Параметры "нового курса"
25 февраля Президент Б.Ельцин поставил свою подпись под федеральным
бюджетом. "После поправок депутатов бюджет стал хуже, - заявил
он. - Но Совет Федерации бюджет принял, и я скрепя сердце
его подписал". Наиболее смелые и проницательные специалисты
уже тогда говорили о невыполнимости федерального бюджета текущего
года, ссылаясь на низкую собираемость налогов, поднять которую,
по их мнению, репрессивными мерами не удастся.
6 марта Президент огласил послание Федеральному Собранию
РФ "Порядок во власти - порядок в стране". Б.Ельцин плохо
отозвался об исполнительной власти, которая "оказалась неспособной
работать без президентского окрика", следовательно, состав
правительства следует изменить. Он обвинил Государственную
Думу в принятии, а Совет Федерации в утверждении невыполнимых
законов.
Б.Ельцин объявил о намерении бороться с коррупцией и организованной
преступностью: "Преступный мир, по существу, бросил вызов
государству, вступив с ним в открытую конкуренцию..., а коррумпированная
часть государственного аппарата "питает" и защищает как криминальный
бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального". Поскольку
уровень экономической преступности "зависит в первую очередь
от возможностей незаконного обогащения за счет средств государственного
бюджета", Президент обязал правительство покончить с порядком
распределения казны через уполномоченные коммерческие банки.
К концу текущего года бюджетные деньги должны перетекать в
экономику и социальную сферу через учреждения казначейства.
Б.Ельцин обещал усилить судебную власть, пообещав, что начиная
с 1998 г. она будет финансироваться "в приоритетном порядке".
Конституционному суду РФ поручена борьба с нормотворчеством
субъектов Федерации, входящим в противоречие с Конституцией.
Кроме того, Президент намерен активизировать работу института
своих представителей в регионах.
В Послании также содержалось указание правительству разработать
в трехмесячный срок программу сокращения бюджетного дефицита.
Обращение Президента отразило очевидную необходимость изменения
правительственной политики. Двухлетний застой сопровождался
спадом производства, наращиванием внешнего и внутреннего долгов
государства, регионализацией страны, снижением уровня жизни
населения. Общее объяснение тому - практический отказ власти
от активной реформаторской деятельности. Мировой опыт показывает,
что сколько-нибудь длительное нахождение общества в состоянии
прерванных реформ, когда старого уклада нет уже, а
нового нет еще, рано или поздно приводит к социальным
катаклизмам. Иначе говоря, начав реформы сверху, российская
власть должна их продолжать. В противном случае, не говоря
о судьбе самой этой власти, наступает угроза целостности страны,
под вопросом оказывается ее наличие на политико-экономической
карте мира.
Правительство практически в полном составе, за исключением
В.Черномырдина и нового единственного первого вице-премьера
А.Чубайса, было отправлено в отставку. 21 марта в Государственной
Думе выступил председатель правительства, который, в частности,
заявил, что назначения А.Чубайса и Б.Немцова на должности
первых вице-премьеров состоялись по его рекомендации. Среди
первоочередных задач нового кабинета министров В.Черномырдин
назвал выплату задолженности по пенсиям и заработной плате,
а также нормализацию платежной системы. Премьер подчеркнул,
что правительство намерено провести реформы в коммунальном
хозяйстве и социальной сфере. Было обещано также установить
строгий контроль над финансовыми потоками и ценами на продукцию
естественных монополий.
Приступив к исполнению своих обязанностей, новые первые вице-премьеры
не уставали удивляться. Так, А.Чубайс удивился нереальному
бюджету. Тому самому, ради принятия которого правительство
выламывало руки Государственной Думе. Он сделал вид, что впервые
познакомился с росписью расходов и доходов и 18 апреля произнес
"честную речь" в Совете Федерации, заявив о необходимости
секвестра бюджета. Легко представить глубокое удовлетворение
сенаторов, когда "сам Чубайс" признался в наступлении "чудовищного
бюджетного кризиса, масштабы которого ставят под вопрос возможность
государства осуществлять свои функции". И весь депутатский
корпус срочно заглянул в экономические словари, чтобы выяснить
значение мудреного термина "секвестр".
Известно, что есть внешняя история, состоящая из высказываний
государственных деятелей, и молчаливая, которая собственно
историей и является. Молчаливая история бюджетных средств
тесно связана с известными многим четырьмя дырами, через которые
утекают деньги из казны и России.
Первая дыра, начало которой просверлено в земле российской,
другим концом выходит в подвалы швейцарских и прочих заграничных
банков. С 1991 г. через эту дыру-тоннель утекло, по разным
оценкам, от 150 до 300 млрд. долл. Ежемесячно, по данным Интерпола,
за кордон вывозится 1-2 млрд. долл. Только в Финляндии открыто
полторы тысячи российских фирм, вложено 2 млрд. марок и приобретено
на вывезенные из России деньги две сотни объектов недвижимости.
Вторая дыра - теневой сектор, доля которого в ВВП оценивается
от 20 до 40%. Современная налоговая система продолжает диаметр
и глубину этой дыры старательно увеличивать. Третья дыра,
дна которой вообще не видно, - рынок ценных государственных
бумаг. Российские банки только этим рынком и живут. Схема
проста. Казна дает банкам деньги, банки крутят их на финансовом
рынке и возвращают казне, но получая взамен процент, равный
доходности ценных бумаг. В результате, если государство хочет
выплатить работникам бюджетной сферы рубль заработной платы,
то еще один рубль оно одновременно должно выплатить коммерческим
банкам. Четвертая дыра - казнокрадство. По мнению правоохранительных
органов, бюрократический аппарат ежегодно крадет до 20% бюджетных
денег (около 6 млрд. долл.).
Так что секвестр - очень простое решение бюджетных проблем.
Потому что ничего не меняет в сути дела. Масштабов всех видов
казнокрадства секвестр бюджета пропорционально не снижает.
|