласиться на возвращение инспекторов ООН в Ирак,
в обмен на что Совет Безопасности смог бы приостановить санкции.
Россия и Франция, как это уже стало обычным, отстаивали более
мягкие варианты воздействия на Багдад. Однако в начале декабря
Париж стал подавать сигналы о том, что он готов принять план,
предложенный Вашингтоном и разработанный на основе инициативы
Великобритании и Нидерландов. Суть его заключалась в приостановке
(но не отмене) санкций по истечении периода (длительность
которого не уточняется), в течение которого Ирак будет соблюдать
условия, поставленные резолюцией СБ ООН. СБ каждые 100 дней
должен будет голосовать за то, чтобы продлить режим приостановки
санкций. Это дает возможность любой заинтересованной стране
(в первую очередь США) снова ввести санкции. План предполагает
расширение программы "нефть в обмен на продовольствие" (в
первую очередь это снятие лимита на количество продаваемой
нефти), однако нефтяные доходы, получаемые Ираком, будут находиться
под контролем и не смогут использоваться для закупки военного
оборудования или продукции двойного назначения.
Упомянутый план вызвал крайне негативную реакцию Багдада,
который даже пригрозил французским нефтяным компаниям лишением
контрактов на разработку нефти, в случае если Париж не откажется
от его поддержки. Ирак также пригрозил блокировать деятельность
инспекторов, требуя, чтобы вначале были отменены санкции (ранее
он уже прекращал в одностороннем порядке экспорт нефти в знак
протеста против того, что программа "нефть в обмен на продовольствие"
продлевалась на короткий срок). Вице-премьер Т.Азиз в начале
декабря приезжал в Москву в надежде убедить российских руководителей
в необходимости противодействия американскому плану.
После напряженных консультаций между постоянными членами
Совета Безопасности 17 декабря СБ принял резолюцию, основанную
на вышеупомянутом плане (правда, приостановка санкций будет
проводиться каждые 120 дней). В соответствии с документом,
вместо прежней Спецкомиссии учреждается "Комиссия ООН по наблюдению,
проверке и инспекциям". Если Багдад даст удовлетворительный
ответ на вопросы ее инспекторов, то приостановки санкций могут
смениться их полной отменой. Россия, Франция, Китай и Малайзия
воздержались в ходе голосования по резолюции (по-видимому,
Париж вспомнил о необходимости хотя бы частичного дистанцирования
от Вашингтона в иракском вопросе). Хотя никто из стран, поддерживающих
отношения с Ираком, не решился наложить вето, международное
сообщество, как показали и предварительные консультации, и
результаты голосования, расколото относительно того, как следует
воздействовать на Багдад. Это явно стимулировало Багдад на
жесткую реакцию: он назвал резолюцию "преступной" и заявил,
что не будет ее выполнять, пока санкции не будут отменены.
В то же время большинство дипломатов полагает, что это лишь
обычный торг, к которому Ирак всегда прибегает в попытке добиться
для себя более выгодных условий реализации принятых ООН решений.
Российская дипломатия, похоже, сознательно решила не обострять
разногласия с Вашингтоном по иракскому вопросу, тем более
что Франция - ее традиционный союзник в этом вопросе - предпочла
сохранить "низкий профиль", довольствовавшись теми уступками,
которые сделали США. Понятно, что в условиях обострения отношений
с Западом на "основном" направлении важно не создавать дополнительных
поводов для конфликта на региональных фронтах. Тем не менее,
относительная пассивность, которую Россия проявила в ходе
согласования резолюции по Ираку (а основная задача США здесь
сводилась к тому, чтобы Россия при голосовании воздержалась),
не будет способствовать укреплению ее самостоятельной роли
в иракском урегулировании и повышению ее престижа у всех участников
конфликта. То, что резолюция фактически предоставляет
шанс на бесконечное затягивание отмены санкций, давая возможность
одной стране в одностороннем порядке возобновить эти санкции
по собственному произволу, создает опасность новых обострений
и конфликтов, тем более что бомбардировки иракской территории
американской и британской авиацией стали уже постоянным фоном
процесса урегулирования.
|