СИНДРОМ КОЛХОЗНО-СОВХОЗНОГО
ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
Важным показателем размежевания левых и правых, реформаторских и консервативных
сил является отношение к аграрному вопросу в их программно-уставных документах
и в конкретной практической деятельности. В связи с этим, понятно, приобретает
чрезвычайную актуальность знание того, как этот водораздел отражается в представлениях
электората.
Почти трое из четырех человек из числа взрослого населения России в декабре
1995 г., отвечая на вопрос анкеты, признали необходимым сохранить колхозы и совхозы.
Лишь по мнению 13.0% граждан колхозы и совхозы должны быть постепенно распущены
и только 2.8% были убеждены в том, что колхозы и совхозы должны быть распущены
быстро. Каждый десятый россиянин был застигнут опросом врасплох и не смог выразить
своего отношения к колхозно-совхозному строю.
Как затруднения в ответ на этот вопрос, так и проявившийся синдром колхозного
фундаментализма объясняются тем, что колхозно-совхозный строй стал неотъемлемой
составной частью тоталитарного устройства и советского образа жизни. Колхозы и
совхозы были реальностью для нескольких поколений граждан Советского Союза, и
представление о них не могли исчезнуть из сознания людей подобно тому, как было
стерто целое государство с политической карты мира. Для советского образа жизни
с его коллективизмом и другими бесспорно ценными качествами были характерны и
многие отрицательные черты и признаки.
Характерным, в частности, было "низведение личности человека до мельчайшей
частицы гигантского запрограммированного потока, на скорость и направления которого
влиять она не могла"[1]. Более того, "у основной массы
людей практически не было ни экономического, ни политического, ни духовного выбора,
все определялось и "расписывалось" в рамках действующей системы. Человек
не решал, за него решали власти, и это в конечном счете обернулось социальным
иждивенчеством и социальной апатией"[2].
Шоковая терапия в аграрном секторе, и в первую очередь в среде сельского населения
не состоялась. Демократический переворот в крестьянской душе бывших советских
граждан, о котором наивно мечтали творцы шоковой терапии, не состоялся.
Ответом на провозглашенную свободу стала роковая потеря социально-экономической
ориентации, что и нашло красноречивое выражение в богатом урожае голосов, поданных
за сохранение колхозно-совхозного обустройства сельской жизни и сельскохозяйственного
производства. Вопрос о сохранении колхозов и совхозов стал одним из рычагов давления
общественной атмосферы на сторонников форсированного вхождения в свободный рынок.
ГЕОГРАФИЯ КОЛХОЗНО-СОВХОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
Особого раскола внутри "ликвидаторов" не было, так как большинство
из них отдавали предпочтение постепенному, т.е. эволюционному реформированию колхозно-совхозного
строя. Однако, в каждом стане: и в радикальном, и в примиренческом, - различия
между столичными и сельскими жителями по доле сторонников "отмены" колхозов
и совхозов были значительными.
Отношение к колхозам и совхозам относительно устойчиво было связано с общей
позицией граждан к экономической реформе и демократическим преобразованиям. Именно
поэтому среди столичного населения, в наименьшей мере знакомого с реальными условиями
жизни и быта работников колхозов и совхозов, доля противников колхозов и совхозов
почти в два раза превосходила долю таким же образом настроенных сельчан. При этом
закономерно, чем дальше от столицы вглубь страны, тем выше была доля тех, кто
выступал за сохранение колхозов и совхозов, - от 66,2% в столицах республик, краев
и областей, до 73,3% в отдаленных городах и до 82,6% в сельской местности.
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
КОЛХОЗНО-СОВХОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
Более всего колхозно-совхозных фундаменталистов, судя по итогам опроса, было
среди лиц пожилого и преклонного возраста. Каждые четверо из пятерых в возрасте
51-60, 60 и старше ответили в конце 1995 г., что колхозы и совхозы, по их мнению,
должны быть сохранены. Среди тех же, кому в это время было 18-20 лет, доля сторонников
сохранения колхозов и совхозов составляла немногим более половины. Иными словами,
среди лиц преклонного возраста доля фундаменталистов была в 1.5 раза больше чем
среди молодежи.
Радикализм в отношении роспуска колхозов и совхозов среди молодежи встречался
почти в 4 раза чаще, чем среди тех, кому перевалило за шестьдесят. Впрочем, сторонников
умеренных требований постепенного изживания колхозов и совхозов среди молодежи
так же было в три раза больше, чем среди пенсионеров.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОЛХОЗНЫЙ ВОПРОС
Отношение к колхозам и совхозам почти не имело национального аспекта, т.к.
удельный вес сторонников их сохранения был одинаковым среди русского населения
и среди народов других национальностей. Разница же в долях тех, кто считал колхозы
и совхозы не нужными, составляла всего лишь 1.7%.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ И КОЛХОЗНО-СОВХОЗНЫЙ СТРОЙ
Степень религиозности, как и национальность, в целом, не играла заметной роли
в формировании проколхозных или антиколхозных установок. Пожалуй, лишь одна градация
религиозности имела значение. Как показал опрос, лишь только среди агрессивных
атеистов т.е. тех, кто считал, что с религией надо бороться, не оказалось сторонников
роспуска колхозов. За исключением 7.4% атеистов, не сумевших выразить свое отношение
к колхозно-совхозному строю, все остальные сочли, что колхозы и совхозы должны
быть сохранены.
Подобное распределение настроений в панораме общественного мнения вполне закономерно.
Оно дает известные основания для вывода о наличии тесной связи между двумя составными
частями советского фундаментализма, заложенного в головы и в души советских людей
неистовой коммунистической пропагандой.
Наблюдая с экрана телевизора за скорбными минами нынешних руководителей, нелепо
стоящих со свечами в Елоховском Соборе, мало кто, конечно, верит в то, что недавние
безбожники вдруг стали добропорядочными верующими. Это манифестация или, другими
словами, - контрпропаганда. На самом же деле две крайности радикального фундаментализма
- воинствующего атеизма и безоговорочного колхозничества - тесно переплетены между
собой. Для построения прогностических моделей поведения электората выявленная
связь имеет поистине непреходящее значение.
ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ
КОЛХОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
Синдромом колхозного-совхозного фундаментализма охвачены прежде всего неграмотные
и малограмотные слои населения, среди которых лишь каждый двадцатый допускает
мысль о возможности жить без колхозов и совхозов. Остальная же масса, около 90.0%
полагает, что колхозы и совхозы должны быть сохранены. Вместе с повышением образовательного
уровня растет доля сторонников роспуска колхозов.
Среди малограмотного населения доля "антиколхозников" почти в 2 раза
меньше, чем среди лиц с незаконченным и законченным средним образованием, в 3
раза меньше, чем среди лиц, имеющих среднее специальное образование, и в 5.5 раз
меньше, чем среди имеющих незавершенное или завершенное высшее образование.
В отличие от демографического, связь образовательного фактора с колхозным фундаментализмом
более логична и органична в том смысле, что поляризация идет не в радикальном
подходе к судьбе колхозов и совхозов, а в продуманном и, по-видимому, убежденном.
Это хорошо видно из прямо пропорциональной зависимости между уровнем образования
и масштабами представлений о плавном роспуске колхозов и совхозов. Сторонников
постепенного расформирования (роспуска) колхозов и совхозов среди населения с
низким уровнем образования в 2 раза меньше, чем среди населения со средним специальным
и в 5.7 раза меньше, чем среди населения с высшим образованием.
УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ -
ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ
КОЛХОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
Проколхозные и антиколхозные установки в немалой мере связаны с состоянием
экономического и финансового положения граждан России. Можно думать, что ухудшение
материального благополучия, падение жизненного уровня, связанные с экономическими
и финансовыми трудностями, находятся в непосредственной связи с традиционным,
или реанимируемым отношением к судьбе колхозов и колхозников. Не случайно, видимо,
среди семей с неблагополучной тенденцией экономического и финансового положения
каждые четверо из пятерых опрошенных считает, что колхозы и совхозы должны быть
сохранены.
Напротив, среди граждан из благополучных семей, экономическое и финансовое
положение которых улучшилось за год перед опросом, доля сторонников колхозно-совхозного
строя значительно (на 17.4%) меньше. Против сохранения колхозов высказались каждые
четверо из числа тех, чье экономическое положение улучшилось и лишь каждый десятый
из числа тех, чье экономическое положение ухудшилось.
Вывод очевиден: бульоном, в котором варятся антирыночные, антиреформаторские
представления и условия, служит ухудшение экономического положения.
КОЛХОЗЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЭЛЕКТОРАТОВ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И БЛОКОВ
Отношение к колхозно-совхозному строю является прекрасной иллюстрацией поляризации
политических позиций и предпочтений российских избирателей.
В декабре 1995 г. лишь 3.6% из рядов потенциального электората КПРФ соглашались
с тем, что колхозы и совхозы должны быть распущены. Среди же тех, кто еще накануне
парламентских выборов принял решение голосовать за НДР и Яблоко, удельный вес
"антиколхозников" был, соответственно, в 8 и в 8.5 раз больше. Соответственно,
за сохранение колхозов и совхозов высказался почти весь электорат коммунистов
(93.7%) и немногим более половины электоратов НДР (56.0%) и Яблока (57.2%). Показатели
значительного размаха вариаций между долями электоратов различных партий, поддерживающих
идею роспуска (26.7%), отстаивающих идею сохранения колхозов и совхозов (37.7%)
не оставляет сомнений в том, что отношение к колхозам и совхозам, как волнорез,
закрепляет раскол политических сил.
Близкими по интенсивности красками изображается на политической карте страны
раскол между сторонниками и противниками нынешнего состояния дел в государстве,
и, в частности, в отношении того, в каком направлении идут дела в России.
Доля "антиколхозников" в составе проправительственно настроенных
граждан составляла 44.8% и в 4 раза превосходила аналогичную долю в составе оппозиционно
настроенного населения. В первой категории избирателей, думающих, что дела в России
идут в правильном направлении, удельный вес сторонников сохранения колхозов и
совхозов составлял 47.0% и был в 1.7 раза меньше, чем среди тех, кому движение
России виделось в неправильном направлении.
Среди консервативно настроенных избирателей, готовых отдать свой голос за лидера,
обещавшего восстановить СССР, лишь 5,0% поддержали идею роспуска колхозов и совхозов,
в то время, как основная масса поддержала противоположную идею сохранения колхозно-совхозного
строя.
СОВРЕМЕННЫЕ ЛИДЕРЫ И ИМИДЖ КОЛХОЗОВ
Среди другой части избирателей, которую можно отнести к лояльно настроенной
к демократическим порядкам, и готовым отдать свой голос за лидера, обещающего
развивать Россию в теперешних границах, доля противников колхозов была почти в
5 раз больше, чем среди консервативной части населения.
Нынешний колхозный фундаментализм в значительной мере поддерживается не столько
ностальгией по печально-знаменитым трудодням и (антидемократическому) беспаспортному
режиму, сколько дальнейшей эскалацией криминогенной ситуации, безработицей и беспощадным
обнищанием.
Накануне выборов немногим более, чем каждый пятый избиратель проявил готовность
поддержать лидера-диктатора, который во имя восстановления порядка в России установил
бы с помощью армии и сил безопасности диктаторский режим. Каждый второй (51.8%)
имел другую точку зрения и был готов противостоять любой диктатуре, считая, что
свобода важнее, чем установление порядка с помощью армии и сил безопасности.
Среди первой категории населения доля "антиколхозников" составляла
8.4% и была в 2.5 раза меньше, чем среди второй, доля же сторонников колхозного
строя среди первых (84.3%) на 16.7% больше, чем среди вторых.
ПОРЯДОК В СТРАНЕ И КОЛХОЗЫ
Связь между государственническим традиционализмом и колхозным фундаментализмом
проявляется не только в том, чтобы установить и иметь "порядок" в России,
в том числе и сохраняя при этом колхозно-совхозный строй, но и в том, каким путем
добиваться установления желанного порядка.
Две категории граждан России полагают, что для наведения порядка в России с
целью улучшения ситуации в экономике необходимы демократические в своей основе
подходы:
- во-первых, распределение контроля на основе договоренности между Центром и
регионами,
- во-вторых, сильные региональные администрации.
Доля первых составляла в конце 1995 г. 34.3%, доля вторых - 29.0%.
Остальное население распределилось еще на две категории, одна из которых (18.5%)
настаивает на необходимости жесткого контроля Центра (Москвы) над регионами, а
другая (17.4%) вообще не имеет какого-либо мнения по вопросу о способах наведения
порядка в нынешней России. Среди тех, кто выступает за жесткий контроль Центра,
т.е. за порядок, близкий к авторитаризму и тоталитаризму, удельный вес "антиколхозников"
является минимальным: он составляет всего лишь 6.4%, что в 2.9 раза меньше, чем
среди сторонников идеи сильных региональных администраций и в 3.1 раза меньше,
чем среди ревнителей договоренности между Центром и регионами.
ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ И РЕФОРМАТОРЫ
КОЛХОЗНОГО СТРОЯ
Итак, выборы, сделанные россиянами в ходе двух парламентских марафонов, и произведенный
на их основе анализ позволяют, с известной долей осторожности, выделить некоторые
черты в обобщенных портретах сторонников и противников (фундаменталистов и реформаторов)
колхозно-совхозного устройства России.
Ряды фундаменталистов пополняются, главным образом, за счет жителей сельской
местности и небольших поселков городского типа, преимущественно из лиц пожилого
и частично среднего возраста, как правило, неграмотных, малограмотных или имеющих
незаконченное среднее образование, из числа людей с немного или существенно ухудшившимся
экономическим и финансовым положением своих семей за последний год, из избирателей,
готовых отдать или уже отдавших свой голос за КПРФ и ЛДПР, уверенных в том, что
дела в России идут, в целом, в неправильном направлении, симпатизирующих тем политическим
лидерам, которые обещают восстановить СССР, или же установить с помощью армии
и сил безопасности диктаторский режим во имя восстановления порядка в России,
и, наконец, одобряющих решительные меры правительства по установлению жесткого
контроля Центра (Москвы) ради наведения порядка в России и ради улучшения ситуации
в экономике.
Квоты русского населения и нерусских народов в составе сторонников колхозного
строя представлены равномерно, что само по себе исключает национальный фактор
из списка детерминантов, раскалывающих народы по их отношению к колхозно-совхозному
устройству.
Состав противников колхозно-совхозного строя пополняют, как ни странно, столичные
жители, население крупных и средних городов, не являющихся столицами, молодого
возраста, среди русских несколько больше, чем среди остальных народов России,
преимущественно люди, получившие среднее специальное и высшее образование, люди,
существенно или хотя бы в незначительной степени улучшившие экономическое и финансовое
положение своей семьи в течение последнего года, люди, составляющие потенциальный
и фактический электорат НДП и Яблока, позитивно оценивающие общее направление
движения России по пути реформирования, склонные к выбору тех политических лидеров,
которые взяли бы на себя ответственность развивать Россию в ее теперешних границах
и, соответственно, сохранять постсоветское пространство в его нынешнем рассыпанном
и дезинтегрированном состоянии, ждущие от правительства справедливого распределения
контроля между Центром и регионами по взаимной договоренности или же создания
сильных региональных администраций.
Итак, анализ представлений граждан России об итогах и уроках экономического
реформирования, в том числе о переходе от плановой к рыночной экономике, о судьбах
колхозно-совхозного строя, и о частной собственности на землю, о политике регулирования
уровня доходов граждан и других в зависимости от электоральной разнополосицы,
от общего отношения к направлению движения России, от политических симпатий, предпочтений
и настроений дает основание для вывода о глубоком расколе и значительной поляризации
мнений. Не случайно политический манифест тринадцати известных российских предпринимателей,
обостренно чувствующих предвыборный накал политических страстей, и реальную опасность
гражданской войны, начинается с точного диагноза: "Общество расколото".
Сами предприниматели, похоже, не проводили широкомасштабного изучения политического
расслоения российского электората. Нет сведений и о том, пользовались ли они итогами
проведенных Институтом этнологии РАН и МГУ социологических исследований, на основе
которых пишется эта книга.
Однако, совпадение вывода о расколотом обществе, сделанного, с одной стороны,
людьми, не бросающими слов на ветер, а с другой стороны, независимыми российскими
и американскими исследователями, приобретает очень серьезное значение. Не случайно
и созвучие самого документа, опубликованного 27 апреля одновременно в нескольких
центральных газетах[3], с накатившей за этой акцией волной общественного
интереса, и последовавшей вакханалией пресс-политических тусовок и действий[4].
Одновременно с экрана телевизора прозвучало "личное мнение" генерала
Коржакова о переносе президентских выборов. Круг замкнулся. Одно из последствий
политической поляризации российского общества, к чему так усиленно толкали страну
люди у государственного руля, называющие себя демократами, может оказаться в том,
что на президентских выборах победит одна из "политических сил", и совсем
не обязательно из президентского окружения. Не исключена, в частности, победа
"красного" Г.Зюганова над "белым" Б.Ельциным. Такой исход
возможен и он вполне вытекает из итогов независимых социологических опросов, а
также из анализа тенденций политического развития России и их отражения в поведении
избирателей. Но именно этот исход не устраивает политическую элиту, которая никак
не хочет уходить с капитанского мостика и передать штурвал тому, за кого проголосует
электорат. Отсюда - новые комбинации и политические расчеты: или перенос выборов,
или договор о разделе власти между главными претендентами - Борисом Ельциным и
Геннадием Зюгановым. Словом, все, что угодно, только при сохранении власти и себя
у власти. Даже компромисс Б.Ельцина с коммунистами, но не допущение прихода коммунистов
к власти. Для комментаторов из демократического лагеря итог подобного компромисса
однозначен: "Полный крах нынешней власти"[5].
При оценке изменений в духовной жизни постсоветского времени синдром колхозного
фундаментализма далеко не единственный барьер, который надлежит преодолеть поколениям,
воспитанным на идеологии советского образа жизни. Вместе с тем было бы ошибочно
воспринимать позитивную оценку колхозов и совхозов по истечении перестроечного
десятилетия как серьезный кризис или как вакуум в процессах демократизации. Это
скорее всего реакция на исключительно бедственное положение села, в отличие, скажем,
от жиреющей части Москвы.
[1] Горбачев М. Жизнь и реформы. Книга 1, М., 1995.
С. 296.
[2] Там же, С.296-297.
[3] Известия. 1996. 27 апреля; Советская Россия. 1996.
27 апреля; Московский комсомолец, 1996. 27 апреля.
[4] Кронид Любарский. Все куплю, - сказало злато //
Независимая газета. 1996. 7 мая.
[5] Там же.
|