Россия
- СНГ - Запад
Минувший период охарактеризовался
новыми мерами, направленными на поддержание общности постсоветского
пространства на фоне все более откровенных усилий Запада, и прежде всего США,
по недопущению какой-либо существенной реинтеграции бывших республик СССР в политической
и военной областях. И все же дальнейшая
судьба Содружества остается неясной. Если в Москве сторонники реинтеграции
видят СНГ прообразом нового объединения постсоветских республик, то для
остальных членов интерес заключается главным образом в получении экономической
помощи (используя заинтересованность России в сохранении
политико-стратегической целостности постсоветского пространства).
За минувший период произошли два
события, которые обозначили формирование в рамках СНГ более твердого
интеграционного ядра. 29 мар-та в Москве на высшем уровне был заключен договор
об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Правда, по мнению ряда аналитиков, он не содержит ничего нового в сравнении с
тем, что уже было записано в соглашениях об образовании СНГ и в последующих
документах Содружества, так и не реализованных в ключевых своих положениях
(общий рынок в области товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, транспорта,
энергетики и др.).
В отличие от "договора четырех"
российско-белорусский договор о создании Сообщества суверенных республик (ССР)
предусматривает движение в направлении межгосударственного объединения, хотя
лидеры двух государств продолжают по-разному трактовать степень предполагаемой
интеграции и ее конечные формы.
На
этом фоне Запад продолжает энергично наводить мосты с новыми независимыми
государствами, все более откровенно демонстрируя свое стремление
воспрепятствовать какой-либо политической реинтеграции постсоветского
пространства. Наиболее серьезная ставка делается при этом на Украину и
Прибалтику, с учетом амбиций их лидеров.
Так, президент Украины Л.Кучма на сессии Ассамблеи Западноевропейского Союза,
проходившей в Париже в первой декаде июня, заявил, что статус Украины как
неприсоединившегося государства не исключает права на вхождение в "любую
военно-политическую структуру, которая стремится стать элементом европейской и
трансатлантической безопасности".
Запад
поддерживает "самостийность" Украины в сфере безопасности, поощряя тенденции в
ее политике, препятствующие военно-поли-тической интеграции в СНГ, как
противовес усилиям России по консолидации постсоветского пространства.
Что касается прибалтийских
государств, то США важно сохранить их в своем силовом поле, не давая им в то же
время каких-либо обещаний о сроках приема в НАТО. Это продемонстрировала
июньская встреча Б.Клин-тона с президентами Литвы, Латвии и Эстонии. В Вашингтоне
в последние месяцы большое внимание уделяется усилиям Швеции и Финляндии по интеграции
прибалтийских республик в западное сообщество. Со своей стороны, Стокгольм и
Хельсинки пытаются подтолкнуть Запад к тому, чтобы возложить на Европейский
Союз бремя обеспечения их безопасности (поскольку шансов на вступление в НАТО в
ближайшее время у Эстонии, Латвии и Литвы нет), ускорив для этого принятие
прибалтийских республик в ЕС (ЗЕС), несмотря на их очевидное несоответствие
требуемым стандартам. Этот вопрос обсуждался 6 августа на переговорах в
Вашингтоне между президентом Б.Клинтоном и премьер-министром Швеции
Й.Перссоном. По мнению ряда аналитиков, к подобному сценарию все больше
склоняются и США, готовые дополнить его расширенным сотрудничеством НАТО с
прибалтийскими республиками по линии программы "Партнерство во имя мира".
Главное препятствие для его реализации - необходимость кардинальным образом
пересмотреть стратегию развития ЕС, а против этого возражают многие входящие в
него страны.
Относительно
новой тенденцией для политики США в последнее время стала активизация связей с
Узбекистаном как со страной, наиболее активно противодействующей российскому
влиянию в центральноазиатском регионе
(визит И.Каримова в Вашингтон в июне). При этом проблемы прав человека и
нарушения демократии в Узбекистане фактически отодвинуты на второй план.
Даже такой верный союзник России,
как Белоруссия, не полностью закрыт для Запада в деле поощрения
"геополитического плюрализма" на постсоветском пространстве. Июльский визит
А.Лукашенко во Францию, который в Минске считают успешным, проходил на фоне
растущего недовольства лидера Белоруссии неэффективностью
российско-белорусского союза, от которого он ожидал значительно большего.
|