Формирование кабинета С.Кириенко и майский
политический кризис
Вопреки намерениям Б.Ельцина создать "технократический" кабинет
профессионалов-управленцев, свободный от политических и идеологических
пристрастий и зависимости от тех или иных политических сил,
новое правительство России получилось и непрофессиональным,
и вполне зависимым от ведущих финансово-политических группировок.
Его основу составили фигуры, являвшиеся либо прямыми назначенцами
президентских структур (С.Кириенко, министр внутренних дел
С.Степашин), либо выдвиженцами этих группировок (министр топлива
и энергетики С.Генералов, бывший вице-президент нефтяной компании
"ЮКОС"; вице-премьер В.Христенко и министр природных ресурсов
В.Некрутенко - из команды А.Чубайса и т.д.). На некоторые
второстепенные посты, не имеющие доступа к бюджетным ресурсам,
были назначены во многом случайные люди (министр труда О.Дмитриева,
министр по делам региональной политики и федеративных отношений
Е.Сапиро). В аппарате правительства ключевые позиции заняли
выходцы из президентской администрации и фигуры, близкие к
С.Кириенко по работе в Нижнем Новгороде и Минтопэнерго. По
разным оценкам, уровень профессионализма аппарата правительства
значительно снизился по сравнению с периодом премьерства В.Черномырдина.
Хотя в процессе своего утверждения С.Кириенко раздавал многочисленные
популистские обещания различным социально-профессиональным
группам, программа его кабинета разрабатывалась под сильным
влиянием и при непосредственном участии экономистов из команды
Е.Гайдара. Отчасти это обстоятельство отражало отсутствие
у премьера собственной команды, но в значительной степени
являлось следствием усилившегося влияния А.Чубайса, который
после охлаждения отношений между Б.Березовским и ближайшим
окружением Б.Ельцина вновь стал одной из опорных точек президентской
администрации.
Однако начало "рельсовой войны", объявленной шахтерами Президенту
и правительству в середине мая, заставило кабинет отказаться
от стратегических планов и заняться экстренными мерами по
стабилизации обстановки. К этому времени положение с выдачей
заработной платы, пенсий и других социальных пособий значительно
ухудшилось. В конце мая грянул острейший кризис на российских
финансовых и фондовых рынках. Возникла реальная перспектива
необходимости девальвации национальной валюты. И хотя к этому
времени правительству ценой огромных усилий удалось убедить
шахтеров разблокировать железнодорожные магистрали, чрезвычайно
острая политическая ситуация сохранилась.
Во-первых, хотя масштабы акций социального протеста и уменьшились,
сами эти акции не прекратились. Более того, по-прежнему сохранилась
их политическая направленность (практически повсеместные требования
отставки Президента и правительства), включение в движение
протеста новых профессиональных групп (ученых, работников
ВПК).
Во-вторых, мощный всплеск социального протеста обусловил
активизацию и радикализацию политических сил левой и левоцентристской
ориентации. Заметно оживились различные социал-демократические
группы. Руководство ФНПР, которое еще в апреле полностью поддержало
назначение С.Кириенко и сделало максимум возможного, чтобы
придать всероссийской акции протеста профсоюзов сугубо формальный
характер, перешло на радикальные позиции, заявив о полной
поддержке шахтеров и о начале создания собственной социал-демократической
партии. Заметно радикализировалась и КПРФ. Чтобы вернуть себе
доверие части избирателей, потерянное в результате утверждения
Думой кандидатуры С.Кириенко, коммунисты и их союзники не
только поддержали забастовочное движение, но и стали инициатором
новой попытки импичмента Б.Ельцину. Примечательно, что на
этот раз в думскую комиссию по импичменту вошли представители
всех фракций, представленных в парламенте. Это является тревожным
симптомом кризиса президентской власти, устойчивость которой
начала подвергаться сомнению самыми разными политическими
силами.
Фактически в период майско-июньского кризиса стали меняться
базовые условия, позволявшие нынешней власти относительно
спокойно миновать различные политические, социальные и экономические
кризисы в прошлом. Социальную пассивность населения сменил
политический активизм низов, а в условиях резкого сужения
финансовых и политических ресурсов традиционное балансирование
власти между финансово-промышленнной олигархией и "новым средним
классом" (представленным в основном мелким и средним бизнесом,
а также средним звеном и служащими в крупнейших финансовых
компаниях) стало весьма затруднительным.
|