II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Экономические итоги второго полугодия 1997 г. сформировались
под воздействием нескольких кризисов:
- кризиса на фондовом рынке;
- кризиса бюджета текущего года;
- кризиса бюджетного процесса, связанного с принятием бюджета-98;
- кризиса власти, развитие которого обусловлено тремя первыми
кризисами и скандальным противостоянием финансово-политических
группировок.
Финансы
22-28 октября на фондовом рынке России разразился кризис,
имевший многозначительную предысторию.
Поначалу эксперты единодушно высказывали мнение, что кризис
фондового рынка в Гонконге был вызван агрессией на местный
доллар. Летом имел место валютный кризис в странах Юго-Восточной
Азии, но гонконгский доллар оставался незыблемым. Атака началась
после изменения политического статуса Гонконга. Ее начала
готовить группа инвестиционных фондов "Квантум" Джорджа Сороса.
Однако глава финансового ведомства Гонконга Дональд Цан ознакомил
представителей Сороса с планами защиты гонконгского доллара,
и они обещали оставить его в покое. Но свое обещание не сдержали.
Таким образом, началу кризиса в Гонконге предшествовал некий
переговорный процесс, детали которого остались тайной. Аргументом
для обвала гонконгского доллара послужил спорный тезис о его
якобы 40-процентной переоценке после того, как летом были
обрушены валюты стран АСЕАН - конкурентов Гонконга на мировых
рынках. При этом общеэкономическая ситуация в бывшей колонии
была благоприятной. Министерство иностранных дел Китая заявило,
что Сорос и другие атаковавшие гонконгский доллар спекулянты
- подставные лица. Речь, дескать, идет о крупной политической
игре. Действия игроков, по мнению китайских дипломатов, были
инициированы Вашингтоном.
Между тем, Гонконг обладает валютными резервами на сумму
88 млрд. долл. США, фискальными - в 70 млрд. долл. и резервами
Земельного фонда в размере 15 млрд. долл. (всего - 173 млрд.
долл. США). Китай (без Гонконга) обладает валютными резервами
в сумме 134 млрд. долл., которые Пекин готов использовать
для защиты гонконгской валюты. Кроме валютных интервенций,
с целью защитить национальные валюты, центральные банки применяют
такое средство, как подъем учетных ставок. Администрация Гонконга
прибегла к нему.
Эксперты обращают внимание на неоднозначное поведение Сороса
накануне приватизационных аукционов в России. Он то отказывается
от участия в них, то наоборот - высказывает намерения участвовать.
Иначе говоря, серьезные международные спекулянты присматриваются
к российской собственности. Правительство России, зная, что
именно Сорос обрушил национальные валюты государств АСЕАН
(он скупил 30% национальной валюты Малайзии), не предприняло
никаких усилий по блокированию критических последствий новых
приватизационных аукционов для экономики страны. Наоборот,
вышел указ об отмене ограничений на участие нерезидентов в
приватизационных конкурсах и тендерах*.
Ряд стран АСЕАН обратился за помощью к МВФ, чтобы справиться
с финансовым кризисом. Одновременно страны АСЕАН решили учредить
собственный валютный фонд по образцу МВФ. Это существенно
снизит зависимость региона от США. Эксперты полагают, что
если такой фонд будет организован, то политическим лидером
в АСЕАН станет Китай (с Гонконгом), а экономическим - Япония.
Этот тандем обеспечит укрепление нового центра в мировой политике
и экономике.
Появились публикации о том, что мировой финансовый кризис
спровоцирован КНР. Пострадали будущие союзники, отчего Китай
только выиграл. Мнение об "особой" роли Китая оснований не
лишено. Известно, что Китай сумел создать так называемую "внешнюю
экономическую империю", считая XXI век - веком, прежде всего,
финансовых войн. В связи с этим любопытно, что наибольшие
потрясения пережили "атлантические" биржи в Нью-Йорке и Лондоне,
причем индекс Доу Джонс во время визита китайского руководителя
в Вашингтон вел себя вполне "адекватно". По слухам, в Вашингтоне,
помимо прочих вопросов, китайская и американская стороны обсуждали
будущее территории, именуемой пока что СНГ.
Во время "черного" вторника на российском фондовом рынке
доллар США на ММВБ подорожал на 54 руб. ГКО - ОФЗ, еврооблигации
подешевели на 15-20%. Цены государственного сберегательного
займа не изменились. Котировки облигаций внутреннего валютного
займа снизились на 9%. "Голубые фишки" упали на 20-25%. Акции
"второго эшелона" подорожали на 0,4%. Золотые котировки ЦБР
не изменялись. Паи паевых инвестиционных фондов подешевели
на 20%.
10 ноября правительство и ЦБР досрочно объявили о валютной
политике на 1998 г. Властям пришлось действовать, руководствуясь
учебными пособиями, и поднять ставку рефинансирования ЦБР
и процентную ставку по ломбардным кредитам*.
С 11 ноября ставка рефинансирования была повышена с 21 до
28%. По недельным ломбардным кредитам ставка увеличена до
22%. По кредитам на срок от 8 до 14 дней - до 25%. Одновременно
с 6 до 9% повышен норматив резервирования валютных средств.
Это означает внеочередное регулирование обязательных валютных
резервов коммерческих банков.
ЦБР объявил границы "горизонтального валютного коридора"
на период 1998-2000 гг. Валютный курс должен колебаться вокруг
отметки 6,2 деноминированных рублей за доллар. Официальный
курс будет, по-прежнему, определяться как средняя величина
между курсами покупки и продажи по операциям ЦБР на межбанковском
рынке. При этом разница между официальным курсом и курсами
покупки и продажи ЦБР не должна превышать 19%. Ставки по ломбардным
кредитам были дополнительно повышены до 36%. Это теоретически
должно было обеспечить привлекательность рублевых активов
и приостановить сброс ГКО, сопровождаемый "бегством от рубля".
1 декабря произошел новый обвал на вторичном рынке ГКО. При
закрытии торговой сессии максимальный уровень процентной ставки
по ГКО со сроком погашения через 7,5 месяцев превысил 45%
против недавних 20%. Другими словами, показатель доходности
облигаций вырос до уровня ноября 1996 г. Среди причин называют
сброс иностранцами ценных государственных бумаг. Ряд экспертов
считает, что он был активизирован Анатолием Чубайсом, который
28 ноября заявил о готовящихся в правительстве документах
по защите российских финансовых рынков от мировых финансовых
кризисов. Нерезиденты, конечно, без энтузиазма восприняли
заявление отставного министра, содержавшее угрозу административного
регулирования рынка.
Панические настроения нерезидентов усилились также под влиянием
действий Государственной Думы и ФКЦБ. Речь идет о принятом
депутатами в первом чтении законопроекте о преодолении бюджетного
кризиса. Уместно напомнить, что в нем предполагалась отсрочка
погашения ценных государственных бумаг на 10 лет с выплатой
по ним 4% годовых. Кроме того, предусматривалось привлечение
кредитов ЦБР для исполнения федерального бюджета. Но это противоречит
закону "О Центральном банке РФ". Председатель ФКЦБ Дмитрий
Васильев 28 ноября заявил о необходимости уменьшить зависимость
российского рынка ценных бумаг от иностранных инвесторов.
Такой запоздалый "патриотизм" ни к чему, кроме как к оттоку
нерезидентов с российского рынка в разгар кризиса, привести
не может.
По словам Сергея Дубинина, отток иностранных капиталов с
российского рынка в два раза превысил объем, который прогнозировался
на случай дестабилизации. В результате на 27 ноября золотовалютные
резервы ЦБР, часть которых направляется на поддержание курса
рубля, снизились с 22 до 18 млрд. долл.
Утром 1 декабря ЦБР был вынужден расширить границы дневного
"валютного коридора" с 14 до 84 пунктов. Еще 27 ноября эти
границы составляли 5912-5926 рублей за доллар, а 1 января
они составили 5879-5963 руб. Это было очень похоже на скрытую
девальвацию. Немедленно обрушился курс рубля на рынке межбанковских
кредитов, превысив верхнюю границу нового "валютного коридора"
на 10 рублей. На межбанковском валютном рынке операторы начали
требовать предоплаты, чего не наблюдалось после "черного вторника"
1995 г.
Обострились бюджетные проблемы. При падающих ценах на ГКО
возможности правительства по привлечению денег на покрытие
дефицита бюджета уменьшились. Рост доходности этих бумаг влечет
за собой удорожание заимствований на финансовом рынке.
1 декабря правительство направило в Думу документ о внешних
заимствованиях. Кабинет намерен получить 400 млн. долл. от
МВФ и МБРР в качестве компенсации за потери в результате мирового
кризиса. Еще 400 млн. долл. правительство занимает на международном
рынке капиталов под 10% годовых.
15 декабря в агентстве "Интерфакс" состоялась совместная
пресс-конференция первого вице-премьера Анатолия Чубайса и
министра финансов Михаила Задорнова. А.Чубайс заявил журналистам,
что ситуация на финансовых рынках России постепенно стабилизируется.
"Мы готовы были поддержать рынок ГКО собственными средствами,
ожидали значительного падения котировок на фондовом рынке
России, но ни того, ни другого не произошло". Доходность ГКО
перестала увеличиваться, достигнув 10 декабря уровня 30-35%
(сегодня - до 40-45%). На фондовом рынке котировки наиболее
ликвидных акций не только прекратили падение, но даже несколько
выросли. ЦБР "реально не продавал, а покупал валюту на рынке".
По мнению М.Задорнова, текущий финансовый кризис в России
обусловлен не только внешними, но и внутренними факторами.
Среди внутренних факторов новый министр финансов особое внимание
уделил бюджетной политике, которую следует менять. В связи
с этим Задорнов отметил подписанный 11 декабря Президентом
Б.Ельциным указ "О мерах по оздоровлению государственных финансов".
В нем предусматривались, в частности, полная инвентаризация
получателей бюджета, прекращение на два года административного
строительства на средства казны, введение лимитов по ряду
услуг (например, по потреблению электроэнергии) для бюджетных
организаций. Задорнов также сообщил, что начата работа по
уточнению и фиксации накопленной к 1 января 1998 г. задолженности
бюджета. В процессе выверки долгов, по мнению министра финансов,
часть из них будет признана недействительными (Минфин намерен,
по словам заместителя министра Олега Вьюгина, "отсечь контракты,
которые заключили министерства и ведомства, но которые так
и не были исполнены"). Часть - оплачены живыми деньгами, а
на сумму оставшихся долгов правительство намерено выпустить
новые ценные бумаги. Эксперты предполагают, что это будут
ценные купонные бумаги со сроком обращения минимум три года.
Минфин не указал точную сумму, на которую в результате инвентаризации
уменьшатся долги бюджета. (О.Вьюгин считает, что речь может
идти о "десятках триллионов рублей".)
М.Задорнов признал, что правительству придется увеличить
расходы на обслуживание внутреннего государственного долга.
В январе-феврале будущего года ему придется перевыполнить
план по обслуживанию внутреннего долга, так как Минфин был
вынужден размещать короткие дополнительные выпуски ценных
бумаг и гасить ГКО, и это будет продолжаться до тех пор, пока
их доходность не снизится до приемлемого для новых заимствований
уровня.
И Чубайс, и Задорнов уверяли журналистов, что в экономике
страны наступил перелом. По словам Чубайса, за 11 месяцев
текущего года ВВП вырос на 0,2% по сравнению с тем же периодом
прошлого года, а продукция промышленности возросла на 1%.
Инфляция по итогам года, по мнению первого вице-премьера,
составит чуть более 11%. Россия получит, очевидно, серию кредита
МВФ в размере 700 млн. долл. Чубайс заявил, что иностранные
инвесторы пересматривают свои портфели и к середине января
могут вернуться на российский рынок.
Первый вице-премьер уверял журналистов, что до конца года
правительство выполнит обязательство погасить свою часть долгов
бюджетной сфере (5,9 трлн. руб.). По обыкновению, Чубайс лукавил,
сведя весь долг к только декабрьской порции выплат. На самом
деле суммарный общий долг составлял 21 трлн. руб., в том числе
федеральный - 10 трлн. руб. Эти 10 трлн. руб. включают озвученный
Чубайсом декабрьский долг по заработной плате в 5,9 трлн.
руб., долг за ноябрь - 1,4 трлн. руб., - и 2,7 трлн. руб.
- трансферты в региональную казну, которые предназначены на
выплату заработной платы.
Тогда же, 15 декабря, министр без портфеля Евгений Ясин заявил,
что кризис на международных финансовых рынках "как минимум
на полгода" отсрочивает начало экономического подъема в России.
Правда, Ясин не исключил возможности 2-процентного прироста
ВВП в 1998 г. По его мнению, оживление экономики будет вызвано
притоком не отечественных, а иностранных инвестиций*. И только в дальнейшем российский капитал составит
75% вложений в экономику. По словам Ясина, для обеспечения
ежегодного 5-процентного роста экономики после 2000 г. России
на протяжении 20 лет потребуется около 2,5 трлн. долл. В ближайшие
5-7 лет, по прогнозу Ясина, иностранцы вложат в российскую
экономику всего лишь около 100 млрд. долл. Объем национальных
инвестиций в 1997 г. вновь уменьшится на 4% и составит 350
трлн. руб. Министр констатировал, что размер рынка ГКО за
последнее время уменьшился на 25% (5 млрд. долл.) за счет
ухода иностранных инвесторов. Российский рынок корпоративных
бумаг сократился более чем на 40%.
Эксперты сравнивают обещания правительства о скором экономическом
росте с обещанием построить коммунизм к вполне определенной
календарной дате. Год заканчивается всплеском инфляционных
ожиданий и ухудшением положения дел в банковской системе.
Темпы инфляции в декабре оказались примерно в 2 раза выше,
чем в предыдущем месяце. По данным ЦБР, прирост потребительских
цен в ноябре составил 0,8%. За декабрь текущего года этот
прирост может составить 2%. Эксперты полагают, что ЦБР преждевременно
ослабил спросовые ограничения. Это ослабление (увеличение
денежной массы во втором квартале 1997 г. и уменьшение ставок
Сбербанка) сегодня лишь на 10-20% выгодно внутренним производителям
и на 80-90% импортерам. Ведь в стране налицо резкий спад производства,
особенно товаров потребительского назначения. Поэтому инфляция
будет увеличиваться и в январе 1998 г., причем основную роль
в повышении цен сыграют инфляционные ожидания. На темпы январской
(может быть, и более длительной) инфляции окажет подталкивающее
влияние погашение долгов казны (суммарно 22 трлн. руб.): вместо
ограничения спроса, которое обычно используется для подавления
инфляционных явлений, это приведет к его расширению. Повышение
инфляции в начале 1998 г. неизбежно, что ставит под сомнение
заявление А.Чубайса о том, что самое страшное позади.
Руководитель группы МЕНАТЕП Михаил Ходорковский среди причин
финансового кризиса называл выбор правительства в пользу более
дешевых, по сравнению с внутренними займами, внешних заимствований.
По его мнению, "пока фондовый рынок не стабилизирует рынок
государственных внутренних заимствований, мы подводим себя
под монастырь". Ходорковский полагает, что до марта 1998 г.
на финансовых рынках "ничего не произойдет" просто по техническим
причинам. Инвесторы начнут принимать решения не ранее конца
февраля. Если условия сложатся благоприятные, то в марте начнется
приток денег. Дело в том, что темпы роста экономик развитых
стран высоки и без дополнительных инвестиций, поэтому наличные
деньги оттуда потекут на развивающиеся рынки ценных бумаг,
в том числе на рынок российский. Этот вариант, по Ходорковскому,
оптимистический.
Но у Ходорковского есть и пессимистический прогноз. Если
правительство будет делать ошибки, то в конце февраля инвесторы
получат от своих аналитиков советы не рисковать. Тогда весенний
спад сольется с сезонным летним спадом. А в начале будущей
осени, по мнению банкира, в России может сложиться новая политическая
ситуация - предвыборная. Если иностранцы не придут в Россию
в 1998 г., то их приход в 1999-2000 гг. исключен. Чтобы предотвратить
трехгодичный кризис, Ходорковский советует поднять ставки
по ГКО до 42% годовых, так как нынешние риски в России оправданы
при 29% в валюте, к которым следует прибавить 12-13% годовой
инфляции.
Подобную точку зрения высказывал и председатель правления
банка "МФК-Ренессанс" Борис Йордан. Он полагает, что государству
не следует тратить валюту на поддержание ставки ГКО. Йордан
считает, что иностранцы начнут медленно возвращаться на рынок
российских корпоративных бумаг. На темпы возвращения будет
влиять обстановка на мировых финансовых рынках. Рынок акций
российских предприятий чрезвычайно привлекателен, "если изолировать
Россию от всего другого". Но "нельзя рассматривать Россию
изолированно... Россия сейчас реально входит в глобальную
экономику".
Некоторые наблюдатели подозревают правительство в фальсификации,
когда оно утверждает, что нерезиденты сбросили ГКО только
на сумму в 5 млрд. долл. Утверждают, что сброс ценных государственных
бумаг составил минимум 10 млрд. долл. Поэтому правительство
и вынуждено не продавать, а покупать ГКО, в чем, кстати, невольно
признался Чубайс. Но при такой политике рубль не может продержаться
сколько-нибудь длительное время. Ссылаются на некое специальное
обращение С.Дубинина к В.Черномырдину, в котором председатель
ЦБР доказывает необходимость новых валютных вливаний из-за
границы. Такое же обращение Дубинин якобы направил и в адрес
Президента РФ. Руководство Государственной Думы, по тем же
данным, рекомендовало председателям соответствующих комитетов
срочно узаконить новые зарубежные займы.
Глубинные причины финансового кризиса уходящего года кроются
в политике "экономического блока" правительства, упорно проводимой
в течение 1996-1997 гг. Этот блок не смог собрать налоги в
надлежащих объемах. В лучшем случае их годовой сбор составит
240-245 трлн. руб., что на 10-12% ниже уровня, предусмотренного
секвестрированным бюджетом. При этом всего лишь 25% указанной
суммы удастся получить "живыми деньгами", остальные поступления
в бюджет - долговые расписки. Народ из-за невыплат заработных
плат и пенсий перестал сберегать деньги. Эти сбережения уменьшились
в текущем году на 2 трлн. руб. Поэтому в карманах граждан
ловить нечего.
Материальное производство пребывает в застое. Госкомстат,
чтобы обмануть МВФ, стал учитывать в официальной статистике
и теневой сектор. Это дает широкие возможности для манипуляций.
Ведь даже А.Куликов точно не знает, сколько производят "теневики":
то ли 20% от ВВП, то ли - 40. Без учета же теневого сектора
объем производства в 1997 г. ожидается на 3% меньше, чем в
прошлом году. Доля предприятий, находящихся на грани банкротства,
составляет ныне 47%. Следовательно, и в будущем году на экономический
рост рассчитывать не приходится. Суммарная прибыль предприятий
по сравнению с прошлым годом снизилась на 15%. Собственного
оборотного капитала у производителей нет: доля его не превышает
3-4% (против 10% в 1996 г.). Сделки по бартеру составляют
46%, а неплатежи растут с темпом 1-3% в месяц.
Налоговая база продолжает сужаться: в 1996 г. за три квартала
собрали налогов в сумме 8,6% от ВВП, а в этом году - 8,1%.
Поэтому основным источником государственных расходов становятся
заимствования на денежном рынке. В 1996 г. за счет таких заимствований
было профинансировано 19% государственных расходов, в нынешнем
- 27.
Наметилась тенденция к снижению долларовых поступлений в
страну. Вывоз в страны дальнего зарубежья уменьшился по итогам
трех кварталов более чем на 2%, а импорт из этих стран, наоборот,
на 4% увеличился. Население скупает по 2 млрд. долл. в месяц.
ЦБР вынужден наращивать валютные резервы. Государство тратит
по 1 млрд. долл. ежемесячно, чтобы обслужить внешние долги.
Спрос на валюту стал превышать предложение. И превышение это
приходится компенсировать заимствованиями на внешних финансовых
рынках. Мы попали в сильнейшую зависимость от заемных ресурсов.
А ресурсы эти на глазах тают. Денег нет ни у народа, ни у
предприятий.
До середины 1997 г. кое-как выезжали за счет Сбербанка, который
на вклады населения покупал ГКО. Но Сбербанк стал снижать
процент по вкладам, да и доходы граждан, кроме москвичей,
упали, и банку пришлось снизить свою активность на рынке ГКО,
а доля иностранцев достигла там 30%, на межбанковском рынке
- 60%, а на фондовом - чуть ли не 70%. Так что наши финансовые
рынки и банки оказались в большой зависимости от нерезидентов.
За счет внешних инвесторов осуществляется 23% федеральных
расходов.
Россия относится к категории так называемых стран-заемщиков.
Ценные бумаги таких стран в переводе на русский язык называют
"мусорными бумагами". Другими словами, наши бумаги относятся
к категории чисто спекулятивных. Чтобы заинтересовать в них
иностранцев, нужно завышать доходность. А чем выше доходность,
тем больше денег из страны утекает. Поэтому и производство
не растет. Кроме того, рынок "мусорных бумаг" и без "гонконгской
заразы" уязвим. Так что меры, принятые ЦБР и Министерством
финансов, в том числе по расширению "валютного коридора",
в принципе, правильны. Но вся предыдущая кредитно-денежная
и финансовая политика, направленная на обеспечение экономического
роста, оказывается перечеркнутой.
Кстати сказать, и без мирового финансового кризиса либеральный
трюк с автоматическим перетоком капитала с рынка ГКО в реальный
сектор вряд ли бы удался. После того как Минфину и ЦБР удалось
сбить доходность ГКО, отечественные банки не обратились к
реальному российскому сектору, а перешли к спекулятивным операциям
на международном межбанковском рынке. Увязнув в нем, они во
время кризиса повели себя точно так же, как и зарубежные инвесторы:
стали уводить свои капиталы с фондового рынка.
* Только корейские банки вывели с российского
рынка ГКО чуть ли не на 1 млрд. долл. До кризиса иностранцы
владели российскими ГКО на сумму 20 млрд. долл. 21 ноября
С.Дубинин заявил, что нерезиденты вывели с российского финансового
рынка 5 млрд. долл.
* Ломбардной называется ставка, по которой центральный банк выдает
кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг. Ломбардный
кредит - самая распространенная форма заимствования коммерческими
банками денег у ЦБР.
* Мировой опыт свидетельствует, что
экономический подъем обеспечивается, прежде всего, местными
инвестициями.
|