Резюме
Во втором полугодии 1998 г. в России разразился финансовый
кризис, который, впрочем, почти не затронул реальный сектор
экономики. И до 17 августа российские коммерческие банки в
этом секторе не работали: гораздо прибыльнее было оперировать
на финансовом рынке, прежде всего, на сегменте ГКО-ОФЗ.
17 августа группа лиц из правительства С.Кириенко допустила
вроде бы школьную ошибку, объявив одновременно банкротство
и девальвацию рубля. Обычно банкротство провозглашают ради
того, чтобы не девальвировать валюту, а девальвируют валюту,
чтобы не случилось банкротство. Ряд экспертов до сих пор гадает,
кто именно приказал Кириенко и Дубинину эту ошибку совершить.
Как бы там ни было, события второго полугодия свидетельствуют,
что по формальным признакам в России начинается переход от
разрушенной 17 августа модели капитализма к обычному государственному
капитализму. Во всяком случае, изменение лозунгов налицо.
Другое дело, что бюджет на 1999 год отличается невиданной
до сих пор жесткостью. Но в стране, где значительная часть
экономики контролируется уголовниками, бюджет во многом носит
формальный характер. Кроме того, нет оснований верить, что
он будет в точности исполняться.
Если принять гипотезу о построении государственного капитализма,
то правительству Е.Примакова и Центробанку предстоит, прежде
всего, поставить финансовую систему России под контроль государства,
выведя ее из-под излишней зависимости от международных институтов.
Далее, по логике означенного выше перехода, правительство
должно заняться поддержкой стратегических производственных
комплексов, в том числе ВПК и сектора высоких технологий.
На региональном уровне "государственные капиталисты" проводят,
обычно, выбор "точек роста", после чего финансируют перспективные
проекты.
Пока что правительство Е.Примакова успело создать жесткий
бюджет, расшить неплатежи в банковской системе, начать текущие
выплаты бюджетникам, предложить снижение НДС и налога на прибыль.
Никаких возражений эти намерения не вызывают.
В будущем году следует, конечно, ожидать эмиссионных вливаний,
объемы которых зависят от переговоров с международными финансовыми
организациями и уровня социальных расходов. Пока что кабинет
Е.Примакова пользуется определенным доверием, поскольку в
глубинках российских считается, что хуже чем было, быть не
может.
|