Западная Европа
На саммите Россия-ЕС, который проходил 18 февраля в Москве,
не было достигнуто значимых соглашений. На этой встрече Г.Шредер
и Ж.Сантер признали, что Россия начала движение по пути стабилизации,
и заявили, что ЕС готов углублять связи с Москвой, но для
этого Россия должна открыть свои рынки. Из-за российского
финансового краха экспорт ЕС в Россию сократился в два раза.
РФ пыталась использовать саммит, чтобы заручиться поддержкой
ЕС в своих усилиях вступить во Всемирную торговую организацию.
Принятие в ВТО облегчило бы продвижение российских товаров
на западные рынки, необходимость чего стала особенно очевидной
сейчас, когда во всем мире от США до Индонезии и Индии развернулась
антидемпинговая война против экспорта продукции российской
сталелитейной промышленности. На встрече лидеров стран ЕС
(3-4 июня, Кельн) была одобрена общая стратегия Евросоюза
в отношении РФ.
10-11 мая в Бремене состоялась ежегодная весенняя сессия
Совета Западноевропейского Союза на уровне министров иностранных
дел и обороны. На этой встрече Й.Фишер представил германскую
концепцию стабилизации Юго-Восточной Европы «Пакт стабильности
для Балкан», предлагаемую Германией. Документ предусматривает
более тесное взаимодействие НАТО и ЕС с балканскими странами,
включая Югославию после смены режима С.Милошевича. Был также
одобрен проект «военной реформы» ЕС-ЗЕС.
10-13 июня в странах ЕС прошли выборы депутатов в Европарламент.
Они показали, что маятник политических настроений в Западной
Европе качнулся вправо. Итоги голосования дали ощутимый перевес
представителям правых партий и явились ударом для социалистов
и социал-демократов: в 11 из 15 стран ЕС правящие партии левого
спектра потерпели поражение (во Франции и Португалии соцпартии
получили очень незначительное преимущество). Особенно чувствительное
поражение потерпели лейбористы в Великобритании, социал-демократы
в Германии и социалисты в Италии. Сдвиг вправо в настроениях
европейцев западные аналитики связывают со многими причинами,
в числе которых называется и неспособность ЕС предложить вариант
урегулирования конфликта на Балканах отличный от НАТО.
29 мая в Тулузе состоялась очередная франко-германская встреча
на высшем уровне. Г.Шредер и Ж.Ширак подписали декларацию,
в которой стороны обязались использовать свой вес для того,
чтобы Европа обрела необходимый военный потенциал для «операций
по реагированию на международные кризисы», которые она могла
бы осуществлять без участия США, но в координации с НАТО.
3-4 июня в Кельне на заседании Совета ЕС на высшем уровне
лидеры 15 западноевропейских государств одобрили документ,
в котором на ЕС возлагается проведение общей политики в сфере
обороны и безопасности, создание потенциала для самостоятельных
действий, опирающегося на соответствующие вооруженные силы.
На саммите было принято решение о «слиянии» ЗЕС с ЕС к 2001
г. Создающаяся военная структура ЕС будет представлять собой
Комитет по совместной внешней и оборонной политике, иметь
полномочия и механизм управления военным сотрудничеством в
рамках Евросоюза. Став интегрированной частью ЕС, Комитет
будет отвечать за реализацию решений Евросоюза в области обороны
и безопасности, координировать военную политику членов Евросоюза,
а в перспективе — руководить военными операциями ЕС по урегулированию
кризисов и поддержанию мира. Его возглавит Верховный представитель
ЕС по вопросам внешней политики и безопасности («министр иностранных
дел ЕС»). Эту новую должность займет, разумеется, Х.Солана
после своего ухода с поста генерального секретаря НАТО.
В то же время из-за оппозиции ряда стран ЕС, в том числе
тех, что не хотят отказываться от своего внеблокового статуса,
ЕС не становится военным союзом — обязательства по коллективной
обороне по-прежнему охватывают только 10 из 15 государств
Евросоюза (участники Брюссельского договора ЗЕС 1954 г.).
Однако даже наиболее радикальная с 50-х годов попытка
европейцев обрести свою «идентичность» в сфере безопасности
едва ли сможет в обозримой перспективе бросить вызов натоцентризму
в деле кризисного урегулирования в Европе. Это связано
как с большой зависимостью союзников от США, так и с чисто
военными факторами ведения крупномасштабных операций вдали
от тыловой инфраструктуры.
|