Причины этнополитических конфликтов
Этнополитическим конфликтом называется спор, в котором, по
крайней мере, одна сторона, опирающаяся на этнический (национальный)
принцип социальной солидарности, рассматривает возможность
или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную
силу для реализации своих интересов.
Системные причины конфликта. К системным причинам мы будем
относить факторы, определяющие состояние дисбаланса (кризиса)
социально-политической системы, к ситуативным - поведение
и установки сторон конфликта. Считается, что первые являются
решающими по отношению ко вторым, независимо от того, осознается
ли эта связь участниками конфликта в каких-либо рационализированных
формах или нет (в таком случае доминирует иррациональность).
Основным источником системных причин являются патронажный
тип экономики и соответствующий ему плебисцитарный вождистский
тип демократии. Источник фрагментации (раздробления) политического
и экономического пространства Российской Федерации находится
в государственном патронаже (опеке и вмешательстве) распределения
сфер влияния и становления новых хозяйственных структур (что
одновременно означает становление нового класса хозяев этих
структур). Такой патронаж предоставляет возможность тем, кто
занимает ключевые позиции в государственных структурах, использовать
уникальную организационную возможность для того, чтобы "дать
своим ребятам делать бизнес".
Обратной неформализованной стороной государственного патронажа
является паразитарно-бюрократическая приватизация и раздел
хозяйственных структур между различного рода неформальными
объединениями (клановыми, племенными, этнолингвистическими,
региональными и т.д.). Неизбежно у групп, по тем или иным
причинам предендующих на роль политических элит, возникает
подозрение в отношении намерений друг друга, и у всех вместе
- недоверие к так называемым центральным структурам. При прочих
равных условиях, оно перерастает во враждебность благодаря
следующим моментам:
- центральные
структуры не предусматривают каналов или способов привлечения
представителей локальных элит на свой уровень;
- решения стратегического
значения, принимаемые в центральных структурах, дают в конечном
счете фактический выигрыш тем группам, которые находятся
в более близкой позиции к этим структурам;
- отсутствуют
надежные каналы информации о намерениях и процессе принятия
решений между центральными структурами и локальными элитами;
- принципы легитимности
центральных структур и локальных элит не совпадают в значительной
степени;
- назревающая
борьба внутри сепаратистского лагеря между различными группировками
заставляет их рассматривать центральные структуры не как
объективного арбитра в споре, но как внешнюю силу, пытающуюся
извлечь выгоду из кризисной ситуации;
- локальные
элиты рассматривают действительные намерения центральных
структур как неочевидные, неустойчивые и меняющиеся ситуативно
под воздействием борьбы внутри этих структур.
Плебисцитарный вождистский тип демократии является вторым
системным источником конфликта. Речь идет о промежуточном
типе политического режима (между рационально-правовым и харизматическим),
где центральное место принадлежит фигуре президента, источником
легитимности которого является плебисцит. Предполагается,
что в переходный период такой президент может обеспечить национальную
политическую интеграцию, верховный контроль над административной
машиной государства и осуществление преобразований в самой
системе. Для этого он наделяется правом единолично (на практике
- по советам окружающей его свиты), вне представительных демократических
институтов и норм, апеллируя к некой анонимной "воле народа",
принимать важнейшие решения национального масштаба.
В реальности плебисцитарная вождистская демократия отражает
интересы тех фракций господствующего класса, которые, не отказываясь
от формального признания парламентарной демократии, возлагают
на плебисцитарного президента установление порядка, выгодного
господствующему классу в целом. Авторитарный характер данного
типа заключается в персонализации власти при сохранении некоторых
элементов парламентарного фасада. На практике провозглашенные
цели никогда не достигаются в полном объеме, а сам режим характеризуется
внутренней нестабильностью, поскольку он является помесью
взаимоисключающих отношений (харизматических и бюрократических),
воплощаяя их наиболее слабые стороны.
Стремление плебисцитарного президента играть роль "харизматического
вождя" приводит к тому, что его административный штат формируется
на принципах личной преданности, причем техническая подготовленность
имеет небольшое значение. Здесь нет системы формальных правил
или абстрактных правовых принципов, а также процесса принятия
рациональных правовых решений, нацеленных на такие принципы.
Здесь также отсутствует юридическое мышление, ориентированное
на правовой прецедент. Конкретные решения каждый раз создаются
заново от конкретного дела к делу и по своему происхождению
рассматриваются как откровения лидера и его свиты.
Когда такая власть вступает в конфликт с конкурирующей властью
или с группой, также претендующей на харизматические свойства,
единственный способ разрешить конфликт заключается в насилии,
поскольку в таком конфликте только одна из сторон может быть
правой; другая является виновной в несправедливости, что подлежит
искуплению "перед народом".
Такой тип власти в принципе не может оставаться стабильным,
но подвергается либо традиционализации, либо бюрократизации,
либо определенной комбинации обеих тенденций. Принципиальные
мотивы, лежащие в основе такой трансформации, связаны с идеологическими
и материальными интересами членов административного штата,
выдвиженцев, партийных функционеров и т.д. Более всего они
заинтересованы в том, чтобы сохранить свои позиции, сложившиеся
отношения, стабильное положение с целью реализации этих идеальных
и материальных интересов. Одна из опасностей, вытекающая из
такой ситуации, заключается в том, что плебисцитарный режим
оказывается не в состоянии сформулировать доктрину государственных
интересов и осуществлять на ее основе свою внутреннюю и внешнюю
политику. Характерно, что из всех президентских и правительственных
указов и постановлений за 1992 год лишь в трех актах упоминается
о государственных интересах России.
Ситуативные причины этнополитического конфликта:
- историческое
наследие отношений между государствами в регионе конфликта
(например, завоевание и колонизация Кавказа Российской империей);
- внешнеполитические
факторы в регионе конфликта (например,
- интересы Турции
и Ирана на Кавказе); - военно-стратегические факторы (например,
способность России контролировать военную ситуацию на Кавказе);
- собственно
этнические факторы (например, характер этнической стратификации,
т.е. иерархического социального расслоения на этнической
основе);
- экономические
факторы (например, экономический кризис в Российской Федерации);
- внутриполитические
факторы (например, формирование и акции новых политических
движений и организаций, в частности, Конфедерации горских
народов);
- факторы-характеристики
сторон конфликта (например, воинственный стиль националистов);
- информационные
факторы (например, отсутствие полной и однозначной информации
о намерениях сторон);
- поведенческие
факторы (например, нарастание вооруженных инцидентов).
Фазы этнического (межнационального) конфликта. Выделяются
три основные фазы:
- формирование конфликта (так называемая формальная фаза,
когда участвующие стороны осуществляют формирование своей
массовой базы, отрабатывают идеологические приемы, выдвигают
свои требования на почве узаконенных норм и структур);
- развитие конфликта (так называемая фаза обострения,
когда стороны обращаются к воинственной тактике, открыто
выходят за рамки узаконенных норм и структур);
- реализация конфликта (так называемая военная фаза,
когда стороны прибегают к длительному вооруженному столкновению).
Направление действия фактора конфликта. Направление действия
каждого из факторов может быть различным:
- фактор действует в направлении
интенсификации политического конфликта;
- фактор нейтрален, то есть присутствует,
но не оказывает выраженного воздействия на конфликт;
- фактор действует в направлении
сглаживания конфликта;
- фактор не имеет отношения к
данному конфликту;
- о факторе нет надежной информации.
В конкретных случаях конкретный фактор может вести себя
по разному (например, в одной ситуации экономический кризис
может стимулировать стороны сесть за стол переговоров, в
другой, напротив, усилит непримиримость и желание идти на
вооруженные акции).
Социальная основа конфликта и возможные варианты действий
сторон. Сравнительный анализ факторных группировок говорит
об однотипности социальной основы крупномасштабных внутренних
конфликтов с этнической окраской. Общий вывод: не следует
рассматривать интенсификацию этнического антагонизма как неизбежное
следствие полиэтничной природы общества. Правда заключается
в том, что этнические различия искусственно стимулируются
и эксплуатируются различными фракциями, которые претендуют
на роль политических элит и озабочены распределением сфер
своего влияния в экономике и политике. Раздел сфер влияния
и представляет собой действительную основу этнополитических
конфликтов.
Структура этнополитического конфликта (пример Северной Осетии
- Ингушетии). Исследуемый пример может быть отнесен к племенному
постколониальному (трайбалистскому) типу конфликтов, которые
особенно распространены в странах так называемого "третьего
мира", то есть приближается в своих факторных характеристиках
к таким конфликтам, как Конго-Катанга (1960/63), Чад (1979)
или Марокко-Западная Сахара (1975). Особенность: в подобного
рода конфликтах всегда присутствует политическое наследие
некой бывшей колониальной державы, состоящее в том, что государственные
границы и административное деление стран, получивших независимость,
устанавливались в свое время колониальным сувереном, исходившим
из геополитических расчетов относительно других крупных держав-колонизаторов.
Политическая и административная карта племен и народностей
Северного Кавказа в этом плане не является исключением, поскольку
она складывалась в процессе многолетней борьбы Российского
государства с его основными соперниками на южных границах
- Турецкой и Персидской империями. Последствия - неизбежный
рост трайбализма (племенной политической ориентации) в форме
народных движений, партий или национальных фронтов и кровавые
разборки между ними по самым различным поводам. Контроль над
нефте- и газодолларами, а также их размещением в западных
банках является жизненно важным условием для господствующих
в патронажной системе групп. Согласно данным Центра общественных
связей ФСК РФ, основными направлениями незаконного вывоза
остаются страны Балтии (нефть, нефтепродукты, металлы) и Закавказья
(сырье плюс техника, боеприпасы, вооружение, продовольствие).
Расположение нефте- и газопроводов, железных и шоссейных дорог
в регионе конфликта показывает, что Ингушетия попадает в своеобразный
геополитический "треугольник".
Как уже отмечалось, неотъемлемой системной характеристикой
патронажа является неизбежное провоцирование противоречий
между центром системы и ее периферией, что в условиях многорегионального
и многонационального Северного Кавказа с железной закономерностью
ведет к регионализму и этнополитическим конфликтам. Заявив
о своем отделении от Чечни в качестве самостоятельной республики,
Ингушетия геополитически оказалась в опасном положении, будучи
зажатой между тремя центрами Кавказского направления вывоза
сырьевых ресурсов и других стратегически важных материалов:
Моздоком, Владикавказом и Грозным. Практически все основные
фонды промышленности, нефте- и газодобыча и переработка принадлежали
Чечне (95%), а после референдума 30 ноября 1991 года начался
процесс отстранения ингушей от руководства промышленными предприятиями
и организациями, а также перекройка границы по образцу 1934
года (Сунженский и Малгобекский районы). В считанные дни ингушская
племенная элита обнаружила себя не у дел и попыталась сделать
несколько резких движений, которые нарушили хрупкий баланс
в непростой системе отношений российских патронов и их чеченских
клиентов.
После провозглашения Чеченской республикой независимости
этот регион находится в состоянии полного хаоса, на фоне которого
процветают самые разные варианты нелегальной торговли. Установившаяся
сейчас в Чечне анархия объясняется прежде всего тем, что власть
Джохара Дудаева опирается на непрочный конгломерат противоборствующих
группировок, каждая из которых располагает собственными вооруженными
формированиями и собственными источниками финансирования.
Это группа председателя Комитета по оперативному управлению
народным хозяйством Я.Мамодаева, контролирующего доходы от
торговли нефтью; группа мэра Грозного, в руках которого весь
процесс приватизации; группа "человека номер два" в чеченском
режиме - Юсуфа Сосламбекова, который руководит Конфедерацией
горских народов Кавказа и тоже имеет свои вооруженные силы.
Кроме того, все эти группы соперничают с парламентом, который
с подозрением относится к усилению исполнительной власти,
а также - с советом старейшин и руководителями тайных исламских
обществ, пользующихся значительным влиянием в сельской местности.
Д.Дудаеву приходится считаться и с оппозицией, и прежде всего
с "демократическими силами", где одной из ключевых фигур является
бывший министр химической и нефтеперерабатывающей промышленности
СССР Саламбек Хаджиев. По оценке оппозиции, объединенной в
движение "Даймохк", Дудаев, "сознательно или неосознанно,
всего лишь остается марионеткой в руках его прежних хозяев
- влиятельной разведывательной службы российской армии"[1].
Ввиду обострения этой борьбы обстановка становилась все более
неопределенной, что заставило группу "нефть-металл" искать
пути для восстановления своего контроля за "Северокавказским
треугольником", являющимся ключевым для операций с нефтепродуктами
и другими стратегическими товарами. К тому же осенью 1992
года эта группа сама оказалась в достаточно сложном положении.
С одной стороны, система патронажа дала уникальные возможности
бесконтрольного вывоза сырьевых материалов и перевода многомиллиардных
сумм в зарубежные банки, с другой - амортизация машин и оборудования
в добывающих отраслях, падение их производства, резкое сокращение
капиталовложений привели к сокращению добычи сырья и в перспективе
- к разрушению самих отраслей. Кроме того, возникла проблема
с более мелкими корпорациями, которые в условиях управленческого
хаоса нащупали через МВЭС и другие ведомства свои собственные
каналы продажи энергоресурсов и материалов и перевода валюты
за рубеж, размывая тем самым неустойчивые основы господства.
Возникновение и ход конфликта Северная Осетия-Ингушетия показал,
что патронаж является не только тупиковой, но и опасной альтернативой
для страны. Возникшую в "Северокавказском треугольнике" кризисную
ситуацию следует рассматривать в свете повышенной активности
самого президента РФ и представителей президентского штата
(Г.Бурбулиса, Ф.Шелова-Коведяева и др.). Катастрофические
результаты не замедлили появиться, поскольку с самого начала
упор был сделан не на процесс государственного строительства,
а на политику манипуляции массовым сознанием и борьбы клик
за господство.
Оценка отдельных личностей может быть различной, однако массовая
плебисцитарная демократия по своей природе не предполагает
никакой иной политики. Способность режимов восстанавливать
равновесие, нарушенное кризисными явлениями, различается в
зависимости от уровня и модели легитимности: например, квази-марксистской,
плебисцитарно-демократической или племенной (этнической) лояльности
общества. Поэтому динамика конфликта предопределяется внутренними
характеристиками самих режимов. Если эти системные закономерности
могут чему-либо научить, то основные прогностические выводы
заключаются в следующем:
- любой затяжной
конфликт, имеющий системные причины такого рода, неизбежно
ведет к нарушению равновесия политического режима; так что,
если не удалось разрешить его в относительно короткие сроки,
следует приготовиться к такому нарушению;
- все страны
с подобной ситуацией рано или поздно приходят к применению
вооруженных сил в полном масштабе;
- исход борьбы
напрямую зависит от избранной модели легитимности;
- исход борьбы
в решающей степени зависит от экономически господствующих
групп и их региональных клиентов;
- не решив эти
стратегические вопросы, не следует возлагать особые надежды
на тактические приемы, которые могут дать временный выигрыш,
но в более долгосрочной перспективе привести к обратному
результату.
Среди ситуационных факторов конфликта Северная Осетия-Ингушетия
наиболее мощными являются исторические и территориальные:
они эффективно используются для дальнейшей интенсификации
конфликта. Далее следуют хозяйственные параметры кризиса:
размещение основных производств в Чеченской республике и Северной
Осетии; высокая изношенность фондов в промышленности; отрицательный
баланс вывоза-ввоза продукции; резкая стратификация доходов
между различными группами населения; отток некоренного населения,
среди которого большую долю составляют квалифицированные кадры;
высокая плотность населения при недостатке ресурсов; высокая
детская смертность по санитарным причинам; относительно низкий
образовательный уровень коренного населения; значительная
доля лиц трудоспособного возраста, не занятых в общественном
производстве (этот показатель превышает среднероссийский в
3,9 раза); растущая нехватка продуктов и товаров широкого
потребления.
Интенсификация конфликта стимулируется следующими факторами:
- общей дестабилизацией
во всем регионе и на граничащих территориях;
- неадекватной
поддержкой status quo со стороны армии и сил безопасности;
- неопределенным
правовым положением институтов власти;
- отсутствием
системы региональной безопасности;
- затяжным экономическим
кризисом и неадекватной экономической и социальной политикой
в этих условиях.
Основной вывод - конфликт продолжает интенсифицироваться
на фоне попыток властей РФ приостановить эту тенденцию.
Настоящую фазу конфликта характеризуют следующие моменты:
- экономическая и политическая
заинтересованность этнополитических групп, вовлеченных в
конфликт (чеченцев, ингушей, осетин, казаков), в спорных
территориях возрастает;
- между сторонами существует
глубокий идеологический раскол относительно типа необходимого
общественного и политического устройства в регионе;
- в результате применения армейской
вооруженной силы между сторонами воцарились глубокое отчуждение
и подозрительность;
- проявляется повышенное внимание
к региону со стороны сопредельных иностранных государств
и стоящих за ними мировых центров власти;
- произошел существенный отток
населения из района конфликта, появились значительные группы
беженцев;
- время возможности достижения
политических решений быстро сокращается.
При таких условиях центр тяжести конфликта перемещается от
объективных факторов (которые по-прежнему остаются фоном ситуации)
на взаимодействие сторон. Интенсификация конфликта возрастает
ввиду действия следующих факторов:
- ожесточается
идеологическая конфронтация сторон, включающая взаимные
угрозы, разоблачения и обвинения в подрывной деятельности;
- сторонники
и союзники каждой из сторон прибегли к подобной же тактике,
что привело к расширению вовлеченности третьих сил и возникновению
региональной "дуги конфликта";
- военный баланс
в регионе изменился ввиду вооруженных приготовлений сторон;
- усилилась
"этнизация" конфликта и радикализация массового политического
сознания;
- адекватные
каналы коммуникации между сторонами отсутствуют, получение
надежной информации о намерениях сторон проблематично;
- катастрофические
результаты конфликта заставляют ингушскую сторону рассматривать
центральные российские структуры не как объективного арбитра
в споре, но как внешнюю силу, пытающуюся извлечь выгоду
из кризисной ситуации;
- локальные
элиты рассматривают действительные намерения центральных
росийских структур как неочевидные, неустойчивые и меняющиеся
ситуативно под воздействием борьбы внутри этих структур.
Попытки разрешить конфликт ставит стороны перед необходимостью
каким-то образом разрешить эти дилеммы. Если факторные группы
представлены достаточно четко, методика их оценки будет заключаться
в рассчете ресурсов и политик, которые могут быть использованы
для подавления действия конкретного фактора в сторону интенсификации
и его стимулирования в сторону снижения конфликтности.
Э.Н.Ожиганов
Если вас заинтересовала данная страница, возможно, вам будут интересны сайты по следующим ссылкам:
|