Европейский Союз
12-13 декабря в Люксембурге состоялся саммит государств Евросоюза.
Главным на этой встрече, в том числе и для интересов России
в Европе, был вопрос о расширении ЕС. Было решено, что переговоры
о вступлении начнутся через три месяца с шестью странами -
Польшей, Венгрией, Чехией, Словенией, Эстонией и Кипром, как
это и было рекомендовано в июле Европейской Комиссией. Примерный
срок их принятия - 2004 г., хотя некоторые, вероятно, могут
быть приняты и раньше, исходя из уровня своей подготовленности.
Так как вступление в ЕС новых стран будет происходить на индивидуальной
основе, не исключено, что нынешняя очередность кандидатов
будет пересмотрена. Для руководства процессом объединения
Западной и Восточной Европы учреждается специальная Европейская
конференция в составе высших руководителей 21 страны, включая
15 нынешних членов ЕС, которая будет собираться на ежегодные
совещания (предложение о ее создании было инициировано Францией
несколько месяцев назад). Перспективы рассмотрения заявок
Болгарии, Румынии, Словакии, Латвии, Литвы и Турции отодвинуты
на неопределенное время. Это вызвало особое недовольство у
Вильнюса, Риги и Анкары.
С 1987 г. Турция ожидает удовлетворения своей заявки на вступление
в ЕС. Список требований к ней остается весьма внушительным,
что делает ее аутсайдером даже в сравнении с Болгарией и Румынией,
которые весьма сильно отстают от других соискателей в проведении
реформ. Резкий отказ был болезненно воспринят турецкой делегацией
во главе с премьер-министром. Вместе с тем, в отклонении кандидатуры
Турции не было полного единодушия: если Германия, страны Бенилюкса
и Испания были настроены довольно категорично против включения
ее в список приглашаемых стран, делая упор на ее несоответствии
европейским нормам, то Франция заняла гораздо более мягкую
позицию в этом вопросе, подчеркивая стратегически важное геополитическое
значение Турции, находящейся на стыке Европы, Азии, Балкан
и исламского мира, вблизи источников энергоресурсов Каспия
и Ближнего Востока и путей их транспортировки в Западную Европу.
В ответ на решение саммита ЕС не включать Турцию в число
приглашаемых стран Анкара заявила, что прерывает политический
диалог с Евросоюзом, пригрозила отозвать свою заявку на членство,
если ЕС в течение полугода не пересмотрит своего решения,
а также застопорить расширение НАТО. Однако очевидно, что
последнее - лишь тактический ход. На этом фоне весьма красноречивым
является тот факт, что вскоре после люксембургского саммита
премьер Турции М.Йылмаз нанес визит в США, где Б.Клинтон заверил
его в том, что Соединенные Штаты будут продолжать оказывать
максимальную поддержку Анкаре, в том числе и в ее отношениях
с ЕС.
Расширение политического и экономического влияния ЕС на ЦВЕ
и Прибалтику закрепляет перемещение этих регионов в западное
сообщество и усиливает в отношении России разделительный эффект
экспансии НАТО на восток. Уже сейчас со стороны ЕС делаются
попытки склонить Россию к тому, чтобы она урегулировала вопрос
о границах с Эстонией и Латвией, закрыв глаза на дискриминацию
русскоязычного населения в этих республиках. Заблуждением
являются ожидания, что вступление в ЕС прибалтийских стран
окажет позитивное воздействие на экономическое развитие Северо-Западного
региона РФ. Войдя в ЕС, страны ЦВЕ и Прибалтики станут применять
в отношении России те же квоты, ограничения на ее экспорт,
антидемпинговые процедуры и другие протекционистские меры,
которые ныне серьезно осложняют отношения Москвы с Евросоюзом.
Принятие в ЕС вряд ли охладит пыл прибалтийских республик,
стучащихся в двери НАТО, ведь он не может предложить им американских
союзнических обязательств по обороне, а вне НАТО США не предоставляют
европейским странам такие гарантии.
|