Североатлантический
альянс
Проблема урегулирования отношений с
НАТО в свете планов ее расширения в прошедший период оставалась центральным
направлением российской внешней политики. Дважды (10 декабря в Брюсселе и 20
января в пансионате "Мещерино" под Москвой) проходили встречи между министром
иностранных дел РФ Е.Примаковым и генеральным секретарем НАТО Х.Соланой. В ходе
первой из них была достигнута договоренность о начале официальных переговоров
между Россией и НАТО о создании договорной базы отношений на основе Хартии или
соглашения иного рода. В НАТО этот
результат был расценен как большой успех настойчивых дипломатических усилий,
ведь до этого момента Москва неизменно отклоняла данное предложение, опасаясь,
что переговоры станут лишь прикрытием для расширения НАТО, и увязывала свое
согласие на их проведение с отказом альянса от экспансии на восток. Вторая
встреча, проходившая в обстановке строгой секретности, вряд ли внесла что-то
радикально новое в позиции сторон.
Продолжались контакты с лидерами
ведущих стран НАТО. 4-5 сентября состоялся визит Е.Примакова в ФРГ, а 7
сентября федеральный канцлер ФРГ Г.Коль встречался в Подмосковье с Б.Ельциным.
16-17 октября в Москве прошли переговоры В.Черномырдина и И.Родионова с
министром обороны США У.Перри. Еще одна российско-германская встреча на высшем
уровне состоялась в начале января в "Завидово". Нащупывая пределы возможных уступок России, западные политические
лидеры и эксперты высказываются за компромиссные шаги, различающиеся по степени
"допускаемости" нашей страны в механизмы НАТО. Общим для них является
признание необходимости установления привилегированного типа отношений с РФ,
для того чтобы избежать риска новой конфронтации. Москва же, публично выражая
свою непреклонность, фактически признала неизбежность приема в НАТО, по крайней
мере, Польши, Чехии и Венгрии и использует свою дипломатию для выторговывания
определенных уступок: во-первых, гарантии
неразмещения в новых странах-членах блока тактического ядерного оружия;
во-вторых, неразвертывания там натовских войск, вооружений и военной техники;
в-третьих, нерасширение НАТО на бывшие республики СССР - Прибалтику и Украину.
Незыблемость намерений НАТО
подтвердила серия мероприятий в рамках "атлантической недели" (Брюссель, 10-18
декабря). На очередной сессии Совета Североатлантического сотрудничества на
уровне министров иностранных дел было решено провести 8-9 июля 1997 г. в
Мадриде встречу на высшем уровне стран НАТО, на которой будет определена первая
группа государств ЦВЕ для вступления в альянс и начата официальная процедура их
приема. Намечается принять решения о договорной системе особых отношений с
Россией, о модернизации программы "Партнерство во имя мира" и о реформе
структуры военного командования блока. Приглашения
новым кандидатам на вступление в НАТО поступят независимо от того, удастся или
нет договориться с Россией об установлении особых отношений.
18 декабря к участникам сессии НАТО
для проведения консультаций по формуле "16+1" присоединился министр обороны РФ
И.Родионов. Никаких договоренностей достигнуто не было, в том числе и по
вопросам об обмене военными представительствами, о размораживании российского
участия в программе "Партнерство во имя мира", но стороны подтвердили
готовность провести переговоры по договорным основам взаимоотношений.
Соглашение, которое НАТО собирается выработать с Москвой, предполагает
совместные решения по международным миротворческим операциям, подготовку
дальнейших соглашений по ОВСЕ, координацию усилий по нераспространению оружия
массового уничтожения.
У Вашингтона и Бонна, наиболее
энергично продвигающих идею расширения, есть опасения, что установление
взаимосвязей между НАТО и РФ в форме договора (требующее одобрения парламентов
всех 16 членов альянса) может затормозить процесс ратификации соглашений о
приеме новых членов. Для Запада хартия предпочтительнее договора, поскольку она
менее обременительна и не требует ратификации в парламентах. Наиболее
радикальным является предложение Германии о создании единого органа НАТО и РФ -
"Совета 17-ти", где по определенному кругу вопросов (операции по поддержанию
мира, урегулирование кризисов и чрезвычайных ситуаций) решения принимались бы
на основе консенсуса, то есть с предоставлением Москве права вето. Великобритания
и Франция настороженно относятся к перспективе такого рода.
О том, что Североатлантический
альянс, скорее всего, не предполагает принимать никаких юридически обязывающих
документов относительно неразмещения ядерного оружия и военной инфраструктуры
на территории новых стран-членов, свидетельствует секретная встреча президента
Польши А.Квасьневского с группой военных руководителей НАТО на борту корабля
британских ВМС "Виктори" 17 января. Судя по некоторым комментариям, они желали
получить от Польши заверения в готовности предоставить свою территорию для нужд
блока.
Как и прежде, ряд особых акцентов
отмечается в позиции Франции. Речь идет о требовании, согласно которому приему
новых членов должны предшествовать всесторонняя реформа альянса (что позволило
бы Парижу в полном объеме вернуться в его структуры) и подписание соглашения о
партнерстве между обновленной НАТО и Россией. Это было подтверждено во время
визита В.Черномырдина в Париж 26-27 ноября, на встрече в верхах ОБСЕ в
Лиссабоне 2-3 декабря. Сходные взгляды высказал и премьер-министр Италии
Р.Проди.
Разногласия
внутри НАТО дают России определенное пространство для маневра в диалоге с
блоком.
|