Южная Азия
Ситуация в Южной Азии характеризовалась двумя противоречивыми
тенденциями. С одной стороны, Индия и Пакистан предприняли
самые значительные за последнее время попытки нормализовать
двусторонние отношения, договориться о кодексе поведения в
военной сфере, ввести в контролируемые рамки свои ракетно-ядерные
амбиции. С другой стороны, налицо самое серьезное обострение
ситуации вокруг Кашмира.
21-22 февраля 1999 г. состоялся исторический (с точки зрения
результатов) визит премьер-министра Индии А.Ваджпаи в Пакистан,
где он провел переговоры с пакистанским премьером Н.Шарифом.
Это была первая за 10 лет поездка индийского руководителя
такого ранга в Пакистан. Два лидера заявили о решимости покончить
с враждой между странами и заложить прочные основы добрососедства.
В совместной декларации стороны впервые предприняли попытку
договориться о правилах, которые регламентировали бы их соперничество
в области ракетно-ядерных вооружений наподобие того, как это
было в отношениях двух сверхдержав во время «холодной войны».
С целью снизить угрозу ядерной войны Индия и Пакистан обязались
обмениваться информацией о своих стратегических вооружениях,
уведомлять друг друга о летных испытаниях баллистических ракет,
случайных и несанкционированных ракетных пусках, проводить
двусторонние консультации для разъяснения вопросов, касающихся
их концепций национальной безопасности и ядерных доктрин,
разработки мер укрепления доверия в области ядерных и обычных
вооружений, сделать регулярными встречи лидеров двух стран,
интенсифицировать дипломатические усилия по разрешению межгосударственных
споров, включая кашмирскую проблему.
Дальнейшие события показали, что далеко не все из намеченного
возможно реализовать. В мае разгорелся самый серьезный за
последние годы вооруженный конфликт на линии контроля в Кашмире,
который продолжается уже второй месяц. Индия контролирует
две трети территории Кашмира, Пакистан — одну треть. Конфликт
был спровоцирован проникновением на индийскую часть территории
в Гималаях мусульманских боевиков при поддержке пакистанской
армии, которые попытались занять стратегические высоты в секторе
Каргил и взять под свой контроль важные транспортные коммуникации
в этом высокогорном районе.
В 1999 г. администрация Б.Клинтона стала проводить курс на
улучшение отношений с Индией, о чем свидетельствуют участившиеся
визиты С.Тэлботта и других американских представителей в Дели.
Движущим мотивом изменения в американской позиции является
нежелание подталкивать Дели к союзу с Москвой. США свернули
экономические санкции, введенные против Индии год назад в
ответ на ее ядерные испытания. Вашингтон стремится активно
посредничать в разрешении нынешнего кризиса вокруг Кашмира,
при этом он открыто поддержал требования Индии в этом конфликте.
15 июня президент Б.Клинтон призвал Пакистан вывести с индийской
территории отряды кашмирских повстанцев. 24 июня Исламабад
посетила специальная правительственная миссия США, которая
убеждала пакистанцев принять условия Дели по прекращению нынешнего
конфликта. Несколько раундов индо-пакистанских переговоров
по урегулированию в Кашмире ни к чему не привели.
Россия и государства региона. В апреле Москву с официальным
визитом посетил премьер-министр Пакистана Н.Шариф. Это был
первый с 1974 г. визит такого уровня. Была достигнута договоренность
о создании двусторонней комиссии, призванной открыть новую
главу в отношениях между РФ и Пакистаном. В совместном итоговом
заявлении Пакистан обязался придерживаться режима ядерного
нераспространения и мирных путей решения региональных конфликтов.
В мае в Москве побывал министр иностранных дел Индии Дж.Сингх.
Индию беспокоит уменьшение влияния России в Центральной Азии.
Как подчеркнул в одном из своих выступлений советник индийского
премьер-министра по вопросам национальной безопасности Б.Мишра,
Дели с тревогой наблюдает за эрозией стратегической границы,
проходящей по Амударье, которая в течение 150 лет сохраняла
стратегическую стабильность в этой части евразийского массива,
в результате чего фундаментализм и экстремизм усиливают здесь
свое влияние.
|