Каспийский регион
Прошедшее полугодие стало периодом, когда "эйфорический рывок
к Каспийскому морю умерили разумные ожидания". Именно такое
признание сделал специальный представитель США по вопросам
энергетического и торгового сотрудничества с "новыми независимыми
государствами" Я.Калицки на состоявшейся в начале декабря
в Вашингтоне конференции по проблеме каспийских трубопроводов.
Подобный вывод проистекает из все более отчетливого разрыва
между политическими амбициями США в Каспийском регионе и соображениями
коммерческой целесообразности, не позволяющими осуществить
эти амбиции в полном объеме.
Официальная линия США по-прежнему заключается в поддержке
идеи множественности маршрутов нефте- и газопроводов через
регион. Это - проекты Каспийского трубопроводного консорциума
(КТК) через территорию России, нефтепровода Баку-Супса, Транскаспийского
газопровода с территории Туркменистана и нефтепровода Баку-Джейхан.
Выступая в начале июля на слушаниях в конгрессе, специальный
советник госсекретаря США по делам "новых независимых государств"
С.Сестанович заявил, что интересы США не ограничиваются
добычей нефти и газа. Администрация США, по его словам, намерена
и дальше способствовать урегулированию конфликтов в Нагорном
Карабахе и Абхазии, укреплению стабильности и демократии в
республиках Закавказья и Средней Азии, созданию в этих государствах
рыночной экономики и интеграции их в мировую экономику. И
конечно, Вашингтон заинтересован в укреплении ключевой роли
Турции в качестве географического, торгового и культурного
моста между Каспийским регионом и Европой, служащего еще и
полюсом притяжения для бывших южных республик СССР. Одна из
важнейших задач, преследуемых США, - предотвращение прокладки
магистральных трубопроводов по территории Ирана.
Все эти соображения предопределили ведущую роль, которую
США отвели именно проекту нефтепровода из Баку в Джейхан (Турция),
несмотря на декларируемую "множественность" приоритетов. Основная
проблема, однако, возникла из-за того, что нефтяные компании,
участвующие в каспийских нефтеразработках, не поддержали проект
в таком виде ввиду его дороговизны и недостаточной безопасности
(в первую очередь - прохождение трубопровода по территории,
где турецкие власти осуществляют геноцид курдов), предпочтя
более дешевый путь от Баку до Супсы (Грузия), а далее по Черному
морю через Босфор.
Весьма вероятный провал проекта Баку-Джейхан станет серьезным
политическим поражением как для американской администрации,
так и в особенности для Турции. Сообщения об изменении
"западного" маршрута появились незадолго то того, как в Анкаре
29 октября должно было состояться подписание соглашения между
главами участвующих в проекте государств о строительстве нефтепровода
по турецкому маршруту. Вместо этого была подписана мало что
значащая декларация. С тех пор все усилия администрации США
направлены на то, чтобы примирить интересы нефтяных компаний
с интересами правительств тех стран, которые участвуют в проекте.
Свои интересы в регионе есть и у Европейского Союза, который
спонсировал проведение в Баку 7-8 сентября конференции по
проекту "Шелковый путь" с участием президентов, премьер-министров
и высокопоставленных чиновников из 33 стран, включая США,
Китай, Японию, а также 12 международных организаций. Проект
предусматривает модернизацию и создание транспортных коммуникаций,
соединяющих Европу с Закавказьем и Азией. 14 стран, которые
составляют основу группы ТРАСЕКА ("Транспортный коридор
Европа-Кавказ-Азия"), подписали Бакинскую декларацию, в которой
обязались осуществить данный проект, возродив исторический
торговый "шелковый путь". К получению в перспективе нефти
и газа из региона Каспия и Центральной Азии проявляют интерес
также США, Китай и Япония.
Идея возрождения "шелкового пути" зародилась в значительной
мере в результате того, что Запад направляет миллиардные инвестиции
на освоение энергоресурсов Прикаспия и Центральной Азии (один
только Азербайджан подписал с 20 иностранными нефтяными компаниями
контракты на 30 млрд. долл.) и стремится получить рычаги контроля
за ситуацией в этих регионах и поведением расположенных здесь
государств.
Соображения России о том, что она может предоставить более
удобные и экономически выгодные маршруты торгового потока
и трубопроводной связи, чем намечаемые в проекте (аналогичные
доводы приводил и Иран), были проигнорированы. Ведь главный
замысел проекта - политический: создать торгово-транспортный
путь из Западной Европы на Дальний Восток именно в обход России
и ее трансъевразийских коммуникаций. Ради этой цели Запад
готов закрыть глаза даже на то, что далеко не все правительства
стран, через которые должен пройти "шелковый путь", в состоянии
контролировать собственную территорию. Запад ясно дает понять
республикам бывшего СССР, что российский маршрут - это не
путь к энергетической, а значит и политической независимости.
Президенты Узбекистана и Грузии И.Каримов и Э.Шеварднадзе
не скрывают, что они приветствуют проникновение Запада в регион
и его стремление усилить в нем свое влияние с помощью проекта
"шелковый путь".
Откровенно политическая подоплека западных нефтяных и транспортных
проектов в Каспийском регионе, имеющийся в них немалый элемент
блефа (чему особенно способствуют правящие режимы некоторых
прикаспийских государств, склонные намного завышать реальные
запасы нефти), а иногда и прямая их коммерческая невыгодность
могли бы сыграть на руку России и ее интересам в "южном подбрюшье",
если бы она сама зачастую не поддавалась на этот блеф, соизмеряла
бы интересы своих нефтяных компаний с интересами государства,
не предпринимала бы столь поспешно шаги, которые оказываются
в итоге невыгодными для нее самой (согласие на изменение статуса
Каспия - пример тому). Падение мировых цен на нефть (а по
прогнозу министерства энергетики США, только к 2007 г. они
смогут вернуться на уровень 1997 г.) будет только охлаждать
интерес нефтяных компаний к проектам типа Баку-Джейхан.
|