Политические технологии в переходный период
Под "политическими технологиями" имеются в виду интеллектуальные
комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия
и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций,
участвующих в борьбе за государственную власть.
Политические технологии включают в себя два основных компонента:
универсалистский и конкретно-эфристический. В первом случае
имеются в виду методы, которые практически не зависят от места
или времени реализации политической стратегии. В качестве
примера можно привести пять приемов коммуникационного воздействия,
описанных в Библии:
- "Все создается, ничто само не приходит. Где нет воли,
нет и пути. Чтобы дойти до цели, надо идти. Шаг идущих вослед
тверже, чем шаг ведущих. В будущее входят с оглядкой на
прошлое. Все, чего ожидаешь, переносится легче. Все испытай,
а хорошее удержи. Давай, и воздастся тебе. Требуй - получишь
и дашь. В робких просьбах отказывают. Быстрое благодеяние
нуждающемуся - благо вдвойне. Удовлетворенные люди приятны".
- "Любят сделанное человеку добро, ненавидят - нанесенную
одбиду. Обида агрессивна. Оскорбления встречай спокойным
молчанием. Грех не вменяется, когда нет закона. Попустительство
дурным людям вредит хорошим. Чтобы избавиться, одолжи что-нибудь
ценное. То, что вместе быть не может, лучше разъединить.
Оставляя след, оставляешь шрам. Опирайся только на то, что
оказывает сопротивление".
- "Конец зависит от начала. Что началось гневом, кончается
стыдом или страхом. Сильные бури длятся не долго. Ругать
других - второй способ самовосхваления. Угрозы - оружие
тех, кто сам под угрозой. Жестокость - удел рушащейся власти.
Между благодатью и нуждой - один шаг. Победитель воспринимает
черты побежденного".
- "Успех - лучший оратор. Час разговора лучше многих писем.
Добрая самоуверенность таит колоссальную силу. Убеждает
интонация, честность и точность, гордость и скромность.
Только сочувствие - вызывает доверие. Доверие людей живительно".
- "Трудную работу делай немедленно. Невозможную - завершай
через определенное время. Поручай работу, которую человек
умеет. Говори то, что он хочет услышать. Человек верит в
то, чего желает. Советуй то, что приятно и полезно. Советы
даются ведрами, а принимаются каплями. Свяжи приятное с
полезным - будешь славен".
Конкретно-эвристический компонент политических технологий
включает в себя механизмы и методы, ориентированные на тщательный
учет и месте, и времени (наглядным примером является известная
работа В.И.Ленина "Детская болезнь "левизны" в коммунизме").
Когда речь идет о "российском переходном периоде", имеется
в виду определенное временное пространство, которое началось
в 1984 году и закончится не ранее 2005-2007 годов. Этот хронологический
период характеризуется сменой цивилизационной парадигмы, появлением
и закреплением новой модели политической культуры, новой системы
социальных, межрегиональных, экономических, политический структур,
формированием новых систем ценностей личности и общества и
т.д.
Какие политические технологии необходимы и эффективны на
данном этапе? рассмотрим только некоторые из них, поскольку
прагматический анализ всего политического технологического
комплекса возможен только в применении к каждой выбранной
долгосрочной стратегии того или иного политического субъкта.
I. Формирование и развитие организационного потенциала.
Это, возможно, наиболее важная политическая технология
в переходный период, поскольку традиционные для советской
эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые,
чаще всего, не выдерживают испытания временем. Система "оргпотенциал"
включает в себя значительное число компонентов. Назовем некоторые
из них:
- концептуально-методологический компонент, ответственный
за практическую выработку идей и синтез представлений о
наиболее эффективных оргформах политического действия;
- компонент оргпроектирования или стратегического планирования,
который несет ответственность как за практическое планирование,
так и за планирование различных конъюнктурных оргкомбинаций
на каждом конкретном этапе времени;
- кадровый компонент, включающий в себя, в свою очередь,
три основных элемента: систему кадровых критериев, систему
кадрового рекрутирования, систему кадрового обучения. Эти
три элемента требуют и трех различающихся векторов своего
развертывания;
- компонент кадрового опыта, включающий в себя опыт взаимодействия
с иными политическими субъектами, внутриорганизационный
кадровый опыт, опыт кризисного поведения;
- компонент-ядро, или компонент так называемых x-векторов.
В каждый момент существуют специфические, особоважные аспекты
организационного поведения, имеющие ключевое значение для
будущего того или иного субъекта. Речь может, например,
идти о специфичном аспекте взаимоотношений между лидерами
данной организации (т.н. "система лидерства"), о неких закрытых
аспектах идеологии и практики (только так называемые двуслойные
сложноорганизованные системы эффективны в политической борьбе
- об этом совершенно правильно и точно писал в свое время
В.И.Ленин в книге "Что делать?") и т.д.
II. Формирование и развитие потенциала лидеров. На
нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко
возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической
авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют
три наиболее ярко выраженных типа руководителей:
- бюрократические руководители, оказывающие воздействие
в силу своего институционального положения; - ситуационные
вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции
влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать
политическое воздействие;
- лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и в силу
этого служащие примером (часто латентным) для тех или иных
сегментов общества.
Первая проблема, связанная с технологией развития лидеров,
заключается в рационализации дилеммы: "лидер - лидеры". Как
показывает опыт анализа динамики кризисных ситуаций, наиболее
оптимальная модель здесь следующая: "безусловный лидер - иерархия
лидеров - четкие правила взаимоотношений в группе лидеров".
В современных российских условиях важным элементом данной
политической технологии является способность (лидеров), с
одной стороны, обладать возможностью проецировать в специфической
комбинационой форме настроения, чувства, интенции наиболее
влиятельных социальных групп в сегодняшнем раскалывающимся
социуме, а с другой - обладать потенциалом формулирования
и реализации долгосрочных программ, отвечающих интересам (чаще
всего не выраженным) этих социальных групп.
Наконец, еще одним важным моментом является способность (лидеров)
к конструированию индивидуального имиджа, отражающего с одной
стороны глубинные исторические традиции восприятия государственного
деятеля в российском общественном сознании, а с другой - наличие
в этом имидже специфического элемента, связанного с неопределенностью,
вызовом, шоком будущего.
III. Важной политической технологией в переходный период
является комплекс методов по формированию и развитию своего
финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение,
что нет политики без денег. Но более острый вопрос заключается,
во-первых, в способности политического субъекта формировать
и развивать "многоярусность финансового потенциала" и, во-вторых,
оптимальные направления политико-финансовых инвестиций.
Собственно говоря, под "финансовым потенциалом" имеются в
виду следующие компоненты:
- собственные финансовые ресурсы политического субъекта;
- финансовые ресурсы возможной коалиции, возглавляемой
могущей быть возглавленной данным политическим субъектом;
- набор проектов, способных расширить финансовые возможности
данного субъекта и реализующихся вне зависимости от интересов
его политической коалиции (то есть ситуативные коалиции);
- ситуативные финансово-политические кампании.
IV. Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию
и развитию информационного потенциала. В рамках информационного
потенциала очень важно изначально выделить два ключевых момента:
- фактор СМИ (то есть фактический контроль над соответствующими
средствами массовой информации);
- спццифический коммуникационный потенциал.
В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элемиентах,
как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение),
общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные
СМИ, региональную прессу.
В условиях переходного периода резко возрастает значение
второго компонента - специфического коммуникационного потенциала.
Дело в том, что в условиях перманентной сегментации общества
резко возрастает значение так называемых групп, формирующих
общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные
журналисты, политические аналитики, популярные представители
молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба
и т.д. В этой связи важными подкомпонентами коммуникационного
потенциала являются: практическое использование кумерологии
(науки о слухах), формирование различного рода квазиэлитных
ассоциаций журналистов, критиков, аналитиков и т.д., прогнозирование
и планиерование развития моложежной субкультуры и т.д.
V. Весьма важной политической технологией именно для российских
условий является обеспечение поддержки центральных органов
исполнительной власти. Дело определяется тем, что с исторической
точки зрения в России у власти последние триста лет находится
одна и та же партия исполнительной власти или имперская бюрократическая
партия. Поэтому без формирования модели специфической связи
с теми или иными исполнительными институтами эффективность
политического действия данного субъекта резко снижается.
VI. В условия подспудного обострения противоречий между Центром
и регионами особое значение в нынешней ситуации приобретает
проблема обеспечения и развития регионального потенциала
политического субъекта. Речь идет о политической технологии,
обеспечивающей поддержку:
- региональных властей;
- конкурирующих региональных квазиэлит;
- основных социальных групп в тех или иных регионах.
Необходимо исходить из того, что взаимоотношения между Центром
и регионами являлись и являются важнейшим фактором политической
динамики России в последние столетия по сравнению с социальными,
экономическими, национальными детерминантами. Ключевой момент
обеспечения регионального потенциала - это прагматическая
программа новой региональной политики, включающая в себя систему
федеративных, национальных, отраслевых идей и представлений.
VII. Наконец, следующей важной политической технологией является
комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие
внешнего потенциала. Речь идет о налаживании, а также
поддержании контактов и связи с влиятельными общественно-политическими
силами:
- ведущих западных стран;
- ведущих восточных стран;
- ключевыми региональными центрами;
- странами СНГ.
Ш.З.Султанов
Если вас заинтересовала данная страница, возможно, вам будут интересны сайты по следующим ссылкам:
|