РАСШИРЕНИЕ НАТО: БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Проникновение западноевропейского и американского капитала в разработку
топливно-энергетических ресурсов России, Казахстана, Азербайджана, бесспорно,
затрагивает жизненно важные интересы России, если не сказать больше, что указанное
проникновение чревато для нее большим экономическим и политическим ущербом. Но
и это лишь один из источников для тревоги. Другим подобным источником являются
уродливые гримасы приватизационного процесса и намерения НАТО выдвинуться к рубежам
бывшего Советского Союза. Зеленый свет этому продвижению был открыт сначала внешнеполитической
деятельностью Горбачева - Шеварднадзе, накануне развала СССР, а затем продолжен
командой Ельцина - Козырева. К рубежу 1995-1996 гг. расширение НАТО на восток
стало официальной доктриной НАТО. Комментируя этот геополитический сдвиг, ставший
возможным с согласия Кремля, западная печать не скрывала своего удовлетворения.
"До последнего времени, - писала английская газета "Дейли телеграф"
в декабре 1995 г. о расширении НАТО на восток, - не было согласия по этому вопросу,
и если бы Россия последовательно давала знать, что в данном вопросе она проводит
запретительную линию, то союзники были бы более осмотрительны... Но когда президент
Ельцин ответил в Варшаве в августе 1993 г., что он не возражает против присоединения
Польши к НАТО, он тем самым эффектно заставил замолчать тех на Западе, кто советовал
проявить осторожность по части расширения"[1].
Далекая когда-то во времена существования СССР тема продвижения НАТО на восток
для бывших советских граждан, на рубеже 1995-1996 г. и в ходе Президентских выборов
1996 г. приобрела нешуточную актуальность. Почти каждый четвертый респондент в
ходе общероссийского опроса в декабре 1995 г. указал, что он серьезно ("много"
и "очень много") заинтересовался НАТО, как союзом стран Западной Европы,
США и Канады. Еще одна значительная группа граждан России - каждый третий, указала,
что интересуется "скорее немного". И лишь для 27,8% россиян НАТО не
попало в поле зрения их интересов: они не читали и не слышали об этом блоке.
Исключительно трудным для понимания оказался вопрос относительно значения вступления
в НАТО стран Центральной и Восточной Европы: половина всех опрошенных оставила
его без какого-либо ответа. Большинство же остального взрослого населения России
(39,4%) указало, что расширение НАТО пойдет не на пользу России, так как страны -
члены НАТО могут объединиться против России и изолировать ее. Вторая группа лиц,
придерживающаяся прямопротивоположной точки зрения и считающая, что расширение
НАТО пойдет на пользу России, так как НАТО является гарантом стабильности в Европе,
составила 9,8%, что в 4 раза меньше первой группы лиц.
В нашу задачу не входит анализ объективных и субъективных причин, вызвавших
падение рейтинга и престижа внешнеполитической активности России на международной
арене. Однако слабая компетентность или отсутствие политической воли и дипломатических
навыков у демократически настроенного руководства ведомства по иностранным делам
ни в коей мере, как уже указывалось, не должно приравниваться к недостатку этой
воли у народов России в целом[2].
Степень информированности граждан России о НАТО предопределяется преимущественно
образованием: чем выше образовательный уровень, тем больше ("много"
и "скорее много") люди читали о НАТО или слышали о нем. Место проживания,
возраст и состояние экономического и финансового положения не находится в сильно
значимой и заметной связи со степенью информированности граждан о НАТО.
Не очень заметен и национальный фактор. Доли русских и представителей других
народов России "очень много" читавших или слышавших о НАТО составляют
7,8% и 7,7%, т.е. равновелики. В целом же, при учете всех степеней заинтересованности,
от "очень много" до "скорее немного" читавших, среди граждан
какой-либо, кроме русской национальности, доли интересовавшихся НАТО или что-либо
слышавших, несколько выше, чем среди русских.
Степень информированности о НАТО, вопреки ожиданиям, не оказалась сколько-нибудь
тесно увязанной с политической поляризацией российских граждан, в том числе с
распределением по партиям, блокам и движениям, за которые они собирались проголосовать
на выборах в декабре 1995 г.
При всей осведомленности граждан России о НАТО, у них все же нет четкого представления
о новых отношениях с ней России. В сельской местности и в городах не столичного
типа более половины взрослого населения не сумели ответить на вопрос о расширении
НАТО: пойдет оно на пользу России, или не пойдет. Опрос выявил нарастающую тревогу
от возможного расширения НАТО по возрастным группам: чем старше возраст, тем меньше
доверия к этому блоку. Так, например, среди тех, кому перевалило за 60, доля лиц
уверенных в том, что расширение НАТО пойдет на пользу России, была в 4 раза меньше,
чем среди молодежи 18-20 летнего возраста.
Среди лиц с высшим образованием настороженность в отношении НАТО так же более
в 2,2 раза больше чем среди неграмотного и малограмотного населения. Вместе с
тем необходимо подчеркнуть, что почти линейная зависимость настороженности от
уровня образования проявляла себя слабее, чем затруднения, которые испытывали
люди с низким уровнем образования, отвечая на этот новый и необычный для них вопрос.
Среди неграмотных каждые трое из четверых, а среди лиц с высшим образованием немногим
более чем каждый третий не сумел ответить на этот вопрос. Впрочем трудности, что
испытали наши респонденты - это не столько их вина, сколько беда российского внешнеполитического
ведомства, заведенного его прежнем руководителем А.Козыревым в американо-центристский
тупик.
Не случайно, лидер коммунистической оппозиции Г.Зюганов назвал внешнюю политику
Козырева "политикой национальной измены", в результате которой Россия
не только потеряла своих союзников и друзей, рынки сбыта своей продукции, но и
получила серьезную угрозу для своей безопасности у своих западных границ. То,
что не понимали Э.Шеварднадзе, Б.Ельцин и А.Козырев, в начале 1996 г. популярно
объяснил канцлер ФРГ Гельмут Коль. "Тот, кто подходит к данной теме с чувством
триумфа, - сказал он о проблеме и о сути расширения НАТО, - ступает на неверный
путь. Мы должны учитывать, - продолжал он, демонстрируя лучшее понимание меняющейся
обстановки на Европейском континенте, по сравнению с иными российскими политиками,
- обоснованные интересы безопасности России и Украины. Никто не должен бояться
того, что мы тайно седлаем коней, чтобы идти на Москву"[3].
Если исходить из величины размаха вариации, разделившего различные группы населения
по наличию в них лиц, уверенных в том, что расширение НАТО никак не пойдет на
пользу России, то можно выстроить следующую иерархию факторов.
Судя по самой большой разнице (26,9%) на полярных позициях по негативной степени
расширения НАТО оказались группы лиц с высшим образованием и группы неграмотного
и малограмотного населения. В первой группе масштабы "недоверия" расширению
НАТО были самыми широкими, во второй - самыми узкими. Вторым по значимости фактором
(с размахом вариации между полярными значениями), разделяющим население в зависимости
от их оценки расширения НАТО был возрастной фактор, третьим - ориентация голосовать
за ту или иную партию, четвертым - место проживания, пятым - изменение экономического
и финансового положения семьи за последний год.
Доля граждан, считающих, что расширение НАТО "пойдет на пользу России",
составили среди русских 9,9%, среди нерусского населения - 8,9%. Разница в один
процент снова дает основание для вывода, что принципиальной разницы в подходах
к оценке НАТО и исходящей от него угрозы среди народов России не существует. Как
в позитивной, так и в негативной оценке расширения НАТО позиции русского и остального
населения практически одинаковы.
Нарастающее беспокойство электората России корреспондирует с быстро меняющимися
взглядами малокомпетентных политиков, еще совсем недавно, всего несколько лет
тому назад, неожиданно поверивших в добрые намерения руководства НАТО. Как отмечалось
в печати, планируемый процесс продвижения НАТО к западным границам России "воспринимается
большинством российских политиков не просто как угроза, но и как крах партнерских
отношений с Западом, а также политики демократов, допустившей приближение НАТО
к российским границам, что объективно усиливает националистическую и коммунистическую
оппозицию"[4].
[1] Цит. по: Ричард Овчинников. Разрушители державы.
Статья вторая // Правда. 1996. 31 января.
[2] Сергей Бабурин. Российский путь. М., 1995. С. 143.
[3] Цит. по: Московский комсомолец. 1996. 6 февраля.
[4] Александр Коновалов, Андрей Кортунов, Сергей Ознобищев.
Нищета "натомании" // Независимая газета. 1996. 20 марта.
|