IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
Позиции России на международной арене в истекшем полугодии
в решающей степени оказались под влиянием "дефолта" 17 августа
и обострившегося затем кризиса. Россия фактически призналась
в неспособности отвечать по своим международным финансовым
обязательствам. Удар по престижу страны, нанесенный этими
событиями, неизбежно будет дополнен переосмыслением самих
основ, на которых мировое сообщество строит свою политику
в отношении Москвы.
Назначение Е.Примакова премьер-министром дало возможность
приостановить ухудшение позиций России на мировой арене и
не заморозить окончательно ее отношения с международными финансовыми
институтами. Запад пока еще склонен доверять заверениям Примакова
(сделанным на выездном заседании "Давосского форума" в начале
декабря), что не будет недооценки макроэкономической политики,
огосударствления всего и вся, передела собственности, изоляции
от международных финансовых институтов, отказа от сокращения
бюджетного дефицита, словом, всего, что ассоциируется с "отходом
от реформ".
Однако разъяснение того, "чего не будет", пока так и не
дополнено расшифровкой того, "что будет", и это лишь укрепляет
позиции тех на Западе, кто выступает за более жесткие подходы
по отношению к России. Теперь уже ясно, что сторонников "щадящего"
подхода, обусловленного необходимостью политической поддержки
Б.Ельцина и "курса реформ", там не осталось.
Положение усугубляется и эволюцией личностного фактора, на
который российское руководство в последние годы привыкло возлагать
такие большие надежды. Уменьшение реальной власти Президента,
выразившееся, в частности, в прекращении (по крайней мере,
временном) зарубежных визитов, несомненно, отождествляется
многими нашими партнерами в мире с дальнейшим ослаблением
российского государства вообще.
Обострение кризиса в России совпало с переменами в ряде ведущих
стран, на помощь и поддержку которых она привыкла полагаться.
Прежде всего, следует отметить итоги выборов в Германии 27
сентября, где правившего 16 лет Г.Коля сменил во многом непредсказуемый
социал-демократ Г.Шрёдер. Последний в ходе предвыборной кампании
резко критиковал Коля за то, что тот сделал исключительную
ставку на Б.Ельцина и на свои личные отношения с ним. О том,
что позиция Германии в отношении предоставления России новой
финансовой помощи станет жестче (теперь эта помощь будет оказываться
не на двусторонней основе, а через международные финансовые
институты), свидетельствуют и итоги ноябрьского визита Шрёдера
в Москву.
Правда, Германия все же не заинтересована в финансовом крахе
России, учитывая огромную сумму кредитов, которые уже предоставлены
Москве (свыше 100 млрд. марок), а также тот факт, что Россия
удовлетворяет примерно треть германских потребностей в природном
газе, что не может быть быстро компенсировано поставками из
других источников. Поэтому Берлин ограничен в проявлении жесткости
в отношении Москвы.
Такие пределы, похоже, гораздо меньше ощущаются Вашингтоном,
который эту жесткость в последний период демонстрирует довольно
часто. Она проявилась, в частности, в ряде выступлений М.Олбрайт
и С.Тэлботта, где России было в очередной раз указано на необходимость
отказа от всяких "имперских амбиций", а также на то, что некоторые
ее руководители "не владеют азами мировой экономики". В ходе
своего визита в Россию в сентябре Б.Клинтон едва ли не основное
внимание уделил встречам с претендентами на будущее президентство,
как бы дав понять, что ельцинская эпоха для него кончилась.
Апофеозом американского пренебрежения к Москве стала декабрьская
агрессия в Ираке, которая еще и значительно отдалила перспективы
ратификации Россией договора СНВ-2, улучшившиеся было с приходом
нового правительства, которое пока пользуется доверием Думы.
В прошедший период США прилагали немалые усилия, чтобы навязать
России свое представление, как ей вести дела с третьими странами
- государствами СНГ, Югославией, Ираном, Ираком, Кипром и
т.д. Так, после визита российского министра атомной промышленности
Е.Адамова в Тегеран в конце ноября, где он подтвердил приверженность
России своим обязательствам по ядерным проектам, госдепартамент
США пригрозил лишить Москву контрактов на коммерческие запуски
спутников американских фирм, если ее сотрудничество с Тегераном
не будет свернуто.
Серия воздушных ударов по ряду объектов в Афганистане и Судане
(август), политическое решение Совета НАТО о нанесении ударов
по Сербии (октябрь), проведение военной операции "Лиса в пустыне"
против Ирака (декабрь) на фоне усилий США глобализировать
сферу действия НАТО, возложив на Альянс защиту интересов Запада
в любом регионе мира, всё это - проявление опасной тенденции
в формировании постбиполярной системы мирорегулирования. Претендуя
на единоличное глобальное лидерство, США присваивают себе
право по собственному усмотрению использовать военную силу
против третьих стран в обход международных организаций, наделенных
соответствующей компетенцией.
|