Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Экономическая политика.

 

III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

В 1997 году в стране разразился бюджетный кризис. Не удалось удовлетворительно выполнить даже урезанный секвестрированный бюджет. Собираемость налогов не превысила 65% от плана. Не была проведена реформа бюджетной сферы. Полностью провалилась реформа жилищно-коммунального хозяйства. Бюджетные дыры пытались заткнуть поступлениями от распродажи остатков государственной собственности. Отсутствовал порядок в государственных финансах. В результате кризисных явлений на финансовых рынках по доходности ГКО и банковскому проценту страна откатилась на полгода назад. А состояние банковской системы на пороге 1998 года оказалось даже хуже, чем за полгода до этого. Работу над Налоговым кодексом пришлось начать заново. Темпы роста неплатежей превышали темпы инфляции. Стандартные условия, то есть низкая ставка рефинансирования, и снижение доходности ГКО не привели к активизации процессов инвестиций. Концепция пенсионной реформы была утверждена лишь в общем виде. Итоги 1997 года не давали никаких оснований для начала экономического роста в 1998 году. Более того, накопленные в прошлом году кризисные явления привели к политическому и экономическому кризису в стране уже в первой половине текущего года.

 

Кризис

Главным экономическим итогом первого полугодия 1998 года стал финансовый кризис, который начался в последней декаде мая. Среди его причин называют падение цен на мировом рынке энергоресурсов, несоразмерные возможностям бюджета внутренние и внешние займы, политический кризис, связанный с отставкой кабинета В.Черномырдина и низким уровнем доверия к правительству С.Кириенко.

Все это так. Но глубинной причиной разразившегося кризиса следует считать отсутствие у правительства какой-либо осмысленной политики в реальном секторе экономики, прежде всего - в промышленности. Эксперты утверждают, что такая политика должна быть основана на стимулировании внутреннего спроса. Но тогда следует признать, что политика денежного сжатия ЦБР неоправданно затянулась: ведь для оживления производства нужны оборотные средства. Пока что, вместо нормальных, то есть обеспеченных деньгами товарных потоков, в реальном секторе господствует бартер и повальные неплатежи. "Живыми деньгами" в России оплачивается не более 25% продукции предприятий и услуг.

Наверное, наиболее точно причину экономического кризиса, случившегося в первом полугодии, можно сформулировать так: резкое нарастание объемов государственного долга при отсутствии роста ВВП.

Что касается влияния на российские финансы азиатского кризиса, то здесь правительство, заостряя внимание на ситуации в этом регионе, "надувает щеки". Наш финансовый, особенно фондовый, рынок слишком ничтожен, чтобы рушиться в унисон с котировками на биржах Токио или Гонконга. Иностранные инвесторы, конечно, подверглись определенной панике, работая с оглядкой на индексы главных мировых бирж. Но их уход с российского рынка не был бы столь массовым - международные игроки отслеживают и другие показатели, например, отношение золотовалютных запасов ЦБР к краткосрочным обязательствам или темповые характеристики государственного долга, ВВП и доходов бюджета. С 11 по 19 июня ЦБР израсходовал из своих резервов 1 млрд. долл. на выкуп долговых обязательств, которые, тем не менее, не уменьшаются.

По экспертной оценке, иностранные вложения в России составляют в настоящее время 52 млрд. долл. Из них 20-22 млрд. вложены в ГКО-ОФЗ, еще примерно столько же - в корпоративные бумаги (акции), 5-6 млрд. составляют чистые заимствования российских коммерческих банков, и столько же стоят корпоративные облигации российских владельцев, размещенные за рубежом. Золотовалютные резервы ЦБР составляют, по-видимому, не более 14 млрд. Из них собственно монетарные резервы - 5 млрд., плюс 2 млрд., которые ежегодно привлекаются в Россию краткосрочными инвестиционными кредитами и внешнеторговыми операциями. Что же делать иностранному инвестору на российском финансовом рынке, если он путем простой арифметической операции найдет процентное отношение резервов ЦБР к сумме иностранных инвестиций на этом рынке? Бежать, конечно, из России без всякой оглядки на Гонконг или Токио. При двадцатипроцентном покрытии резервами ЦБР валютных обязательств нерезидентам чудится в Москве не Токио, а Джакарта. Между тем доля иностранных денег превышает 30% от всех вложений в ГКО-ОФЗ, а на фондовом рынке - даже 70%. Совершенно понятны и действия международных рейтинговых агентств. Они в этом полугодии неоднократно снижали кредитный рейтинг России в целом и отдельных коммерческих банков.

Все это ухудшило условия внешних заимствований. Ряд экспертов даже считает, что России грозит участь страны-банкрота. И поясняет. По международным нормам такая страна не имеет права делать новые долги и обязана немедленно погасить старые. Внутренний суммарный и внешний долги России составляют сегодня почти 200 млрд. долл. Это превышает допустимый порог в 40% от ВВП. Такую сумму отдать в сколько-нибудь короткий срок невозможно даже теоретически. Но в этом случае кредиторы могут арестовать корреспондентские счета российских банков за рубежом и российскую недвижимость.

В первом полугодии крайне обострились проблемы погашения внутреннего долга. На погашение ГКО каждый месяц тратится 31 млрд. руб. Это в 1,4 раза больше ежемесячных доходов бюджета. Каждый месяц заимствований при нынешнем уровне доходности ГКО увеличивает расходы бюджета на обслуживание государственного долга в будущем году на 12 млрд. руб. И это естественно при стагнирующей под фискальным прессом экономике.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в мае 1998 года составил в текущих ценах 205,1 млрд. руб., или 98,8% по отношению к маю прошлого года. В структуре ВВП 37,6% приходится на долю товаров, 56,1% - на долю услуг, и 6,3% составляют чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт. Промышленностью произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 118 млрд. руб., что по сравнению с маем 1997 года составляет 97,9%, а за пять месяцев, соответственно, 650 млрд. и 100,6%.

По данным Госкомстата, падение производства в мае текущего года по сравнению с тем же месяцем прошлого года обусловлено спадом в автомобильной промышленности и сокращением фонда рабочего времени. Добыча нефти в стране составила 24,5 млн. т, природного газа - 43 млрд. кубометров, угля - 16,9 млн. т, производство электроэнергии - 58,8 млрд. кВт/ч. За пять месяцев 1998 года по сравнению с тем же периодом прошлого года производство электроэнергии и добыча природного газа не изменились, добыча нефти снизилась на 0,4%, угля - на 4%.

В мае по сравнению с декабрем прошлого года потребительские цены повысились на 7,4%. При этом цены на продовольственные товары возросли на 7,9%, на непродовольственные - на 3,6%, на услуги - на 12,5%. Стоимость набора из основных 25 продуктов составила в среднем по России к концу мая 250,3 руб. в месяц. По сравнению с концом апреля набор стал дороже на 0,7%. В первой половине текущего года индекс потребительских цен был примерно равен изменению курса доллара. Количество россиян с денежным доходом ниже прожиточного минимума (435 руб.) составило 33,5 млн. чел., или 22,8% от общей численности населения. При этом среднедушевой доход достиг суммы 819 руб.

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней составила на 1 июня 66890 млн. руб., что на 6,7% больше, чем на 1 мая текущего года. В производственных отраслях эта задолженность была 55064 млн. руб. (рост на 4,9%), в отраслях социальной сферы - 11826 млн. руб. (рост на 15,8%).

Численность экономически активного населения к концу мая 1998 года составила 71,4 млн. чел., или 48% от общей численности населения. Количество безработных достигало 6,7 млн., или 9,3% от экономически активного населения. В службах занятости было зарегистрировано только 1,9 млн. чел. В мае забастовки продолжительностью одна смена (день) и более прошли на 362 предприятиях страны. В них участвовали 25,4 тыс. чел., не отработано 86,1 тыс. чел./дн.

Внешнеторговый оборот за январь-май 1998 года снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,5%. При этом экспорт уменьшился на 16,2%, а импорт увеличился на 4,4%.

Суммарная задолженность крупных и средних российских предприятий достигла к 1 апреля этого года 2088,4 млрд. руб., в том числе просроченная - 1045,6 млрд. руб., кредиторская задолженность на 1 апреля составила 1826,1 млрд. руб., в том числе просроченная - 998,3 млрд., то есть более половины. Из общей суммы просроченной кредиторской задолженности долги поставщикам составили 455,9 млрд. руб., в бюджеты всех уровней - 205,8 млрд., в государственные внебюджетные фонды - 180,7 млрд рублей. Дебиторская задолженность в целом по России на 1 апреля текущего года составила 1198 млрд. руб., в том числе просроченная - 620,1 млрд.

Общая сумма недоимок в Пенсионный фонд России составляет 100,2 млрд. руб. Наибольшие суммы задолженностей по страховым взносам приходятся на предприятия машиностроения и металлообработки (14,9 млрд.), строительные отрасли (12,7 млрд.), АПК (12 млрд.), металлургии (6,1 млрд.) и угольной промышленности (4,4 млрд.). К 26 мая за счет текущих доходов ПФР удалось погасить часть задолженности на сумму 3,7 млрд. руб. Однако апрельские пенсии пока что не выплачены в 18 регионах. Особенно тяжелая ситуация складывается в Воронежской, Ульяновской, Оренбургской областях и в Кабардино-Балкарии.

На страницу назад

 
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика