Выборы
в США
Итоги президентских выборах в США не
стали неожиданностью. "Двоевластие по-американски" сохранилось. Нынешнему
президенту удалось в течение первого срока добиться немалых успехов -
устойчивого экономического роста, низкой инфляции, создания примерно 10 млн.
новых рабочих мест, сокращения дефицита федерального бюджета в два раза. В
области внешней политики платформы Б.Клинтона и Р.Доула мало чем отличались
друг от друга: оба выступали за лидирующую роль Америки в мире, активное
вмешательство в региональные конфликты, сохранение и наращивание военной мощи
США. Однако реальные приоритеты новой администрации пока весьма туманны. В
отношениях со своими главными союзниками и партнерами Вашингтону придется
столкнуться с большим количеством проблем, которые обусловлены продолжающейся
перестройкой международных отношений, растущей их экономизацией, выявляющей
нередко уязвимость позиций США в сравнении с государствами Западной Европы,
Японией, Китаем и даже рядом стран АТР.
Из новых фигур в администрации
Б.Клинтона наибольшую волну комментариев вызвала М.Олбрайт в роли
государственного секретаря США. Среди возможных кандидатур на этот пост
назывались и фигуры менее конфронтационного толка (Р.Холбрук, С.Тэлботт и др.).
Репутацию "железной леди Америки" М.Олбрайт заслужила в том числе и активной
антисербской позицией в боснийском вопросе, столь же интенсивным лоббированием
приема стран ЦВЕ в НАТО и, наконец, ожесточенной и увенчавшейся успехом
кампанией против переизбрания Б.Бутроса Гали Генеральным секретарем ООН. У
России в связи с подобным назначением появляется дополнительный повод для озабоченности.
Впрочем, у нового госсекретаря есть и слабые стороны, которые могут дать нашей
дипломатии пространство для маневра. В частности, ее напористый, активистский
стиль не подкрепляется достаточно связной внешнеполитической концепцией.
Немалое значение наблюдатели придают понятной сосредоточенности нового госсекретаря
на Европе, особенно - Восточной. М.Олбрайт вряд ли сможет уделять должное внимание,
например, Ближнему Востоку или Китаю. Теперь она будет вынуждена находить
компромиссы, сводить в целостную политику различные, порой непохожие взгляды и
позиции, не говоря уже о необходимости играть по правилам команды. И потому
наиболее "ястребиные" проявления ей придется оставлять при себе.
Таким
образом, катастрофы в российско-американских отношениях при новом госсекретаре,
скорее всего, не произойдет. Однако тенденция к "холодному миру" сохранится.
Место России в иерархии американских приоритетов отныне определяется лишь
потребностью недопущения ее "имперского ренессанса". Ряд событий последних месяцев (серия шпионских
скандалов, задержание в Нью-Йорке сотрудников российской и белорусской миссий
при ООН и применение против них силы, специфическая активность США вокруг
продажи Кипру противоракетных комплексов С-300) - дополняют неблагоприятный
фон, на котором будет разворачиваться главный кризис, связанный с практическим
осуществлением расширения НАТО. По-прежнему серьезным поводом для соперничества
будет оставаться Украина. Видимо, не пройдут бесследно для российско-американских
отношений кризисы в Югославии и Болгарии, сближение России с Китаем и Ираном, а
также продажа оружия и военных технологий тем странам, которые Вашингтон
считает недружественными.
|