Азиатско-Тихоокеанский регион
Саммит АТЭС. На встрече министров иностранных дел
и торговли стран АТР в Куала-Лумпуре 14 ноября Россия была
принята в члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
17-18 ноября там же прошел саммит участников этого регионального
объединения, где Россию представлял Е.Примаков. Итоги саммита
оказались весьма скромными, так как не удалось разрешить спор
между США и Японией в вопросе об установлении режима свободной
торговли в регионе, а принятый на встрече документ не предлагает
новых мер по разрешению экономического кризиса в регионе.
Особо была отмечена стабилизирующая роль Китая, удерживающего
от падения курс своей национальной валюты, и Японии, принявшей
16 ноября пакет мер стоимостью в 196 млрд. долл. по стимулированию
находящейся в кризисе национальной экономики (из них 8 млрд.
- финансовая помощь странам азиатского региона). Саммит
АТЭС показал, что это многостороннее объединение, где ведущую
роль играют США, Япония и Китай, несмотря на высказанную поддержку
общерегиональной солидарности в попытках выйти из экономического
кризиса, не относит Россию к числу тех стран региона, которые
нуждаются в международной помощи в приоритетном порядке и
на которых необходимо сосредоточить консолидированные усилия
мировых финансовых центров. Ведущие державы АТР считают,
что положение России не может существенно повлиять на преодоление
кризисного состояния в Азии в силу ее слабой вовлеченности
в региональные интеграционные процессы.
Россия - Япония. Дипломатическая активность между
двумя странами в прошедший период была весьма оживленной.
Во время поездки тогдашнего российского премьер-министра С.Кириенко
в Японию 13-14 июля был подписан ряд документов, касающихся
экономического сотрудничества. Наибольший резонанс получило
соглашение между Экспортно-импортным банком Японии и Внешэкономбанком
РФ о предоставлении России первого транша в размере 800 млн.
долл. из несвязанного кредита размером 1,5 млрд. долл., который
Токио направляет на поддержку структурных реформ в российской
экономике. Это не целиком двустороннее соглашение - кредитором
по нему является также Всемирный банк. Территориальный вопрос
в ходе визита специально не затрагивался. В то же время была
подтверждена необходимость приложить все усилия для заключения
мирного договора до 2000 г.
17 октября состоялся визит министра иностранных дел Японии
М.Комуры в Россию. Японская сторона особое внимание уделила
заявлению, сделанному во время переговоров премьер-министром
РФ Е.Примаковым, что Россия будет придерживаться согласованных
позиций. В то же время российские руководители заявили о недопустимости
нанесения ущерба суверенитету и национальным интересам России.
По мнению газеты "Асахи", финансово-экономический кризис в
России, к которому добавилось беспокойство по поводу здоровья
Президента, не способствует созданию условий, при которых
Б.Ельцин может пойти на уступки по территориальному вопросу,
а противники российского Президента могут поставить под вопрос
договоренности, достигнутые на неформальных встречах. В
то же время японская дипломатия явно делает ставку на "непрерывный
диалог" с Москвой, в ходе которого может появиться схема,
не допускающая поворота Москвы вспять в решении территориального
вопроса.
11-13 ноября состоялся визит в Россию нового премьер-министра
Японии К.Обути. В Токио отдавали себе отчет в том, что углубляющаяся
нестабильность в России не будет способствовать позитивному
(по мнению Японии) решению территориального вопроса. Тем не
менее, постепенное смягчение позиции Москвы становится фактом
(во многом благодаря готовности Токио предоставить ей второй
транш 1,5-миллиардного кредита независимо от мнения МВФ
и Всемирного банка). Главными достижениями Токио можно
считать договоренность об учреждении комиссии по территориальному
размежеванию и соглашение о предоставлении японским гражданам,
ранее проживавшим на спорных островах, права свободно посещать
родные места. Причем упомянутая подкомиссия создается параллельно
с другой - по совместной хозяйственной деятельности. Это,
по мнению газеты "Иомиури", предполагает, что вопросы экономики
и принадлежности островов станут двумя колесами одной телеги,
т.е. если Япония соглашается сотрудничать в экономической
области, то Россия не сможет не пойти на уступки в территориальном
вопросе.
В любом случае теперь уже ясно, что Токио не намерен бесконечно
долго вести переговоры с Москвой по территориальной проблеме
и будет добиваться решения этого вопроса до 2000 г. Он
также дал понять, что не считает возможным всестороннюю активизацию
экономического сотрудничества с Россией без прогресса в диалоге
о заключении мирного договора и в решении территориальной
проблемы. Москве в создавшихся условиях остается только
тянуть время, надеясь на возможность и далее выдвигать всякого
рода промежуточные предложения, оттягивающие окончательное
решение территориальной проблемы. Правда, ресурсы России
здесь отнюдь не исчерпаны, учитывая, во-первых, экономические
трудности самой Японии, а во-вторых, настроения японской общественности,
которая все менее склонна считать вопрос о "северных территориях"
первоочередным.
США - Китай. Важной договоренностью, достигнутой в
ходе визита президента США Б.Клинтона в Китай (25 июня-3 июля)
и символизирующей новый этап в американо-китайских отношениях,
стало соглашение о ненацеливании ядерных ракет обоих государств
друг на друга. При обсуждении ситуации в Южной Азии Б.Клинтон
пытался вбить клин между Россией и Китаем, играя на обеспокоенности
Пекина российско-индийским сотрудничеством в ядерной области.
США и Китай объединяет крайне негативное отношение к предстоящим
российским поставкам ядерных реакторов Индии. Определенный
сдвиг в позиции США навстречу пожеланиям Китая в тайваньском
вопросе не означает, что Вашингтон собирается отказываться
от гарантий безопасности, которые он предоставил Тайбэю. США
высоко оценивают роль Китая, который оказывает стабилизирующее
влияние на положение в Азии, охваченной кризисом. Но в самих
США ряд экспертов видит угрозу, которую китаецентристский
подход в азиатской политике Клинтона представляет для прочности
союзов, имеющихся у США в регионе.
Япония - Китай. Первый в истории визит государственного
руководителя Китая в Японию, состоявшийся 26-30 ноября, вызвал
разочарование у обеих сторон, несмотря на то что было подписано
несколько соглашений о двустороннем сотрудничестве и на обещание
Японии предоставить Китаю в следующие два года кредитов на
3,2 млрд. долл. Не случайно, что участники отказались подписывать
итоговую декларацию. Председатель КНР Цзян Цзэминь так и не
смог добиться от премьера К.Обути письменного извинения Японии
перед китайским народом за агрессию в годы второй мировой
войны, а также обязательства Токио придерживаться "трех нет"
в отношении Тайваня: не признавать идею независимости для
Тайваня, принцип "двух Китаев" или принцип "одного Тайваня
и одного Китая". Кроме того, Китай не хочет, чтобы Япония
получила место постоянного члена СБ ООН, желая оставаться
единственным представителем АТР в этом органе.
Хотя для Японии ценность Китая как партнера и одного из
главных оплотов стабильности в регионе, особенно на фоне постоянно
ухудшающегося положения России, несомненна, однако их политические
противоречия (по Тайваню, по американо-японскому военному
сотрудничеству и т.д.) способствуют сохранению взаимного недоверия.
Китай и возможности "стратегического треугольника".
Визит Е.Примакова в Индию (20-22 декабря) привлек к себе внимание
прежде всего инициативой российского премьера создать "стратегический
треугольник Россия-Индия-Китай". Однако, как представляется,
попытки "достроить" российско-индийские отношения до некоего
"союза трех" являются пережитком старой биполярной философии
международных отношений, не учитывающей ни реального места
России в современном мире, ни экономической ориентации Дели
и Пекина на Запад, ни весьма напряженных отношений между двумя
азиатскими гигантами.
Китай является противником того, чтобы Россия была привлечена
к четырехстороннему механизму урегулирования на Корейском
полуострове (он стремится к тому, чтобы после воссоединения
Кореи быть единственным гарантом ее безопасности), чтобы происходило
сближение Южной Кореи с РФ, чтобы Москва была участником регионального
форума по безопасности в Восточной Азии, создание которого
предлагает Сеул. Совершенно очевидно, что Китай вовсе не заинтересован
в расширении участия России (как и США) в делах региона. КНР,
по словам ее лидеров, понимает "стратегическое партнерство"
с Россией как "международные отношения нового типа: не как
между союзниками, не как между странами, находящимися в состоянии
конфронтации друг с другом, и не как отношения, направленные
против третьей страны". Таким образом, необходимо четко понимать,
что Пекин не пойдет на создание упомянутого "треугольника".
С точки зрения интересов модернизации Китая (привлечения финансовых
ресурсов, современных технологий, управленческого опыта и
т.п.), Запад имеет для Пекина гораздо большее значение, чем
погрязшая в череде кризисов Россия, несмотря на объединяющее
обе страны неприятие американской гегемонии.
|