Ближний
и Средний Восток
Внимание к ближневосточному
региону было связано в первую очередь с выборами премьер-министра, которые
прошли в Израиле 30 мая и победой лидера правого блока "Ликуд" Б.Нетаньяху.
Новый премьер-министр не отказывается вести переговоры с палестинцами и арабскими
странами, но выступает против реализации принципа "территории в обмен на мир",
против возвращения Сирии Голанских высот, за сохранение Иерусалима в качестве
"единой и неделимой" столицы Израиля. Конечно, после прихода к власти он был
вынужден отчасти отступить от своей жесткой предвыборной риторики, заявил о
верности соглашениям, подписанным в Осло.
Несмотря на жесткие публичные
заявления во время визита в Вашингтон в начале июля, новый израильский премьер
заверил американское руководство, что выполнит обязательства своих предшественников
и продолжит поиски окончательного мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
Возобновление зашедших в тупик переговоров с Сирией он обусловил полным
прекращением террористической деятельности группировки "Хезболлах" в "буферной
зоне" на юге Ливана.
Приход к власти в Израиле
сторонника жесткой линии, конечно, спутал планы администрации Б.Клинтона
добиться ко времени президентских выборов в США прорыва в таком ключевом вопросе
ближневосточного урегулирования, как сирийско-израильское примирение, и тем
самым пополнить свой предвыборный багаж еще одним крупным внешнеполитическим
достижением. США оказали давление на новое руководство Израиля, заявив ему о
недопустимости пауз в ближневосточном процессе и необходимости активизации
политики на этом направлении. Переговоры
в Вашингтоне, как и последовавший вскоре после этого визит Б.Нетаньяху в
Египет, еще раз показали, что США располагают исключительными рычагами
воздействия на внешнюю политику Израиля, несопоставимыми с возможностями России.
Это не помешало, правда, последующему ужесточению тона Нетаньяху в отношениях с
арабами, он разморозил программу строительства израильских поселений в секторе
Газа и на западном берегу реки Иордан.
Россия, несмотря на активное
участие министра иностранных дел Е.Примакова в челночной дипломатии и его
большой ближневосточный опыт, не была из-за возражений США и Израиля включена в
состав международного комитета по контролю за выполнением соглашения о
прекращении огня на ливано-израильской границе после операций Израиля по
подавлению баз группировки "Хезболлах". Этот факт лишний раз демонстрирует ослабление возможностей нашей страны влиять
на международное развитие, противодействовать гегемонии тех, кто берет на себя
руководство миром после "холодной войны".
Серьезные перемены в баланс сил
на Ближнем и Среднем Востоке способно внести появление в Турции первого за ее
республиканский период исламского правительства во главе с Н.Эрбаканом. Хотя
новый премьер-министр смягчил свою риторику, не ставит вопроса о разрыве с НАТО
или отказе от намерений вступить в ЕС, азиатский акцент в политике Анкары
станет гораздо более заметным. Для Запада наиболее тревожной является
дестабилизирующая роль Турции в ближневосточном конфликте (особенно с учетом
прихода к власти таких же "непримиримых" в Израиле); Россия же опасается
столкнуться с более активным вмешательством Турции в Центральной Азии, с
поддержкой ею сепаратистских банд в Чечне и сепаратистов в ряде других мусульманских
регионов. Последние перемены в Турции и
Израиле во многом аналогичны друг другу и означают усиление влияния в регионе
фундаменталистских, националистических сил, труднее вписывающихся в "новый
мировой порядок" в том виде, в каком он видится США. Геополитические позиции
России на ее южном фланге могут еще больше ухудшиться, если она не осознает,
что данное направление внешней политики должно быть по своей приоритетности,
как минимум, равновеликим западному.
|