Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Второе полугодие 1996 года. Международное положение.
 

Содружество Независимых Государств

На данном направлении продолжало оформляться так называемое "движение на разных скоростях", в частности - на октябрьском и январском заседаниях Совета глав правительств стран СНГ. На первом из них был одобрен проект плана развития Содружества, предусматривающий практические меры по развитию Таможенного союза, созданию Платежного и Валютного союзов, на втором - обсуждалась Концепция экономического интеграционного развития СНГ. Наибольшую оппозиционность проявили Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и Грузия. Эти государства либо испытывают на себе интенсивное воздействие ряда держав, преследующих цель ограничить российское влияние на постсоветском пространстве, либо включены в международные нефтяные и газовые проекты без решающего участия России. Примечательно, что на январском заседании Украина оказалась более лояльной, чем обычно, и была в числе стран, одобривших концепцию, даже несмотря на содержащееся в ней положение о наднациональных органах. Впрочем, преждевременно делать какие-то выводы или прогнозы относительно ее дальнейшего поведения на основании лишь одного факта, ведь, по мнению ряда наблюдателей, за ним стоят лишь интересы одного из кланов украинской элиты, связанного с российским ТЭКом.

Решающее значение в рамках СНГ продолжают иметь двусторонние отношения или субрегиональные группировки. И на состояние Содружества негативно воздействует кризис в российско-украинских отношениях. Активный дрейф Украины в сторону США и НАТО, несомненно, стимулировал выступления Государственной Думы, Совета Федерации, отдельных политиков относительно Черноморского Флота и статуса Севастополя. Использование "болевых точек" украинской государственности и истолкование в свою пользу неурегулированных еще с советских времен вопросов российско-украинских отношений - образец активной и рациональной политики, облеченной в эмоциональную форму.

Не все складывается однозначно и в российско-белорусском союзе, хотя Минск остается фактически единственным союзником Москвы на международной арене. Январское послание Б.Ельцина в адрес А.Лукашенко с предложением о скорейшем объединении двух стран с очевидностью продемонстрировало борьбу за гегемонию в двустороннем союзе. Прохладная реакция белорусского президента на послание, его упор на сохранении суверенитета страны, на взаимовыгодности союза показывают, что он не настроен отдавать кому-либо инициативу в объединительном процессе. Нежелание А.Лукашенко быть "ведомым" особенно усилилось в связи с той кампанией, которую вела против него часть российской элиты и большинство московских СМИ во время ноябрьского кризиса в Белоруссии. И наконец, новая тенденция была обозначена встречей А.Лукашенко и Л.Кучмы в Гомеле 17 января - тенденция укрепления связей Минска и Киева для обеспечения более сильных позиций в диалоге с Россией. Показательно и предложение белорусского президента провести трехстороннюю белорусско-украинско-польскую встречу на высшем уровне, что логично увязывается с его инициативой относительно создания в регионе безъядерной зоны.

 

return_links(4); ?>
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика