Содружество Независимых Государств
На данном направлении продолжало
оформляться так называемое "движение на разных скоростях", в частности - на
октябрьском и январском заседаниях Совета глав правительств стран СНГ. На
первом из них был одобрен проект плана развития Содружества, предусматривающий
практические меры по развитию Таможенного союза, созданию Платежного и
Валютного союзов, на втором - обсуждалась Концепция экономического
интеграционного развития СНГ. Наибольшую оппозиционность проявили Узбекистан,
Туркменистан, Азербайджан и Грузия. Эти государства либо испытывают на себе
интенсивное воздействие ряда держав, преследующих цель ограничить российское
влияние на постсоветском пространстве, либо включены в международные нефтяные и
газовые проекты без решающего участия России. Примечательно, что на январском заседании Украина оказалась более
лояльной, чем обычно, и была в числе стран, одобривших концепцию, даже несмотря
на содержащееся в ней положение о наднациональных органах. Впрочем,
преждевременно делать какие-то выводы или прогнозы относительно ее дальнейшего
поведения на основании лишь одного факта, ведь, по мнению ряда наблюдателей, за
ним стоят лишь интересы одного из кланов украинской элиты, связанного с российским
ТЭКом.
Решающее значение в рамках СНГ
продолжают иметь двусторонние отношения или субрегиональные группировки. И на
состояние Содружества негативно воздействует кризис в российско-украинских
отношениях. Активный дрейф Украины в
сторону США и НАТО, несомненно, стимулировал выступления Государственной Думы,
Совета Федерации, отдельных политиков относительно Черноморского Флота и
статуса Севастополя. Использование "болевых точек" украинской государственности
и истолкование в свою пользу неурегулированных еще с советских времен вопросов
российско-украинских отношений - образец активной и рациональной политики,
облеченной в эмоциональную форму.
Не все складывается однозначно и в
российско-белорусском союзе, хотя Минск остается фактически единственным
союзником Москвы на международной арене. Январское послание Б.Ельцина в адрес
А.Лукашенко с предложением о скорейшем объединении двух стран с очевидностью
продемонстрировало борьбу за гегемонию в двустороннем союзе. Прохладная реакция
белорусского президента на послание, его упор на сохранении суверенитета
страны, на взаимовыгодности союза показывают, что он не настроен отдавать
кому-либо инициативу в объединительном процессе. Нежелание А.Лукашенко быть
"ведомым" особенно усилилось в связи с той кампанией, которую вела против него
часть российской элиты и большинство московских СМИ во время ноябрьского
кризиса в Белоруссии. И наконец, новая тенденция была обозначена встречей
А.Лукашенко и Л.Кучмы в Гомеле 17 января - тенденция укрепления связей Минска и
Киева для обеспечения более сильных позиций в диалоге с Россией. Показательно и
предложение белорусского президента провести трехстороннюю
белорусско-украинско-польскую встречу на высшем уровне, что логично увязывается
с его инициативой относительно создания в регионе безъядерной зоны.
|