Азиатско-Тихоокеанский регион
Российско-японская встреча "без галстуков". 18 апреля
в Каване (Япония) состоялась вторая неформальная встреча Б.Ельцина
и Р.Хасимото. В ходе нее был достигнут ряд важных договоренностей
по экономическим вопросам, однако ситуация с решением территориального
вопроса не стала яснее. Б.Ельцин предложил Р.Хасимото расширить
рамки намечаемого договора, сделав его "договором о мире,
дружбе и сотрудничестве". Со своей стороны, японский премьер-министр
выступил с инициативой решения территориального вопроса путем
"демаркации границы", то есть фиксации пограничной линии к
северу от спорных островов. На первом этапе такого решения
Россия признала бы сам факт суверенитета Японии над этими
островами, осуществляя над ними временное административное
управление; на втором - непосредственно передала бы Японии
этот суверенитет. Такой вариант свидетельствует о том, что
позиция Токио становится более гибкой в вопросе о сроках окончательного
возвращения островов; кроме того, термины "территориальный
вопрос" и "территориальные уступки" (которые, согласно Конституции
РФ, не допускаются) заменяются на нейтральную формулу "демаркация
границы". Главный вопрос, однако, по-прежнему не решен:
как заключить мирный договор, не поступаясь территориальной
целостностью России. Поскольку Япония все равно будет требовать
определения конкретных сроков окончательного возврата островов,
рано или поздно придется решать, где находится предел уступок
в территориальном вопросе.
Дипломатия великих держав в регионе. Январское турне
министра обороны США У.Коэна по ряду стран Азии (Малайзия,
Индонезия, Сингапур, Таиланд, Китай, Япония и Южная Корея)
отразило обеспокоенность США последствиями, которые может
иметь для американских военных и экономических интересов дестабилизация
положения в регионе в результате острейшего валютно-финансового
кризиса. Вынужденные меры жесткой экономии в этих государствах
означают для США утяжеление бремени по сохранению стабильности
в регионе в целом, по поддержанию системы двусторонних военных
связей и материально-технической инфраструктуры своего военного
присутствия в Азии. Как отмечала газета "Лос-Анджелес таймс",
"неожиданно затронув интересы США в области безопасности,
азиатский кризис нанес удар по попыткам Вашингтона заставить
союзников в Азии больше платить за обеспечение собственной
обороны". Несмотря на этот кризис, США не собираются снижать
уровень своего военного присутствия в регионе. Более того,
расширяются возможности доступа к военным объектам в странах
ЮВА и проведения здесь военных учений.
В начале февраля министр обороны Китая впервые в истории
китайско-японских отношений нанес официальный визит в Японию.
Интерес китайского военного руководства к Японии возрос после
потепления в отношениях между Москвой и Токио. На переговорах
с Чи Хаотянем начальник Управления национальной обороны Ф.Кюма
не опроверг того, что Тайваньский пролив и сам Тайвань входят
в зону действия американо-японского договора безопасности
и что Япония будет помогать вооруженным силам США в их защите.
В свою очередь, глава китайского военного ведомства уклонился
от прямого ответа на предложение Токио присоединиться к трехсторонним
консультациям по вопросам безопасности в Восточной Азии, которые
регулярно ведутся на неофициальном уровне Россией, США и Японией.
Сходную идею выдвинул и президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун,
выступивший за формирование многосторонней структуры обеспечения
региональной безопасности в восточноазиатском регионе с участием
шести стран, включая Россию.
Стремление Токио к большей сбалансированности своих связей
с великими державами отражает осознание того, что при всей
важности военного союза с США Япония выступает в нем как зависимая
сторона и этот союз не может обеспечить все ее внешнеполитические
потребности. Наблюдая активизацию американо-китайских и российско-китайских
связей, Токио стремится не отстать от Вашингтона и Москвы
в сближении с Китаем и создать себе больше возможностей для
влияния на формирование нового регионального баланса сил.
Для России невыгодно, если будет создана отдельная структура
консультаций и согласования по вопросам безопасности в Восточной
Азии, объединяющая только США, Японию и Китай, а
такой вариант Вашингтон и Токио для себя не исключают в
случае согласия с ним Пекина.
|