Азиатско-Тихоокеанский регион
США — Китай. М.Олбрайт посетила Китай 1-2 марта, 6-14
апреля премьер Чжу Жунзци нанес официальный визит в США. Стороны
стремились смягчить взаимную напряженность, возникшую после
того как в январе-феврале 1999 г. в американских СМИ и на
Капитолии начала раскручиваться антикитайская кампания. Она
выразилась в череде расследований «китайских дел» и скандале
вокруг ядерного шпионажа. Специальная комиссия конгресса по
итогам расследования выпустила доклад с обвинениями КНР в
краже высоких технологий и ядерных секретов США. На Капитолии
усилилась критика Пекина за нарушение прав человека. Вашингтон
беспокоят давно установившиеся глубокие связи Китая со странами,
которые стремятся к созданию ОМУ, в частности, с КНДР, Ираном,
Пакистаном. На слушаниях в сенате в феврале директор ЦРУ Дж.Тенет
заявил, что у администрации нет уверенности, что китайские
компании полностью выполняют обязательства, которые даются
лидерами Китая на переговорах с Вашингтоном.
Касаясь планов создания региональной ПРО в Восточной Азии,
американские представители разъясняли Пекину, что США еще
не приняли окончательного решения о развертывании ПРО в регионе,
и многое здесь будет зависеть от того, удастся ли Китаю добиться
от КНДР прекращения программы создания баллистических ракет
большой дальности (Соединенные Штаты подозревают КНР в передаче
Северной Корее технологий для создания БР и спутников) и улучшить
свои отношения с Тайванем (Пекин отказывается брать обязательство
не использовать силу для воссоединения с Тайбэем). Китай резко
негативно отреагировал на планы создания региональной ПРО,
рассматривая возможное развертывание такой системы как угрозу
своим интересам, и его позиция еще больше ужесточилась после
того, как США не исключили возможность включения Тайваня в
зону региональной ПРО.
Китай беспокоит то, что американское противоракетное прикрытие
может подтолкнуть Тайвань к официальному провозглашению независимости,
не говоря уже о том, что осуществление этих планов сделает
американо-тайваньское военное сотрудничество еще более тесным,
а возможности Пекина подкрепить свои притязания на возвращение
«непокорной провинции» военной силой будут подорваны.
Для Китая важна американская поддержка в процессе вступления
во Всемирную торговую организацию. США заинтересованы в том,
чтобы Китай стал членом ВТО, так как это обяжет его принять
меры к большей открытости китайского рынка и в спорных случаях
подчиняться решениям арбитража ВТО. Для Вашингтона важность
открытия китайского рынка для американских товаров и услуг
определяется не только огромным дефицитом в двусторонней торговле,
но и совершенно новой проблемой конкуренции доллара с евро
после введения единой европейской валюты. Членство в ВТО даст
КНР право участвовать в определении глобальных торговых правил,
защитит китайские товары от дискриминации на рынках других
государств ВТО, в том числе от односторонних торговых санкций
США, которые будут обязаны отменить свои квоты на импорт китайского
текстиля, стали и другой продукции. Но Китай хочет войти в
ВТО в статусе развивающейся страны, что предполагает облегченные
условия вступления.
Американо-китайским отношениям были посвящены специальные
слушания в конгрессе, проходившие в апреле по итогам визита
китайского премьера. Заместитель госсекретаря С.Рот подчеркнул,
что какие бы разногласия между двумя странами ни возникали,
США будут стремиться расширять двустороннее экономическое
взаимодействие и продолжать стратегический диалог. Он
заявил, что администрация не видит разумной альтернативы интеграции
КНР в мировую экономическую систему в качестве «нормальной
страны».
США явно стараются избегать чрезмерного акцента на проблеме
прав человека, чтобы не нанести ущерб развитию отношений с
Китаем в целом. Вашингтон сознательно приглушает степень своих
расхождений с Пекином в спорных вопросах, считая сотрудничество
слишком важным, а по ряду проблем региональной безопасности
и нераспространения ОМУ просто незаменимым, чтобы делать его
заложником споров по другим вопросам. Однако это не отменяет
столкновения их долгосрочных стратегических интересов в Азии.
Китай стремится стать азиатской сверхдержавой, утвердить свои
суверенные права или, по крайней мере, создать зону своего
доминирующего влияния над территорией, охватывающей Тайвань
и Южно-Китайское море, то есть фактически весь регион ЮВА,
что явно противоречит американским интересам.
7 мая американские крылатые ракеты поразили посольство Китая
в Белграде. Пекин не удовлетворился объяснениями министра
обороны США У.Коэна и директора ЦРУ Дж.Тенета, что это была
«ошибка, вызванная неверной информацией». Президент США принес
официальные извинения по поводу случившегося, но это не остановило
демонстрации протеста в Пекине против действий США и НАТО
на Балканах. Острая реакция на происшедшее вызвана опасениями
Китая относительно растущей военной мощи США и возможностью
того, что она будет использована в случае китайско-тайваньского
конфликта. Другая причина кроется в стремлении в качестве
политической компенсации за нанесенный урон выторговать себе
побольше уступок, например, по тайваньскому вопросу и на переговорах
по вступлению в ВТО.
Визит американской делегации во главе с заместителем госсекретаря
Т.Пикерингом в Пекин в середине июня также не смог развеять
подозрения китайского руководства, что американские ракеты
попали в посольство КНР отнюдь не по ошибке. Китай требует
возмещения ущерба, квалифицируя этот инцидент как сознательную
провокацию. Пекин свернул контакты с США в военной области,
прекратил консультации с Вашингтоном по целому ряду вопросов.
В этих условиях для США было важно смикшировать недовольство
Китая, и не случайно, что как раз в это время достиг кульминации
скандал вокруг китайского «ядерного шпионажа».
Инцидент с обстрелом китайского посольства в Белграде еще
больше усилил спад в американо-китайских отношениях. Однако
этот виток вниз в двусторонних отношениях, вероятнее всего,
не будет очень продолжительным. Ни Вашингтону, ни Пекину конфронтация
не выгодна. Стороны очень много вложили в улучшение своих
отношений.
Стать господствующей державой в Азии Китай сможет только,
если потеснит США в регионе. Отсюда критика Пекином американской
политики укрепления региональных военных союзов. Вашингтон
не собирается уступать кому бы то ни было свое доминирование
в АТР и рассматривает Китай всего лишь в качестве одной из
нескольких ведущих региональных держав, но не более того.
Американским интересам не отвечает появление в регионе сверхдержавы,
способной бросить вызов положению США в Азии и вовлечь «азиатских
тигров» из ЮВА в свою, чуждую США систему доминирования, поэтому
Вашингтон стремится всячески противодействовать реализации
такого сценария развития событий.
США — Япония. 3 мая в Вашингтоне прошел американо-японский
саммит с участием президента Б.Клинтона и премьер-министра
К.Обути. За последние 12 лет это первый официальный визит
японского премьера в США (были лишь рабочие визиты). Между
двумя странами происходит укрепление связей в сфере безопасности
в контексте нового соглашения об основных направлениях военного
сотрудничества. В апреле-мае обе палаты японского парламента
одобрили ряд законов, которые придали юридическую силу обязательствам
японской стороны по данному соглашению (оно было подписано
еще в 1997 г.) В результате этого усиливается американо-японский
военный союз, который США называют фундаментом безопасности
в Азии. В сравнении с предыдущим соглашением (1978 г.) повышается
роль японских вооруженных сил в обеспечении поддержки американским
войскам в азиатском регионе. Вооруженные силы США получают
расширенные возможности использования в случае необходимости
аэродромов, портов и других гражданских объектов тыловой поддержки
на японской территории. Соглашение предусматривает, что японские
силы самообороны берут на себя выполнение широкого спектра
операций, которые не связаны с непосредственным участием в
боевых действиях, включая осуществление тыловых перевозок,
траление мин и инспектирование иностранных судов при осуществлении
экономических санкций против третьих стран. В рамках этого
соглашения США выделяют тяжелую военную технику, вооружения
и боевые силы.
В списке внешних источников угроз для безопасности региона
США и Япония на первое место ставят Северную Корею, и эта
проблема была одной из главных международных тем в переговорах
Б.Клинтона и К.Обути. Проблема урегулирования на корейском
полуострове вновь привлекла к себе внимание в связи с обострением
отношений между Сеулом и Пхеньяном, когда в июне между ними
произошел конфликт в спорном районе Желтого моря (15 июня
в результате перестрелки южнокорейские боевые корабли потопили
один торпедный катер и один патрульный катер Северной Кореи,
а также вывели из строя несколько других ее военных катеров,
которые пересекли демаркационную линию, установленную Южной
Кореей). Инцидент начался еще 8 июня с вторжения патрульных
катеров и рыболовецких судов КНДР в южнокорейскую морскую
зону. Он вызвал обеспокоенность США, так как это чревато переходом
в крупномасштабный военный конфликт с участием 37-тысячной
группировки американских войск, дислоцированных в Южной Корее.
В мае Япония подписала контракт о выделении 1 млрд. долл.
международному консорциуму на строительство двух легководных
ядерных реакторов в КНДР в обмен на отказ Пхеньяна от своей
военно-ядерной программы. Б.Клинтон и К.Обути договорились
продолжать сотрудничество в противодействии ракетно-ядерной
угрозе, исходящей от КНДР. Япония (как и Россия) не является
участником четырехсторонних переговоров по урегулированию
ситуации на Корейском полуострове, но, учитывая важность для
нее этого вопроса, США и Южная Корея решили учредить с участием
Токио трехстороннюю группу по координации позиций и отслеживанию
ситуации в КНДР. К.Обути выразил поддержку американским усилиям
по разрешению кризиса в Косово и объявил о выделении 200 млн.
долл. на оказание помощи косовским беженцам, оказавшимся в
соседних с Югославией странах. Японский премьер призвал к
скорейшему принятию Китая в ВТО.
В экономическом разделе переговоров стороны согласовали подходы
к стратегии вывода японской экономики из спада, который продолжается
уже семь лет. В рамках этой стратегии Токио должен предпринять
меры по ослаблению жесткого госрегулирования экономики и обеспечению
большей открытости ряда секторов японского рынка для внешнего
мира. Лидеры США и Японии объявили о заключении торговых соглашений,
призванных облегчить американским компаниям доступ на ряд
сегментов японского рынка и расширить возможности для американских
инвестиций в этой стране. Для администрации Б.Клинтона это
важно в силу огромного дефицита в торговле с Японией, достигшего
в прошлом году 64 млрд. долл. В то же время стороны не смогли
устранить острые разногласия по проблеме экспорта японской
стали в США.
|