Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Международное положение.
 

Россия, страны Центральной и Восточной Европы и расширение НАТО

По наиболее болезненной для России внешнеполитической проблеме принципиальных изменений в обозреваемый период не произошло. Не исключено, что в перспективе альянс может сделать некоторые уступки, чтобы смягчить категорическое неприятие Россией идеи его расширения, в частности, взять обязательство о неразмещении ядерного оружия на территории новых членов. Так, по мнению датского министра обороны Х.Хеккеру-па, новые члены могли бы войти НАТО с таким же статусом, какой имеют Дания и Норвегия, то есть без размещения в мирное время на своей территории иностранных войск и ядерного оружия. Перспектива подобного рода самоограничений со стороны НАТО, как и заключение соглашения о партнерстве между альянсом и РФ, в последнее время рассматриваются западными аналитиками как вполне реальные.

Пока же Североатлантический альянс приступил к очередному этапу подготовки расширения на восток - "индивидуальному диалогу" по формуле "16+1" со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые стремятся к вступлению в эту организацию. На уровне экспертов изучаются возможности стран-кандидатов приспособить свои вооруженные силы и политические структуры к натовским критериям, что обеспечило бы их совместимость. Участие в консультациях, которые должны завершиться к декабрьской встрече министров иностранных дел НАТО, не означает никаких обязательств ни для альянса, ни для конкретной страны.

20 марта в Праге на встрече с главами внешнеполитических ведомств 12 стран ЦВЕ и Прибалтики госсекретарь США У.Кристофер отверг возможность того, чтобы НАТО предоставила странам ЦВЕ гарантии безопасности, не принимая их в альянс. В списке наиболее вероятных кандидатов на вступление значатся Польша, Чехия и Венгрия. Словакия пока остается за бортом первого эшелона, поскольку она, по мнению Запада, не полностью удовлетворяет необходимым критериям демократии и политической практики. Решение о том, кто и когда будет принят, планируется объявить в начале 1997 г.

Очевидно намерение продвигать процесс расширения таким образом, чтобы не провоцировать острую реакцию Москвы. В этом контексте особое значение придается налаживанию практического взаимодействия между Россией и НАТО в ходе реализации дейтонских соглашений по Боснии, а также сотрудничеству в рамках программы "Партнерство во имя мира".

Как бы ни был чувствителен для России вопрос о расширении НАТО на регион Центральной и Восточной Европы, сводить только к нему политику в отношении государств ЦВЕ становится все более контрпродуктивным, поскольку на практике это не вызывает у них ничего иного, кроме реакции отторжения и лишь усиливает их стремление к сближению с Западом.

Неравенство возможностей стран ЦВЕ в их интеграции в НАТО, проблемный характер взаимоотношений отдельных государств (например, обострение словацко-венгерских отношений в июле) открывают России определенный простор для маневра с целью если не воспрепятствовать тому, что едва ли можно предотвратить (то есть принятию двух-трех стран ЦВЕ), то попытаться осторожно воздействовать на те из них, которые готовы согласиться с вариантом своей интеграции с Западом через ЕС-ЗЕС или другие ненатовские институты - не отрицая в то же время возможности предоставления этим странам каких-то гарантий безопасности со стороны государств НАТО.

return_links(4); ?>
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика