ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
21 июня, выступая на встрече “большой восьмерки” в Кельне,
Б.Ельцин заявил, что не удовлетворен нынешним экономическим
состоянием России. “Судьба России и ее экономики зависит не
только от кредитов МВФ. Мы можем без этих денег обойтись”,
— подчеркнул Президент.
Однако деятельность федерального правительства — и Е.Примакова,
и С.Степашина —была направлена в первую очередь на то, чтобы
эти деньги получить. Вторая задача — отсрочка выплаты прежних
долгов, чтобы избежать суверенного дефолта. Полугодие завершилось
принятием Государственной Думой пакета законов, содержание
которых прямо продиктовано условиями МВФ. Не отрицал этого
и Б.Ельцин: “Но неудача на финансовых переговорах легла бы
тяжким грузом на наш бюджет и отсрочила бы тем самым решение
острых социальных проблем на долгое время...”
В 1999 г. на экономику страны оказывали положительное влияние
девальвация рубля и рост мировых цен на нефть. Эти два фактора
действовали столь сильно, что даже смена кабинета в экономическую
политику каких-либо резких изменений не внесла. Но изменения
все же будут, поскольку замена Е.Примакова на С.Степашина
знаменовала возвращение во власть олигархических кланов. На
повестке дня очередной передел финансовых потоков и ранее
приватизированной собственности ради обогащения этих кланов
и проведения выборов, которые бы всесторонне обеспечили интересы
сообщества, именуемого в просторечии “Семья”.
Власть
В январе Государственная Дума приняла бюджет на 1999 год.
По поводу него у правительства возникли противоречия с МВФ,
на преодоление которых потребовалось полгода. МВФ предлагал
увеличить налоговую нагрузку на регионы и повысить тем самым
финансовые возможности Центра. По расчетам МВФ, дефицит бюджета-99
составил 6,8%, по российским расчетам — 2,5%.
Позиция МВФ по отношению к России выглядит странной — с 1992
г. все российские правительства только и делали, что выполняли
требования фонда. Сегодняшнее состояние экономики страны во
многом обусловлено экономической политикой именно МВФ.
Лозунгами работы правительства после принятия бюджета
стали стабилизация, согласие, здоровый прочный федерализм,
российское национальное достоинство. 5 февраля об этом
заявил в Государственной Думе Е.Примаков. Он отметил, что
правительство уже выполнило одну из своих задач — долгов бюджетникам
федеральной системы нет. Теперь основным направлением деятельности
кабинета будет усиление борьбы с преступностью и коррупцией,
заявил Е.Примаков. При этом он подчеркнул, что “отменять итоги
приватизации никто не собирается”. В то же время правительство
намерено провести проверку ошибок и преступлений, допущенных
в ходе приватизации.
Выступая 13 февраля на заседании Совета по внешней и оборонной
политике, премьер подчеркнул, что “бюджет принят с первичным
профицитом 1,65%. Сейчас мы его довели до 2,03%, от нас же
требуют большего — довести его до 4%. Но мы не пойдем на это,
поскольку в этом случае опять будем должны накапливать долги
по выплате зарплат бюджетникам, военнослужащим, на решение
социальных программ”. Е.Примаков заявил, что важнейшая задача
кабинета в том, чтобы “поднять реальную экономику”. Премьер
отверг обвинения в адрес правительства, будто оно мало занимается
экономикой. Он отметил, что были приняты решения о том, чтобы
предприятия-экспортеры продавали 75% своей валютной выручки
на внутренних биржевых торгах, были также сокращены сроки
репатриации валютной выручки из-за рубежа. Эти меры позволили
не допустить роста инфляции.
Непреклонность кабинета все усиливала раздражение в олигархических
кругах. Либеральные (в российском понимании) СМИ злорадно
предрекали правительству фиаско на переговорах с МВФ, забыв,
что эта организация по сути своей абсолютно антилиберальна.
В Бостоне прошел так называемый “Гарвардский симпозиум”,
на котором выявилось нежелание западных финансовых институтов
кредитовать Россию. Б.Березовский поспешил объяснить это “засильем
коммунистов” в российском правительстве.
20 апреля президиум правительства обсудил проект среднесрочной
программы (“сценарных условий”) экономического развития страны.
По одному из вариантов до 2002 г. предусмотрен среднегодовой
темп роста в пять процентов. В результате в 2002 г. по отношению
к базовому 1998 г. экономика должна вырасти на 10-14%. При
этом доходы бюджета будут доведены до 13% от ВВП (сейчас —
менее 10%), экспорт увеличится на 10%, а импорт — всего на
полтора. Ежегодный прирост инвестиций по этому варианту прогнозировался
в 5-6%. Россия получает кредиты МВФ и ВБ, советские долги
прощаются, а деньги граждан будут инвестироваться. По второму,
более реалистичному, варианту экономика в 2002 г. по сравнению
с 1998 г. вырастет лишь на 6-6,5%. Однако уже тогда реалистично
мыслящим экспертам было ясно, что максимальный рост, который
Россия может получить в ближайшие 2-3 года — не более двух-трех
процентов. Ведь помимо число экономических следует учитывать
и политические факторы. К осени правительство намеревалось
завершить план экономического развития страны на 10-15 лет.
Но в действительности кабинету оставалось работать каких-то
три недели.
11 мая, за несколько часов до своей отставки, Е.Примаков
заявил: “Когда некоторые говорят, что правительство спит или
напоминает “коллективного Брежнева”, это не соответствует
действительности”. Примаков напомнил, что кабинету пророчили,
что соотношение рубля к доллару весной вырастет до 50 к 1,
однако “мы не свалились в гиперинфляцию”. Он констатировал,
что в последнее время начался небольшой рост промышленности,
причем не за счет инфляции. Кроме того, Вооруженные силы впервые
за долгие годы получают финансирование строго в соответствии
с бюджетом. По словам Е.Примакова, улучшение происходит и
в социальной сфере. Когда правительство приступило к исполнению
своих обязанностей, долги по пенсиям составляли 31 млрд. руб.
Они сократились до 16,5 млрд. Премьер также подчеркнул, что
задолженность федерального бюджета перед врачами и учителями
в среднем сократилась до 1,5 месяцев, в то время как ранее
задолженность составляла 4-5 месяцев.
В тот же день Е.Примаков подписал пакет законопроектов, направленных
на увеличение доходной части бюджета, и правительство внесло
их в Государственную Думу. Об этом он заявил, открывая встречу
с лидерами фракций Государственной Думы в Доме правительства.
Обращаясь к лидерам фракций, премьер “попросил рассмотреть
их в первоочередном порядке”.
14 мая и.о. премьера С.Степашин сформулировал задачи нового
кабинета. Они мало чем отличались от установок прежнего председателя
правительства: во-первых, необходимо обеспечить скорейшее
принятие пакета поддержанных МВФ и ВБ законопроектов, связанных
с реструктуризацией банковской системы и увеличением доходов
бюджета; во-вторых, следует активизировать работу по подготовке
проекта бюджета на 2000 год, чтобы вновь избранная Государственная
Дума смогла начать работу в условиях, когда бюджет страны
уже принят; в-третьих, необходима бесперебойная работа по
выполнению текущих обязательств бюджета в соответствии с его
поквартальной разбивкой — прежде всего это относится к выплатам
зарплат, пенсий, денежного довольствия военнослужащим и трансфертов
регионам.
Госкомстат поспешил опубликовать данные о том, как плохо
работало правительство Е.Примакова. Так, согласно его оценке,
основные социально-экономические показатели в январе-апреле
снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Объем промышленного производства за четыре месяца 1999 г.
по сравнению с первыми четырьмя месяцами 1998 г. снизился
на 0,5%, объем сельскохозяйственного производства — на 4,7%,
объем инвестиций в основной капитал (по оценке) — на 2,2%.
Реальные располагаемые денежные доходы россиян в январе-апреле
были на 27,3% ниже, чем в тот же период 1998 г. Реальная зарплата
одного работника уменьшилась на 39,0%, в то время как ее номинальная
величина (без корректировки на инфляцию) увеличилась на 25,1%.
Реакция россиян на отставку правительства Е.Примакова оказалась
резко негативной: 81% граждан не одобрил ее и лишь 8% — высказались
положительно (фонд “Общественное мнение”, 15 мая 1999 г.)
29 мая правительство утвердило проект заявления кабинета
и Центрального банка “Об основных направлениях экономической
политики на 1999 год” и проект совместного письма “О политике
развития для целей третьего займа МБРР на структурную перестройку
экономики”. В числе мероприятий по их реализации — отмена
двух сессий торгов на валютной бирже и ограничений на использование
рублевых средств с корреспондентских счетов иностранных банков
в российских банках для приобретения валюты; отсрочка снижения
НДС до 2000 г.; запрет допуска к нефтяным трубопроводам неплательщикам
налогов; введение акцизов на бензин и алкоголь; налог на автомобили
представительского класса; отказ от реабилитационных кредитов
ЦБР неплатежеспособным банкам и др.
10 июня на заседании правительства С.Степашин выразил неудовлетворение
поведением депутатов, которые отказались рассматривать законопроекты
о налогах на АЗС. Он заявил о возможности постановки в Думе
вопроса о доверии правительству, если парламент не примет
законы, необходимые для получения международных займов. Премьер
даже сослался на последствия возможного дефолта. По его словам,
“это хуже Югославии”. Депутаты заявили, что охотно окажут
доверие правительству, пусть работает, а законы они примут
по своему усмотрению.
На том же заседании проходил обкатку бюджет-2000. Докладчик,
М.Касьянов, в частности, заявил: “Нам предлагают исходить
не из того, сколько есть денег в казне, а из того, сколько
нужно экономике”. Довольных новым “реальным бюджетом” среди
членов правительства не оказалось. Но резюме премьера звучало
так: “Надо говорить народу правду о реальном положении вещей”.
16 июня в Петербурге открылся Экономический форум.
В северную столицу прибыли более двух с половиной тысяч гостей
из 59 стран. Основная интрига разворачивалась вокруг пребывания
М.Камдессю. По мнению экспертов, главный итог форума состоит
в объявлении Россией опоры на собственные силы, поскольку
С.Степашин не просил у Камдессю кредитов больше, чем требуется
для погашения ранее полученных. Глава МВФ заявил: “Нет никаких
причин сомневаться в том, что правильная экономическая политика,
политическая воля, терпение и время приведут Россию к росту
и процветанию”. Он призвал российские власти поддерживать
мелкое предпринимательство, способствовать возвращению капиталов
из-за рубежа, а также внутреннему накоплению. Решение же о
выделении кредита будет принято в начале июля. К этому времени
правительство должно переработать меморандум об экономической
политике, в котором записать увеличение акциза на бензин на
150% и на алкогольную продукцию — на 20% (правительственный
пакет этого не предусматривал). Кроме того, М.Задорнову придется
преодолеть еще одну трудность — МВФ разрешил ЦБР торговлю
облигациями, а Президент Б.Ельцин готов наложить на соответствующий
закон вето. На корсчетах коммерческих банков в ЦБР накоплено
50 млрд. руб., которые могут обрушить валютный рынок. Эксперты
считают, что капризы Кремля связаны исключительно с негативным
отношением к личности В.Геращенко.
17 июня Государственная Дума вновь отклонила проект закона
о налоге на АЗС. В законопроект по требованию депутатов
был внесен механизм сдерживания роста цен на бензин (57 компаний
подписали на этот счет картельное соглашение). Депутатов уговаривал
глава МНС А.Починок. Он отозвал правительственный документ
и поддержал думский. Кроме Починка, со стороны правительства
активно выступал спецпредставитель Президента по связям с
международными финансовыми организациями М.Задорнов, но тщетно.
За “циничный”, по словам М.Камдессю, способ налогообложения
депутаты не проголосовали. Международному валютному фонду,
на самом деле, безразлично, за счет чего российское правительство
будет наполнять казну, но он не заинтересован в социальной
нестабильности в России. Против налога на АЗС выступил и московский
мэр, который прислал в Думу свои замечания по этому поводу.
За день до этого в Доме правительства было подписано картельное
соглашение. Первый вице-премьер Н.Аксененко собрал 53
руководителя отраслевых комбинатов, компаний и предприятий
энергетического профиля, на долю которых сегодня приходится
свыше половины производимого ВВП. Подписанный документ называется
“Соглашение о сотрудничестве по стабилизации положения в экономике”.
Соглашение, по словам Н.Аксененко, “должно исключить необоснованные
скачки цен” на внутреннем рынке России. В документе прямо
сказано: “Не изменять в сторону увеличения цены на продукцию
(услуги), действующие по состоянию на 1 июня 1999 г., на период
до 31 декабря 1999 г. на величину выше, чем фактический индекс
роста цен на промышленную продукцию за период с 1 января 1999
г. до 31 декабря 1999 г. с понижающим коэффициентом 0,5”.
Эксперты расценивают соглашение как попытку искусственно удержать
цены на российском рынке энергоресурсов. Компании пошли на
это, поскольку все равно доля “живых денег” в расчетах за
энергоносители не превышает 10%. Чем выше цены, тем ниже эта
составляющая. Данное соглашение действительно картельное,
поскольку правила по ценам оговорены в нем лишь для расчетов
с его участниками. Уже после подписания из Петербурга пришло
известие, что единственное требование МВФ к России состоит
в прозрачности бюджета и в том, чтобы правительство говорило
правду своему народу, а требование о безусловном принятии
налогового пакета М.Камдессю снял.
23 июня Государственная Дума поддержала значительную часть
правительственных законопроектов. М.Задорнов заявил журналистам,
что он ожидает “итогового принятия” законов о реструктуризации
кредитных организаций и налоге на дорогие автомобили. Он отметил,
что только после принятия соответствующих законов могут быть
завершены переговоры с МВФ и Всемирным банком.
Смена правительства повлекла за собой ожесточенную борьбу
за влияние на военно-промышленный комплекс. В целях разработки
предложений по реализации государственной политики по военно-промышленным
вопросам и обеспечению обороны и государственной безопасности
правительство образовало комиссию по военно-промышленным вопросам.
Ее возглавил лично С.Степашин. Заместителями были назначены
вице-премьер И.Клебанов, заместитель секретаря Совета безопасности
РФ А.Огарев и заместитель руководителя аппарата правительства
А.Пискунов. Основными задачами комиссии определены подготовка
предложений по реализации единой политики в области обеспечения
обороны и госбезопасности, по развитию оборонного промышленного
комплекса, военно-технического сотрудничества и выполнению
международных договоров РФ по сокращению и ограничению вооружений;
разработка предложений по сохранению и дальнейшему совершенствованию
военно-промышленного потенциала страны; организация эффективного
взаимодействия и координация деятельности федеральных органов
исполнительной власти, заинтересованных организаций по вопросам
обеспечения обороны и государственной безопасности; разработка
предложений по сбалансированному материально-техническому
обеспечению деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов, а также оснащению их вооружением и
военной техникой.
|