Россия — СНГ — Запад
В истекший период Содружество Независимых
Государств продолжало переживать процесс распада, а отдельные
его участники становились объектом все более пристального
внимания США и других западных стран. Даже агрессия НАТО против
Югославии не сплотила членов СНГ. На саммите Содружества в
Москве 2 апреля удалось принять лишь общую декларацию о необходимости
прекращения кровопролития в Югославии, а сама встреча фактически
потонула в нерешенных вопросах (Абхазия, поставки российского
оружия Армении и т.д.). Символическим событием стал выход
9 июня Туркменистана из соглашения о безвизовом режиме для
стран-членов СНГ. Узбекистан, Азербайджан и Грузия объявили
о нежелании продлевать свое участие в Договоре о коллективной
безопасности СНГ (следует, правда, заметить, что все эти государства
далеки от внутриполитической стабильности, а упомянутый Договор
оберегал их больше от внутренних, чем от внешних угроз). Кроме
того, Ташкент во время проведения вашингтонского саммита НАТО
в апреле присоединился к группировке ГУАМ. По мере гипотетического
проведения в жизнь проекта “Великого шелкового пути” эта группировка
может приобрести отнюдь не символическое значение и даже нарастить
военные мускулы (совместные грузино-украинские учения по охране
нефтепровода Баку-Супса уже стали одним из свидетельств тому).
Вскоре после начала агрессии НАТО против
Югославии Азербайджан заявил о готовности послать свой воинский
контингент в Косово. Некоторые наблюдатели, правда, считают
это (равно как и заявления ряда официальных лиц о готовности
перебазировать из Турции на свою территорию американскую военную
базу Инджирлик в ответ на активизацию российско-армянских
военных связей) попыткой компенсировать наметившиеся провалы
на “нефтяном фронте” — отказ западных нефтяных компаний от
разработки ряда каспийских месторождений. Тем не менее, все
более настойчивая опека Вашингтона и Западной Европы над рядом
государств СНГ, в том числе и в деле строительства их вооруженных
сил, позволяет им и далее шантажировать Россию и выбивать
у нее все новые уступки.
Именно во время вашингтонского саммита НАТО
удалось организовать трехстороннюю встречу Э.Шеварднадзе,
Г.Алиева и Р.Кочаряна. Старается не отставать от НАТО и Евросоюз
— в конце июня в Люксембурге прошла встреча в верхах лидеров
трех этих государств и ЕС. Европа теперь явно намерена участвовать
в разрешении конфликтных ситуаций в Закавказье.
На этом фоне принципиально важно указать
на сдвиги в российско-украинских отношениях. Завершившаяся
ратификацией в Совете Федерации (февраль) эпопея с “большим”
российско-украинским договором в любом случае является лишь
началом сложного пути к возрождению стратегических отношений
между двумя странами. Если договор не будет дополнен формулированием
ясных политических целей в отношении Украины и средств их
достижения, то он окажется не более чем предвыборным подарком
Л.Кучме. Очевидно лишь одно — Москва должна сделать все,
чтобы Украина не превратилась окончательно в антироссийский
“санитарный кордон” — как раз в то время, когда ее прозападная
дипломатия все больше обнаруживает свой отрыв от жестких экономических
реальностей, диктующих стране путь в другую сторону. Свидетельством
того, что Украина все же ограничена в своей пронатовской ориентации,
является отмена в начале июня постановления о порядке пересечения
государственной границы Украины военнослужащими, военными
кораблями Черноморского флота РФ, которое серьезно ограничивало
свободу его передвижения, столь важную в период обострения
кризиса на Балканах.
|