Южная Азия и проблема нераспространения ядерного оружия
В середине мая Индия после 24-летнего перерыва провела пять
подземных ядерных взрывов. В конце того же месяца Пакистан
осуществил серию из шести ядерных испытаний. Индия полагает,
что произведенными взрывами она перешагнула порог и стала
ядерной державой, независимо от того, признает это мир или
нет. По западным оценкам, Индия и Пакистан могут собрать ограниченное
количество ядерных боеприпасов в сравнительно короткое время
(у них имеются материалы для производства не менее 84 боезарядов,
из которых к сборке готовы 12-20).
В Дели объясняли необходимость проведения испытаний тем,
что Китай, обладающий ядерным оружием, представляет главную
угрозу для Индии. По данным бывшего директора ЦРУ У.Вулси,
Пекин, создавая противовес Дели в лице Пакистана, с 1980 года
помогает Исламабаду в разработке ядерного и ракетного оружия.
Ряд экспертов считает: заявления индийского министра обороны
Дж.Фернандеса (3 мая), что Китай является самой большой угрозой
безопасности Индии, даже большей, чем Пакистан, - это не просто
указание на опасность для Индии китайско-пакистанского ядерного
сотрудничества, но и сигнал Вашингтону, который не прочь выстроить
на азиатском континенте систему взаимных противовесов, чтобы
сдержать растущую китайскую мощь. США опасаются, что неконтролируемая
эскалация на Индостанском субконтиненте может втянуть в конфликт
и крупные державы: образование пакистано-китайского альянса
против Индии может, по словам президента Б.Клинтона, вынудить
Россию выступить на стороне Дели.
Поиску решения проблемы ядерного нераспространения в контексте
испытаний в Южной Азии была посвящена специальная встреча
министров иностранных дел стран-членов СБ ООН в Женеве 4 июня.
На ней была принята программа совместных действий, которая
получила развитие на заседании представителей стран "большой
восьмерки" в Лондоне 12 июня. Члены СБ отвергли притязания
Индии и Пакистана на обладание ядерным статусом. Согласованная
"восьмеркой" программа призывает их прекратить разработку
ядерного оружия, присоединиться к режиму нераспространения
и не делать провокационных шагов во избежание эскалации напряженности.
Программа предусматривает комплекс мер. Во-первых, будет
осуществляться мониторинг, чтобы не допустить развертывания
ядерных вооружений. Индия и Пакистан не скрывают, что разрабатывают
средства доставки ядерных боезарядов. Члены "восьмерки" будут
координировать политику по предотвращению экспорта в эти государства
материалов и технологий, которые могут применяться в ядерных
и ракетных программах. Во-вторых, запланированы мероприятия,
которые должны способствовать урегулированию застарелых индийско-пакистанских
противоречий, включая спор о принадлежности Кашмира. США и
Япония предложили свои посреднические услуги в организации
переговоров между Дели и Исламабадом. Индия отвергает какое-либо
международное посредничество в решении территориальной проблемы
Кашмира, а Пакистан, наоборот, стремится ее интернационализировать.
В-третьих, намечено использование рычагов экономического воздействия.
Если США, Канада и Япония ввели санкции против Дели и Исламабада,
то подход России состоит в том, чтобы не наказывать за проведенные
испытания, а сосредоточиться на устранении побудительных причин
к созданию ядерного оружия. Москва не присоединилась к экономическим
санкциям, так как Индия - крупнейший покупатель российского
оружия, и, кроме того, имеется соглашение о строительстве
АЭС. Под предлогом борьбы с распространением ядерного оружия
США пытаются помешать сотрудничеству России с третьими странами
в области ядерной энергетики, обвиняют ее в том, что, строя
ядерные реакторы в Иране и Индии, она подрывает эффективность
американских санкций.
Таким образом, ядерные державы-члены СБ ООН смогли согласовать
основные направления взаимодействия, но у них по-прежнему
нет единства в вопросе о том, как реализовывать политику нераспространения
ядерного оружия.
Новый виток конфронтации между Индией и Пакистаном лишь потому
привлек внимание в мире, что он со всей очевидностью продемонстрировал
идущий процесс размывания режима нераспространения ядерного
оружия. Предпосылкой для усиления угрозы этого стало заключении
в 1997 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний,
когда крупные державы по сути закрыли глаза на проблему существования
так называемых "пороговых" государств. Испытания в Индии и
Пакистане показали ограниченность возможностей России, США
и других великих держав по сдерживанию ядерных амбиций таких
государств. Международные режимы ядерного нераспространения,
экспортного контроля за ракетными технологиями обнаруживают
свою неэффективность. Политика дипломатического давления и
экономических санкций не принесет результата, если Индия и
Пакистан, которые с 1947 года уже три раза воевали между собой,
будут продолжать считать свои ядерные программы единственной
надежной гарантией национальной безопасности. В этом случае
они будут готовы пойти на большие жертвы, но не откажутся
от создания собственного ядерного оружия. Международное сообщество
вынуждено будет либо смириться с расширением де-факто клуба
ядерных держав, либо действовать по схеме, которая реализуется
в отношении Ирака, где под контролем инспекторов ООН ликвидируется
потенциал для создания оружия массового уничтожения.
"Ядерный прорыв" в Южной Азии подталкивает США к более
тесному сотрудничеству с Россией в противодействии распространению
ядерного оружия, а также к переосмыслению приоритетов своей
стратегии. На фоне угрозы появления новых ядерных держав и
последующей дестабилизации миропорядка вопрос о новом расширении
НАТО уже не выглядит для них столь актуальным. Если ядерное
сдерживание оказалось действенным в отношениях между великими
державами, то это не гарантирует, что новые члены "ядерного
клуба" будут руководствоваться теми же правилами поведения.
Это может способствовать формированию такого мирового порядка,
который будет менее управляемым и стабильным, чем нынешняя
система международных отношений.
|