Встреча “Большой восьмерки”
18-20 июня в Кельне прошла встреча глав семи ведущих государств
Запада и России. Формат российского участия до самого последнего
момента был под вопросом, поскольку первоначально в повестку
дня планировалось включить отдельное обсуждение проблем России,
а это означало умаление ее статуса, низведение ее до уровня
“проблемных” стран и фактическое возвращение “большой восьмерки”
к прежнему статусу — “7+1”. Недовольство такой постановкой
вопроса (равно как и действиями Запада в Югославии) стало,
по мнению большинства наблюдателей, причиной того, что Президент
Б.Ельцин решил принять участие в саммите только в последний
день, а предыдущие два дня его заменял премьер-министр С.Степашин.
Основным вопросом повестки дня встречи стали проблемы, связанные
с восстановлением Югославии. Был одобрен “Пакт стабильности
для Юго-Восточной Европы”, детали которого еще предстоит разработать
на конференции стран-доноров в Брюсселе (июль) и на конференции
ведущих экономических держав по оказанию помощи балканским
странам, планирующейся на осень. Восстановление Косово запланировано
в качестве отдельного вопроса. Только на нужды этого края
ЕС обещал выделять 500 млн. долл. ежегодно. По оценкам экспертов,
для региона в целом понадобятся еще 30 млрд. долл. в течение
пяти лет. При этом всякая помощь СРЮ (за исключением гуманитарной)
исключается до тех пор, пока у власти находится С.Милошевич.
Попытки России добиться того, чтобы Белград смог получить
помощь также и на нужды развития, не увенчались успехом. Не
были учтены в заключительном коммюнике и некоторые предложения
РФ, касающиеся верховенства ООН в международном присутствии
в Косово.
Основная надежда России на кельнском саммите была связана
с возможностью списания или хотя бы реструктуризации долгов,
оставшихся от советского периода. На фоне решения “семерки”
(т.е. без участия России) списать 72 млрд. долл. с 41 беднейшей
страны Москва выглядит как проигравшая сторона, тем более
что она является членом Парижского клуба кредиторов и не хотела
бы допускать, чтобы долги списывались за ее спиной. Наиболее
активным противником крупных уступок России в деле решения
проблемы ее задолженности выступает Германия, на долю которой
приходится более 25% российского долга. Во многом ее стараниями
в заключительном коммюнике саммита не говорится о возможности
списания советских долгов, а упоминается лишь о помощи во
“всеобъемлющем решении проблемы задолженности, возникшей на
основе долговых обязательств советского периода” — причем
на последующей стадии, когда в РФ будут созданы условия, позволяющие
осуществлять программу более глубоких экономических реформ.
Вместе с тем, возможность реструктуризации российских долгов
остается открытой.
Б.Ельцин в ходе своего краткого пребывания в Кельне постарался
придать российскому участию в “восьмерке” геополитический
и военный аспект, как бы компенсируя неравноправный статус
страны в экономической области. Было подписано российско-американское
заявление относительно стратегических наступательных и оборонительных
вооружений и дальнейшего укрепления стабильности. Оно предполагает
начало в скором времени обсуждения будущего Договора СНВ-3
и Договора по ПРО. Россия получает возможность обсуждать более
радикальные сокращения ядерных арсеналов, а США — поднимать
вопрос об изменении Договора ПРО. Таким образом, создается
возможность определенной взаимоувязки двух вопросов, а также
того, что ни одна из сторон не пойдет на односторонние шаги.
Основным смыслом российского присутствия в Кельне стало
не достижение каких-либо крупных результатов, а “примирение
после драки”, подтверждение того, что Москва по-прежнему считает
жизненно важным участвовать в клубе ведущих держав, получение
свидетельств того, что хотя бы в каких-то вопросах мирового
развития она может сказать свое слово.
|