Проблема
терроризма
В прошедшие месяцы данная
проблема заняла довольное большое место в мировой политике. Ей были посвящены
три крупнейших международных форума - конференция глав 38 государств, включая
Россию и США, в Шарм-эш-Шейхе (Египет, 13 марта), переговоры "большой семерки"
в Лионе (Франция, июнь) и встреча в Париже стран "большой семерки" и России на
уровне руководителей внешнеполитических ведомств и спецслужб (30 июля).
В отличие от первых двух, которые
ограничились принятием деклараций общего характера, в Париже была предпринята
попытка выработать план действий. Он
состоит из 25 пунктов по координации деятельности и включает в себя выявление и
ликвидацию террористических организаций, ужесточение "антитеррористических"
разделов национального законодательства, обнаружение и пресечение источников
финансирования террористической деятельности, усиление сотрудничества между
правоохранительными органами, ужесточение контроля за производством и продажей
взрывчатых веществ.
Вместе с тем, на Парижской
конференции проявились разногласия между участниками, поскольку они исходили из
собственного восприятия проблемы терроризма, имеющей свою специфику для
каждого. США стремились использовать вопрос о борьбе с терроризмом в первую
очередь для того, чтобы убедить остальных в необходимости присоединиться к
американским санкциям против таких стран, как Иран и Ливия. Но американский
проект признать Иран, Ирак, Ливию и Судан странами, поддерживающими терроризм
на государственном уровне, и ввести против них режим международной изоляции
(некоторые санкции в отношении этих стран уже действуют по линии ООН) не был
одобрен. По мнению европейских стран, эта инициатива США продиктована не
столько озабоченностью самой проблемой терроризма, сколько интересами
американской политики на Ближнем Востоке, и ее принятие нанесло бы ущерб
торгово-экономическим связям Европы с этими богатыми энергоресурсами странами и
еще больше усилило бы в них антизападные настроения.
Для России в проблеме терроризма
первостепенное место занимает чеченский аспект. Но из-за очевидного двойного
стандарта в подходах западных держав к оценке тех или иных террористических
проявлений не удалось убедить зарубежных партнеров в том, что терроризм чеченского
происхождения является по своему характеру такой же угрозой, как и тот, с
которым сталкиваются они.
|