СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ
Оценить социальные потребности москвичей и степень их удовлетворения
с точки зрения возможностей статистического анализа может
помочь такая интегральная характеристика, как уровень жизни
населения, если расценивать его как сложную социально-экономическую
категорию. Уровень жизни населения характеризует социально-экономические
отношения относительно распределения и потребления материальных
благ и услуг населения; степень удовлетворения рациональных
потребностей в этих благах и услугах; условия создания в обществе
и государстве для полноценного развития личности.
Уровень жизни населения оценивается, как минимум, показателями
доходов и потребления семей по основным видам функциональных
потребностей: питание, одежда, жилье, здоровье, культура,
образование, передвижение и т.д. Образ жизни отражается в
индикаторах поведения людей в разных сферах жизни (образовательный
уровень, содержание труда, участие в культурных мероприятиях,
прокреация). Что касается качества жизни, то она может быть
измерена через состояние здоровья, уровень образования, накопления
в области культуры.
Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
формируются на основе статистических данных, характеризующих
объем, состав, основные направления использования и распределения
между отдельными группами денежных доходов населения, а также
с привлечением других данных, отражающих конечный результат
экономической и социальной политики в областях, затрагивающих
различные аспекты благосостояния населения.
Забота о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, бедных и
одиноких людях издавна лежала на государстве. Благотворительные
фонды, организации, общества милосердия, безусловно, необходимы,
но они должны дополнять усилия государственных структур, а
не заменять их.
По мере развития государства, усложнения его хозяйства,
повышения общего жизненного уровня населения улучшается и
социальное обеспечение нетрудоспособных членов общества. Государство
обязано предпринимать максимум усилий для создания рабочих
мест инвалидам, которые желают работать хотя бы немного, для
обеспечения элементарными удобствами и жизненными благами
престарелых, число которых постоянно растет; обеспечить
им доступ к культурным ценностям; строить подходящее для
инвалидов жилье; стремиться к тому, чтобы в обществе, стремящемся
жить с учетом накопленного мирового опыта и общечеловеческих
ценностей, не было нищих, обиженных и забытых.
К сожалению, в обществе с деформированной экономикой не может
быть и нормальной социальной политики, системы социальной
защиты. Зачастую все усилия в области социальной политики
направляются на поддержание минимального уровня дохода.
Под социальной политикой понимается система специальных программ
или мер для обеспечения благосостояния, повышения уровня и
качества жизни всего населения страны или отдельных его слоев
(так называемая селективная социальная политика).1
Важнейшими задачами социальной политики выступают:
- установление прожиточного минимума;[1]
- построение программ и систем помощи нуждающимся
семьям, безработным, пострадавшим от экологических и др.
катастроф.
Помимо вышесказанного можно выделить такие разделы социальной
политики как политика поддержки семьи и брака, охраны материнства
и детства, охраны здоровья населения, в сфере труда, трудовых
отношений и занятости, жилищная политика, политика в области
образования, политика социальной защиты, миграционная политика.
Социальная политика служит прогрессу в таких областях, как
здравоохранение, обеспечение продовольствием, образование,
защита детства, условия труда, положение женщин и т.д. Кроме
общих выделяются приоритеты по отдельным группам (в том числе
по этническим), слоям и категориям населения (вопросы трудоустройства
и профессиональной подготовки молодежи, защиты прав трудящихся-мигрантов,
национальных меньшинств).
Несмотря на общую тенденцию сокращения доли расходов на социальную
политику, в последние годы в развитых странах они составляли
более 30% государственных расходов, в развивающихся - около
14% внутреннего валового продукта.
Рассмотрим теперь ситуацию с отдельными характеристиками
уровня жизни, позволяющими оценить реализацию социальных потребностей
москвичей.
В бюджете Москвы расходы на социальную политику составили
в 1997 г. 7,2% (таблица 1), а совокупная доля расходов на
социально-культурные мероприятия составила 39,5% (в бюджете
РФ - 32,8%).
Таблица 1
Социальные статьи расходов бюджета Москвы
Доля (%) в общих расходах |
1995 |
1996 |
1997 |
Образование
Культуру и искусство
Здравоохранение
Социальную политику |
12,3
2,3
14,3
4,0 |
13,3
3,8
15,0
6,9 |
14,0
3,5
14,8
7,2 |
|
|
|
|
|
Львиную долю расходов городского бюджета "съедают" расходы
на жилищно-коммунальное хозяйство (37,3% в 1997 г.).
На территории столицы функционируют 70126 предприятий и организаций
торговли, 3780 - общественного питания, 6814 - жилищно-коммунального
хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания
населения, 5737 - здравоохранения, физической культуры и социального
обеспечения, 6470 образования, 4814 - культуры и искусства,
21619 научных организаций.[2]
В Москве ежегодно вводится в эксплуатацию 9,4% всех жилых
домов по России, 11,3% дошкольных учреждений, 5,4% общеобразовательных
школ, 2,1% больниц и 15,5% поликлиник[3].
Что касается внутригородской структуры распределения объектов
социальной сферы, то по большинству позиций в лидерах оказывается
Центральный административный округ. Здесь, например, сосредоточено
24% всех торговых предприятий, 51% предприятий общественного
питания, 33% организаций сферы культуры и искусства. По некоторым
позициям конкуренцию Центральному округу составляет Западный:
в нем находится 15% всех торговых точек столицы, 19% предприятий
жилищно-коммунального и бытового хозяйства, 11% научных организаций
и 15% образовательных учреждений (практически столько же,
сколько в Центральном округе). По числу предприятий жилищно-коммунального
хозяйства и научных организаций выделяется также Южный округ
(16% и 17% соответственно).
Естественно, что обилием учреждений культуры, образования,
искусства, научных организаций Москва во многом обязана своему
статусу столичного города. Так, в частности, численность занятых
в сфере науки и научном обслуживании города составляла в 1997
г. 37,9% от общей численности россиян, работающих в этой сфере.
Всего в учреждениях здравоохранения, физкультуры и спорта,
социального обеспечения, образования, культуры и искусства,
науки и общественных организациях работают 26.2% всех занятых
москвичей. Однако этот показатель на протяжении 90-х годов
заметным образом сократился. Особенно значимо уменьшилась
численность занятых в сфере науки и научного обслуживания.
Таблица 2
Доля занятых в социальной сфере
(% от общей численности занятого населения)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Здравоохранение,
физкультура и спорт, социальное обеспечение |
6,0 |
5,8 |
6,2 |
6,2 |
6,0 |
5,9 |
Образование,
культура и искусство |
10,3 |
9,1 |
9,5 |
9,5 |
9,6 |
9,6
|
Наука и научное
обслуживание |
16,8 |
15,6 |
12,7 |
11,0 |
10,7 |
10,6
|
Общественные
организации |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Итого |
33.2 |
30,6 |
28,5 |
26,8 |
26,4 |
26,2 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с.45
Ввод в действие объектов социальной сферы в последние годы
заметно сократился. Так, в 1997 г. было построено 9 школ на
8,5 тыс. ученических мест, в то время как на протяжении предыдущих
лет количество ежегодно вводимых в строй школ колебалось в
пределах 20-25. Ввод в действие дошкольных учреждений сократился
до 1,3 тыс. мест в год по сравнению с 9,7 тыс. в 1992 г. и
5,1 в 1996 г., поликлиник - до 6 в 1997 г. (8 в 1992 г. и
13, включая амбулатории, в 1996 г.), магазинов - до 22 в 1997
г. (в 1994-1995 гг. в год строилось по 50 магазинов, 1996
г. - 33), предприятий общественного питания - до 10 (1992
г. - 30, 1996 г. - 19).
ОБРАЗОВАНИЕ
Ежегодно более миллиона москвичей учатся в общеобразовательных
школах (1997 г. - 1078 тыс.). Количество государственных школ
на начало 1997/1998 учебного года составило 1517 (1992 г.
- 1346). Помимо государственных в столице работают 119 негосударственных
дневных общеобразовательных учебных заведений. Однако если
на 1 учителя в государственной школе приходится в среднем
14.5 ученика, то в негосударственной - 3.4.
В столице функционируют школы продленного дня и школы с группами
продленного дня. Потребность в их услугах остается
весьма серьезная, и свидетельством этому служит рост количества
таких школ па протяжении 90-х годов. Если на начало 1992/1993
учебного года насчитывалось 1230 школ продленного дня, то
к 1997/1998 учебному году их число увеличилось до 1414. Удельный
вес учащихся, посещающих группы продленного дня, на протяжении
90-х годов колебался в пределах 24-28% от общей численности
учащихся (1997/1998 учебный год - 25,3%).
Москва располагает и специальными школами для детей с недостатками
умственного или физического развития - 79 на начало 1997/1998
учебного года. Причем численность учащихся в них постепенно
увеличивается, за 1993-1997 гг. - на 7%, и составляет в настоящее
время 15428 детей. Во многом это является следствием роста
числа больных детей. Подавляющее большинство школ рассматриваемой
категории предназначено для умственно отсталых детей - 52,
в них проходят обучение 9632 ребенка. Помимо этого работают
школы для незрячих, детей (1), поздноослепших детей (3), неслышащих
детей (4), слабослышащих и позднооглохших (тугоухих) детей
(4), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(5), с тяжелыми нарушениями речи (5), с задержкой психического
развития (1), больных сколиозом (3), для надомного обучения
детей-инвалидов (1).
Число учебных заведений начального профессионального образования
в городе уменьшилось, в 1990 г. их было 187, в 1997 г. - 171.
Одновременно с этим происходит снижение численности обучающихся.
Численность учащихся ПТУ составляет в настоящее время 75 тыс.
человек. Во многом сокращение числа такого рода учебных заведений
и числа учащихся обусловлено изменением экономической ситуации,
значительным сокращением возможности трудоустройства, заинтересованностью
предприятий города в подготовке рабочих. Только за три года
(1995-1997 гг.) доля граждан, обученных в учебных заведениях
начального профессионального обучения по договорам с предприятиями,
сократилась с 92% от общего числа подготовленных специалистов
до 15%.
Отмеченная выше тенденция в динамике учебных заведении, занимающихся
профессиональной подготовкой, не коснулась высших учебных
заведений и в меньшей степени затронула средние специальные
учебные заведения. На начало 1997/1998 учебного года в Москве
вели обучение студентов 85 вузов и 145 ссузов (в 1992/1993
учебном году соответственно 81 и 146). За тот же период число
студентов вузов увеличилось с 465,3 тыс. человек до 514 тыс.,
или в расчете на 10000 населения - с 634 до 595. Численность
обучающихся в ссузах, напротив, сократилась, с 143,5 тыс.
до 111,0 тыс. человек, или в расчете на 10000 населения -
с 164 до 128.
В Москве функционируют 2374 учреждения дошкольного воспитания,
которые посещают 242 тыс. детей. По сравнению с 1992 г. количество
дошкольных учреждений сократилось на 14 %, а численность детей
в них - на 22.4 %. .В настоящее время на каждую 1000 детей
в возрасте 1-6 лет приходится 628 мест в дошкольных учреждениях.
Если в 1992 г. на каждое учреждение дошкольного воспитания
приходилось 113 детей, то в 1997 г. - 102 ребенка, посещающих
дошкольные учреждения. Подобная ситуация во многом явилась
результатом и того, что в настоящее время матери имеют возможность
не работать и находиться дома с ребенком до достижения им
возраста 3 лет без прерывания трудового стажа. Кроме того,
часть матерей, имеющая для этого экономические возможности,
предпочитает и далее не работать, а заниматься воспитанием
детей дома.
В столице функционируют 1175 образовательных учреждений дополнительного
образования, в которых занимаются 1205 тыс. детей и подростков.
В состав этих учреждений входят центры (комплексы) внешкольной
работы, детского творчества, центры подростков (59), дома
(дворцы) для детей и подростков (7), детские музыкальные и
художественные школы (128), станции юных натуралистов (2),
станции юных техников (8), станции юных туристов (5), детские
парки (9), центры эстетического воспитания (16), клубы юных
моряков и речников (2), детские библиотеки (162).
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Таблица 4
Показатели деятельности организаций
культуры и искусства в Москве
|
1992 |
1997г. |
Число библиотек |
419 |
417 |
Число книг, брошюр
и журналов в библиотеках, млн. экз. |
27,4 |
26,3 |
Количество читателей,
тыс. |
2195 |
2334 |
Число библиотек
для детей |
161 |
162 |
Число театров |
61 |
72 |
Количество мест
в театрах, тыс. |
33.6 |
37,2 |
Количество данных
спектаклей, тыс. |
15.0 |
17,4 |
Количество посещений
театров, млн. |
8,3 |
5,7 |
Число музеев |
74 |
78 |
Количество посещений
музеев, млн. |
38 |
12 |
Количество экскурсий,
проведенных музеями |
71 |
109 |
Число киноустановок |
285 |
133 |
Количество мест
в кинотеатрах, тыс. |
146 |
124 |
Количество посещений
кинотеатров, млн. |
32.6 |
1,5 |
Источник: Московский статистический ежегодник. М., 1998.
с.125-127
За прошедшие годы (1992-1997 гг.) количество многих учреждений
культуры и искусства возросло или, в худшем случае, сократилось
незначительно. Однако ситуация все же не столь оптимистична.
Если библиотеки даже при том условии, что их количество в
Москве уменьшилось на 2 единицы, за прошедшие годы пополнили
ряды своих читателей на 139 тыс. (27.3% москвичей являются
читателями библиотек), то подобного нельзя сказать про иные
организации культуры и искусства в Москве. Наиболее плачевная
ситуация с киноустановками: их число уменьшилось на 152 (более
чем в 2 раза), а количество посещений кинотеатров, вероятно,
достигло своего минимума, сократившись в 22 раза.
При увеличении числа театров в столице с 61 до 72 и росте
числа спектаклей количество посещений сократилось на 31.3%.
Схожая ситуация с музеями: их стало больше, а количество посещений
музеев упало более чем в 3 раза. Сказывается и общая нехватка
средств, которых у многих семей хватает лишь на самое необходимое,
и недостаток времени при все более интенсивной столичной жизни,
и подорожание услуг учреждений культуры, и изменение структуры
потребностей, часто не в лучшую сторону.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Число больничных учреждений в столице остается примерно на
одном и том же уровне на протяжении 90-х годов. И хотя количество
мест в них сократилось, при одновременном сокращении численности
населения Москвы, происходящем в эти годы (на 327,7 тыс. человек),
это не привело к уменьшению обеспеченности москвичей местами
в больничных учреждениях. Число амбулаторно-поликлинических
учреждений и их мощность за рассматриваемый период даже увеличились.
Аналогичная тенденция относится и к женским консультациям
и детским поликлиникам. Несколько уменьшилось число специализированных
коек для беременных женщин и рожениц, однако, это скорее вызвано
сокращением уровня рождаемости в столице.
Таблица 5
Больничные и амбулаторно-поликлинические
учреждения
(на конец года)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Число больничных
учреждений |
230 |
233 |
233 |
232 |
231 |
232 |
В них мест всего,
тыс. |
117,0 |
115,8 |
113,9 |
112..5 |
112,4 |
111,9 |
на 10000 человек
населения |
131,7 |
133,1 |
132,1 |
131,2 |
131,5 |
131,1 |
Из общего числа
больничных учреждений - больницы Комитета здравоохранения
Москвы на территории Московской области |
число больниц |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
в них мест, тыс. |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
Число врачебных
амбулаторно-поликлинических учреждений |
854 |
846 |
979 |
897 |
956 |
1070 |
Мощность амбулаторно-поликлинических
учреждений, посещений в смену |
всего, тыс. |
- |
328,9 |
335,1 |
340,0 |
344,2 |
353,9 |
на 10000 человек
населения |
- |
378 |
389 |
395 |
403 |
415 |
Число женских
консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных)
и число учреждений, имеющих женские консультации и детские
отделения |
- |
482 |
487 |
490 |
499 |
522 |
Число мест (врачебных
и акушерских) для беременных женщин и рожениц, тыс. |
6.3 |
6..3 |
6,2 |
6,2 |
6,1 |
6,0 |
Показатели обеспеченности населения врачами в 90-е годы улучшились,
чего нельзя сказать о среднем медицинском персонале. Конечно,
по сравнению с 1994 г. ситуация несколько выровнялась, однако
положение пока остается на уровне 1992 года.
Таблица 6
Численность врачей и среднего медицинского
персонала
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Численность врачей
всех специальностей: всего, тысяч |
68,5 |
65,9 |
65,3 |
66,4 |
68,7 |
70,9 |
на 10000 населения |
77,1 |
75,7 |
75,7 |
77,2 |
80,4 |
83,0 |
Численность среднего
медицинского персонала: всего, тысяч |
116,0 |
107,7 |
102,0 |
104,6 |
107,7 |
107,6 |
на 10000 населения |
130,7 |
123,8 |
118,3 |
121,6 |
126.0 |
126,0 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с.133
Таблица 7
Медицинская помощь и профилактические осмотры
населения
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Число госпитализированных
в больничные учреждения: |
всего, тысяч |
1531 |
1569 |
1549 |
1560 |
1566 |
1541 |
на 100 человек
населения |
17,2 |
17,8 |
17,8 |
18,2 |
18,3 |
18,1 |
Число посещений
на амбулаторном приеме и посещений больных на дому: |
всего, тысяч |
84470 |
84303 |
82581 |
82710 |
83114 |
83613 |
на одного жителя |
9,6 |
9,6 |
9,5 |
9,6 |
9,7 |
9,8 |
Число охваченных
профилактическими осмотрами - всего, тыс. |
2489 |
2161 |
2109 |
2488 |
2428 |
2409 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с.135
Число посещений на амбулаторном приеме и посещений врачами
больных на дому колебалось на протяжении 1992-1997 гг. на
одном и том же уровне. А вот число госпитализированных в расчете
на 100 тысяч населения даже увеличилось, что является следствием
роста заболеваемости населения столицы. Например, уровень
заболеваемости вирусным гепатитом увеличился с 52 до 108 случаев
на 100 тыс. населения, злокачественными новообразованиями
- с 1540,3 до 1696,1.
Профилактическими осмотрами охвачено 28.2% всего населения
Москвы. Значительная часть из них - это дети (60%).
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Одним из основных направлений социальной политики является
социальное обеспечение, и, в частности, пенсионное обеспечение.
Численность проживающих в Москве пенсионеров составляет 6.0%
от общероссийской численности. Это примерно соответствует
общей доле численности населения Москвы в численности населения
РФ.
Численность получателей пенсий в столице составляет 2315098
человек, в том числе 1779698 человек (или 77%) - пенсионеры
по старости. Надо сказать, что вообще доля населения старше
трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше,
женщины - 55 лет и старше) составляют в настоящее время 24,1%
от общей численности населения Москвы. Причем за последние
годы эта доля существенно увеличилась, и пока вряд ли можно
говорить об изменении тенденции (в 1991 г. соответствующий
показатель составлял 21,9%).
Таблица 8
Численность пенсионеров (чел.)
Год |
Всего получателей
пенсий |
В том числе |
пенсий по
старости |
пенсий поинвалид-ности
|
пенсий по случаю потери
кормильца |
пенсий за выслугу лет
|
социальных пенсий |
1993 |
2221753 |
1787178 |
289372 |
95263 |
9919 |
40021 |
1994 |
2236032 |
1794136 |
292702 |
94861 |
11900 |
42433 |
1995 |
2275527 |
1800199 |
292310 |
117643 |
20433 |
44942 |
1996 |
2281496 |
1799718 |
307274 |
98472 |
27403 |
48629 |
1997 |
2303114 |
1785438 |
335328 |
100821 |
29455 |
52072 |
1998 |
2315098 |
1779698 |
346353 |
102634 |
31066 |
55347 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность получателей пенсий за 1993-1998 гг. выросла на
4%, в том числе пенсий за выслугу лет - в 3 раза, социальных
пенсий - на 38,3%, пенсий по инвалидности - рост на 19,7%,
по случаю потери кормильца - на 7,7%, а число пенсионеров
по старости даже чуть уменьшилась - на 0.4%. Вместе с тем
именно средний размер пенсии по старости только за 1998-1997
гг. увеличился больше других - на 27,6%, пенсий по инвалидности
-на 25,8%, за выслугу лет - на 2,0%, по случаю потери кормильца
- даже уменьшился на 1,1%, социальных пенсий - сократился
на 0,5%.
Среди получателей пенсий заметным образом увеличилась доля
тех, кто получает пенсии в максимальном размере. Так, среди
пенсионеров по старости в 1993 г. максимальные пенсии получали
11,0%, а в 1998 г. - уже 57,2%, более половины. Среди пенсионеров
по инвалидности соответствующие показатели составляют 4,3%
и 43,6%. Доля же получающих пенсии в минимальном размере,
напротив, сократилась. Подобная ситуация является результатом
того, что, с одной стороны, в сложных социально-экономических
условиях реализуется устремление хоть как-то улучшить положение
пенсионеров и увеличить долю получателей пенсий более значимого
размера. С другой стороны, величина пенсии остается весьма
невысокой, и переход все большего количества пенсионеров в
категорию получающих пенсию в максимальном размере стирает
различия между ними. А в контексте пенсий по старости уничтожает
личный вклад отдельного пожилого человека в формирование своей
пенсии как логического итога всей трудовой деятельности.
Значительная часть пенсионеров по старости работает. Их доля
среди людей пенсионного возраста составляет 60-70%, причем
с возрастом доля работающих пенсионеров даже увеличивается.
Если раньше большинство работающих пенсионеров объясняли свое
стремление продолжить работу нежеланием резко менять сложившийся
образ жизни, необходимостью общения, то сейчас на первый план
выходят экономические проблемы. В 1997 г. средний размер назначенных
месячных пенсий компенсировал лишь 92,6% прожиточного минимума
пенсионера.[4]
Таблица 9
Размер месячных пенсий по видам
Год |
Пенсии по
старости |
Численность
и доля получающих пенсию |
Средний размер |
в максимальном
размере |
в минимальном
размере |
чел. |
% |
чел. |
% |
руб. |
1993 |
197214 |
11,0 |
605433 |
33,9 |
32601 |
1994 |
522370 |
29,1 |
197083 |
11,0 |
113734 |
1995 |
259132 |
14,4 |
16295 |
0,9 |
214106 |
1996 |
535082 |
29,7 |
16578 |
0,9 |
249354 |
1997 |
590176 |
33,1 |
17174 |
1,0 |
304797 |
1998 |
1018115 |
57,2 |
14455 |
0,8 |
388,92 |
Год
|
Пенсии по
инвалидности |
Численность
и доля получающих пенсию |
Средний размер
|
в максимальном
размере |
в минимальном
размере |
чел. |
% |
чел. |
% |
руб. |
1993 |
12376 |
4,3 |
138452 |
47,8 |
24764 |
1994 |
60395 |
20,6 |
47421 |
16,2 |
88909 |
1995 |
27856 |
9,5 |
17629 |
6,0 |
160166 |
1996 |
34876 |
11,4 |
18637 |
6,1 |
183309 |
1997 |
43316 |
12,9 |
22280 |
6,6 |
223826 |
1998 |
150999 |
43,6 |
26009 |
7,5 |
281,54 |
Год |
Пенсии по
случаю потери кормильца |
Средний размер
|
Численность
и доля получающих пенсию |
Средний размер |
Пенсии за
выслугу лет* |
Социаль-ной
пенсии* |
в максимальном
размере |
в минимальном
размере |
чел. |
% |
чел. |
% |
руб. |
руб. |
руб. |
1993 |
10534 |
10,9 |
61809 |
64,9 |
12423 |
38165 |
17866 |
1994 |
34112 |
36,0 |
22065 |
23,3 |
39596 |
128634 |
53446 |
1995 |
48559 |
41,3 |
9834 |
8,4 |
66651 |
227156 |
96120 |
1996 |
52366 |
53,2 |
10901 |
11,1 |
75000 |
257803 |
111153 |
1997 |
54073 |
53,6 |
15481 |
15,4 |
88234 |
320331 |
133873 |
1998 |
56175 |
54,7 |
22497 |
21,9 |
87,20 |
326,86 |
133,18 |
Средние размеры пенсии указаны без учета компенсационной
выплат в связи с удорожанием стоимости жизни.
* - Численности получающих минимальные и максимальные пенсии
за выслугу лет в форме 94-собес не указываются.
Для получателей социальных пенсий максимальные и минимальные
размеры пенсии не установлены, социальная пенсия назначена
в твердом размере.
Таблица 10
Доля работающих пенсионеров по старости
Доля работающих пенсионеров |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Женщин в возрасте
до 55 лет |
60,7 |
57,3 |
55,2 |
51,7 |
58,0 |
61,1 |
Женщин в возрасте
55-59 лет |
60,6 |
60,7 |
61,3 |
63,7 |
63,5 |
60,8 |
Мужчин в возрасте
до 60 лет |
68,6 |
69,8 |
69,8 |
68,7 |
66,0 |
65,6 |
Мужчин в возрасте
60-64 лет |
63,6 |
65,7 |
65,4 |
69,8 |
70,5 |
68,3 |
Рассчитано по: Московский статистический ежегодник. Стат.
сб. 1998. М., 1998. с. 83-84
Одними из важнейших направлений социальной политики, получившими
развитие в 90-е годы, являются создание и развитие сети учреждений
социального обслуживания. Социальное обслуживание - это деятельность
социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-экономических,
социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических,
социально-правовых услуг, а также по осуществлению социальной
реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Основными государственными учреждениями в сфере нестационарного
социального обслуживания являются центры социального обслуживания
(ЦСО). Работа по созданию центров была начата в 1989 г.
Таблица 11
Учреждения социального обслуживания пенсионеров
и инвалидов
(данные на начало года)
|
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
11995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Центры социального
обслуживания |
1 |
3 |
7 |
27 |
38 |
51 |
56 |
69 |
107 |
113* |
Отделения социального
обслуживания на дому (ОСО)** |
250,7 |
313,7 |
406,7 |
485,6 |
579,0 |
669,6 |
759,5 |
865,7 |
960,0 |
974,0 |
Количество обслуженных
ОСО |
30085 |
37651 |
48807 |
58276 |
69492 |
80105 |
91037 |
103234 |
114481 |
116200 |
Отделения социальной
медицинской помощи на дому (ОСМО)** |
|
|
|
|
|
|
1 |
13,43 |
25,85 |
29,82 |
Количество обслуженных
в ОСМО |
|
|
|
|
|
|
60 |
806 |
1551 |
1788 |
Отделения дневного
пребывания (ОДП) |
7 |
11 |
17 |
40 |
52 |
70 |
81 |
107 |
140 |
146 |
Количество мест
в ОДП |
210 |
330 |
510 |
1200 |
1560 |
2100 |
2430 |
3210 |
4195 |
4375 |
Отделения срочного
социального обслуживания |
|
|
25 |
27 |
40 |
55 |
63 |
87 |
111 |
114 |
* - В том числе 1 экспериментальный комплексный центр в ЮВАО.
** - Число ОСО и ОСМО представлено дробной цифрой, так как
получено путем деления численности обслуженный на дому на
величину соответствующего норматива.
В структуру центров социального обслуживания входят различные
подразделения социальной помощи: отделения социального и социально-медицинского
обслуживания на дому, дневного пребывания и срочного социального
обслуживания. Наиболее многочисленными являются отделения
социального обслуживания на дому. Главная цель деятельности
этих отделений - оказание различных социальных услуг одиноким
пенсионерам и инвалидам, защита их прав и законных интересов.
Численность граждан, которым оказываются услуги отделениями
социального обслуживания на дому, за 1990-1998 гг. увеличилась
почти в 4 раза. На одно отделение социального обслуживания
на дому приходится примерно 120 клиентов.
Численность граждан, которые пока не нуждаются, но в ближайшее
время будут нуждаться в надомном обслуживании (так называемая
"группа риска") составила на начало 1999 г. 9296 человек.
В 9 административных округах (за исключением Юго-Западного)
при 28 центрах созданы отделения социально-медицинской помощи
на дому, которые наряду с социальными видами услуг оказывают
медицинскую доврачебную помощь тяжелым "лежачим" престарелым,
страдающим хроническими формами заболеваний. Всего этим видом
обслуживания пользуется в настоящее время 1788 человек.
Отделения дневного пребывания - это полустационарная форма
социального обслуживания. Они предназначены для бытового,
медицинского, культурного обслуживания одиноких пенсионеров
и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильному
труду, поддержанию активного образа жизни.
Отделения срочного социального обслуживания существуют для
разовой срочной социальной поддержки пенсионеров и инвалидов,
малообеспеченных семей, у которых доход ниже прожиточного
минимума или жизненные обстоятельства требуют экстренной социальной
помощи. Только в течение 1998 г. в отделения срочного социального
обслуживания обратились 498177 человек, из них 462485 (92,8%)
человек получили помощь. По видам оказанная помощь характеризуется
следующим образом:
бесплатное питание - 32,2 % обратившихся, продуктовая помощь
- 22,8%, вещевая - 14,3%, гуманитарная - 11,9%, бытовая -
2,9%, психологическая -2,3%, юридическая - 2,3%, медицинская
- 0,7%, другая помощь - 5,3%. 17816 человек получили одновременно
несколько видов социальной помощи.
Численность работников центров социального
обслуживания
(на начало года)
1996 |
9208 |
1997 |
10581 |
1998 |
12298 |
1999 |
14645 |
За прошедшие годы улучшилась обеспеченность москвичей услугами
социальных работников, хотя информированность о наличии такой
социальной службы, функциях социальных работников оставляет
желать лучшего. Если в 1996 г. на каждого социального работника
приходилось 930 москвичей, то к началу 1999 г. это соотношение
уменьшилось до 583.
Таблица 12
Численность первично признанных инвалидами
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Всего |
162709 |
128654 |
128971 |
139514 |
132920 |
136462 |
125236 |
в том числе в
возрастах:
женщины до 44 лет,
мужчины до 49 лет |
13736* |
13958 |
15159 |
15633 |
16003 |
16988 |
17227 |
женщины 45-54
года,
мужчины 50-59 лет |
17435** |
16605 |
15763 |
15896 |
15920 |
18642 |
18612 |
женщины старше
55 лет,
мужчины с старше 60 лет |
131538 |
98091 |
98049 |
107985 |
100997 |
100832 |
89397 |
* - до 39 лет
** - женщины 40-55 лет и мужчины 40-60 лет
Численность москвичей, признанных инвалидами, к концу 90-х
годов даже сократилась. Однако в основном это произошло за
счет сокращения численности получающих инвалидность среди
достаточно пожилых людей - женщин старше 55 лет, мужчин -
старше 60 лет. К сожалению, уровень инвалидизации населения
более молодых возрастных групп увеличивается. Так, численность
мужчин и женщин, впервые признанных инвалидами в наиболее
молодой возрастной группе из перечисленных в таблице 12 (женщины
до 44 лет, мужчины до 49 лет), увеличилась только за 1993-1998
годы на 23.4%, в возрастной группе, граничащей с пенсионным
возрастом, - на 12.1%. В результате подобной динамики доля
наиболее молодой возрастной группы среди всех москвичей, получающих
инвалидность, увеличилась к 1998 г. до 13.8% (1993 г. - 10.8%).
В большинстве своем люди становятся инвалидами из-за болезней
системы кровообращения (68% всех случаев получения инвалидности
в 1998 г., а в послетрудоспособном возрасте эта доля увеличивается
до 83%).
Анализируя распределение лиц, признанных инвалидами, можно
сказать, что наиболее значительной части лиц дается 2-я группа
инвалидности - 54,7% в наиболее молодой возрастной группе
(58,8% среди женщин в возрастах до 44 лет и мужчин - до 49
лет) и 86,3% в старшей возрастной группе. Вероятно, это обусловлено
наличием, с одной стороны, ряда льгот у лиц, имеющих инвалидность,
а, с другой стороны, возможностью работать при наличии 2-й
группы инвалидности.
Таблица 13
Численность инвалидов,
получивших заключение на трудоустройство и переобучение
Годы |
В обычных производственных
условиях |
В специально созданных
условиях |
Число инвалидов, получивших
заключение на переобучение |
Итого |
1991 |
39491 |
15904 |
1333 |
56728 |
1992 |
41659 |
13300 |
1182 |
56141 |
1993 |
41779 |
12078 |
1348 |
55205 |
1994 |
41228 |
10854 |
1634 |
53716 |
1995 |
42498 |
12733 |
1882 |
57113 |
1996 |
46363 |
12782 |
1936 |
61081 |
1997 |
53516 |
11845 |
1968 |
67329 |
1998 |
57271 |
11935 |
2207 |
71413 |
Численность инвалидов, получивших заключение на трудоустройство
и переобучение, увеличилась за период с 1991 г. на 25.9%.
В основном это связано с увеличением количества лиц, которые
получили разрешение на работу в обычных условиях.
Количество инвалидов Великой отечественной войны и лиц, приравненных
к ним, получивших спецавтотранспорт бесплатно, составило в
1998 г. 2508 человек. После резкого падения численности лиц,
получавших бесплатно в качестве средства реабилитации в 1996
г. (до 1258 человек в год), ситуация выправилась. Возможно,
и в результате того, что в настоящее время в Москве в качестве
бесплатного "моторного средства реабилитации" в основном (2463
в 1998 г.) выступает автомобиль "Москвич". В недавнем прошлом
эту роль играл ныне импортный и уже не выпускаемый на Украине
"Запорожец", впоследствии - тоже украинская "Таврия". Это
затруднило обеспечение инвалидов необходимым количеством специально
оборудованных автомобилей.
Некоторое количество инвалидов имеет также возможность приобретать
спецавтотранспорт на льготных условиях - с зачетом стоимости
мотоколяски. В 1998 г. их численность составила 615 человек.
Печальной тенденцией 90-х явилось увеличение числа детей,
остающихся без попечения родителей. К сожалению, это тенденция
общероссийская. В 1997 г. численность таких детей и подростков
составила в столице 2818 человек. По сравнению с 1992 г. их
численность увеличилась на 45,2% (в России в целом - на 40%).
В подавляющем большинстве случаев их стараются устроить в
семьи (под опеку, попечительство, на усыновление) - в 1997
г. это удалось сделать в отношении 71,4 % детей, оставшихся
без попечения родителей.
В условиях социально-экономического и социально-психологического
кризиса растет число детей, отобранных у родителей, лишенных
родительских прав. В 1997 г. это событие коснулось 832 детей
(1992 г. - 230).
ЗАНЯТОСТЬ И УСЛОВИЯ ТРУДА
Общая численность безработных москвичей составляла в 1997
г. 3,2% от общероссийской армии безработных, по сравнению
с 1992 г. это соотношение улучшилось в пользу Москвы - тогда
оно составляло 8,7%. Численность лиц, признанных безработными,
увеличилась за 1992-1997 гг. на 60%. Однако уровень безработицы
в столице ниже, чем по РФ в целом (в 1997 г. он составлял
11,2%). Вместе с тем за рассматриваемый период произошло увеличение
доли тех граждан, среди признанных безработными, кому назначено
пособие по безработице - с 67,6 до 97,4%.
Таблица 14
Численность безработных (на конец года, человек)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Признано безработными |
23504 |
15670 |
19104 |
27919 |
43892 |
37525 |
из них назначено
пособие по безработице |
15899 |
11454 |
14423 |
24109 |
42745 |
36568 |
Уровень безработицы* |
5,8 |
5,5 |
5,0 |
5,4 |
5,4 |
4,6 |
* Общая численность безработных по данным обследования, проводимого
Мосгоркомстатом.
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с. 41,65
Максимальная доля от общей численности московских безработных
проживает в Восточном административном округе (18,0%), Южном
(12,9%) и Северном (12,1%).
Профессиональное обучение в 1996 г. прошли 8830 безработных,
в 1997 г.-10613.
Доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, по России значительно выше, чем в столице (21.2%).
В Москве же их доля к 1997 г. сократилась до 11,4%, хотя это
то же не лучшая ситуация: один работник из десяти работает
в неблагоприятных условиях труда.
Таблица 15
Условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных
условиях труда по предприятиям, организациям и учреждениям
промышленности, строительства, транспорта и связи (на
конец года; в процентах от списочной численности работников
соответствующего пола)
|
1995 |
1996 |
1997 |
Всего Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
12,0 |
12,0 |
11,4 |
из них работающие
под воздействием повышенного шума |
6,5 |
6,4 |
6,2 |
повышенного уровня
вибрации |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
запыленности и
загазованности воздуха рабочей зоны, превышающие предельно
допустимые концентрации |
5,1 |
4,9 |
4,5 |
Занятые тяжелым физическим трудом |
1,6 |
1,8 |
0,2 |
работающие на
оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Списочная численность работников, которым за работу в неблагоприятных условиях
установлены: |
|
|
|
дополнительные
отпуска |
19,3 |
20,1 |
20,1 |
сокращенный рабочий
день |
3,4 |
3,6 |
3,5 |
бесплатное лечебно-профилактическое
питание |
0,9 |
1,0 |
0,6 |
бесплатное получение
молока или других равноценных пищевых продуктов |
14,3 |
13,2 |
13,1 |
повышенные тарифные
ставки и доплаты за условия и интенсивность труда |
15,6 |
16,2 |
16,5 |
право на государственную
пенсию на льготных условиях |
12,1 |
12,6 |
12,4 |
Больше всего работники промышленности, транспорта, строительства
и связи страдают от повышенного уровня шума (6,2%). За работу
во вредных условиях труда москвичи пользуются следующими видами
льгот (в порядке распространенности): дополнительные отпуска,
повышенные тарифные ставки и доплаты за условия и интенсивность
труда, бесплатное получение молока или других равноценных
пищевых продуктов, право на государственную пенсию на льготных
условиях, сокращенный, рабочий день, бесплатное лечебно-профилактическое
питание.
Затраты на мероприятия по охране труда составляли в 1997
г. 595,1 млрд.рублей.
Хуже других с условиями труда работников обстоят дела в Западном,
Северном, Юго - Восточном и Южном административном округах.
Доля работающих в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим
нормам, составляет в этих округах соответственно 20, 16,8
14,0 и 10,3 (Москва- 11.4%).[5]
ДОХОДЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ
В целом положение с размером доходов у москвичей значительно
лучше, чем в целом по РФ. Среднедушевой денежный доход превышал
величину прожиточного минимума в Москве в 1997 г. в 6.8 раза,
а в среднем по России - лишь в 2.3 раза.[6]
Даже с учетом того, что после августа 1998 г. ситуация резко
ухудшилась, москвичи все же остаются в более выигрышном положении.
Доля заработной платы в структуре доходов москвичей сократилась
за период 1992-1997 гг. с 69,3 до 17,5%. Данные изменения
связаны со значительным ростом доли доходов от собственности
и предпринимательской деятельности. За тот же период их доля
увеличилась с 18,7 до 78.0%. Вместе с тем значительно снизилась
роль социальных трансфертов как источника доходов: их доля
в совокупном доходе домохозяйств упала с 12,0 до 4,5%.
Таблица 16
Отношение среднемесячной заработной платы
по отрасли к средней по городу (%)
Отрасль экономики |
1992 г. |
1997 г. |
Всего на предприятиях,
в учреждениях и организациях |
100,0 |
100,0 |
Промышленность |
102,6 |
100,4 |
Строительство |
136,6 |
105,0 |
Транспорт |
127,1 |
132,5 |
Торговля |
91,7 |
64,5 |
Жилищно-коммунальное
хозяйство |
81,3 |
118,3 |
Здравоохранение |
69,7 |
78,4 |
Образование |
65,9 |
73,2 |
Культура и искусство |
70,5 |
74,1 |
Наука |
64,0 |
71,2 |
Финансы и кредит |
260,2 |
153,8 |
Аппарат управления |
112,4 |
146,9 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с.80-81
Дифференциация отраслей по размеру среднемесячной заработной
платы за период 1992-1997 гг. заметно сократилась. Однако
в наиболее выгодном положении как были, так и остаются работники
финансово-кредитной сферы, аппарата управления, работники
транспорта и строительства. Худшее положение у работающих
в сфере здравоохранения, образования, культуры и искусства,
науки. Обращает на себя внимание, что за прошедшие годы весомо
удалось улучшить свое положение работникам жилищно-коммунального
хозяйства и, напротив, весьма серьезно ухудшилось положение
с размером заработной платы у торговых работников.
Вместе с тем доля населения с доходами ниже прожиточного
минимума составила в Москве в 1997 г. 16,5%, в том числе 1,9%
находились в крайней бедности.
Значительное влияние на уровень жизни населения и возможности
реализации имеющихся потребностей оказывает рост цен на товары
и услуги. Цены на протяжении последнего десятилетия постоянно
росли, отличался только порядок роста в различные годы. В
большинстве случаев рост цен опережал рост доходов. И хотя
представленные в таблице данные заканчиваются 1997 г., наиболее
благополучным в последние годы в контексте роста цен, это
не должно успокаивать. Мы знаем, сколь серьезно подскочили
цены в результате кризиса 1998 г. и как это отразилось на
потребительском поведении москвичей.
Таблица 17
Индексы потребительских цен (тарифов) на
товары и платные услуги населению
(декабрь к декабрю предыдущего года, %)
Годы |
Сводный
индекс потребительских цен |
в том числе на: |
продукты питания |
непродовольственные
товары |
платные услуги |
1991 |
353 |
441 |
319 |
235 |
1992 |
2620 |
2694 |
2311 |
2045 |
1993 |
843 |
868 |
544 |
2113 |
1994 |
387 |
412 |
290 |
638 |
1995 |
243 |
226 |
226 |
353 |
1996 |
120 |
113 |
120 |
126 |
1997 |
113 |
112 |
111 |
116 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с.221
Вообще в столице в настоящее время существует 234 рынка (включая
б закрытых на реконструкцию). Из них 55 продовольственных,
34 сельскохозяйственных, 29 вещевых и 94 универсальных. Различия
в количестве рынков по округам весьма значительные: так, в
Северном работают 38 рынков (один рынок на 23 тыс. жителей),
а в Центральном - 16 (здесь на один рынок приходится 37 тыс.
жителей).
Объемы продаж ряда продуктов на сельскохозяйственных рынках
Москвы за 1992-1997 гг. значительно изменились. Так, количество
реализуемого картофеля сократилась на 56%, свежих огурцов
- на 48%, помидор - на 59%, фруктов и ягод - на 41%, масла
растительного - на 30%, птицы - на 26%, яиц - на 78%. Увеличение
коснулось лишь продажи капусты - в 2.25 раза, свеклы - на
13%, мяса - на 64% и молока - на 40%. Это может служить подтверждением
изменения структуры питания москвичей.
Таблица 18
Потребление основных продуктов питания
(на душу населения в год, килограммов)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Мясо и мясопродукты
в пересчете на мясо |
80 |
68 |
75 |
66 |
63 |
62 |
Молоко и молочные
продукты |
288 |
303 |
303 |
256 |
242 |
249 |
продукты в пересчете
на молоко, в том числе |
молоко |
54 |
57 |
53 |
50 |
46 |
47 |
животное масло |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
5 |
Яйца, шт. |
234 |
234 |
211 |
198 |
178 |
173 |
Рыба и рыбопродукты |
16 |
15 |
12 |
12 |
13 |
15 |
Сахар |
30 |
27 |
27 |
23 |
22 |
23 |
Растительное масло
и другие жиры |
8 |
7 |
6 |
6 |
5 |
7 |
Картофель |
74 |
75 |
61 |
63 |
65 |
63 |
Овощи и бахчевые |
74 |
71 |
66 |
66 |
65 |
67 |
Фрукты и ягоды |
31 |
36 |
40 |
38 |
40 |
44 |
Хлебные продукты |
85 |
85 |
77 |
77 |
72 |
74 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с. 163
За рассматриваемый период сократилось потребление москвичами
практически всех основных групп продуктов питания, за исключением
фруктов и ягод. Даже если иметь в виду, что определенная часть
москвичей предпочитает вести здоровый образ жизни и питаться
продуктами, не содержащими холестерин и богатыми витаминами,
вряд ли сложившаяся структура питания отражает именно эти
позитивные изменения.
Таблица 19
Наличие предметов культурно-бытового назначения длительного
пользования в домашнем хозяйстве (в среднем на 100 домашних
хозяйств, штук)
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Радиоприемник |
82,1 |
87,4 |
93,2 |
76,0 |
Телевизор |
144,2 |
127,3 |
130,0 |
129,0 |
Видеомагнитофон,
видеокамера |
24,0 |
23,7 |
65,5 |
170,0 |
Магнитофон, плейер |
65,9 |
62,5 |
63,0 |
68,0 |
Музыкальный центр |
- |
4,4 |
6,9 |
10,0 |
Электропроигрыватель |
33,5 |
22,2 |
25,7 |
25,0 |
Холодильник |
106,7 |
108,8 |
108,6 |
106,0 |
Стиральная машина |
83,5 |
80,6 |
84,9 |
85,0 |
Электропылесос |
79.7 |
76,7 |
81,5 |
82,0 |
Швейная, вязальная
машина |
75,5 |
66,7 |
68,8 |
147,0 |
Легковой автомобиль |
8,2 |
6,9 |
8,7 |
11,0 |
Источник: Московский статистический ежегодник. Стат. сб.
1998. М., 1998. с. 164
В отличие от потребления основных продуктов питания динамику
обеспеченности москвичей предметами длительного пользования
можно скорее считать положительной. Намного возросла обеспеченность
москвичей видеомагнитофонами, видеокамерами - в 7 раз за 1994-1997
гг., швейными и вязальными машинами - почти в 2 раза, легковыми
автомобилями - в 1.3 раза. Несколько улучшилась за прошедшие
годы ситуация с распространенностью в московских семьях электропылесосов,
стиральных машин, магнитофонов. Некоторых предметов длительного
пользования, напротив, коснулись иные тенденции: уменьшилось
число телевизоров в семьях москвичей, радиоприемников (возможно,
как не соответствующих современным потребностям москвичей),
электропроигрывателей, холодильников. Возможно, здесь отражаются
противоречивые процессы: рост обеспеченности современной техникой
обеспеченных семей и невозможность приобрети новые или починить
сломанные приборы в малообеспеченных семьях.
ЖИЛЬЕ
На протяжении 90-х годов обеспеченность жильем москвичей
улучшалась, причем столица опережала в этой области общероссийские
показатели.
Таблица 20
Обеспеченность жильем
(конец года, кв. м общей площади на 1 жителя)
|
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Москва |
18,0 |
18,2 |
18,2 |
19,2 |
19,7 |
19,9 |
20,3 |
20,7 |
Российская Федерация |
16,4 |
16,5 |
16,8 |
17,4 |
17,7 |
18,1 |
18,3 |
18,6 |
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения
России. 1998. М., 1998. С.264; Административные округа г.
Москвы в 1997 г. М., 1998. С.51
Наиболее высокая обеспеченность жильем у москвичей, проживающих
в Центральном административном округе - 26,0 кв. м на одного
человека. Далее с большим отрывом следуют остальные округа.
Лишь в Юго-Западном округе обеспеченность жильем переступила
отметку 21 кв. м общей площади и составила 21,6 кв. м. В ряде
округов на одного жителя приходится чуть больше 20 метров
(Северный, Северо-Западный, Юго-Восточный, Западный округа
и г. Зеленоград), в других - обеспеченность жильем составляет
менее 20 метров (Южный, Северо-Восточный, Восточный). Однако
нигде обеспеченность жильем не опускается до общероссийского
уровня.
Однако распределение семей, состоящих на учете на улучшение
жилищных условий в округах, отнюдь не зависит от более высокой
или более низкой обеспеченности жильем, рассмотренной выше.
Максимальное количество очередников приходится на Западный
(17% всех состоящих на учете семей-очередников). Южный (14%),
Восточный (13%) и Центральный и Северо-Восточный округа (по
12%).[7]
Пока же, если судить по объему вводимых в строй жилых домов,
составившему в 1997 г. в столице 3351,6 тысяч кв. метров,
наиболее интенсивное жилищное строительство развернулось в
Юго-Восточном и Юго-Западном административном округах (по
17% вводимой в строй площади жилых домов), и Южном (15%).
ЭКОЛОГИЯ
Неотъемлемой составной частью нашей жизни являются экология,
и, к сожалению, экологические проблемы. За 1991-1997 гг. число
стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха сократилось
с 36917 до 29975 (на 18.8%), а размер выбросов вредных веществ
- с 297,8 тыс. т. до 150.7 тыс. т. (на 49.4%). Количество
выбросов, приходящихся на один стационарный источник загрязнения,
- с 8 до 5 т.
Максимальное количество источников выбросов вредных веществ
в атмосферу сосредоточено в Юго-Восточном административном
округе -5380, здесь на 1 кв. км площади приходится в год 388
тонн выбросов. Несколько лучше - если в данной ситуации применимо
это слово - обстоят дела Северном в округе - здесь на 1 кв.
км приходится 174 кг выбросов, Южном - 166 кг. Наиболее благополучно
выглядят Зеленоград - 19 кг выбросов на 1 кв. км и Северо-Восточный
административный округ - 25 кг.
Доля вредных веществ, улавливаемых (обезвреживаемых) среди
отходящих от стационарных источников загрязнения атмосферного
воздуха, составила в 1997 г. 52%. В течение 90-х годов эта
цифра колебалась в пределах от 45 до 59%. Одной из главных
причин сохраняющейся загрязненности атмосферного воздуха является
отсутствие или недостаточная оснащенность очистными сооружениями
источников выделения газообразных вредных веществ.
Велика доля загрязненных вод в общем объеме сброшенных сточных
вод. В 1997 г. она составила 82,2%.
Всего плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в
1997 г. составила 12686,1 млн. рублей (почти полторы тысячи
на каждого жителя Москвы), в том числе за выбросы в атмосферный
воздух 7065,0 млн., в водные объекты - 854,5 млн., за размещение
отходов - 4766,6 млн. Вместе с этим плата за сверхнормативные
выбросы загрязняющих веществ была 15965,7 млн. рублей, что
даже на 26% больше вышеприведенной цифры. Всего же в 1997
г. на мероприятия по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов было инвестировано в основной капитал 1338,10
млрд. рублей, что составило 3,3% от общих инвестиций в основной
капитал.
Социальная сфера Москвы несет на себе отпечаток и общероссийских
проблем, и специфику крупного мегаполиса. Во многом москвичи
оказываются в более выгодном положении по сравнению с жителями
иных регионов России. Процессы, протекающие в обществе (демографические,
социальные, психологические) обладают большой инерционностью.
Сформировавшиеся в тех или иных условиях действительности
и режим воспроизводства населения и отношения между людьми,
и систему жизненных ценностей изменить очень и очень сложно.
Часто бывает гораздо проще предотвратить проблему, чем впоследствии
долго мучиться над ее разрешением. И помочь в этом может эффективная
социальная политика.
О.В.КУЧМАЕВА,
доцент Московского государственного
университета экономики, статистики и информатики
[1] Народонаселение. Энциклопедический словарь.: Большая
Российская Энциклопедия, 1994. С. 466
[2] Административные округа г. Москвы в 1997 г. М.,
1998. С.30-31
[3] Московский статистический ежегодник. Стат. Сб. 1998.
М., 1998. С.11
[4] Социальное положение и уровень жизни населения России.
1998. М., 1998. С.148
[5]Административные округа г. Москвы в 1997 г.М., 1998.
С.41
[6] Социальное положение и уровень жизни населения России.
1998. М., 1998. С. 142
[7] Административные округа г. Москвы в 1997 г.М., 1998.
С.57
Редакция сервера "Выборы в России" выражает
признательность Комитету по телекоммуникациям и средствам
массовой информации Правительства Москвы за предоставленную
возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями
общественного мнения по актуальным социально-экономическим
и общественно-политическим проблемам жизни столицы. Все материалы
исследований Мэрии Москвы публикуются в регулярных сборниках
"Пульс".
|