НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОНЪЮНКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА "ИНМАРСО"
МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЖИЗНИ СТОЛИЦЫ
Работа выполнена по заказу Комитета по телекоммуникациям
и средствам массовой информации Правительства Москвы
Руководитель темы: профессор О. З. Mуштук
Москва, июль 1998
В ВЫПУСКЕ:
О.З.Муштук. Место
и роль малого бизнеса в жизни Москвы (аналитическая записка)
Е.С.Яхонтова. Московская
пресса о роли и месте малого бизнеса в жизни столицы (контент-анализ)
Приложения
Итоги фонового опроса
Дифференциация итогов фонового опроса:
МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
В ЖИЗНИ МОСКВЫ
Центральной хозяйственно-политической задачей перехода России
к рынку выступает разгосударствление экономики или, говоря
иначе, разделение власти и собственности. Первая, т.е. политическая
власть, как это и положено по природе вещей, должна сосредотачиваться
в руках государства, тогда как собственность, олицетворяющая
собой экономическую власть, - преимущественно в руках частных
предпринимателей. При этом речь идет не о предельной концентрации
и монополизации этой последней в среде бизнес-элиты и финансовой
олигархии, а о ее максимальной "диффузии" и распылении среди
массы рядовых граждан с целью формирования крупного массива
класса мелких собственников и предпринимателей, которые в
западных странах составляют основу их социально-профессиональной
структуры, придавая ей исключительно "ромбовидный характер".
В этой структуре, наряду с располагающимся на ее верхнем
срезе меньшинством очень богатых людей и располагающимся в
ее основании бедным меньшинством, все остальное социальное
пространство занимают просто богатые или зажиточные слои населения,
чье благосостояние строиться исключительно на свободно организованном
труде, предприимчивости, образовании и т.д. Именно эти слои
в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти
политический уровень развития демократических государств,
так как, с одной стороны, являются непосредственными массовыми
производителями общественно необходимых товаров и услуг, с
другой - их потребителями.
Следует особенно подчеркнуть, что малый бизнес или малое
предпринимательство образует самую разветвленную сеть предприятий,
действующих в основном на местных рынках и обслуживающих местное
население. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий,
их технологической, производственной и управленческой гибкостью
это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся
конъюнктуру рынка.
По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние
предприятия являются работодателями почти для 50% трудового
населения всего мира, при этом объем их производства в различных
странах составляет от 33 до 66%. Кроме того, этот сектор более
динамично создает рабочие места. Так, например, в США за период
1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно
500 и 850 тыс. рабочих мест, а в малом бизнесе за этот же
период было создано 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая
65% чистого прироста рабочих мест по стране.
В свете этой статистики безусловно прав руководитель Департамента
поддержки и развития малого предпринимательства, министр правительства
Москвы Е. Егоров, который в интервью еженедельнику "Куранты"
(№8 за 1997 г.) опровергает точку зрения на то, что малый
бизнес - явление временное, относящееся к переходному периоду
экономики. Напротив, подчеркивает он, время обезличенной собственности
в виде монополий завершается и "лишь частный бизнес в состоянии
двигать вперед и общество, и науку. И мир идет к тому, чтобы
решать задачи производства и другие проблемы малым числом
работающих. Это становиться закономерным".
С этой точки зрения особый интерес представляют вопросы,
связанные с судьбами становления и развития малого предпринимательства
в России, в рамках которого в масштабе всей страны уже сегодня
насчитывается более 850 тыс. функционирующих предприятий,
дающих, по самым скромным подсчетам, около 12% ВНП. Особенно
это касается Москвы, где, по последним данным, число частных
малых и средних предприятий превысило 240 тыс. единиц, а число
занятых на них - почти 3 млн. человек.
Как москвичи оценивают место малого бизнеса в жизнедеятельности
столицы? Какими видятся ими основные проблемы и "болячки"
развития этого сектора, равно как и их объективные и субъективные
причины? В каком свете предстает перед ними та роль, которую
играют в решении всех этих проблем и стимулирования мелкого
предпринимательства городские власти?
Ответы на эти и другие вопросы и преследовало проведенное
исследование "Место и роль малого бизнеса в жизни Москвы".
В качестве составляющих в него вошли:
- контент-анализ московской прессы по избранной проблематике
- фоновый опрос москвичей по специально разработанной анкете
- специальная выборка ответов респондентов, построенная
на различиях в уровне и характере образования
- специальная выборка ответов респондентов, построенная
на различиях социально-профессионального статуса
- специальная выборка ответов респондентов, построенная
на различиях "поселенческой географии"
ПАСПОРТ РЕСПОНДЕНТОВ
Общее количество опрошенных в июне-июле 1998 г. составило
1201 человек. Их демографические, статусно-ролевые и иные
характеристики представлены следующими данными:
По признаку пола:
( в % к итогу)
1. Мужской |
46,8 |
2. Женский |
52,4 |
По возрастным категориям:
( в % к итогу)
1.До 20 лет |
11.2 |
2. от 21 до 30 |
39,4 |
3. от 31 до 40 |
16,1 |
4. от 41 до 50 |
19.6 |
5. от 51 до 60 |
9,0 |
6. от 61 и старше |
3,8 |
По уровню образования
( в % к итогу)
1. Среднее, в
том числе средне-специальное |
22,8 |
2. Незаконченное
высшее |
23,6 |
З. Высшее |
51,8 |
4. Не определились |
1,8 |
По социально-профессиональному статусу
(в % к итогу)
1. Студент Вуза,
техникума, колледжа |
27,9 |
2. Руководитель
высшего звена |
2,5 |
3. Государственный
чиновник и служащий |
16,1 |
4. Предприниматель,
коммерсант, рыночный торговец |
10,9 |
5. Наемный работник,
занятый в частном секторе |
21,0 |
6. Работник социальной
сферы (учитель, врач и т.д.) |
6,7 |
7. Военный, работник
правоохранительных органов |
3,0 |
9. Квалифицированный
рабочий |
2,5 |
10. Пенсионер |
3,7 |
11. Другое |
4,0 |
По территории проживания
(в % к итогу)
1. Центральный
|
2,6 |
2. Западный |
6,8 |
3. Южный |
24,9 |
4. Юго-Западный |
3,2 |
5. Юго-восточный |
9,8 |
6. Северный |
9,0 |
7. Северо-западный |
5,3 |
8. Северо-восточный |
15,3 |
9. Восточный |
7,6 |
10. Ближнее Подмосковье
|
6,7 |
11. Не определились |
8,7 |
Как видно из совокупности всех этих данных, опросом охвачены
основные категории москвичей, связанные с мелким предпринимательством
или в качестве его непосредственных социальных носителей,
т.е. мелких предпринимателей, коммерсантов, рыночных торговцев,
а также наемных работников, занятых в этом секторе экономики,
или же в качестве массовых потребителей, производимых в нем
товаров и услуг. При этом, что очень важно, многие из представленных
в опросе социально-профессиональных категорий (вузовская молодежь,
работники науки и образования, военные и др.) являются по
отношению к малому бизнесу той средой, за счет которой происходит
его расширенное воспроизводство, т.е. обеспечивается механический
прирост и увеличивается число мелких собственников и бизнесменов.
Существенно и представительство городских чиновников и служащих,
которые постоянно взаимодействуют с мелкими предпринимателями
в роли официальных лиц, т.е. власти, которая регулирует жизнедеятельность
малого предпринимательства и обеспечивает необходимое для
его эффективного развития правовое пространство. Кроме того,
в опросе широко представлены жители всех столичных окружных
департаментов, что дает возможность проследить территориальные
зависимости в характере и объемах развития малого бизнеса,
а также тех проблемах, которые существуют в этом секторе экономики
в разных городских районах.
ОБЩИЕ ИТОГИ ОПРОСА И НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ
К НИМ
Вопрос №1 Считаете ли Вы, что целенаправленная поддержка
и развитие малого бизнеса составляют в политике московского
правительства одно из стратегически важных направлений городских
реформ ? Ответы респондентов распределились следующим образом
(в % к итогу):
1.Да, несомненно |
26,7 |
2. Скорее да,
чем нет |
40,4 |
3. Скорее нет,
чем да |
23,5 |
4. Однозначно
нет |
7,5 |
5. Другое |
1,1 |
Как видно из этих данных, подавляющее большинство опрошенных
москвичей в 67,1% считают, что в политике московских властей
целенаправленная поддержка и развитие малого бизнеса в целом
составляют стратегически важное направление городских рыночных
реформ. Процент "сомневающихся" по этому поводу, т.е. определившихся
по варианту "скорее нет, чем да" составляет 23,5%, и только
7,5% однозначно исходят из того, что такое направление в политике
городских властей отсутствует вообще. При этом такого рода
положительный "расклад" оценок с небольшими отклонениями от
фонового характерен практически для всех возрастных групп
респондентов. Так, по первым двух вариантам вместе взятым
наиболее высокий показатель выявлен среди лиц, не старше 20
лет - 71,9%, тогда как наименьший - 59,7% в возрастной группе
от 51 до 60 лет.
Особый интерес представляет анализ ответов респондентов в
зависимости от их социально-профессионального статуса. По
этому же критерию, т.е. сумме результатов по первым двум вариантам
выстраивается нижеследующая иерархия (по нисходящей, в % к
итогу):
Руководители высшего
звена |
76,9 |
Студенты Вузов,
техникумов, колледжей |
71,0 |
Предприниматели
и коммерсанты |
71,1 |
Военные, работники
правоохранительных органов |
71,0 |
Работники социальной
сферы (учителя, врачи и др.) |
69,2 |
Государственные
чиновники и служащие |
64,6 |
Наемные работники,
занятые в частном секторе |
64,0 |
Пенсионеры |
57,9 |
Квалифицированные
рабочие |
50,0 |
Из этих данных отчетливо видно, что из девяти представленных
в опросе социально-профессиональных категорий москвичей, у
пяти из них положительные оценки деятельности городских властей
в сфере поддержки и развития малого предпринимательства даже
несколько превышают фоновые. И только у двух категорий - пенсионеров
и особенно квалифицированных рабочих они намного ниже.
Заслуживает внимания и анализ ответов респондентов в зависимости
от территории проживания. Если опять же взять в качестве критерия
все ту же сумму положительных результатов по первым двум вариантам,
картина следующая (по нисходящей, в % к итогу):
1. Северо-Восточный |
75,0 |
2. Северный |
68,5 |
3. Западный |
68,1 |
4. Восточный |
66,6 |
5. Южный |
65,7 |
6. Северо-Западный |
61,1 |
7. Юго-Западный |
60,6 |
8. Юго-Восточный |
59,0 |
9. Центральный |
51,8 |
Как видно из этих данных, самую высокую оценку политике московского
правительства в области поддержки и развития малого предпринимательства
дают респонденты Северо-Восточного округа - 75,0%, тогда как
меньше всех эту оценку высказывают жители Центрального АО,
участвовавшие в опросе - всего 51,8%. У преобладающего большинства
жителей других округов данная оценка близка к фоновой.
Вопрос №2. На Ваш взгляд, что положительного для нашего
города несет в себе развитие малого бизнеса?
Ответы респондентов выстраивают весьма примечательную иерархию
(по нисходящей, в % к итогу):
1.Создаются новые
рабочие места и расширяется активная занятость населения |
71,1 |
2. Обеспечивается
насыщение столичного рынка продуктами питания и товарами
первой необходимости |
53,2 |
3. Формируется
и растет сословие мелких собственников и предпринимателей
- костяк будущего среднего класса |
52,3 |
4. Городская казна
существенно пополняется за счет средств, выплачиваемых
малыми предприятиями в виде налогов, а также лицензионных
и арендных выплат |
50,2 |
5. Расширяется
ассортимент и улучшается качество услуг в социально-бытовой
сфере |
39,2 |
6. Преодолеваются
социально-иждивенческие настроения и люди все в большей
мере приучаются к тому, что надо рассчитывать исключительно
на себя, а не на "милости" властей |
39.0 |
7. Благоустраиваются
рынки, центры розничной торговли и общественного питания |
33,5 |
8. Другое |
1.7 |
Эти данные говорят сами за себя - подавляющее большинство
респондентов вне зависимости от возрастных, социально-профессиональных
и т.д. различий расценивают развитие института мелкого частного
предпринимательства в нашем городе исключительно как общественное
благо. При этом особенно высоко оценивается роль малого бизнеса
в создании новых рабочих мест и расширении активной занятости
населения, формировании и росте сословия мелких собственников
и предпринимателей, которые уже сегодня образуют крупный массив
тех горожан, многих из которых можно с полным основанием отнести
к "среднему классу".
Не осталось без внимания москвичей и то обстоятельство, что
с развитием сектора малого бизнеса столичный рынок практически
полностью насыщен продуктами питания и товарами массового
повседневного спроса. В результате из нашей жизни навсегда
(по крайней мере, очень хочется верить, что навсегда) ушло
такое уродливое явление "застойных лет", как товарный дефицит
и многочасовые стояния в очередях. Теперь основная проблема
не в том, что, а на что купить.
Достаточно солидным является "вес" малого бизнеса в формировании
городского бюджета. И хотя это не 65% бюджетных поступлений,
как это имеет место в ФРГ, тем не менее, каждый третий рубль
в московскую городскую казну поступает именно от малого бизнеса.
Это те средства, которые выплачиваются малыми предприятиями
в виде налогов, лицензионных и арендных выплат и т.д.
Наконец, что очень важно, среди нашего населения постепенно
преодолеваются привитые социализмом социально-иждивенческие
настроения и люди все в большей мере приучаются к тому, что
бы "вертеться", т.е. рассчитывать исключительно на себя, на
свои таланты, активность и предприимчивость, действуя по принципу
"на Бога (т.е. властей) надейся, но сам не плошай". И если
ты хочешь жить лучше, то иного пути, кроме как больше и лучше
работать нет.
Вопрос №3. По Вашему мнению, связаны ли между собой
развитие малого бизнеса и такое негативное явление в жизни
нашего города, как разгул преступности и насилия?
Да, самым непосредственным
образом |
17,8 |
В значительной
мере |
28,0 |
Частично |
42,0 |
Однозначно нет |
10.3 |
Другое |
1,5 |
Из этих данных отчетливо видно, что абсолютное большинство
респондентов в 87,7% считают, что между развитием малого бизнеса
и разгулом преступности и насилия в нашем городе существует
если и непрямая, то, по меньшей мере, опосредованная связь.
Только 10,3% опрошенных москвичей исходят из обратного, т.е.
полностью отрицают наличие такой связи. При этом самый высокий
процент такого отрицания характерен для возрастной группы
от 21 до 30 лет - 13,4%, тогда как наименьший - всего 5,3%
среди лиц, не старше 20 лет.
Больше других настаивают на существовании самой непосредственной
прямой связи между развитием малого бизнеса и преступностью
такие социально-профессиональные категории, как пенсионеры
(39,5%), квалифицированные рабочие (38,5%) и работники социальной
сферы (25,0%), тогда как меньше других - прежде всего руководители
высшего звена (7,7%), а также сами предприниматели и коммерсанты
(13,5%).
Из убеждение в том, что развитие малого бизнеса и преступности
лишь отчасти связаны между собой, больше других исходят респонденты-
жители Восточного АО - 47,4%, тогда как меньше других - Юго-Западного
округа -30,3%. Как значительную, больше других определяют
эту связь участники опроса, проживающие в Северо-Западном
АО -35,2%, тогда меньше других - из Восточного -23,1%.
Как бы там ни было, но проблема действительно существует.
Иначе не было в нашем городе связанных с недобросовестной
конкуренцией и переделом сфер влияния многочисленных кровавых
разборок, чуть ли не ежедневных заказных убийств предпринимателей
и коммерсантов и т.д. Не было бы и того, что называют "криминальной
крышей" малого бизнеса, т.е. того, что один из респондентов
назвал "жесткой зависимостью мелких предпринимателей и торговцев
от "братков", т.е. криминальных структур, которые облагают
этот сектор особым видом налога - рэкетом и взимают его с
неукоснительной регулярностью.
Вопрос №4 На Ваш взгляд, преимущественно из каких
социально-профессиональных слоев и групп формируется в Москве
малый бизнес?
Ответы респондентов позволяют выстроить следующую иерархию
социально-профессиональных источников расширенного воспроизводства
малого бизнеса в Москве ( по нисходящей, в % к итогу):
1. Потенциальных
и реальных безработных |
45,5 |
2. Из числа государственных
чиновников и служащих |
42,9 |
3. Работников
системы школьного и высшего образования, а также НИИ системы
РАН и промышленных КБ |
42,2 |
4. Криминалитета |
41,7 |
5. Довузовской
и вузовской молодежи |
37,8 |
6. Демобилизующихся
военных и работников правоохранительных органов |
35,6 |
7. Пенсионеров |
10,5 |
8. Другое |
4,1 |
Выстроенная иерархия, как представляется, вполне имеет право
на жизнь. Ибо, действительно, многие из представленных в ней
категорий москвичей пришли в малый бизнес потому, что, как
говорят в народе, "нужда заставила". Именно они формируют
один из наиболее массовых сегментов отечественных предпринимателей,
а именно: "предпринимателей в силу обстоятельств " или
"предпринимателей поневоле".
В их числе, как это справедливо отметило большинство респондентов,
находятся прежде всего безработные - не только те,
кто официально зарегистрирован в этом качестве на бирже труда,
но и скрытые безработные, безработные, так сказать, в "потенции",
т.е. те, которые работают по сокращенному графику или неполную
рабочую неделю, и над которыми постоянно довлеет "дамоклов
меч" увольнения и потери привычного статуса. В это число входит
также крупный социальный массив тех, кто находится в длительных
неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусках.
Затем следуют "новые бедные", т.е. те категории населения
из числа прежде всего пенсионеров, а также работников социальной
сферы, системы высшего и среднего образования, НИИ и КБ, чей
жизненный уровень упал настолько низко, что единственным реальным
выбором для его поддержания на сколь-нибудь приемлемом уровне
оказывается либо смена специальности, либо предпринимательская
деятельность в сфере малого бизнеса.
Значителен в малом бизнесе и удельный вес "жертв конверсии",
т.е. демобилизующихся военных, программа помощи которым
построена таким образом, что подталкивает многих из них к
тому, что бы напрямую заняться предпринимательством, хотя
сами они без этого "побуждения" скорее всего не обратились
к проблемам бизнеса.
Идут в бизнес и "начальники", т.е. государственные чиновники
и служащие, хотя в их среде доминирует не вышеобозначенный
тип "предпринимателей поневоле", а те, которые покинули "властные
кресла" добровольно, на основе осознанного выбора, предварительно
обеспечив себе, используя возможности "начальствующего статуса"
и обширные связи, гарантированность старта и высокий уровня
доходности "дела". Не случайно проблема квалифицированного
кадрового обеспечения городских управленческих структур в
нашем городе по-прежнему стоит довольно остро. Ибо в бизнес
уходят, как правило, не худшие, а лучшие.
В значительной мере связывают свою судьбу с бизнесом, если
и не в форме собственного дела, то, по меньшей мере, в виде
работы в престижной коммерческой фирме большинство московских
студентов, многие из которых, особенно старшекурсники, успешно
делают это уже сегодня.
Из все сказанного можно заключить только одно: социальными
источниками формирования малого бизнеса в Москве выступают
практически все слои населения и свои корнями этот сектор
городской экономики прочно врастает в народ и произрастает
из него.
Вопрос №5. Занятие малым бизнесом в нашем городе это,
по Вашему мнению, кратчайший путь:
1. К самоутверждению
себя как свободной и независимой личности |
57,2 |
2. Реализации
своих идей и талантов в любимом деле |
53,2 |
3. Благополучию
и процветанию |
44,0 |
4. Беспокойной
жизни и работе по 24 часа в сутки |
68,9 |
5. Жизни в постоянном
страхе за себя и своих близких |
40,0 |
6. Тюремному заключению |
10,1 |
7. Преждевременной
и насильственной смерти |
18,5 |
8. Другое |
3,7 |
Как видно из этих данных, из всего перечня того, что несет
в себе занятие малым бизнесом в нашем городе, абсолютное большинство
респондентов, в том числе предпринимателей и коммерсантов,
на первое место поставили ценности свободы, т.е. возможности
самоутверждения себя в качестве автономного и независимого
индивида, стать хозяином своей собственной судьбы, реализовав
в любимом деле свои идеи и таланты. При этом преобладающее
большинство опрошенных москвичей очень четко осознают, что
быть предпринимателем - значит работать без выходных, что
называется, по 24 часа в сутки. Это значит персонально и в
полном объеме отвечать за свое дело - при чем отвечать как
с точки зрения его экономической эффективности, так и в плане
надлежащего исполнения законов, равно как и обязательств по
отношению к партнерам и потребителям и т.д. И нет ничего удивительного
в том, что такой напряженный труд на себя и одновременно на
общество позволяет предпринимателям обеспечивать свои семьи
более высоким по сравнению с семичасовой работой по найму
уровнем благополучия и процветания. Правда, следует особо
подчеркнуть, что материальный достаток и благополучие в выстроенной
респондентами, в том числе из разряда предпринимателей, иерархии,
стоят только на четвертом месте
Но поскольку наше общество еще не привыкло к богатству и
богатство еще слишком контрастно на фоне бедности, то преуспевающий
бизнесмен постоянно находится под колпаком зависти и корысти.
На него, на это богатство, как пишет на страницах "АиФ" жена
одного отечественного миллионера, "слетаются и те, кто
просит, и те, кто требует, в том числе и с помощью изрыгающих
свинец игрушек". Поэтому респонденты вполне обосновано
указывают на то, что заниматься бизнесом и, тем более, преуспевать
в этом деле, - это значит в наших условиях в значительной
мере обрекать себя на жизнь в постоянном страхе за себя и
своих близких.
Безусловно правы и те респонденты, которые считают, что занятие
бизнесом с большой долей вероятности может стать кратчайшим
путем к преждевременной и насильственной смерти. Не секрет,
что в масштабе всей России число преднамеренно убитых предпринимателей
и коммерсантов исчисляется уже не сотнями, а тысячами человек.
В то же время следует обратить особое внимание на то, что
по этим двум последним позициям ответы респондентов из числа
самих предпринимателей и коммерсантов не столь пессимистичны.
Они не только не совпадают с фоновыми, а намного ниже их.
Так, постоянный страх среди этой категории опрошенных за себя
и своих близких испытывают только 28,8% против 40,0% фоновых;
возможность преждевременной и насильственной смерти не исключают
всего 9,9% против соответственно 18,5% фоновых.
Тем не менее, из этой выстроенной респондентами иерархии
можно заключить, что занятие бизнесом в нашем городе имеет
как свои положительные, так и отрицательные стороны. Первые
связанные с развитием гарантированного и поддерживаемого властями
самого института частного предпринимательства и теми возможностями,
которые этот институт создает для самореализации индивида
в качестве свободной и преуспевающей личности, в том числе
и в осуществлении права экономически быть неравным другим
при равенстве всех перед законом. Вторые, т.е. отрицательные
стороны, в значительной мере определяются нашей ментальностью,
т.е. восприятием богатства как Богу неугодного дела и желанием
равенства и справедливости по принципу: "Если все не могут
иметь одинаково много, то все должны довольствоваться одинаково
малым". Однако главное упирается все же в домогательства со
стороны "братков", в то, что в силу определенных обстоятельств
многие предприниматели вынуждены работать в "тени", где их
уже поджидают "крутые" "с бычьими бритыми затылками" парни
в фирменных кожаных куртках. Поэтому задача максимально оградить
и защитить мелких бизнесменов от криминалитета по-прежнему
остается одной из главных в работе московских правоохранительных
органов и силовых структур.
Вопрос №6. Прежде всего с чем, по Вашему мнению, связаны
повседневные проблемы малого бизнеса в нашем городе?
Ответы респондентов выстраивают следующую иерархию повседневных,
относящихся к разряду "животрепещущих" проблем развития малого
бизнеса в Москве (по нисходящей, в % к итогу):
1. Уровнем налогообложения
и объемами лицензионных и арендных выплат |
69,1 |
2. Давлением (т.е.
взиманием "рэкет-налога") со стороны уголовно-криминальных
структур |
66,8 |
3. Чиновничьим
"рэкетом" (т.е. взиманием так называемой "взятки-налога")
со стороны таких надзорно-контролирующих властных инстанций,
как СЭС, пожарная служба, муниципальная милиция и т.д.) |
66,7 |
4. С бюрократическими
рогатками и проволочками при решении всякого рода организационных
вопросов с властями (регистрации, получении лицензий,
аренде помещений и т.д.) |
64,7 |
5. Нехваткой экономических
и юридически-правовых знаний и профессионального опыта |
40,7 |
6. Трудностями
в поисках ресурсов и стартового капитала (т.е. получении
кредитов и ссуд) |
40,6 |
7. Невыполнением
(или недобросовестным, некачественным выполнением) обязательств
партнерами |
25,6 |
8. Другое |
1,6 |
Думается, что эта иерархия повседневных проблем малого бизнеса
в нашем городе, которые по-прежнему упираются в существующую
практику его регулирования со стороны властей и незащищенность
перед лицом организованной преступности, вполне отвечает сложившимся
реалиям. Не так давно бывший председатель федерального Госкомитета
по поддержке и развитию малого предпринимательства И. Хакамада
в интервью газете "МК" следующим образом охарактеризовала
ситуацию в этом секторе: "Есть финансовый кризис, совершенно
не стимулирующий политику банков и кредитную ставку рефинансирования
по отношению к малому предпринимательству. Кроме кризиса,
мы имеем неэффективную налоговую систему, являющуюся, с одной
стороны, чисто фискальной, с другой -стимулирующей уход от
налогов предприятий в "тень". Отсутствуют льготные условия
по аренде недвижимости. Существует огромное количество бюрократии,
прежде всего на местном уровне, действующей зачастую в своих
интересах, что приводит к увеличению коррупции".
Уместно в этой связи привести и очень "сердитую" на властей
публикацию в "МН" генерального секретаря Российской ассоциации
налогоплательщиков И. Динеса "Что стоит за трагедией в Лужниках".
В ней автор высказывает свое несогласие в том, что эта трагедия
и последовавшие за ней волнения произошли на национальной
почве, и утверждает, что скорее всего национальный вопрос
тут ни при чем. Ибо то "состояние, в котором находится
у нас "челночный" и любой другой малый бизнес, неизбежно приводит
к криминальным случаям". Более того, пишет далее И. Динес,
мы даже в "определенной степени привыкли к тому, что он
криминализован. Но разве "теневые" явления в нем - вина самих
челночников? Отвечая на этот вопрос, автор видит причины
всех бед в том, что существующая государственная система единственную
свою опору "видит в разветвленной и всепроникающей бюрократии.
Низкая экономическая эффективность государственного управления
не позволяет прокормить низших исполнителей этой машины, и
эта задача успешно решается путем паразитирования на предпринимательской
инициативе. При этом государство одной рукой показывает "морковку"
государственной поддержки, а другой превращает новые предприятия
в целом в "кормушку" для самых "необеспеченных" своих помощников.
В результате любая предпринимательская инициатива оказывается
обречена на разорение". И малый бизнес приносится в жертву
низовой бюрократии.
К чему сводится чиновничий рэкет, автор подробно описывает
на примере жизнедеятельности маленького торгового киоска на
любом из многочисленных оптовых рынков Москвы, и со знанием
дела пишет: "Доход предпринимателя, здесь не так велик:
обычная норма прибыли составляет 8 - 9 процентов. Дополнительный
доход приносит торговля нелицензионным товаром - например
поддельной водкой. В праздничный или ярмарочный день можно
выгодно торговать разной снедью и напитками - такая торговля
может сделать двойной оборот. Теперь посмотрим на расходы.
Место на рынке стоит, как правило, 10 - 15 тысяч новых рублей
в месяц. Кроме того, необходимо платить различные сборы администрации
и "дружить" с многочисленными ведомствами и организациями,
которые способны принести большие и малые неприятности. "Тарифы"
здесь примерно следующие: СЭС приходится "отстегивать" 70
- 100 рублей в месяц, дороже обходятся пожарники и энергетики.
Последние, к примеру, могут выставить такой счет за электроэнергию,
будто у вас в ларьке не оптовая торговля, а алюминиевое производство.
Многие чиновники предпочитают сразу договариваться с администрацией
рынка и получают в качестве "дани" пару пустых палаток, которые
потом сами сдают в аренду".
В заключении И. Динес высказывает довольно пессимистический
взгляд на перспективы развития малого предпринимательства
и считает, что результатом такой узаконенной политики чиновничьего
рэкета "могут стать кризис предпринимательской инициативы
и формирование системы "клиентеллы". Смысл такой экономической
системы, - по его мнению, - заключается в том, что
формально свободные граждане не будут иметь возможности стать
свободными собственниками и производителями и вынуждены будут
примыкать к "сильным", оставаясь до конца в русле их политики
и их представлений о правильном устройстве общества. При этом
формальная свобода мелкого производителя окажется сведена
на нет именно бюрократическими препонами и вынудит его принести
свою инициативу, свой талант и небольшой капитал на алтарь
интересов избранных".
Можно, конечно, соглашаться или не соглашаться с выводами
автора, но нельзя не признать, что низовая (именно низовая,
а не верхушечная) коррупция в нашем городе действительно процветает.
И мелким предпринимателям не остается ничего другого, кроме
как "делиться" с местными носителями различных видов власти
(административной, надзорно-контролирующей, правоохранительной
и т.д.) для того, чтобы выжить. Поэтому не случайно подавляющее
большинство респондентов из числа предпринимателей и коммерсантов
именно эти проблемы поставили на первое место.
Вопрос №7. Считаете ли Вы, что по отношению к малому
бизнесу крупный отечественный капитал, и прежде всего банковский,
играет роль заботливого старшего брата, помогающего младшему
стать на ноги?
1.Да |
5,6 |
2. Скорее да,
чем нет |
15,4 |
3. Скорее нет,
чем да |
42,1 |
4. Нет |
35,4 |
5. Другое |
0,9 |
Из этих данных недвусмысленно следует, что в отличие от западных
стран, в которых крупный капитал по отношению к мелкому проводит
политику осознанного патернализма ( от лат. Раtеrnus -отцовский,
отеческий) т.е. действительно играет роль "заботливого старшего
брата", отечественный крупный капитал в этом отношении смотрится
глазами респондентов сугубо негативно. Только всего чуть более
20% опрошенных москвичей считают, что нынешняя бизнес-элита,
и прежде всего из разряда банковской, действительно озабочена
тем, как помочь мелкому предпринимательству стать на ноги,
тогда как подавляющее большинство в 75,5% исходит из обратного,
т.е. отрицает ее сколь-нибудь значительную роль в этой сфере.
При этом, что характерно, среди респондентов-предпринимателей
этот показатель еще выше и составляет 80,1%. Когда автор данных
строк спросил своих слушателей из числа мелких и средних предпринимателей,
может ли "простой смертный" получить в коммерческом банке
кредит или ссуду для открытия собственного дела, все они "сделали
круглые глаза". В этой связи в уже упоминавшемся интервью
газете "МК" И. Хакамада советует малым предприятиям самим
собирать финансовые ресурсы и кредитовать другу друга через
кредитные кассы взаимопомощи, т.е. возродить существовавшие
в России до 1917 г. многочисленные "товарищества на вере".
Вопрос № 8. Где, на Ваш взгляд, выше уровень сервиса?
Ответы респондентов распределились следующим образом ( в
% к итогу):
1. В частных коммерческих
структурах |
38,0 |
2. В государственных |
1,0 |
3. Скорее в частных,
чем в государственных |
38,9 |
4. Скорее в государственных,
чем в частных |
2,1 |
5. Ив тех, ив
других он одинаково высок |
1,7 |
6. Ив тех, и в
других он одинаково низок |
16,0 |
7. Другое |
1,5 |
Эти данные со всей очевидностью свидетельствуют в пользу
развития не государственных, а исключительно частных коммерческих
структур. Подавляющее большинство опрошенных москвичей в 76,9%
считают, что в целом уровень сервиса в этих структурах существенно
превышает государственные. И только 16,0% исходят из убеждения,
что он такой же низкий, как и в системе государственной торговли
и услуг, т.е. не выходит за пределы унаследованного от "социалистического
торгового прошлого" откровенного "хамства" во взаимоотношениях
между продавцами и покупателями.
Особенно высоко оценивают уровень сервиса в частных коммерческих
структурах респонденты младших возрастных групп. Так, суммируя
результаты ответов по вариантам №1 и 3, мы получим показатель
в 81,5% среди лиц, не старше 20 лет и 84,3% в возрастной группе
от 21 до 30 лет. Среди различных статусно-дифференцированных
категорий респондентов пальма первенства по этому же показателю
принадлежит студенчеству - 85,2%, руководителям высшего звена
- 84,7%, а также предпринимателям и коммерсантам -81,0%, тогда
как в роли аутсайдеров выступают пенсионеры - 64,8% и государственные
чиновники и служащие - 65,3%.
Из убеждения, что уровень сервиса одинаково низок как в частных,
так и государственных коммерческих структурах больше других
исходят респонденты-жители Юго-Западного округа -303%. Затем
по нисходящей следуют жители: Северного -21,7%, Юго-Восточного
- 21,0% и Восточного АО -19,2% и т.д.
Вопрос №9. Приходилось ли Вам, а также Вашим друзьям
и знакомым сталкиваться в качестве покупателя или заказчика
с преднамеренным обманом и надувательством со стороны частных
предпринимательских структур?
1. Да, что называется,
на каждом шагу |
9,1 |
2. Нередко |
22,7 |
3. Время от времени |
37,6 |
4. Крайне редко |
22,6 |
5. Никогда |
6,6 |
6. Другое |
0,6 |
На первый взгляд, эти данные противоречат результатам ответов
респондентов на предыдущий вопрос. На самом деле никакого
противоречия здесь нет. При более высоком по сравнению с государственными
уровне сервиса в частных коммерческих структурах, он, тем
не менее, весьма далек от того уровня, который существует
в западных странах. Приходится, к сожалению, констатировать,
что в отечественном бизнесе ориентация на то, чтобы "обуть",
"кинуть", объегорить" и т.д. потребителя, т.е. "всучить" ему
некачественный, залежалый товар под видом товара "экстра-класса"
в целом пока преобладает. Поэтому неслучайно только всего
6,6% респондентов в своих взаимоотношениях с частными коммерческими
структурами не встречались с подобного рода фактами, тогда
как подавляющее большинство в 92,0% пусть и не на каждом шагу,
пусть даже время от времени или крайне редко, но обязательно
выступали жертвами подобного надувательства. Не секрет, что
еще не было случая, что бы в ходе регулярно осуществляемых
соответствующими городскими службами рейдов по коммерческим
магазинам и предприятиям общепита не были бы выявлены вопиющие
нарушения правил торговли. Систематические обсчеты покупателей,
недовесы, "недовложения", продажа фальсифицированных спиртных
напитков, продуктов с истекшими сроками годности, без маркировки
и т.д. - таков далеко не полный букет тех "производственных
технологий", с помощью которых многие предпринимательские
структуры преднамеренного "объегоривают" горожан.
Чаще других с этим преднамеренным "объегориванием" сталкиваются
респонденты Юго-Западного административного округа - 45,5%
по сумме ответов на варианты №1-2. Затем по убывающей следуют
жители: Западного - 39,1%, Южного - 33,1%, Северного - 31,5%
и т.д. Замыкают эту иерархию на ее нижней ступени респонденты
из жители Восточного АО - всего 24,4%.
Вопрос №10. Как. по Вашему мнению, влияют на эффективность
малого бизнеса в нашем городе такие качества, как законопослушанне,
честность, порядочность, обязательность в делах и т.д. ?
1. Сугубо положительно |
20,4 |
2. Скорее положительно,
чем отрицательно |
42,7 |
3. Скорее отрицательно,
чем положительно |
26,4 |
4. Однозначно
отрицательно |
5,1 |
5. Другое |
4,0 |
6. Не определились |
1,4 |
Как видно из этих данных, в своих оценках влияния на эффективность
малого бизнеса в нашем городе таких правовых и нравственно-этических
качеств, как законопослушание, честность, порядочность, обязательность
в делах т.д. респонденты разделились на две неравные друг
другу группы : одна преобладающая часть в 63,1% ставит этим
качествам сугубо плюсовую оценку, тогда как меньшая в 31,5%
-отрицательную. При этом эти показатели среди различных возрастных
категорий опрошенных практически полностью совпадают с фоновыми,
за исключением возрастной группы от 51 до 60 лет - здесь сумма
отрицательных оценок составляет 42,4%. Чего нельзя сказать
о дифференциации ответов респондентов в зависимости от различий
социально-профессионального статуса. По этому же показателю
(сумме отрицательных оценок по вариантам №3 и 4 вместе взятым)
безусловным лидером выступают военные и работники правоохранительных
органов -38,7%. Затем по нисходящей следуют: пенсионеры -
36,8%, государственные чиновники и служащие - 36,6% и т.д.
Замыкают эту иерархию на ее нижней ступени предприниматели
и коммерсанты - всего 24,3%.
Думается, что эту доминанту положительных качеств в качестве
первоосновы экономической эффективности малого предпринимательства
в нашем городе следует отнести скорее к области желаемого,
чем действительного. Ибо на самом деле, " наш предприниматель,
- как отмечает уже упоминавшийся руководитель московского
Департамента поддержки и развития малого бизнеса Е.Егоров,
- увы, незаконопослушен. Процветает теневой, криминальный
бизнес, невыплата налоговых платежей, выпуск некачественной
продукции, услуг".
Поэтому данная доминанта - это, по глубокому убеждению автора
данных строк, своего рода выражение психологической усталости
и нервного перенапряжения от постоянного пребывания в неправовом
"теневом" поле и желания выйти из него, стать действительно
цивилизованным, "открытым" всему сообществу предпринимателем.
Но для этого одного даже самого страстного желания недостаточно.
Что в первую очередь требуется, так это соответствующее государственное
и социо-культурное обеспечение таких условий, при которых
честным и законопослушным гражданам, в том числе бизнесменам,
легко было бы жить правильно, тогда как нечестные и незаконопослушные
становились бы изгоями общества и выталкивались на его периферию.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведенный в июне-июле текущего 1998 г. репрезентативный
опрос 1201 столичного жителя с целью выяснения его оценок
роли и места в жизни нашего города малого предпринимательства,
в качестве итога в обобщенном, так сказать, суммарном виде,
позволяет заключить:
ПЕРВОЕ - В силу того, что переход и движение нашей
страны к рынку осуществляется не эволюционным путем, а инициируется
и направляется "верхами", решающее значение в становлении
и развитии института частного предпринимательства, и прежде
всего малого и среднего, приобретает соответствующая патерналистская
политика властей. С этой точки зрения примечательно, что подавляющее
большинство опрошенных москвичей в 67,1% считают, что именно
такая политика присуща столичному правительству и в целом
целенаправленная поддержка и развитие малого бизнеса составляют
стратегически важное направление городских рыночных реформ.
Процент "сомневающихся" по этому поводу, т.е. определившихся
по варианту "скорее нет, чем да" составляет 23,5%, и только
7,5% однозначно исходят из того, что такое направление в политике
городских властей отсутствует вообще. При этом из девяти представленных
в опросе социально-профессиональных категорий москвичей, у
пяти из них положительные оценки деятельности городских властей
в сфере поддержки и развития малого предпринимательства даже
превышают фоновые ( в диапазоне от 69,2% до 76,9%).
И только у двух категорий - пенсионеров и особенно квалифицированных
рабочих они намного ниже (соответственно 57,9 и 50,0%). Важно
также отметить, что данные оценки в целом близки к фоновым
и у респондентов-жителей большинства округов столицы, за исключением
с Северо-Восточного АО, который лидирует с общей суммой в
75,0%, и Центрального, который выступает в роли "аутсайдера"
- всего 51,8%.
ВТОРОЕ - подавляющее большинство респондентов
вне зависимости от возрастных, социально-профессиональных
и иных различий расценивают активно поддерживаемое властями
развитие института мелкого частного предпринимательства в
нашем городе исключительно как общественное благо. При
этом особенно высоко оценивается роль малого бизнеса в том,
что:
во-первых, интенсивно создаются новые рабочие места
и расширяется сфера активной занятости населения;
во-вторых, обеспечивается насыщение столичного рынка
продуктами питания и товарами первой необходимости;
в-третьих формируется и растет сословие мелких собственников
и предпринимателей - костяк будущего среднего класса;
в-четвертых, городская казна существенно пополняется
за счет средств, выплачиваемых малыми предприятиями в виде
налогов, а также лицензионных и арендных выплат;
в-пятых, расширяется ассортимент и улучшается качество
услуг в социально-бытовой сфере;
в-шестых, благоустраиваются рынки, центры розничной
торговли и общественного питания;
в-седьмых, преодолеваются унаследованные от "застойных
времен" социально-иждивенческие настроения и люди все в большей
мере приучаются к тому, что надо "вертеться", т.е. рассчитывать
исключительно на себя, а не на "милости" властей.
ТРЕТЬЕ - Развитие малого предпринимательства в нашем
городе имеет и негативные стороны, обусловливающиеся в первую
очередь его "теневым", криминальным или полукриминальным характером.
Это четко осознается респондентами. На вопрос о том, связаны
ли между собой развитие малого бизнеса и разгул преступности,
17,8% ответили утвердительно, подчеркнув при этом, что такая
связь непосредственная и прямая. 28,0% определяют ее как значительную,
42,0% - как частичную. И только 10,3% опрошенных москвичей
исходят из обратного, т.е. однозначно отрицают наличие этой
связи. Таким образом, абсолютное большинство респондентов
в 87,7% считают, что между развитием малого бизнеса и разгулом
преступности в нашем городе существует если и не всегда прямая,
то, по меньшей мере, опосредованная связь. Порождающиеся
недобросовестной конкуренцией и борьбой за передел сфер влияния
кровавые разборки и чуть ли не ежедневный "отстрел" предпринимателей
и коммерсантов - наглядное тому подтверждение.
ЧЕТВЕРТОЕ - В силу того, что формирование класса мелких
предпринимателей - явление абсолютно новое для традиционной
структуры нашего общества, особый интерес представляет вопрос
о его социальных источниках. В ответе на него большинство
респондентов указало прежде всего на те слои горожан, которые
идут в бизнес потому, что, как говорят в народе, "нужда заставляет".
В их числе: потенциальные и реальные безработные, "новые
бедные " из числа работников социальной сферы, науки, образования
и т.д., демобилизующиеся военные, пенсионеры, бедствующие
студенты и др. На эти категории приходится в итоге более
65% из общей суммы полученных ответов. В своей совокупности
они образуют наиболее массовый сегмент столичных предпринимателей,
а именно: "предпринимателей в силу обстоятельств" или "предпринимателей
поневоле". В то же время респонденты указывают на то,
что в бизнес уходят и "начальники", т.е. городские и федеральные
чиновники и служащие, хотя в их среде доминирует те, которые
покинули "властные кресла" добровольно, на основе осознанного
выбора, предварительно обеспечив себе, используя возможности
"начальствующего статуса", гарантированность старта. Не остался
без внимания большинства респондентов и такой социальный источник
пополнения предпринимательских рядов, как криминалитет. Но
если его не брать во внимание, то есть все основания для того,
чтобы заключить: своими социальными корнями сектор столичного
малого бизнеса прочно врастает в народ и произрастает из него.
ПЯТОЕ - Коренным отличием рыночной экономики является
безоговорочное признание естественного права каждого человека
на свободу, частную собственность, выбор рода занятий и т.д.
С этой точки зрения особый интерес представляет то, что из
предложенного респондентам перечня всего того, что несет в
себе занятие малым бизнесом в нашем городе, их абсолютное
большинство, в том числе из разряда предпринимателей и коммерсантов,
на первые места поставили ценности свободы, т.е. возможности
самоутверждения себя в качестве автономного и независимого
субъекта, хозяина собственной судьбы, работающего на себя,
а не на "дядю" в лице государства, и реализующего в любимом
деле свои идеи и таланты. При этом характерно, что материальный
достаток и благополучие в выстроенной респондентами иерархии,
стоят только на четвертом месте. В то же время обращает
на себя внимание цифра в 40,0% - это то количество респондентов,
которые одновременно считают, что заниматься бизнесом в нашем
городе - значит обрекать себя на жизнь в постоянном страхе
за себя и своих близких. 18,5% -не исключают вероятности преждевременной
и насильственной смерти и т.д. Такого рода страхи, как представляется,
не лишены оснований и задача максимально оградить и защитить
мелких предпринимателей от домогательств "братков" по-прежнему
остается одной из самых насущных в деятельности городских
правоохранительных и силовых структур.
ШЕСТОЕ - Занятие бизнесом - дело исключительно хлопотное
и ответственное, это работа с перманентным напряжением и необходимостью
решения множества самых различных проблем. Наиболее злободневные
из них, в оценках большинства опрошенных москвичей, по-прежнему
упираются в существующую практику регулирования малого бизнеса
со стороны властей и его незащищенность перед лицом организованной
преступности. Более предметно эти проблемы связываются:
- с существующим уровнем налогообложения и объемами лицензионных
и арендных выплат;
- давлением (т.е. взиманием "рэкет-налога") со стороны
уголовно-криминальных структур;
- чиновничьим "рэкетом" (т.е. взиманием так называемой
"взятки-налога") со стороны таких надзорно-контролирующих
и правоохранительных властных инстанций, как СЭС, пожарная
служба, муниципальная милиция и т.д.;
- с бюрократическими рогатками и проволочками при решении
всякого рода организационных вопросов с властями (регистрации,
получении лицензий, аренде помещений и т.д.).
Из общей суммы полученных результатов в 374,2% на эти факторы
приходится 267,3% или 71,4%. При этом речь идет не о верхних
эшелонах городской власти, не о так называемой "верхушечной"
коррупции, а исключительно о коррупции "низовой", о беспределе
и поборах со стороны низовой бюрократии. Далее по нисходящей
отмечаются: нехватка экономических и юридически-правовых знаний
и профессионального опыта; трудности в поисках ресурсов и
стартового капитала (т.е. получении кредитов и ссуд); невыполнение
(или недобросовестное, некачественное выполнение) обязательств
партнерами и др.
СЕДЬМОЕ - Бурное развитие малого предпринимательства
в западных странах в немалой степени обусловливается партнерским
отношением к нему крупного капитала. В этом плане отечественный
крупный капитал, и прежде всего банковский, получил в оценках
преобладающего большинства респондентов сугубо "неудовлетворительный
бал". 75,5% из них считают, что этот сегмент столичного
бизнеса практически полностью дистанцировался от своего "меньшего
собрата" и не играет сколько-нибудь существенной роли в том,
чтобы помочь ему стать на ноги. При этом, что характерно,
среди респондентов-предпринимателей этот показатель еще выше
и составляет 80,1%.
ВОСЬМОЕ - Развитие малого предпринимательства в нашем
городе, как считают 76,9% опрошенных москвичей, привело к
существенному улучшению сервиса, уровень которого в коммерческих
структурах намного выше, чем в государственных. В тоже время
на вопрос о том, приходилось ли Вам, а также Вашим друзьям
и знакомым сталкиваться в качестве покупателя или заказчика
с преднамеренным обманом и надувательством со стороны частных
предприятий и фирм, 92,0% респондентов в целом ответило утвердительно.
При этом 9,1% из них с такого рода явлениями встречаются чуть
ли не на каждом шагу, 22,7% - довольно часто, 37,6% -время
от времени, 22,6% - крайне редко. На первый взгляд, эти данные
противоречат результатам ответов респондентов на предыдущий
вопрос. На самом деле никакого противоречия здесь нет. При
более высоком по сравнению с государственными уровне сервиса
в частных коммерческих структурах, он, тем не менее, весьма
далек от того уровня, который существует в западных странах.
И, как показывают регулярные рейды соответствующих городских
служб, ориентация на то, что бы "обуть" потребителя, т.е.
обвесить, обсчитать, подсунуть захудалый, фальсифицированный
товар и т.д. в среде столичного бизнеса в целом пока преобладает.
ДЕВЯТОЕ - Одним из важных вопросов, дискутирующихся
сегодня как среди ученой общественности, так и среди самих
предпринимателей, является вопрос о совместимости бизнеса
и морали. Способствуют ли или, наоборот, препятствуют экономической
эффективности предпринимательства такие человеческие качества,
как честность, порядочность, совестливость, обязательность
в делах и т.д.? По этому вопросу мнение опрошенных москвичей
разделилось: одна преобладающая часть в 63,1% считает, что
да, способствуют, тогда как меньшая в 31,5% высказалась в
этом плане отрицательно. Думается, что эту доминанту положительных
качеств в качестве первоосновы экономической эффективности
малого предпринимательства в нашем городе следует отнести
скорее к области желаемого, чем действительного. Это, вне
всякого сомнения, своего рода выражение накопившейся в предпринимательской
среде психологической усталости и нервного перенапряжения
от постоянного пребывания в неправовом "теневом" поле и желания
выйти из него, стать действительно цивилизованным, "открытым"
всему сообществу предпринимателем.
ДЕСЯТОЕ - Занятие бизнесом в нашем городе со всей
очевидностью, имеет как свои положительные, так и отрицательные
стороны. Первые связанные с развитием гарантированного и поддерживаемого
властями самого института частного предпринимательства и теми
возможностями, которые этот институт создает для самореализации
индивида в качестве свободной и преуспевающей личности, в
том числе и в осуществлении права экономически быть неравным
другим при равенстве всех перед законом. Вторые, т.е. отрицательные
стороны, в значительной мере определяются далеко не цивилизованными
условиями той общественной среды, в которой вынуждены работать
предприниматели. В этом свете задача "облагораживания" и "оцивилизовывания"
этой среды предстает как одна из центральных задач дальнейшего
движения нашего города по пути рыночных реформ. И здесь важны
однонаправленные усилия с обеих сторон, т.е. как со стороны
городских властей, так и со стороны столичного бизнеса. Со
стороны властей в качестве обязательств по отношению к малому
предпринимательству по-прежнему актуальными являются:
- упорядочение правового пространства и поддержания равных
для всех условий конкуренции;
- введение "божеского" налогообложения, которое стимулировало
бы предпринимательскую активность и ее выход из "тени";
- эффективная защита от чиновничьего "рэкета", беспредела
со стороны низовой бюрократии;
- ограждение и защита от давления уголовно-криминальных
структур;
- внедрение системы льготного и доступного кредитования
и субсидирования, в том числе с привлечением крупного банковского
капитала;
- осуществление широких образовательных программ в рамках
деятельности того же Департамента по развитию и поддержке
малого бизнеса. Торгово-промышленной палаты и т.д.
Со стороны малого бизнеса речь вдет прежде всего о повышении
его качества, т.е. реальном законопослушании по принципу
"закон есть закон", в том числе и в плане выплаты налогов,
об отказе от силовых, криминальных "технологий" конкуренции,
ориентации на потребителя и обеспечение его качественными
товарами и услугами и др. Следует постепенно отказываться
и от иждивенческих настроений по отношению к городским властям.
В конце концов многие проблемы мелкие предприниматели вполне
успешно могли бы решать и сами посредством самоорганизации
и создания разветвленной сети касс и обществ взаимопомощи
для юридически - правовой защиты своих прав, противодействия
всякого рода домогательствам со стороны коррумпированного
местного чиновничества и криминалитета, взаимофинансирования
и взаимокредитования и т.д.
Словом, речь идет о взаимных согласованных шагах властей
и предпринимателей навстречу друг другу и установлении между
ними отношений взаимовыгодного делового партнерства. Можно
смело утверждать, что тогда, в условиях процветания малого
бизнеса от этого сектора городской экономики в столичный бюджет
будет поступать не каждый третий, а, как минимум, каждый второй
рубль.
Научный руководитель темы: директор научно-исследовательского
центра по изучению конъюнктуры политического рынка "ИНМАРСО",
завкафедрой политической социологии МГУЭСИ, профессор
О.З.Муштук
Процентное соотношение ответов выведено из общего числа респондентов,
определившихся одновременно по нескольким вариантам, и поэтому
не сводится в итоге к 100%. Сказанное в равной мере относится
к результатам ответов на вопросы №4-6.
Редакция сервера "Выборы в России" выражает
признательность Комитету по телекоммуникациям и средствам
массовой информации Правительства Москвы за предоставленную
возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями
общественного мнения по актуальным социально-экономическим
и общественно-политическим проблемам жизни столицы. Все материалы
исследований Мэрии Москвы публикуются в регулярных сборниках
"Пульс".
|