Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

 
Первое полугодие 1999 года. Международное положение.

 

Западная Европа

На саммите Россия-ЕС, который проходил 18 февраля в Москве, не было достигнуто значимых соглашений. На этой встрече Г.Шредер и Ж.Сантер признали, что Россия начала движение по пути стабилизации, и заявили, что ЕС готов углублять связи с Москвой, но для этого Россия должна открыть свои рынки. Из-за российского финансового краха экспорт ЕС в Россию сократился в два раза. РФ пыталась использовать саммит, чтобы заручиться поддержкой ЕС в своих усилиях вступить во Всемирную торговую организацию. Принятие в ВТО облегчило бы продвижение российских товаров на западные рынки, необходимость чего стала особенно очевидной сейчас, когда во всем мире от США до Индонезии и Индии развернулась антидемпинговая война против экспорта продукции российской сталелитейной промышленности. На встрече лидеров стран ЕС (3-4 июня, Кельн) была одобрена общая стратегия Евросоюза в отношении РФ.

10-11 мая в Бремене состоялась ежегодная весенняя сессия Совета Западноевропейского Союза на уровне министров иностранных дел и обороны. На этой встрече Й.Фишер представил германскую концепцию стабилизации Юго-Восточной Европы «Пакт стабильности для Балкан», предлагаемую Германией. Документ предусматривает более тесное взаимодействие НАТО и ЕС с балканскими странами, включая Югославию после смены режима С.Милошевича. Был также одобрен проект «военной реформы» ЕС-ЗЕС.

10-13 июня в странах ЕС прошли выборы депутатов в Европарламент. Они показали, что маятник политических настроений в Западной Европе качнулся вправо. Итоги голосования дали ощутимый перевес представителям правых партий и явились ударом для социалистов и социал-демократов: в 11 из 15 стран ЕС правящие партии левого спектра потерпели поражение (во Франции и Португалии соцпартии получили очень незначительное преимущество). Особенно чувствительное поражение потерпели лейбористы в Великобритании, социал-демократы в Германии и социалисты в Италии. Сдвиг вправо в настроениях европейцев западные аналитики связывают со многими причинами, в числе которых называется и неспособность ЕС предложить вариант урегулирования конфликта на Балканах отличный от НАТО.

29 мая в Тулузе состоялась очередная франко-германская встреча на высшем уровне. Г.Шредер и Ж.Ширак подписали декларацию, в которой стороны обязались использовать свой вес для того, чтобы Европа обрела необходимый военный потенциал для «операций по реагированию на международные кризисы», которые она могла бы осуществлять без участия США, но в координации с НАТО.

3-4 июня в Кельне на заседании Совета ЕС на высшем уровне лидеры 15 западноевропейских государств одобрили документ, в котором на ЕС возлагается проведение общей политики в сфере обороны и безопасности, создание потенциала для самостоятельных действий, опирающегося на соответствующие вооруженные силы. На саммите было принято решение о «слиянии» ЗЕС с ЕС к 2001 г. Создающаяся военная структура ЕС будет представлять собой Комитет по совместной внешней и оборонной политике, иметь полномочия и механизм управления военным сотрудничеством в рамках Евросоюза. Став интегрированной частью ЕС, Комитет будет отвечать за реализацию решений Евросоюза в области обороны и безопасности, координировать военную политику членов Евросоюза, а в перспективе — руководить военными операциями ЕС по урегулированию кризисов и поддержанию мира. Его возглавит Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности («министр иностранных дел ЕС»). Эту новую должность займет, разумеется, Х.Солана после своего ухода с поста генерального секретаря НАТО.

В то же время из-за оппозиции ряда стран ЕС, в том числе тех, что не хотят отказываться от своего внеблокового статуса, ЕС не становится военным союзом — обязательства по коллективной обороне по-прежнему охватывают только 10 из 15 государств Евросоюза (участники Брюссельского договора ЗЕС 1954 г.). Однако даже наиболее радикальная с 50-х годов попытка европейцев обрести свою «идентичность» в сфере безопасности едва ли сможет в обозримой перспективе бросить вызов натоцентризму в деле кризисного урегулирования в Европе. Это связано как с большой зависимостью союзников от США, так и с чисто военными факторами ведения крупномасштабных операций вдали от тыловой инфраструктуры.

На страницу назад

 
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика