БАЛКАНЫ
На переговорах в Москве 4-5 июля между РФ и НАТО были в основном
согласованы вопросы, неурегулированность которых препятствовала
развертыванию российского контингента в Косово. Однако Москве
не удалось добиться от альянса согласия на предложенную ею
более удобную конфигурацию своего военного присутствия в крае.
Только после достижения московской договоренности Россия получила
воздушный коридор для пролета своих транспортных самолетов
в Косово, который до этого был перекрыт сателлитами НАТО -
Венгрией, Болгарией и Румынией. Таким образом НАТО давала
понять, что миротворческая операция на Балканах будет и далее
проводиться на ее условиях.
Однако уже первый этап операции сил КФОР показал, что они
не способны гарантировать безопасность всех этнических общин
края и предотвратить изгнание сербского и другого неалбанского
населения из Косово. Запад этому особенно и не сопротивлялся,
видя главную задачу в обособлении края от остальной части
Югославии. Поэтому уже не вызывало удивления решение главы
администрации ООН в Косово Б.Кушнера узаконить вытеснение
югославского динара немецкой маркой и американским долларом.
Пакт стабильности для ЮВЕ. На конференции с участием
лидеров почти 40 стран мира, которая прошла в Сараево 30 июля,
был принят Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, инициированный
Западом. Россию представлял тогдашний премьер-министр С.Степашин.
Принятый документ содержит свод правил и норм демократического
устройства, соблюдения прав человека и национальных меньшинств,
принципов рыночной экономики, которым должны следовать государства
региона. Страны-доноры обещали оказывать содействие, но принятый
документ, напоминающий собой "План Маршалла для Балкан", не
содержит конкретных финансовых обязательств с их стороны.
Экономические потери СРЮ от войны оказались очень серьезными.
После бомбардировок НАТО югославская промышленность едва дотягивает
до 20% от уровня 1989 года. По расчетам независимых югославских
экспертов ("Группы 17-ти"), суммарный урон достигает 29,6
млрд. долл., и еще 29 млрд. долл. потребуется на восстановление
в ближайшие пять лет. В результате разрушений экономической
инфраструктуры и промышленности страны ВВП Югославии и доходы
на душу населения сократился в 1999 году на 40,7%, выпуск
промышленной продукции уменьшился на 44,4%.
Первоочередные потребности региона оцениваются западными
экспертами в 30-40 млрд. долл. ЕС объявил о выделении 500
млн. евро (510 млн. долл.), Всемирный банк собирается выделить
60 млн. долл. Япония увеличивает свой взнос на помощь Косово
с 200 до 300 млн. долл. США сначала хотели свести свой финансовый
вклад к минимуму, переложив основное бремя на европейских
союзников, но итоге решили выделить 500 млн. долл. на экономическую
помощь Балканам. Запад, проводя курс на международную изоляцию
Югославии, заявил, что помощь этой балканской стране в послевоенном
восстановлении не будет оказываться, пока у власти находится
С.Милошевич. Вопрос о смене режима в Белграде стал в послевоенной
балканской политике Запада одним из главных, поскольку ясно,
что без СРЮ трудно добиться долгосрочной стабильности в регионе.
Россия поддержала "Балканский пакт", подписав его в Сараево,
но не согласилась с позицией Запада, который увязывает предоставление
помощи СРЮ с уходом в отставку югославского президента. Она
заблокировала внесение в декларацию конференции положений,
критикующих югославского президента, которые были заменены
на призыв к демократическим реформам в Сербии.
Россия присоединилась к Пакту стабильности не только для
закрепления своего политического присутствия в регионе, участвуя
на равных в балканском урегулировании. Не менее очевидно стремление
Москвы побороться за свои экономические интересы, связанные
с послевоенной реконструкцией экономики балканского региона.
Однако едва ли Россия может всерьез рассчитывать на то, чтобы
приобщиться к финансовому потоку, который пойдет с Запада
на Балканы в виде программ помощи и инвестиций на восстановление.
После обострения отношений с Западом из-за событий в Чечне
эта возможность вообще стала призрачной. Показательным здесь
является то, что к участию в тендерах, объявленных Евросоюзом
(а он берет на себя две трети всех затрат по восстановлению
на Балканах), были допущены только компании из стран ЕС или
тех государств, которые входят в круг кандидатов на вступление
в ЕС, а российским фирмам было отказано в праве подавать заявки
на получение контрактов по этим программам ЕС.
РФ предоставила СРЮ кредит в 150 млн. долл., чтобы помочь
в восстановлении ее экономики. За счет этого кредита будут
оплачиваться поставки различного оборудования, произведенного
в России. Речь идет прежде всего об энергетическом оборудовании.
Российские компании выступают головными подрядчиками в реконструкции
разрушенных мостов - только через Дунай выведены из строя
50% железнодорожных и 70% автомобильных мостов. Но Москва,
конечно, не в состоянии своими силами улучшить экономическое
положение в СРЮ.
США пытаются сплотить сербскую оппозицию вокруг идеи проведения
скорейших президентских выборов. 3 ноября в Вашингтоне состоялась
встреча М.Олбрайт с лидерами сербской оппозиции, которые входят
в "Союз за перемены". Однако в условиях внутренней слабости
и раскола югославской оппозиции Запад все больше делает ставку
на нынешних лидеров Черногории, прежде всего на ее президента
М.Джукановича (он был допущен к участию в саммите в Сараево).
Подгорица потребовала от Белграда установления полного равноправия
между югославскими республиками по всем конституционным вопросам.
В ходе официального визита в США по приглашению М.Олбрайт
М.Джуканович провел переговоры со всеми ключевыми фигурами
в правительстве и конгрессе. Столь широкий диапазон его контактов
подчеркивает то значение, которое США придают Подгорице в
попытках повлиять на ситуацию в Югославии. М.Олбрайт на встрече
с М.Джукановичем 4 ноября в Вашингтоне подчеркнула, что США
имеют важные интересы на Балканах, и в сферу этих интересов
входит безопасность Черногории. Запад предостерег С.Милошевича,
что НАТО не останется в стороне, если Белград попытается спровоцировать
конфликт в Черногории или предпримет силовые акции против
ее законных властей. Угроза выхода Черногории из состава Югославии
используется Западом для того, чтобы свалить режим С.Милошевича.
Понимая намерение Запада разыграть "черногорскую карту",
Россия предпринимает активные дипломатические шаги, чтобы
смягчить разногласия между Белградом и Подгорицей. Усилия
Москвы не проходят даром - в последнее время Черногория уже
не настаивает на немедленном рассмотрении вопроса о своем
статусе и не форсирует подготовку к проведению референдума
о независимости. 1-2 августа президент М.Джуканович посетил
Москву с двухдневным рабочим визитом. Он провел переговоры
с тогдашним премьер-министром С.Степашиным, министром иностранных
дел И.Ивановым, мэром Москвы Ю.Лужковым и другими российскими
политиками. Обсуждались ситуация в Югославии, помощь РФ в
восстановлении страны, вопросы сотрудничества Москвы и Подгорицы.
Руководство Черногории готово вернуться к вопросу о статусе
республики позднее, когда разрядится атмосфера в отношениях
между Подгорицей и Белградом, но продолжает считать, что союзное
государство сможет сохраниться, только если отношения между
ними будут строиться на новой основе. Хотя Черногория не без
влияния России несколько умерила радикализм своих требований
к Белграду по переустройству Югославии, это смягчение ее позиции
не отменяет общей ориентации Подгорицы на вхождение в ЕС и
интеграцию в евроатлантические структуры.
России не удалось доказать Западу, что исключение Югославии
из региональной программы восстановления создаст преграды
для долговременного урегулирования на Балканах, сделает ситуацию
в этой стране еще менее предсказуемой. Однако она все-таки
еще не исчерпала весь запас аргументов, чтобы убедить Запад
в недальновидности изъятия Югославии из стратегии реконструкции
экономики региона. Изоляция СРЮ противоречит целям долгосрочной
стабилизации Балкан, в которой заинтересован и сам Запад.
Несмотря на особенности балканской ситуации опыт послевоенного
примирения Франции и Германии применим и к ней. И здесь интеграция
экономических интересов Югославии и некоторых республик бывшей
СФРЮ может впоследствии привести к формированию коллективных
механизмов поддержания безопасности. Однако, близорукая, на
первый взгляд, позиция Запада имеет под собой скрытую рациональную
основу - наличие угрозы реванша со стороны униженной Югославии
гарантирует заинтересованность стран региона в сохранении
массированного военного присутствия НАТО.
Впрочем, Запад не всегда может добиться единства своих рядов
перед лицом кризисов на Балканах. Поведение Греции во время
войны НАТО против Югославии привело Вашингтон к понимаю необходимости
укрепить "слабое звено" альянса. Именно Афины были наибольшим
оппозиционером в НАТО в вопросе о применении силы против СРЮ.
И хотя они не стали нарушать союзническую солидарность при
принятии решения о развертывании боевых действий, но полностью
самоустранились от участия в них и не переставали призывать
альянс к скорейшему прекращению войны. После балканской кампании
США вынуждены предпринимать немалые усилия в попытках "зацементировать"
трещину, возникшую в их отношениях с Грецией из-за агрессии
НАТО против СРЮ. Эту цель преследовал министр обороны США
У.Коэн во время своего визита в Афины в июле. Однако на этих
переговорах Афины не изменили своей позиции и подтвердили,
что и в будущем Греция не будет участвовать в каких-либо силовых
операциях НАТО в Косово.
|