Россия,
страны Центральной и Восточной Европы и расширение НАТО
По наиболее болезненной для
России внешнеполитической проблеме принципиальных изменений в обозреваемый
период не произошло. Не исключено, что в перспективе альянс может сделать
некоторые уступки, чтобы смягчить категорическое неприятие Россией идеи его
расширения, в частности, взять обязательство о неразмещении ядерного оружия на
территории новых членов. Так, по мнению датского министра обороны Х.Хеккеру-па,
новые члены могли бы войти НАТО с таким же статусом, какой имеют Дания и
Норвегия, то есть без размещения в мирное время на своей территории иностранных
войск и ядерного оружия. Перспектива
подобного рода самоограничений со стороны НАТО, как и заключение соглашения о
партнерстве между альянсом и РФ, в последнее время рассматриваются западными
аналитиками как вполне реальные.
Пока же Североатлантический
альянс приступил к очередному этапу подготовки расширения на восток -
"индивидуальному диалогу" по формуле "16+1" со странами Центральной и Восточной
Европы (ЦВЕ), которые стремятся к вступлению в эту организацию. На уровне
экспертов изучаются возможности стран-кандидатов приспособить свои вооруженные
силы и политические структуры к натовским критериям, что обеспечило бы их
совместимость. Участие в консультациях,
которые должны завершиться к декабрьской встрече министров иностранных дел
НАТО, не означает никаких обязательств ни для альянса, ни для конкретной страны.
20 марта в Праге на встрече с
главами внешнеполитических ведомств 12 стран ЦВЕ и Прибалтики госсекретарь США
У.Кристофер отверг возможность того, чтобы НАТО предоставила странам ЦВЕ
гарантии безопасности, не принимая их в альянс. В списке наиболее вероятных кандидатов
на вступление значатся Польша, Чехия и Венгрия. Словакия пока остается за
бортом первого эшелона, поскольку она, по мнению Запада, не полностью
удовлетворяет необходимым критериям демократии и политической практики. Решение
о том, кто и когда будет принят, планируется объявить в начале 1997 г.
Очевидно намерение продвигать
процесс расширения таким образом, чтобы не провоцировать острую реакцию Москвы.
В этом контексте особое значение придается налаживанию практического взаимодействия
между Россией и НАТО в ходе реализации дейтонских соглашений по Боснии, а также
сотрудничеству в рамках программы "Партнерство во имя мира".
Как
бы ни был чувствителен для России вопрос о расширении НАТО на регион
Центральной и Восточной Европы, сводить только к нему политику в отношении
государств ЦВЕ становится все более контрпродуктивным, поскольку на практике
это не вызывает у них ничего иного, кроме реакции отторжения и лишь усиливает
их стремление к сближению с Западом.
Неравенство возможностей стран
ЦВЕ в их интеграции в НАТО, проблемный характер взаимоотношений отдельных
государств (например, обострение словацко-венгерских отношений в июле)
открывают России определенный простор для маневра с целью если не
воспрепятствовать тому, что едва ли можно предотвратить (то есть принятию
двух-трех стран ЦВЕ), то попытаться осторожно воздействовать на те из них,
которые готовы согласиться с вариантом своей интеграции с Западом через ЕС-ЗЕС
или другие ненатовские институты - не отрицая в то же время возможности
предоставления этим странам каких-то гарантий безопасности со стороны
государств НАТО.
|