Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

 
Второе полугодие 1998 года. Экономическая политика.

 

III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Власть

Второе полугодие началось с представления Государственной Думе кабинетом С.Кириенко пакета антикризисных законопроектов и атаки Б.Федорова на "Газпром". Дума приняла специальное постановление о "Газпроме". Депутаты предложили Президенту и правительству объявить мораторий на любые налоговые репрессии в отношении всех естественных монополий.

10 июля С.Кириенко выступил на заседании Совета Федерации. Эксперты отмечали, что впервые за годы реформ российский премьер признал необходимость корректировки курса и перехода к "новой экономической политике".

13 июля было оглашено коммюнике по результатам двухнедельных переговоров миссии МВФ в Москве. Судьба стабилизационного кредита МВФ России решалась в Конгрессе США. 15 июля в палате представителей был распространен антиклинтоновский законопроект о выделении денег МВФ. Согласно этому документу, речь может идти о предоставлении МВФ не более 3,5 млрд. долл. квоты, а не 17,8 млрд., как просила администрация Б.Клинтона. 17 июля появились сведения, что Палата представителей все-таки склоняется к тому, чтобы выделить МВФ на пополнение резервов 18 млрд. долл. 21 июля стало известно, что совет директоров одобрил выделение России первого транша стабилизационного кредита. Его размер - 4,8 млрд. долл., что на 800 млн. меньше, чем было ранее обещано.

В последний день работы Государственной Думы, 17 июля, С.Кириенко поблагодарил депутатов за проделанную работу над пакетом антикризисных законопроектов, однако ее результатами остался явно недоволен. Правительство самостоятельно приняло полный набор своих антикризисных мер с общим вероятным доходом казны в 105,2 млрд. руб. Об этом 21 июля заявил премьер. Он отметил, что изначально пакет стабилизационных законопроектов предусматривал доход в размере 102,2 млрд. руб. Принятые Думой правительственные законопроекты могут принести, по словам С.Кириенко, только 37,8 млрд. руб.

В конце июля правительство праздновало победу по случаю получения первого транша стабилизационного кредита МВФ. На счета Центробанка поступила первая порция стабилизационного кредита. В начале августа кабинет занялся номинированием в долларах новых долгосрочных бумаг, которые должны были, по замыслу, заменить ряд серий ГКО. В 1998 г. подлежали погашению ГКО, принадлежащие иностранцам и российским инвесторам (соответственно, 8 и 24 млрд. долл.). Правительство планировало конвертировать ГКО на сумму в 6 млрд. долл.

Кредиты МВФ, а также Всемирного банка от кризиса не спасли. Они его только отсрочили. Вся первая половина августа прошла под знаком обвалов, которые периодически сотрясали различные сегменты финансового рынка. Доходность ценных государственных бумаг взлетала до 100 и даже 300% годовых, курс рубля удерживался неимоверными усилиями Центробанка, который для этой цели тратил из своих валютных резервов более 1 млрд. долл. в неделю.

Понятно, что при таких темпах расходования валютных резервов и от заграничных кредитов очень скоро ничего бы не осталось. Иностранцы принялись активно выводить с российских торговых площадок свои капиталы. Отечественные инвесторы спешили продать ценные государственные бумаги и акции. Из-за падения цен на мировых рынках начал терпеть убытки нефтегазовый комплекс - валютная выручка стремительно уменьшалась, а завышенный курс рубля по отношению к доллару превратил экспорт в невыгодное занятие.

17 августа правительство и Центробанк опубликовали совместное заявление, в котором официальное признали наступление кризиса. С 17 августа Банк России перешел к так называемому плавающему курсу рубля в рамках расширенных границ валютного коридора - от 6 до 9,5 рублей за один доллар до конца года. Ценные государственные бумаги (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. включительно правительство решило переоформить в новые ценные бумаги. До конца этого переоформления торги на рынке ГКО-ОФЗ были прекращены. Введены ограничения на осуществление валютных операций для отечественных инвесторов. Более того, власти решили запретить на три месяца все выплаты по возврату финансовых кредитов, полученных за границей. Кроме того, иностранцам было запрещено вкладывать средства в рублевые активы со сроком погашения до 1 года.

21 августа С.Кириенко без какого-либо успеха выступил перед депутатами Государственной Думы. Он, между прочим, заметил, что в России нет политической силы, которая согласилась бы сегодня, в условиях финансового кризиса и социальной напряженности, возглавить правительство. Но премьер ошибся.

23 августа Б.Ельцин отправил кабинет в отставку. Исполняющим обязанности премьера Президент назначил В.Черномырдина. 24 августа в Думу поступило письмо главы государства с предложением утвердить Черномырдина в должности председателя правительства.

Новый-старый премьер начал активные консультации по формированию кабинета. Он встречался с представителями думских фракций и российских регионов (Г.Игумновым, Александром Лебедем, М.Шаймиевым). По поводу будущего состава кабинета В.Черномырдин консультировался и с Б.Березовским.

24 августа начала работу трехсторонняя парламентско-правительственная комиссия по выработке концепции экономического развития страны. По сути дела, эта комиссия занималась разработкой новой антикризисной программы кабинета. Одновременно в Доме правительства под руководством и.о. вице-премьера Б.Федорова разрабатывалась своя программа выхода из кризиса. Она создавалась по образу и подобию живодерской валютной реформы, проведенной в Аргентине Доминго Кавалло.

25 августа Ю.Лужков, выступая на телеканале "ТВ Центр", заявил, что правительство С.Кириенко, в принципе, действовало правильно, поскольку "пирамиду ГКО все равно пришлось бы прикрывать". Столичный мэр высказал уверенность, что Россия могла избежать кризиса, если бы "четыре месяца назад Кириенко поддержал инициативу Москвы начать программу поддержки реального сектора экономики: развязать неплатежи, как следует продумать таможенную политику, снизить цены на ресурсы, наделить предприятия оборотными средствами. Но вместо этого молодое правительство решило окончательно достроить внутреннюю пирамиду из ГКО".

7 сентября председатель ЦБР С.Дубинин написал прошение об отставке. Он обратился к властям с призывом сохранить Центробанк в качестве независимого института и назвал "приятной новостью" подписание шестью банками соглашения со Сбербанком о переводе обязательств перед вкладчиками. Дубинин признал возможность в ближайшее время масштабной денежной эмиссии для помощи федеральному бюджету.

После двух провальных попыток вернуть В.Черномырдина в премьерское кресло Б.Ельцин решил более не испытывать судьбу и предложил парламенту консенсусную фигуру. 11 сентября, выслушав наказы руководителей думских фракций и депутатских групп, Е.Примаков был легко утвержден Государственной Думой, в кулуарах которой наблюдалось неадекватное ликование представителей левых фракций. На заседании кабинета 14 сентября Е.Примаков заявил, что все действия, которые будут предприниматься, должны служить "развитию национальной экономики, промышленности, культуры, здравоохранения".

Пост первого вице-премьера получил коммунист Ю.Маслюков. А 14 сентября в правительстве состоялась встреча, насторожившая малочисленных российских либералов. Е.Примаков принял весь цвет экономических советников М.Горбачева. Присутствовали: директор Института экономики РАН Л.Абалкин, почетный директор Института международных экономических и политических исследований РАН О.Богомолов, директор Института проблем рынка РАН Н.Петраков, академик-секретарь Отделения экономики РАН Д.Львов. В интервью НТВ премьер обещал создать некий экономический совет при правительстве.

На заседании кабинета 24 сентября Е.Примаков заявил, что 17 августа С.Кириенко действовал без санкции Президента. Эти слова оживленно обсуждались в российских и зарубежных СМИ. Новое правительство констатировало, что старый кабинет выстроил недееспособную модель экономики, которая основывалась на обмене российского сырья на импортные товары. Это сопровождалось бегством капиталов за границу и ростом преступности. Е.Примаков сделал особый упор на социальную направленность действий своей команды. Все озвученное на данном заседании премьер назвал "программой по преодолению трудностей", элементы которой "уже обсуждаются и принимаются".

2 октября Е.Примаков подписал постановление, в котором предусматривается отсрочка на 5 лет погашения задолженностей АПК по платежам в федеральный бюджет. Долги в Фонд льготного кредитования в сумме 700 млн. руб. должны возвращаться продуктовыми поставками в оперативный резерв правительства. Убытки Фонда должен покрыть Сбербанк. На период до 1 декабря были вдвое снижены железнодорожные тарифы на перевозку овощей, фруктов и рыбопродуктов. Потери МПС возлагались на Минфин.

14 октября Е.Примаков впервые в качестве премьера выступил в Совете Федерации. Он заверил верхнюю палату, что впредь заработную плату и пенсии будут выплачивать в срок. Доходы бюджета в последнем квартале, по словам Е.Примакова, составят 70 млрд. руб., в чем сенаторы усомнились. Премьер обещал снизить НДС и налог на прибыль, в результате чего должна вроде бы ожить экономика. Отменять приватизацию "по Чубайсу" правительство не намеревалось. Хотя эта "приватизация проводилась в интересах отдельных групп людей, предприятия же не становились лучше". Е.Примаков также объявил, что теперь процедура банкротства будет запускаться с разрешения правительства, а не через суд. Право возбудить эту процедуру по закону имеют только сам премьер или первый вице-премьер. Объем обязательных продаж валюты было намечено поднять до 75% от выручки экспортеров. Также присутствовавший на заседании палаты председатель ЦБ В.Геращенко обещал сенаторам "расширить денежную массу на обеспеченной основе". Из выступлений Примакова, Геращенко, а также министра финансов М.Задорнова следовало, что денежными источниками правительство считает золото, ожившую экономику, печатный станок и борьбу с правонарушениями.

20 октября прошел IX съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В выступлении на съезде Е.Примаков заявил, что "рынок не сможет все расставить по своим местам, поэтому государство обязано брать на себя функции поддержки и регулирования отечественного товаропроизводителя". Премьер подтвердил, что выплата долгов АПК в размере 25 млрд. руб. отсрочена до 2005 г. Он обещал снизить НДС и налог на прибыль, а также регулярно выплачивать заработную плату бюджетникам и погасить задолженность по пенсиям. Для оживления промышленности правительство, по словам Е.Примакова, прекратит ускоренное банкротство предприятий, разошьет неплатежи, спишет все пени и штрафы, а также растаможит в рассрочку импортное оборудование на сумму 1,8 млрд. долл. Премьер высказался за сохранение жизнеспособных банков, а насчет "лежачих" правительство будет серьезно думать. Среди главных направлений работы кабинета были названы привлечение прямых иностранных инвестиций и преодоление дефицита продовольствия. Тезис "теория о том, что рынок все решит сам, неверна" наиболее полно характеризовал заявленную идеологию нового кабинета.

По убеждению руководителя РСПП А.Вольского, "Россия есть и будет индустриальной страной, и потому именно возрождение промышленности на высокотехнологичной основе и станет определять весь ее образ жизни и перспективы большей части россиян". А.Вольский заявил также, что "ГКО стали инструментом, с помощью которого Россию принудили кредитовать США... Приватизация в конечном счете обернулась очередным беспрецедентным по своему цинизму обманом народа и почти всеобщим банкротством предприятий..."

Из выступления Ю.Лужкова журналистам запомнилось: "Нельзя повторить ошибки, преступления прежнего руководства страны... Не нужно обращать внимания на "гайдаров" и "чубайсов", которые начнут вопить, что это отход от рынка и предательство преобразований, начатых в стране... Необходимо дать оценку диким явлениям, которые взбудоражили народ против власти, и наказать организаторов финансовых пирамид, ни один из которых до сих пор не привлечен к ответственности..." Кроме того, Ю.Лужков предложил резко снизить тарифы естественных монополий.

О регулировании цен на продукцию естественных монополий говорил и Ю.Маслюков. Выступления Е.Примакова, А.Вольского, Ю.Маслюкова и Ю.Лужкова прерывались бурными аплодисментами и даже вставанием.

"Реформаторство, которое не ведет к укреплению государства, не является подлинным реформаторством", - заявил Е.Примаков в опубликованном 20 ноября интервью газете "Известия". По его мнению, "в любом случае 17 августа на совести так называемых реформаторов". "Реальная экономика под реформаторами не развивалась", - подчеркнул премьер. А основой "стабилизации" в предшествующий период были высокие цены на нефть и другие энергоносители. Когда же цены упали, "вся гибельность призрачной стабилизации немедленно дала о себе знать". Реакцию реформаторов на резкое падение цен на энергоносители, введение ими одностороннего моратория на выплату долгов Е.Примаков охарактеризовал как "спазм страха". Теперь же "люди, заварившие эту кашу, ходят в оракулах. И Запад прислушивается к этим лжеоракулам", - отметил он. Негативное отношение к экономическому курсу нынешнего правительства со стороны Запада, по мнению Е.Примакова, основано на информации, "которую Запад черпает из весьма специфических источников - от наших предшественников". Премьер заявил, что государственное регулирование в условиях кризиса "защищает цивилизованный капитализм от капитализма дикого".

27 ноября состоялось заседание правительства. "Вялый монетарист", глава Минфина, М.Задорнов настаивал на сохранении высоких налогов на прибыль и НДС. Глава Госналогслужбы Г.Боос предлагал несколько понизить ставки, чтобы стимулировать работу реального сектора. При поддержке премьера верх взял Г.Боос.

В начале декабря Б.Ельцин подписал указ об организации Комиссии при Президенте по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с иностранными государствами. Ее возглавил Е.Примаков. Новый орган занял место Координационного межведомственного совета по ВТС. Заместители председателя новой комиссии - Ю.Маслюков и А.Огарев. Директора предприятий ВПК, которых поддерживает Маслюков, настаивают на либерализации торговли вооружением.

11 декабря Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". В соответствии с ним, Центробанк должен приобрести у правительства ценные государственные бумаги на общую сумму в 25,2 млрд. руб. с частичным погашением не ранее, чем в 2005 г. Центробанк занимает особую позицию по данному вопросу. Выступая на заседании палаты, В.Геращенко заявил, что, по мнению ЦБ, "объем финансирования бюджетного дефицита должен составлять не 25,2 млрд. руб., как это предлагает правительство, а около 15 млрд. руб." По его словам, подобная позиция ЦБ продиктована заботой о стабильности национальной валюты. В.Геращенко отметил, что предлагаемый правительством вариант финансирования бюджетного дефицита "может оказать негативное влияние на валютный курс и тем самым способствовать раскручиванию инфляционной спирали". Однако, по сообщению председателя думского бюджетного комитета А.Жукова, правительство направило в комитет пояснения. В них указано, что "этот источник финансирования может быть использован не в полной мере, так как его частично могут заменить дополнительные поступления от приватизации крупных отдельных объектов и, в первую очередь, от продажи акций "Газпрома"". Законопроект закрепляет уже приобретенные ЦБ через Сбербанк в сентябре-октябре ценные бумаги на общую сумму в 10,5 млрд. руб.

На заседании правительства 10 декабря Е.Примаков назвал бюджет-99 "честным", а министр топлива и энергетики С.Генералов - "самым тяжелым". Глава Минфина М.Задорнов напомнил основные параметры проекта бюджета: дефицит предполагается в размере 101,3 млрд. руб.; доходная часть составит 11,88% ВВП, расходная - 14,4%; годовая инфляция - 30%. Объем средств, заложенных в бюджет на нужды Министерства обороны, составит, предположительно 3,1% ВВП, а на обеспечение потребностей Министерства внутренних дел выделяется 11,4 млрд. руб. Руководители этих ведомств - И.Сергеев и С.Степашин - признали, что бюджетом предусмотрено выделить меньше средств, чем они первоначально просили. В то же время, по словам М.Задорнова, с 1 января предполагается проиндексировать денежные оклады военнослужащих в 1,62 раза, а выплаты военным за звания в следующем году - увеличить в 2,2 раза. Важной частью бюджета-99 должны стать внешние заимствования. Министр финансов сообщил, что в бюджет заложены 5,2 млрд. долл. несвязанных кредитов, а также около 2 млрд. связанных кредитов Всемирного банка и иностранных государств. Как отмечают аналитики, именно сумма в 7,2 млрд. была недополучена Россией в 1998 г. в виде кредитов от международных финансовых организаций. Это и привело к росту планируемого показателя дефицита бюджета-99.

В будущем году Россия должна заплатить по своим внешним долгам примерно 16-17% ВВП. Это существенно превышает все возможные доходы. В подобном положении важно обеспечение первичного профицита бюджета-99 в размере 1,7-2% ВВП - около 70 млрд. руб. Эта цифра, как полагает министр финансов, вполне достижима. Несмотря на жесткие ограничения, в проект бюджета удалось заложить примерно 42 млрд. руб. расходов на индексацию зарплат разных категорий бюджетников. В частности, зарплату гражданских работников бюджетной сферы предполагается проиндексировать с 1 апреля в 1,5 раза. С будущего года планируется также увеличить стипендии студентам - они будут начисляться из расчета не одного, а двух минимальных окладов. Правительству удалось выделить в отдельную составную часть общего бюджетного проекта бюджет развития с собственными доходами.

Налоговые поступления в бюджеты всех уровней в 1999 г. составят 798,8 млрд. руб., что соответствует 21,02% к ВВП или 84,2% общих поступлений платежей в консолидированный бюджет. Доходы федерального бюджета прогнозируются на 1999 г. в размере 482,9 млрд. руб., или 12,71% к ВВП (в 1998 г. ожидаются на уровне 8,81% к ВВП). Планируется, что в 1999 г. 88,6% всей доходной части федерального бюджета будут составлять налоговые поступления. При формировании доходной части бюджетной системы был учтен ряд изменений, внесенных в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета 1998 г. Учтены были и основные налоговые предложения по изменению условий формирования бюджетной системы в 1999 г.

Изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы позволит увеличить поступления в федеральный бюджет на 32,8 млрд. руб., изменение налогового законодательства - на 39,5 млрд. руб. Введение госмонополии на производство алкогольной продукции позволит увеличить доходы федерального бюджета на 4,9 млрд. руб. По результатам внешнеэкономической деятельности поступления в федеральный бюджет возрастут на 61,9 млрд. руб. Проект бюджета предусматривает поступления от акциза на нефть и газ в сумме 63,7 млрд. руб., или 1,68% от ВВП. Бюджет-98 предполагал доход от акциза на нефть и газ в размере 1,21% от ВВП. В прогнозе поступлений акцизов на нефть ожидаемый объем добычи составляет 300 млн. т нефти, из которых 128 млн. приходится на экспортные поставки. Ставка акциза на нефть не подвергнута индексации и сохранена на уровне 55 руб. за 1 т сырья. Фиксированная ставка акциза позволит направить дополнительные доходы от экспорта нефти на стабилизацию финансового положения нефтедобывающей отрасли. Кроме того, уровень собираемости этого вида налога повысится до 90%. Поступления акцизов на природный газ определены в сумме 48,7 млрд. руб., исходя из общего объема поставок газа потребителям в размере 450 млрд. м3 и действующей ставки акциза 30%. Средний уровень собираемости по этому виду акцизов предусмотрен на уровне 62,8%.

Общий объем расходов на обслуживание госдолга России, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 1999 год, составит 4,4% к ВВП или 166,8 млрд. руб. Как следует из пояснительной записки к проекту бюджета-99, внесенному в Госдуму, расходы на обслуживание внутреннего долга РФ достигнут в будущем году - 66,9 млрд. руб., внешнего - 99,9 млрд. руб. При этом сумма процентных выплат по реструктурируемым госбумагам предусмотрена в размере 42,8 млрд. руб. Расходы по погашению нереструктурируемых ГКО-ОФЗ, которыми владеют физические лица, составят 21,3 млрд. руб. Согласно пояснительной записке, в проекте бюджета-99 предусмотрена реструктуризация находящихся в собственности у Банка России обязательств и процентов по ним в облигации федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 2% годовых. Кроме того, планируется переоформить принадлежащие Центробанку векселя Минфина со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. в госбумаги со сроками погашения в 2013-2018 гг. Купонный доход по ним - 2% годовых. В проекте бюджета намечены выплаты по обслуживанию внешнего долга в общем объеме 4,638 млрд. долл., что позволит произвести все платежи по займам и кредитам, привлеченным Россией после 1 января 1992 г., а также частично оплатить проценты по долгу бывшего СССР. При этом процентные выплаты по кредитам международных финансовых организаций должны составить в 1999 г. 1,2 млрд. долл. Как отмечается в пояснительной записке, "выделить средства для обеспечения платежей по внешнему долгу России в полном объеме, которые должны составить в 1999 году по графику 9,2 млрд. долл., невозможно в связи с ограниченными ресурсами федерального бюджета". Верхний предел внешнего госдолга РФ не должен превысить к 1 января 2000 г. 167 млрд. долл.

В декабре состоялись два визита президента Белоруссии А.Лукашенко в Москву. Белорусский "зайчик" с сентября официально похудел вдвое. В ноябре Россия уже выделила Минску 25 млн. руб. кредита, до конца года планировалось выделить еще столько же, а в будущем году - 350 млн. руб. А.Лукашенко просил В.Геращенко включить белорусский рубль в котировки ЦБР, чтобы поддержать курс. Кроме того, он предложил ввести сначала "общую переходную", а затем и единую российско-белорусскую валюту. Эксперты утверждают, что А.Лукашенко договорился с Е.Примаковым о погашении задолженности Белоруссии за поставки природного газа продукцией белорусских предприятий. Итоги визитов дают основания полагать, что реинтеграция двух стран является для Б.Ельцина чуть ли не последним ресурсом для удержания власти и после 2000 г. Экономический смысл реинтеграции, строго говоря, зависит от системы координат, в которой ведется анализ. Если ограничиваться монетаристскими параметрами, то "поглощение" Белоруссии несет России существенные убытки. Если учитывать, что экономики двух стран буквально пронизаны нитями производственно-технологической кооперации, то снятие искусственных барьеров неизбежно улучшит условия функционирования реального сектора. Если же вспомнить еще и о том, что в общественном сознании русских и белорусов различия между двумя этносами воспринимаются как незначительные, то педалирование вопроса об экономических выгодах объединения иначе, чем кретинизмом не назовешь.

14 декабря состоялось заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям. Е.Примаков обещал принять все законы, на которых настаивают инвесторы. В частности, речь шла о второй части Налогового кодекса, а также - законопроекте "О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"". Кроме того, правительство намерено внести в Думу пакет законов "Об иностранных инвестициях в РФ", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами", "О свободных экономических зонах" и ряд других. Предполагается создание двух важных для иностранных инвесторов организаций. Это - группа по реструктуризации банковской системы во главе с ЕБРР (банк дает на это 1 млрд. долл.) и государственная страховая компания для страховки зарубежных капиталовложений (Агентство гарантий инвестиций).

В декабре стало известно, что в совет директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) вошли 15 человек. Об этом сообщил генеральный директор АРКО, заместитель председателя ЦБР А.Турбанов. Председателем совета директоров назначен В.Геращенко. АРКО учреждено РФФИ, который должен оплатить уставный капитал в размере 10 млрд. руб. Позже 49% акций агентства будут переданы в Банк России.

17 декабря на заседании правительства принято решение о том, что регионы должны выплатить до 5 января 1999 г. текущую заработную плату бюджетникам и погасить долги по ней за один месяц. В противном случае, по словам Е.Примакова, "мы введем казначейское исполнение бюджетов". Регионам, которые не в состоянии выполнить требование премьера по объективным причинам, будет оказана помощь в объеме 500 млн. руб. Министр общего и профессионального образования В.Фокин заявил на этом заседании, что после зимних каникул 60% российских школ "не собираются возобновлять свою работу". Замминистра финансов В.Христенко сообщил, что задолженность по зарплате составляет 16 млрд. руб.

18 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, в котором предлагается внести изменения и дополнения в отдельные законодательные акты о налогах. Поправки в налоговое законодательство устанавливают общий порядок исчисления налога на прибыль российских налогоплательщиков, а также иностранных юридических лиц на территории РФ. Из 19 внесенных правительством налоговых законопроектов Дума рассмотрела и приняла в первом чтении девять. Был принят проект закона "О внесении изменений в закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"". Законопроект предусматривает, что в 1999 г. ставка НДС устанавливается в размере 15%, в 2000 г. - 10%. В настоящее время НДС составляет 20%. Принятый законопроект "О внесении изменений в закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" предусматривает снижение в 1999 г. налога на прибыль до 30%. В настоящее время этот налог составляет 35%.

Депутаты отвергли поправки к "Закону о государственном контроле над расходами граждан". Закон должен вступить в силу с января 1999 г. Он обязывает физических лиц продекларировать все имеющееся у них имущество и запрещает иметь на руках больше 1000 минимальных зарплат (84 тыс. руб.). Все остальные деньги должны быть переведены в безналичную форму, то есть, по мнению депутатов, отнесены в банки. Такое могло прийти в голову только в азарте борьбы против американской военщины. Сегодня подконтрольная сумма равна 4 тыс. долл. Но в будущем году эта сумма может составить и одну, и две тысячи.

Бюджетный комитет Думы одобрил 19 декабря представленный правительством проект бюджета на 1999 год и рекомендовал его к рассмотрению. 25 декабря он был принят в первом чтении, с одной важной поправкой, учитывающей интересы регионов, согласно которой 51% собранных налогов будут оставаться в бюджетах субъектов Федерации и затем засчитываться при перечислении трансфертов.

На страницу назад

 
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика