I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Особенности политического цикла
В
экспертном сообществе распространено мнение, согласно которому российская политика
последних лет развивается в рамках устойчивых циклов, напоминающих траекторию
движения маятника. Короткие периоды радикального реформаторства, ориентированного на решительные
изменения сложившейся социальной системы, сменяются длительными
периодами "стабилизации", торможения реформ, в ходе которых власть безуспешно пытается
выступить в роли надклассовой силы, центра общенациональной консолидации.
По всем
внешним признакам развитие внутриполитической ситуации в России во втором
полугодии 1997 г. полностью подтвердило справедливость этой схемы. Еще в
преддверии летних политических каникул многие наблюдатели, оценивая итоги
первых четырех месяцев доминирования команды "молодых реформаторов" на
российской политической сцене, предсказывали на осень серьезный поворот в
политике в направлении более умеренного курса. При этом они указывали на
вероятность консолидации мощных политических сил, представляющих
интересы ведущих группировок отечественной элиты, находившихся
в оппозиции политике радикализации реформ. Однако вопреки таким прогнозам, во
втором полугодии 1997 г. "молодые реформаторы" потерпели крупное политическое
поражение в результате активизации как раз тех групп истеблишмента, которые
традиционно выступали в качестве их союзников и групп поддержки. В этом состоит
первое кардинальное отличие политического цикла минувшего года от прошлых лет, когда
смена одной фазы политического процесса на другую обусловливалась изменениями в
балансе сил между двумя конфликтующими крыльями российской элиты - модернизированной
частью прежней советской хозяйственной номенклатуры, связанной с реальным
сектором экономики, и молодой и динамично развивающейся финансовой олигархией.
Другая
особенность политического цикла 1997 г. заключалась в том, что по сравнению с
прошлым, когда смена курса с радикального на более умеренный и наоборот никогда
не приводила к системному кризису власти, и прежде всего института президентства,
ныне отказ от курса радикальных преобразований и сопровождавшая его политическая
опала "молодых реформаторов" четко обозначили исчерпанность финансовых, организационно-политических,
информационных и морально-психологических ресурсов для нового возвращения к
такого рода политике. В результате этого, с одной стороны, у Б.Ельцина, по-прежнему
являющегося центром принятия политических решений, резко сократились
возможности для политических маневров и поддержания в рабочем
состоянии системы сдержек и противовесов в высших эшелонах власти; а с другой -
произошла заметная консолидация и активизация сил, противостоящих "молодым реформаторам"
и в различной степени ориентированных на ту часть современной элиты, которая
генетически связана со слоем бывших советских управленцев и "красных директоров".
Смысл
их консолидации заключается ныне не только в стремлении заполнить вакуум,
остающийся в результате поражения российских реформаторов, но может
рассматриваться и как превентивная реакция элиты на не исключенную возможность
возникновения в стране форс-мажорных обстоятельств в связи c заметным
ухудшением состояния здоровья российского Президента, его бросающимся в глаза
дряхлением.
Именно
в этом "консервативном" сегменте истеблишмента стали отрабатываться новые
согласительные процедуры, развитие которых создает объективные ограничения для
волюнтаристской, радикальной политики, нацеленной на "великие скачки" и "революционные
прорывы", и начинает оказывать воздействие на российскую политику, вызывая в
ней смену ориентиров и ценностей.
|