Международные условия нового этапа российских реформ
Полностью доверив внутреннюю политику команде "молодых реформаторов", Президент
Б.Ельцин резко активизировал свою деятельность во внешней политике. Подписание
многочисленных договоров и соглашений, среди которых договор и устав об образовании
Союза России и Белоруссии, "Основополагающий акт Россия - НАТО", мирный договор
с Чечней, договор с Украиной, а также участие во встрече глав семи ведущих индустриальных
стран мира в Денвере, где было принято решение о вхождении РФ в "Парижский клуб"
государств-кредиторов, - все это не привело к существенному укреплению внешнеполитических
позиций России. Более того, указанные соглашения фактически лишь зафиксировали
реальный вес и возможности России на международной арене. Но, с другой стороны,
сам факт решения этих проблем позволил российскому руководству создать стабильные
внешние условия для крутого поворота во внутренней политике.
В то же время изменение баланса сил в Западной Европе, где после парламентских
выборов в Великобритании и Франции к власти пришли левые партии, выступающие за
усиление социальной роли государства, создало для российского руководства сложную
идеологическую ситуацию. Проводить праволиберальные реформы и утверждать о необходимости
следовать ведущим тенденциям мирового развития в ситуации полевения политики основных
западных стран нелегко. В результате возникает потребность в идеологической автаркизации
режима. Не случайно во время июньского визита в Санкт-Петербург Президент Б.Ельцин
вспомнил о великом поэте А.Пушкине, который сейчас "наверняка был бы с нами".
Однако перспектива создания либерального общества в обстановке автаркии представляется
более чем сомнительной.
|