"Правление через наместника".
Успех проправительственных сил на думских выборах
К концу года в России утвердилась новая конструкция федеральной
власти - "правление через наместника". Популярный премьер
В.Путин стал ключевым публичным ресурсом федеральной исполнительной
власти. При этом он оставался под жестким политическим контролем
президентских структур. В ноябре был создан избирательный
штаб В.Путина как кандидата в президенты. В его состав вошли
кремлевские чиновники и аналитики А.Волошин, И.Шабдурасулов,
Д.Поллыева, В.Сурков, Г.Павловский, А.Ослон и др.
Важнейшим ходом этого штаба, повлиявшим на исход избирательной
кампании, стала рекомендация В.Путину публично поддержать
"Медведя". После подобного жеста премьера рейтинг "Медведя"
стремительно пошел вверх. Ко дню голосования по популярности
он оставил далеко позади прежнего фаворита - ОВР - и вплотную
приблизился к КПРФ. Причина столь неожиданного успеха заключалась
в том, что "Единство" стало восприниматься избирателями практически
как "партия Путина". Ее электорат стал двухслойным: с одной
стороны, проправительственный блок поддержали те, кто традиционно
голосует за власть, а с другой - те, для кого характерен т.н.
некоммунистический протестный тип голосования. Именно вторая
группа в 1993 году на первых думских выборах обеспечила триумф
партии Жириновского, а в 1996 году на президентских выборах
вывела на третье место А.Лебедя. Одновременно "Медведь" в
электоральном плане практически полностью уничтожил прежнюю
"партии власти" - НДР.
В момент, когда парламентская предвыборная кампания достигла
кульминации, о своих особых отношениях с премьером заявил
и СПС. Возражения В.Путина были вялыми, и указания на такие
контакты были активно отработаны в предвыборных роликах СПС.
Это принесло правым дополнительные голоса на выборах.
В.Путин понимал, что сближение с вполне определенными партиями
может существенно поколебать его позиции как кандидата в общенациональные
лидеры, ослабить его популярность среди коммунистического
электората, где рейтинг премьера был достаточно высоким. Поэтому
В.Путин дал понять, что готов сотрудничать и с другими партиями.
Стремление премьера сохранить хорошие отношения и с другими,
не обязательно прокремлевскими силами было обусловлено потребностью
в большей политической самостоятельности. В.Путин понимал,
что, достигнув небывалого уровня популярности, он должен консолидировать
вокруг себя различные группы и фракции элиты, найти оптимальную
модель сочетания их интересов. Однако президентское окружение
требовало иного - окончательного разгрома своих политических
оппонентов. Лишь голосование 19 декабря не позволило этому
конфликту интересов перейти в открытую фазу.
Парламентские выборы ознаменовались крупным успехом пропрезидентских
и проправительственных сил: "Медведь", СПС и ЛДПР в сумме
без учета одномандатников получили почти 40% голосов. КПРФ,
хотя и заняла первое место как по партийным спискам, так и
по одномандатникам, оказалась не в состоянии сформировать
новое парламентское большинство. Дума получилась расколотой
примерно на две равные части. В таком виде она вряд ли сможет
стать сильным оппонентом федеральной исполнительной власти.
В то же время выборы превратились фактически в плебисцит доверия
общества к премьеру В.Путину. Провалилась попытка создать
новую "партию власти" на базе ОВР. Фракция ОВР, не дожидаясь
первого заседания Думы, начала фрагментироваться; региональные
лидеры, входившие в движение "Вся Россия", и ориентированные
на них депутаты открыто перешли на сторону премьера.
Тревожным сигналом для федеральной исполнительной власти
стало ее крупное поражение в Москве. Московский избиратель
начисто провалил ставленников Кремля на выборах столичного
мэра - официального лидера СПС С.Кириенко и управляющего делами
президента П.Бородина. Ю.Лужков победил с большим отрывом
в первом туре, набрав гроссмейстерские 70% голосов. Блок "Единство"
по партийным спискам в Москве набрал всего 7% голосов, уступив
не только ОВР, но и КПРФ, и "Яблоку". Ни одному из прокремлевских
кандидатов не удалось добиться победы в московских одномандатных
округах. Впервые за годы реформ федеральная власть в Москве
оказалась в положении "чужой".
|