Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

 
Первое полугодие 1997 года. Экономическая политика.

 
Наступление на естественные монополии

В апреле Б.Немцов начал наступление на естественные монополии.

РАО "ЕЭС России". Первым объектом атаки было выбрано РАО "ЕЭС России". Был принят вариант реструктуризации РАО, разработанный чиновниками из Минэкономики. В государственное акционерное общество назначены, наконец, специальные представители государства. Это - заместитель министра экономики Н.Шамраев, министр без портфеля Е.Ясин, заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии Г.Кутовой. К 2000 г. тарифы на электроэнергию для населения должны повыситься до уровня фактических затрат на ее производство. Правда, здесь возникает "вопрос из жизни": будет ли население оплачивать эти тарифы? В постановлении прогноз на этот счет отсутствует. Известно, что в крупных городах уже сегодня чуть ли не 80% населения за коммунальные услуги вообще не платит. Морская пехота или внутренние войска здесь, очевидно, ничего сделать не смогут, ни теперь, ни в 2000 г.

На следующем этапе реструктуризации Минэкономики предлагает сохранить за РАО функции технического оператора рынка. Крупные ТЭЦ предлагается вывести из состава РАО (с сохранением контрольного государственного пакета акций). Станции будут преобразованы в холдинговые компании, которые, по мнению министерства, начнут конкурировать между собой на рынке.

Интересы страны, конечно, выше интересов той или иной компании. Как конкретно будет реорганизовано РАО "ЕЭС России" - предмет беспокойства компании. Но заботой правительства должно быть сохранение единой энергосистемы. Работа на конкурентной основе производителей электроэнергии не должна разрушить системы энергоснабжения.

РАО "Газпром". 9 апреля перед депутатами Государственной Думы выступил председатель правления РАО "Газпром" Р.Вяхирев. Он заявил, что борцы с естественными монополиями слабо представляют последствия расчленения РАО "Газпром" на множество региональных газовых компаний. Место одного государственного монополиста займут карликовые территориальные монополисты. Каждый из них, будучи экономически слабым, сможет парализовать всю систему единого газоснабжения страны. Расчленение РАО "Газпром", по мнению Вяхирева, выгодно западным конкурентам России на европейском энергетическом рынке. Проводниками интересов этих конкурентов Вяхирев назвал Международный валютный фонд (МВФ) и российский Минфин. Р.Вяхирев пожаловался депутатам на низкую платежную способность потребителей природного газа. По его словам, задолженность потребителей составляет сегодня 69 трлн. руб. Оплата поставленного в январе газа произведена всего на 2,2%.

Надо сказать, что Б.Немцов лукавит, когда говорит только о долгах естественных монополий бюджету, но ни словом не упоминает, сколько должны потребители этим монополиям. Правительство постоянно "прощает" долги Украины и Белоруссии за российские энергоресурсы. РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" практически безвозмездно снабжают энергией предприятия, которые давно пора банкротить. Так, задолженность предприятий-потребителей за электроэнергию превысила 90 трлн. руб., тогда как долг РАО "ЕЭС России" на 10 трлн. меньше - 80 трлн. руб. Но правительство не решается запустить механизм банкротства. Оно продолжает держать на вытянутых руках, например, угольную промышленность, наращивая долги Мировому банку. Оно не трогает несостоятельную в рамках проводимой экономической политики большую часть перерабатывающей промышленности страны. Оно решило атаковать последний материальный ресурс нынешнего курса реформ - ТЭК. А это опасная акция. Население России сегодня завтракает, обедает и ужинает нефтью и газом. И доходы бюджета складываются, главным образом, из выплат предприятий ТЭК, а не банковской олигархии. Только РАО "Газпром" приносит 40% доходов бюджета.

Как и следовало ожидать, страсти вокруг РАО "Газпром" выплеснулись за пределы России. По мнению главы немецкой компании Wintershall Херберта Детхардинга, планы раздробления РАО "Газпром" нельзя рассматривать всерьез. Нельзя поручить управление единой системой газопроводов нескольким организациям.

Судя по всему, правительство все же не собирается дробить РАО "Газпром". Речь идет о том, чтобы придать деятельности этого монополиста "прозрачность", провести аудит, отсечь некоторые сферы, которые не имеют прямого отношения к газовой промышленности, но в которых "Газпром" активно работает. А.Шохин, например, считает, что нужно опереться на "общественный, государственный контроль над тарифами в естественных монополиях, будь то добыча и транспортировка газа, переток электроэнергии или перевозка грузов по железной дороге". По его мнению, от естественных монополий следует отделить все, что к ним "присосалось неестественным образом".

Майский Указ Президента об укреплении государственного управления РАО "Газпром" изменил условия трастового договора с главой РАО "Газпром" Р.Вяхиревым. До этого руководитель РАО имел право выбора покупателя (опционной сделки) государственного 35-процентного пакета акций, который после истечения срока договора мог быть продан физическим лицам по номинальной стоимости. Теперь руководство РАО этого права лишено. Для управления государственным пакетом акций в компании создана коллегия представителей государства. Председателем коллегии Президент назначил первого вице-премьера и министра топлива и энергетики Б.Немцова. Помимо него в коллегию вошли представители Госкомимущества, Минтопэнерго, Федеральной энергетической комиссии, Минэкономики, администрации Президента, Российского фонда федерального имущества, Госналогслужбы. Так что Р.Вяхирева обложили достаточно плотно, при том, что познания членов этой коллегии в газовом деле, мягко говоря, поверхностны.

РАО "Газпром" до 1 июля должно привести в соответствие с законом "Об акционерных обществах" свои уставные документы. В СМИ опубликованы сведения, что уставной капитал РАО показан в сумме 237 млрд. руб., тогда как реальная стоимость компании оценивается в 800 млрд. долл. Номинальная цена акции - 10 тысяч руб., обоснованная (исходя из реального уставного фонда) - минимум 140-170 тыс. руб. или 26-30 долл. РАО долгое время сдерживал на внебиржевом рынке курс своих акций на уровне 6-8 центов. Только во второй половине прошлого года рост курса поднялся до 60-70 центов, но был искусственно заморожен. Акционеры РАО получали чрезвычайно заниженные дивиденды. Акции стали продаваться, но на внутреннем рынке их единственным покупателем мог выступать только "Газпром". Руководству РАО удалось запретить так называемый "пространственный арбитраж" - свободную покупку акций на внутреннем рынке и свободную продажу на внешнем рынке (и наоборот).

Под прессом борцов с естественными монополиями РАО "Газпром" вынужден постоянно брать кредиты у иностранных банков. Поскольку сроки погашения долгов перед бюджетом, продиктованные "молодыми реформаторами", сверхжесткие, РАО берет кредиты практически на любых условиях. Эксперты считают, что А.Чубайс и Б.Немцов толкают "Газпром" на путь саморазрушения.

28 июня состоялось годовое собрание акционеров РАО "Газпром". Р.Вяхирев сохранил за собой место президента РАО. Остался в должности председателя совета директоров компании и А.Казаков. Он будет совмещать эту должность с постом заместителя руководителя администрации Президента. Кроме того, Р.Вяхиреву удалось провести семь "своих" людей в совет директоров, причем представитель ОНЭКСИМбанка А.Вавилов туда не попал. Сегодня в РАО "Газпром" государство голосует 40-процентным пакетом, в распоряжении "Газпрома" и дружественных ему организаций - 27% акций, группа ОНЭКСИМбанк-МФК владеет пока 4%. Остальные 12% - на руках у мелких акционеров. Так или иначе, но В.Потанин 28 июня победы не одержал.

Министерство путей сообщения. В апреле правительство занялось и третьим естественным монополистом - МПС. Это министерство ухитрилось монополизировать все международные перевозки по железным дорогам России, создав совместные экспедиторские компании "Петра" и "Трансэйл". Компания "Трансэйл", зарегистрированная в Швейцарии, осуществляет 43% от общего объема международных перевозок через российскую территорию.

МПС работает с убытками. Дефицит денег для нормального функционирования отрасли в текущем году составляет 9,6 трлн. руб. Правда, железнодорожникам все должны - Минобороны, МВД, ФСБ. Пассажирские перевозки в 1997 г. принесут убытки в сумме 17,9 трлн. руб. Задолго до появления Б.Немцова в роли борца с естественными монополиями МПС приступило к реструктуризации отрасли. В прошлом году Байкало-Амурская магистраль была присоединена к Дальневосточной железной дороге, Кемеровская дорога - к Западно-Сибирской. В 1997 г. будет реорганизована Красноярская дорога, ее присоединят к Восточно-Сибирской. Укрупняются отделения дорог, учреждены унитарные предприятия по различным видам деятельности. При каждой дороге планируется создание "центров фирменного транспортного обслуживания" для работы с грузоотправителями.

Если учесть физический износ путей и подвижного состава, то, по справедливости, претензии к МПС должны быть смягчены. По сравнению с приватизированным воздушным транспортом катастроф на монопольной железной дороге несопоставимо меньше. В.Черномырдин заявил, что не допустит сегодня при реорганизации МПС "скачков и гонок". Это может попросту парализовать работу железнодорожного транспорта.

Что, кроме смены руководства МПС, удастся сделать Б.Немцову в этой технически сильно запущенной отрасли? Разве в тарифах суть? Железная дорога - инфраструктура, к ней нельзя подходить с теми же требованиями, как к промышленному или торговому предприятию. Если не работает экономика, то ждать прибылей от объектов инфраструктуры, мягко говоря, безграмотно. Что касается тарифов, то все сведется к тому, что повысится стоимость железнодорожных билетов для пассажиров, а грузовые перевозки подешевеют недели на две, чтобы затем подняться на прежний или более высокий уровень. Это в полной мере справедливо и по отношению к тарифной политике в области поставок электроэнергии в бытовой и производственный сектор.

На страницу назад

 
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика