Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

 
Первое полугодие 1999 года. Международное положение.

 
Встреча “Большой восьмерки”

18-20 июня в Кельне прошла встреча глав семи ведущих государств Запада и России. Формат российского участия до самого последнего момента был под вопросом, поскольку первоначально в повестку дня планировалось включить отдельное обсуждение проблем России, а это означало умаление ее статуса, низведение ее до уровня “проблемных” стран и фактическое возвращение “большой восьмерки” к прежнему статусу — “7+1”. Недовольство такой постановкой вопроса (равно как и действиями Запада в Югославии) стало, по мнению большинства наблюдателей, причиной того, что Президент Б.Ельцин решил принять участие в саммите только в последний день, а предыдущие два дня его заменял премьер-министр С.Степашин.

Основным вопросом повестки дня встречи стали проблемы, связанные с восстановлением Югославии. Был одобрен “Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы”, детали которого еще предстоит разработать на конференции стран-доноров в Брюсселе (июль) и на конференции ведущих экономических держав по оказанию помощи балканским странам, планирующейся на осень. Восстановление Косово запланировано в качестве отдельного вопроса. Только на нужды этого края ЕС обещал выделять 500 млн. долл. ежегодно. По оценкам экспертов, для региона в целом понадобятся еще 30 млрд. долл. в течение пяти лет. При этом всякая помощь СРЮ (за исключением гуманитарной) исключается до тех пор, пока у власти находится С.Милошевич. Попытки России добиться того, чтобы Белград смог получить помощь также и на нужды развития, не увенчались успехом. Не были учтены в заключительном коммюнике и некоторые предложения РФ, касающиеся верховенства ООН в международном присутствии в Косово.

Основная надежда России на кельнском саммите была связана с возможностью списания или хотя бы реструктуризации долгов, оставшихся от советского периода. На фоне решения “семерки” (т.е. без участия России) списать 72 млрд. долл. с 41 беднейшей страны Москва выглядит как проигравшая сторона, тем более что она является членом Парижского клуба кредиторов и не хотела бы допускать, чтобы долги списывались за ее спиной. Наиболее активным противником крупных уступок России в деле решения проблемы ее задолженности выступает Германия, на долю которой приходится более 25% российского долга. Во многом ее стараниями в заключительном коммюнике саммита не говорится о возможности списания советских долгов, а упоминается лишь о помощи во “всеобъемлющем решении проблемы задолженности, возникшей на основе долговых обязательств советского периода” — причем на последующей стадии, когда в РФ будут созданы условия, позволяющие осуществлять программу более глубоких экономических реформ. Вместе с тем, возможность реструктуризации российских долгов остается открытой.

Б.Ельцин в ходе своего краткого пребывания в Кельне постарался придать российскому участию в “восьмерке” геополитический и военный аспект, как бы компенсируя неравноправный статус страны в экономической области. Было подписано российско-американское заявление относительно стратегических наступательных и оборонительных вооружений и дальнейшего укрепления стабильности. Оно предполагает начало в скором времени обсуждения будущего Договора СНВ-3 и Договора по ПРО. Россия получает возможность обсуждать более радикальные сокращения ядерных арсеналов, а США — поднимать вопрос об изменении Договора ПРО. Таким образом, создается возможность определенной взаимоувязки двух вопросов, а также того, что ни одна из сторон не пойдет на односторонние шаги.

Основным смыслом российского присутствия в Кельне стало не достижение каких-либо крупных результатов, а “примирение после драки”, подтверждение того, что Москва по-прежнему считает жизненно важным участвовать в клубе ведущих держав, получение свидетельств того, что хотя бы в каких-то вопросах мирового развития она может сказать свое слово.

На страницу назад

 
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика