Регионы
В начале мая А.Чубайс посетил Красноярск, где участвовал в заседании совета
Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Чубайс убеждал девятнадцать
губернаторов в полезности секвестра бюджета-97. Но не убедил. Руководителей сибирских
регионов встревожило намерение правительства урезать расходы на так называемый
"северный завоз", а также на программу переселения жителей Крайнего Севера в южные
области страны. Участниками "Сибирского соглашения" было внесено несколько десятков
поправок в законопроект о секвестре бюджета-97.
Кроме того, красноярский губернатор и заместитель Председателя Совета Федерации
В.Зубов потребовал уравнять межбюджетные отношения Центра со всеми субъектами
Федерации, включая Татарию, Башкирию, Ингушетию и Якутию. "Если у федеральных
властей нет воли установить равноправные отношения со всеми регионами, то на Сибирь
просим не рассчитывать", - заявил он.
Впрочем, эксперты утверждают, что А.Чубайс и не надеялся на поддержку. Его
цель скромнее - втянуть региональных администраторов в бюджетный процесс и тем
самым рассредоточить ответственность за последствия секвестра между федеральной
властью и руководством субъектов Федерации. Это ему в какой-то мере удалось.
Во время своего сибирского вояжа А.Чубайс посетил Якутию. Первый вице-премьер
провел инспекцию компании "Алмазы России - Саха" (АРС). Очевидцы утверждают, что
месяцами не получающие заработную плату рабочие и служащие компании обвинили А.Чубайса
в прикарманивании всех денег, выручаемых от продажи алмазов. Первый вице-премьер
заявил руководству компании, что за последние два года ни один алмаз из Якутии
не поступил в Госфонд России. В 1996 г. через корпорацию "Де Бирс" было реализовано
алмазов на 600 млн. долл., из которых федеральное правительство получило только
3 млн. долл. Гость из Москвы отметил отсутствие прозрачности в отношениях между
АРС и якутским правительством, имеющим двадцатипроцентную долю от прибыли компании,
и заявил, что новый договор с "Де Бирс" может быть подписан лишь после того, как
АРС организует свои финансовые потоки понятным для российского правительства образом.
Эксперты полагают, что А.Чубайс сделал первый шаг на пути к равноправным бюджетным
отношениям. В обмен на ослабление якутского оффшора он пообещал свое личное содействие
в привлечении иностранных инвестиций в республику. Личная дружба президента Якутии
с Б.Ельциным оказалась вынесенной за скобки переговоров и решений.
С весны продолжалась борьба федеральных властей с губернатором Приморья Е.Наздратенко.
Эксперты заговорили о новом этапе взаимоотношений Центра с регионами, словно забыв
о Чечне. СМИ так увлеклись конфликтом Кремля с Наздратенко, что писать об энергетическом
и социальном кризисе в крае перестали вовсе. Во-первых, кризисы такого рода имеют
место во многих регионах. А во-вторых, после Чечни федеральная власть не демонстрировала
еще такой агрессивности по отношению к субъекту Федерации со столь же позорным
результатом.
Московские знатоки приморской ситуации рекомендовали Е.Наздратенко повысить
тарифы на электроэнергию. Губернатор отказался - тогда вся экономика края прикажет
долго жить. В то же время Б.Немцов и А.Чубайс всюду говорят о положительном влиянии
на экономический рост снижения цен и тарифов на энергоресурсы. Как это понимать?
Рационально это объяснить не смог бы даже бывший министр экономики Е.Ясин.
В Приморье Кремль ведет рискованную игру. Если "процесс пойдет", то скоро во
всех субъектах Федерации появятся генералы ФСБ, подменяющие власть законных губернаторов.
Что дальше?
|