Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Второе полугодие 1996 года. Международное положение.
 

Североатлантический альянс

Проблема урегулирования отношений с НАТО в свете планов ее расширения в прошедший период оставалась центральным направлением российской внешней политики. Дважды (10 декабря в Брюсселе и 20 января в пансионате "Мещерино" под Москвой) проходили встречи между министром иностранных дел РФ Е.Примаковым и генеральным секретарем НАТО Х.Соланой. В ходе первой из них была достигнута договоренность о начале официальных переговоров между Россией и НАТО о создании договорной базы отношений на основе Хартии или соглашения иного рода. В НАТО этот результат был расценен как большой успех настойчивых дипломатических усилий, ведь до этого момента Москва неизменно отклоняла данное предложение, опасаясь, что переговоры станут лишь прикрытием для расширения НАТО, и увязывала свое согласие на их проведение с отказом альянса от экспансии на восток. Вторая встреча, проходившая в обстановке строгой секретности, вряд ли внесла что-то радикально новое в позиции сторон.

Продолжались контакты с лидерами ведущих стран НАТО. 4-5 сентября состоялся визит Е.Примакова в ФРГ, а 7 сентября федеральный канцлер ФРГ Г.Коль встречался в Подмосковье с Б.Ельциным. 16-17 октября в Москве прошли переговоры В.Черномырдина и И.Родионова с министром обороны США У.Перри. Еще одна российско-германская встреча на высшем уровне состоялась в начале января в "Завидово". Нащупывая пределы возможных уступок России, западные политические лидеры и эксперты высказываются за компромиссные шаги, различающиеся по степени "допускаемости" нашей страны в механизмы НАТО. Общим для них является признание необходимости установления привилегированного типа отношений с РФ, для того чтобы избежать риска новой конфронтации. Москва же, публично выражая свою непреклонность, фактически признала неизбежность приема в НАТО, по крайней мере, Польши, Чехии и Венгрии и использует свою дипломатию для выторговывания определенных уступок: во-первых, гарантии неразмещения в новых странах-членах блока тактического ядерного оружия; во-вторых, неразвертывания там натовских войск, вооружений и военной техники; в-третьих, нерасширение НАТО на бывшие республики СССР - Прибалтику и Украину.

Незыблемость намерений НАТО подтвердила серия мероприятий в рамках "атлантической недели" (Брюссель, 10-18 декабря). На очередной сессии Совета Североатлантического сотрудничества на уровне министров иностранных дел было решено провести 8-9 июля 1997 г. в Мадриде встречу на высшем уровне стран НАТО, на которой будет определена первая группа государств ЦВЕ для вступления в альянс и начата официальная процедура их приема. Намечается принять решения о договорной системе особых отношений с Россией, о модернизации программы "Партнерство во имя мира" и о реформе структуры военного командования блока. Приглашения новым кандидатам на вступление в НАТО поступят независимо от того, удастся или нет договориться с Россией об установлении особых отношений.

18 декабря к участникам сессии НАТО для проведения консультаций по формуле "16+1" присоединился министр обороны РФ И.Родионов. Никаких договоренностей достигнуто не было, в том числе и по вопросам об обмене военными представительствами, о размораживании российского участия в программе "Партнерство во имя мира", но стороны подтвердили готовность провести переговоры по договорным основам взаимоотношений. Соглашение, которое НАТО собирается выработать с Москвой, предполагает совместные решения по международным миротворческим операциям, подготовку дальнейших соглашений по ОВСЕ, координацию усилий по нераспространению оружия массового уничтожения.

У Вашингтона и Бонна, наиболее энергично продвигающих идею расширения, есть опасения, что установление взаимосвязей между НАТО и РФ в форме договора (требующее одобрения парламентов всех 16 членов альянса) может затормозить процесс ратификации соглашений о приеме новых членов. Для Запада хартия предпочтительнее договора, поскольку она менее обременительна и не требует ратификации в парламентах. Наиболее радикальным является предложение Германии о создании единого органа НАТО и РФ - "Совета 17-ти", где по определенному кругу вопросов (операции по поддержанию мира, урегулирование кризисов и чрезвычайных ситуаций) решения принимались бы на основе консенсуса, то есть с предоставлением Москве права вето. Великобритания и Франция настороженно относятся к перспективе такого рода.

О том, что Североатлантический альянс, скорее всего, не предполагает принимать никаких юридически обязывающих документов относительно неразмещения ядерного оружия и военной инфраструктуры на территории новых стран-членов, свидетельствует секретная встреча президента Польши А.Квасьневского с группой военных руководителей НАТО на борту корабля британских ВМС "Виктори" 17 января. Судя по некоторым комментариям, они желали получить от Польши заверения в готовности предоставить свою территорию для нужд блока.

Как и прежде, ряд особых акцентов отмечается в позиции Франции. Речь идет о требовании, согласно которому приему новых членов должны предшествовать всесторонняя реформа альянса (что позволило бы Парижу в полном объеме вернуться в его структуры) и подписание соглашения о партнерстве между обновленной НАТО и Россией. Это было подтверждено во время визита В.Черномырдина в Париж 26-27 ноября, на встрече в верхах ОБСЕ в Лиссабоне 2-3 декабря. Сходные взгляды высказал и премьер-министр Италии Р.Проди.

Разногласия внутри НАТО дают России определенное пространство для маневра в диалоге с блоком.

return_links(4); ?>
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика